конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.
план-конспект на тему

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_konkurs.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»

Конспект подгруппового логопедического занятия  по теме: Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах.

                                                                 

                                                                 Автор – составитель:

                                                                 учитель – логопед: Гридина Ольга    

                                                                 Владимировна

Осинники 2012

Тема: Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах.

Задачи:

1.Формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, находить их в словах, определять место звуков [с], [ш]  в словах, научить ориентироваться на плоскости листа.

2. Развивать фонематический слух на основе игр:

  1. навык звукового и слогового анализа и синтеза через упражнения;
  2. мелкую моторику рук при помощи тактильного опознания, упражнения с шариками «Марблс»

3. Воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование: шарики «Марблс», зеркало, карточки с изображением змеи, крана, карточки с цифрами, дидактическая игра «Укрась елку».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Как мы должны говорить на занятии?

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

Никогда мы не спешим

  1. Подготовительная часть.

Возьмите баночки с шариками «Марблс».

  1. Отложите столько шариков, сколько звуков в слове сок? Назовите первый звук?
  2. Отложите столько шариков, сколько звуков  в слове шуба? Назовите первый звук?

- Какие звуки  выделили в словах?  (с – ш)

- Кто может сформулировать тему нашего занятия?

   ( Дифференциация звуков С – Ш в слогах, словах.)

   

  1. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах и  словах.

- Что для этого надо сделать? (внимательно  слушать меня, своих товарищей и не выкрикивать).

  1. Основная часть.

  1. Уточнение артикуляционных и акустических признаков [с][ш].

          (Работа с зеркалом)

- Давайте я произнесу звук [с], послушайте, он похож,  на песенку водички с – с – с (так течет вода)

- Возьмите зеркало, произнесите звук [с], в каком положении губы (губы улыбаются), где расположен язычок (за нижними зубками), дует «холодный ветерок», звук [с] – согласный, глухой.

- А теперь послушайте я произнесу звук [ш], так шипит змея.

- Возьмите зеркало, произнесите звук [ш], в каком положении губы (губы округлены), где расположен язычок (за верхними  зубками), дует «теплый ветерок», звук [ш] – согласный, глухой.

Вывод: Если произносим звук [ш] где находится язычок, вверху, если

 произносим  звук [с] язычок, внизу.

  1. Игра «Слушай внимательно»

- Я буду произносить звуки [с], [ш], а вы услышав звук [Ш] будете поднимать руки вверх, а услышав звук [С]  вниз:

            С – С – Ш – С – Ш – Ш – С – Ш

 

- в слогах:

          СА – ШУ – ИС – ОШ – АС – СО

3. Звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд.

У каждого ученика ряд цифр от 1 до 10. При помощи цифр ребёнок определяет количество звуков в слове и на каком по счёту месте находится звук [С] или [Ш].

Перечень слов: cок, шуба, машина, шалаш, сушки, страшно, старушка, пастушок, машинист, стишок.

4. Игра «Не ошибись»

   

     - Вы должны добавить к слову слог «са» или «ша», назвать целое слово.

   кА - ….,  ли- ….,  ко-…,  кры-…., колё-….,  лап-… .

5. Физминутка

"Наша елка велика"
(круговое движение руками), 
Наша елка высока
(вставать на носочки),
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носки), 
Достает до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
(Пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс...)

6. Игра «Поможем Дедушке Морозу нарядить ёлку».

               

- Какой приближается праздник? ( Новый год)

- Кто приносит детям подарки? (Дедушка Мороз)

- А какое дерево мы украшаем на новый год? ( Ель)

           

- Сейчас мы с вами поможем Дедушке Морозу украсить елочки разноцветными шарами., но шарики для нашей елочки непростые, они с картинками. Одну елочку мы будем украшать шариками с картинками со звуком [с], а другую со звуком  [ш].

                  (рисунок)

               

   7. Работа в тетрадях.

  -Возьмите фишку и положите её в начале строки. Обведите и впишите соответствующую букву, [с].

  - Фишку положите в середине той же строки и выполните те же действия, впишите букву [ш].

- Запишите слова которые мы разложили под соответствующими значками:

Собака, шар, слон, шарф, шапка, карандаш, рубашка, бусы, сыр, самолет.

7. Работа с плоскостным изображением

        (рисунок)

-Перед вами плоскостные изображения предметов. По моей инструкции на листе бумаги вы будете выкладывать эти изображения.

- В середину листа поместите ёлку.

- В левый нижний угол пенек.

- В правый нижний угол дерево.

  1. Итог занятия: Вот и подошло к концу наше занятие.

                                   Чему учились на занятии?

       

         

                            Список литературы:

  1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – с. 97
  2. Ответы @ Mail.Ru Физминутки по теме зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."

Цели:           закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухо...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация О-А в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия направлен на коррекцию оптической дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Конспект подгруппового занятия с использованием ТРИЗ технологии .Пальчиковый театр " Теремок".Автоматизация звука Ш в слогах, словах и фразовой речи.

Для того, чтобы логопедическое занятие было интереснее и эффективней, логопеды используют разные методы и технологии работы, одной из которых является технология ТРИЗ,...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях"

представлены все этапы логопедического занятия и речевые  игры с речевым материалом, которые применяются для автоматизация звука С...