Конспект логопедического занятия "Дифференциация О-А в слогах, словах, предложениях"
план-конспект на тему

Материал занятия направлен на коррекцию оптической дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o-a.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:«Дифференциация о – а в слогах со стечение согласных, словах, предложениях»

Цель: развивать зрительно-пространственные представления, закреплять дифференциацию букв о – а на письме путем выработки самоконтроля; развивать навыки фонематического анализа и синтеза  слогов со стечением 2 – 3 согласных, слов различной слоговой структуры; расширять словарный запас, развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: схемы артикуляции звуков о – а; таблички слогов со стечением согласных; таблички со схемами слогов, слов (о – о – а, а – о – а); карточки с написанными овалами красного  и зеленого  цвета, карточки с предлогами,.

Ход занятия

Оборудование

1.

2.

I. Организационный момент

- Сядет тот, кто придумает любое прилагательное.

Оформление тетрадей (запись числа, пропись букв)

1.

2.

II. Повторение

Сравнение букв о – а

-  Над какими буквами мы работали на прошлых занятиях? (о – а)

-  Почему мы работаем над буквами о – а?

- Чем похожи письменные буквы о – а?(Одинаковый элемент овал.)

-  Чем они отличаются? (У буквыа есть второйэлемент крючок).

Сравнение звуков [о] - [а] по артикуляции

-  Какие это звуки? (Гласные).

-  Почему? (Нет преграды, воздух свободно выходит изо  рта).

- Как располагаются артикуляционные органы при произнесении гласного звука [о]? (Губы округлены, как бы  «пишут» букву о).

- Как располагаются артикуляционные органы при произнесении гласного звука [а]? (Губы свободно раскрыты).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

III. Основная часть занятия

Работа на уровне слога

  • Запомнить и повторить цепочку слоговых сочетаний со стечением трех согласных:

ахтпа – ахтпо – ахтпу – ахтпы;

афтка – афтко – афтку – афткы;

апста – апсто – апсту – апсты;

актфа – актфо – актфу – актфы;

аптка – аптко – аптку – апткы;

  • Чтение слоговых слоговых сочетаний с соблюдением ударения:аскпа, офсма, аскпа, апско, орква, охтса

Работа в тетрадях

Отработка соединений букв о – а с другими буквами

На карточках написаны овалы красного (а) и зеленого (о) цвета.

Задание. Соединить цветными карандашами буквы о и а с последующими буквами.

Следить за правильностью верхнего и нижнего соединения букв оилиа с последующей буквой, опираясь на цветовую подсказку  (а – красный овал, о – зеленый овал):

О л, ор, о м, о с, о х, о л, о м, о я, о з, о я

  • Взаимопроверка

Найти и исправить синим карандашом ошибочное соединение букв.

Запись слоговых сочетаний под диктовку

Записать под диктовку слоговых сочетаний со стечение согласных с опорой на звуковые схемы.

∙∙амта,  отма,  окта,  атка,

∙∙∙апста, аскпо, октпа, омста

Развитие зрительной памяти

Прочитать, запомнить и записать слоговые сочетания со стечением двух согласных:

осла,  орда,  абна,  агро,  офта,  акмо,  окпа,  апса

  • Проверка записи.

Работа на уровне слова

  • Игра «Скажи наоборот»

Задание:

  • подобрать прилагательное с противоположным значением;
  • записать его в тетрадь одной буквой, выделив ударную гласную  о  или  а;
  • объяснить значение слова «прочная», подобрав к нему синоним «крепкая».

Трусливый – храбрый  (а).

                                      Сильный – слабый (а).

                                      Хрупкая – прочная (о).

                                      Мелкая – глубокая (о).

                                      Злая – добрая (о).

       Красивый – безобразный (а).

Формирование навыка самоконтроля

Задание. Записать слова, опираясь на схемы.

Логопед диктует слова так, как они произносятся, а учащиеся записывают, опираясь на предложенную схему слова.

о – о –а   а – о – а

горочка                                  красота

пополам                                 жалоба

обнова                                    лавочка

доброта  застонать

горсточка                              справочка

- Какое слово во втором столбике лишнее? (Слово «застонать»).

- Почему?(Это глагол, а остальные слова – им.сущ.)

Отгадать загадку

Хотя ростом он и мал

     И ко всем ласкается,

     Но как прыгнет он в подвал –

     Мыши разбегаются.

(Кот)

- Какая гласная в слове «кот»?(О).

- Как она звучит? (Четко).

- Почему? (На неё падает ударение).

Игра «Самый внимательный»

Формирование навыков самоконтроля.

Задание: записать слово «кот» с предлогами, показанными логопедом.

-Как пишутся предлоги со словами?(Отдельно)

Сейчас вы должны быть очень внимательными, потому что мы будем изменять слово «кот», и буква о уже не будет ударной. Она будет слышаться нечетко, но вы должны помнить, что во всех образованных словах общий корень – кот -.

За котом,  с котом,  до кота,  над котом,  на кота,  к коту,  от кота,  перед котом,  из-за кота.

Физкультминутка

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Нарисуй глазами треугольник»

Обвести взглядом треугольник (квадрат), нарисованный на доске.

Работа на уровне предложения

Задание. Прослушать предложение. Выписать из него слово с указанным количеством слогов. Первое слово записать с большой буквы.

  • Выписать слово состоящее:

1) (из трех слогов)    Аня  - моя  родная  сестра (проверь безударную гласную о).

2) (из трех слогов)    Одна  сторона  листа  была  чистой (проверь безударные гласные).

3) (из одного слога)  Мать  крепко  обняла  сына.

4) (из одного слога)  Зимой  холодно,  а летом жарко.

5) (из трех слогов)    В  шкафу  висит  чужая  кепка  (чу-щу).

6) (из трех слогов)    Золушкинамачеха  была  злой.

  • Прочитать получившуюся поговорку:  

Родная сторона – мать,  а чужая – мачеха.

- Как вы понимаете эту поговорку? Объясните ее значение.

Слоговые таблицы с выделенным ударением на гласную

Карточки с красными (а) и зелеными(о)  овалами и последующими согласными.

Синие карандаши

Звуковые схемы

∙∙

∙∙∙

Карточки слогов со стечением двух согласных

орда

акмо

Схемы слов

о – о –а

а – о – а

Карточки с предлогами

над

из-за

IV. Итог занятия  

- Над какими звуками и буквами мы сегодня работали?

- Чем похожи буквы о – а?

- Чем различаются буквы о – а?

Оценка работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».

Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок  занятий по теме «Дифференциация парных согласных».  Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...

Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях".

В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов,  эффективно идет работа по автоматизации звуков....