ВЧ Н.С. Лесков. «Человек на часах»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Н.С. Лесков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_49_literatura.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

ВЧ Н.С. Лесков. «Человек на часах»

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

Вы к сегодняшнему уроку должны были прочитать рассказ Лескова «Человек на часах». Цель нашего занятия – выявить основные проблемы рассказа, определить идею рассказа.   Рассказ «Человек на часах» был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль под названием «Спасение погибавшего». Позже название было изменено. Почему автор изменил название – попробуем ответить в конце урока.

Запишем в тетрадях тему урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах».

  1. Постановка проблемы

- Вы прочитали рассказ. Кратко ответьте, о чём рассказ?  (О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа).

Каждый герой в этом рассказе

стоит перед проблемой выбора,

назовите героев.

- Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора, назовите героев. (Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка).

- Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах поступков каждого героя, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

4. Работа по теме урока

1) - Как вы думаете, почему автор указывает точную дату? (В основе рассказа лежат действительные события).

-Докажите текстом: когда и где произошёл рассказанный автором случай?

- Есть ли ещё в тексте ссылки на то, что повествование претендует на реальность изображаемого?

- Какие события совершались в непосредственной близости от этой даты? (1825 год – смерть Александра 1, восстание декабристов  1826 год – коронация Николая 1 (организован постоянный надзор за недовольными царской властью, ужесточение цензорской службы, организация третьего отделения полиции, следившее  за простыми людьми) 1837 год – смерть Пушкина, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова, ссылка Лермонтова 1841 год – смерть Лермонтова)

- Наступила эпоха всеобщего страха. Жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь разгневать царя. Провинившихся хоть в чём-нибудь  солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал своё полное бесправие.

2) - Что мы узнаём об условиях караульной службы Постникова?

-Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая 1?  

- В чём заключалось для Миллера «страшное несчастье»?

-Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти тонущего?  Может ли такими качествами обладать военный? (По мнению автора и по мнению других героев рассказа)

- Как называет Свиньин таких людей?  

Знакомство с понятием «гуманизм». Подберите синоним.  

-На чьей стороне автор?  

-Тогда определите позицию автора по отношению к выбору героя.  

-А как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас утопающего? Почему?

-Чем озабочены Миллер, Свиньин и Кокошкин?  Что их объединяет?  

- Какой выход был найден?    

-Зачем Кокошкин пошёл на хитрость, ложь, передёргивание фактов?

Кто на самом деле вышел

сухим из воды (в прямом и

переносном смысле этого

фразеологизма)?

-Кто на самом деле вышел сухим из воды (в прямом и переносном смысле этого фразеологизма)?        

-А кто понёс наказание?  

-Почему Свиньин беспокоится, чтобы Постников прошёл через строй молодых солдат?  Над чем иронизирует в финале истории автор?

-  В чём заключается ужас ситуации?    

-А какова позиция автора? (18 глава)

 -Что же такое: уметь делать добро?  

-Что для Постникова было невыносимее всего?

- Почему же автор изменил название рассказа?

-Какое слово является главным в названии?

 -А остальные герои рассказа, эти гуманисты и службисты? О ком думают они?

- Есть ли в рассказе говорящие фамилии? Прокомментируйте

-О чём хотел сказать читателям в этом рассказе Лесков?                

  Запишем идею рассказа в тетрадь

(В государстве, в котором всё построено на страхе людей за собственное благополучие, проявление человеколюбия создаёт помеху и опасность для тех, кто стоит у власти, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Лесков предупреждает, что если человеколюбивый поступок вызывает сомнение, то это значит, что надо остановиться и задуматься: почему наша жизнь идёт неправильно?)

5.Подведение итогов. Рефлексия

 В России, в городе Орле, есть памятник Лескову. (Как вы думаете, почему именно там?)  Памятник стоит рядом со зданием гимназии, в которой учился Лесков. Памятник необычный: это целая скульптурная композиция. В центре площади изображён сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры.  

-Как вы думаете, что они изображают?  Угадайте одного, который там точно есть.  

-Как вы думаете, почему?    

-Как вы думаете, есть ли что-то, что может объединить сказ о тульском Левше и рассказ «Человек на часах»?

 6.Д/задание сообщение о биографии А.П.Чехова

 

 

 

А кто понёс наказание? 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....

Н. С. Лесков. Человек на часах.

Рассказ Н. С. Лескова "Человек на часах" для урока внеклассного чтения во втором триместре...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков «Человек на часах»"

Интегрированный урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков "Человек на часах"...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков «Человек на часах»"

Интегрированный урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков "Человек на часах"...

Н. С. Лесков "Человек на часах"

Слайдовая презентация к уроку Н. С. Лескова "Человек на часах" в 8 классе....

конспект урока литературы "Н. С. ЛЕСКОВ «ЧЕЛОВЕК НА ЧАСАХ»".

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....

Урок-игра по литературе: Н.С. Лесков. Рассказы «Человек на часах» и «Левша»

В  данной разработке представлена урок-игра, интересные  задания и различные вопросы по произведениям....