Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»
план-конспект на тему

Стрельникова Мария Николаевна

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по теме:

«Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»

Стрельникова М.Н, учитель-логопед

Цель: формирование правильной речи, автоматизация звуков , дифференциация звуков [С] – [Ш] .

Задачи:                                                                                                                    Образовательные:

  • упражнять в правильном произношении звуков С, Ш в слогах, словах, предложениях;
  • закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] ;
  • уточнять артикуляцию звуков  С, Ш;
  • закреплять правильное произношение звуков  С, Ш;                          
  • учить различать эти звуки на слух;
  • упражнять в определении наличия и места звуков С, Ш в словах;
  • упражнять в подборе слов-антонимов;
  • упражнять в употреблении предлогов.

Коррекционно-развивающие

  • развивать устную речь, внимание, мышление;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развивать пространственную ориентировку и внимание;
  • развивать просодическую сторону речи, выработать правильное речевое дыхание;
  • развивать подвижность речевого аппарата;
  • развивать память;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные

  • формировать положительную мотивацию к занятиям;
  • воспитывать самоконтроль над речью.

Наглядность и оборудование: индивидуальное  зеркало, компьютерная программа «Игры для Тигры», картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, шарик "Су-Джок", фигурки дедушки Миши и бабушки Сони.

 Словарь:

  • Слова-антонимы

ХОД УРОКА

I.Орг. момент.

II.Сообщение темы занятия.

 - К нам в гости сегодня пришли дедушка Миша и бабушка Соня. Они приготовили нам много интересных заданий. 

 -С какого звука начинается имя бабушки? [с] 
- Какой звук есть в имени дедушки? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

III. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

- Для того, чтобы уметь говорить и красиво, четко, чисто, выразительно,  необходимо потренировать наш язычок и губки.

Давай улыбнемся бабушке и дедушке и поцелуем их. "Улыбка-хоботок"

Бабушка и дедушка пришли к нам с блинами. "Блинчик"

Принесли малиновое варенье. "Вкусное варенье"

Давай пригласим их за стол пить чай из красивых чашек. "Чашечка"

После вкусного завтрака мы оближем губки. "Оближем губки" (кончик языка облизывает губки по кругу)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

 Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

 Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

 Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

 Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

 С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

 Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

 Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

 На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

III.Уточнение артикуляции звуков. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия).

- Наши гости приглашают тебя погулять в сосновом лесу. Хочешь?

Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки.  Покажите, какие там большие деревья.

 Ученик поднимает руки.

 Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

 Ученик быстро-быстро шевелит пальчиками.

 Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

 Ученик покачивается и машет руками.

 Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

-Давай вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

-Как мы произносим звук Ш. Где язычок? Что делают губки? Какой ветерок дует? (Так шуршат листочки)-губы округляются, язычок вверху в форме "чашечки", дует "теплый ветерок".

При произнесении звука С (так течет вода)-губы "улыбаются", язык лежит у нижних зубов, дует "холодный ветерок".

ш     с

IV. Игра «Слушай внимательно». Ребенок поднимает руку вверх, когда услышит звук Ш, и опускает вниз, когда услышит звук С: ш-с-с..., ша-са-су-ис-ош-..., автобус, собака, мишка, слива, сок, кошка...

V.  Бабушка и дедушка принесли нам не только блины  с вареньем, но корзинку с интересными играми и заданиями. Вот они. Давай порадуем дедушку и бабушку и выполним их.

  1. Предметные картинки со словами со звуком Ш и С. Назови что здесь нарисовано. Повторяй за мной. Четко произноси звуки.
  2. Посмотри на картинки. Назови сначала картинки со звуком С, а затем со звуком Ш.
  3. Услышав звук С рисуешь стрелочку вниз, а звук Ш - вверх. Затем кружочек, если услышишь звук Ш, улыбку - звук С.
  4. Достаем следующее задание. Разложим картинки по домикам, где живет звук Ш, а где С. Определим где стоит звук Ш, С (в начале слова, в середине, в конце),

Раскладываем и проговариваем каждое слово.

  1. А это что? (Машина). Надо помочь машинке проехать по клеточкам и найти слово. Одна клеточка вправо, какое слово? …

( Слова со звуками Ш и С).

6. Игра «Один много»

V.Физкультминутка  

-У бабушки и дедушки живет веселый хомячок. Мы устали, давай отдохнем вместе с хомячком.

  Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Хомка - хомка хомячок (надуваем щёки)
Полосатенький бочок
Хомка рано встаёт, ушки моет, шейку трёт
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать.

VI. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Давай помассируем наши пальчики.

1.Ребенок катает шарик «Су-Джок» между пальчиками одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ш.

2.Одеваем колечко на пальчики по очереди начиная с мизинчика.

Это малышка-Даша, Маша, Наташа, Саша, Катюша

3. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Назови ласково». Логопед катит шарик по столу называя слово, ребенок ловит шарик и откатывает его назад, называя слово ласково.

Кошка-кошечка, Маша-Машенька, Даша-Дашенька, шапка-шапочка, шар-шарик

Молодец. Но для  прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

-Су-Джок терапия.

    Массаж пальцев эластичным кольцом. /Ученик поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,  избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VII.    1. Дифференциация [С], [Ш]  в словах.

Игра «Отгадай слово»

. ишка    . уба    мы . ь

 . ова    . орока

 . камья    . анки

 . арф    . апоги

 2. Дифференциация звуков [С], [Ш]  в чистоговорках.

-А здесь нам даны интересные предложения. Сначала послушай, а затем

повтори.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Наша Саша под душем моет шею и уши.

3.  Развитие звукового анализа.

-Рассмотрите картинки, из первых звуков составь слово.

Сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас. (Свеча)

Шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос. (Шашка)

4. Игра «Скажи наоборот»

5. Работа с предлогами.

6. Закончи стихи, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Логопед: Давай повторим вместе.

Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши…

Уронила белка шишку,
Шишка стукнула…..

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на………

XI. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [б] - [б’], [п] - [п’]»

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по преодолению смешанной дисграфии с преобладанием акустической диграфии и дисграфии на почве несформированности языкового анализа и ...