Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9lit.doc | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования 2004 года (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69)
- Примерной программы основного общего образования по литературе
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы:
- пояснительную записку
- требования к уровню подготовки учащихся
- учебно-тематический план
- содержание тем учебного курса
- календарно-тематическое планирование
- контроль уровня обученности
- учебно-методические материалы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической.
Курс литературы 8 класса строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Цели обучения
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 105 часов, учебным планом МОБУ «СОШ №34» предусмотрено изучение литературы в 9 классе в объеме 105 часов (3 часа в неделю). Таким образом, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 105 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Сроки реализации программы – 1 год.
2. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
3. Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Развитие речи (из общего кол-ва) | Контрольн.работа (из общего кол-ва) |
Литература как искусство слова. | 1 | ||
Древнерусская литература | 8 | 2 | |
Литература XVIII века. | 9 | 2 | |
Литература XIX века. | 67 | 10 | 2 |
Литература XX века. | 10 | ||
Зарубежная литература. | 8 | ||
Литература народов России | 1 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
ИТОГО | 105 | 14 | 3 |
4. Содержание тем учебного курса
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
- Литература эпохи Античности
Катулл (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Катулла – противостояние жестокостовека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 час)
- Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
- «Слово о полку Игореве»
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
- ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (9 час)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
- М.В. Ломоносов (1 час)
- Жизнь и творчество (обзор).
- «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
- Г.Р. Державин (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
- А.Н. Радищев (1 час)
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Н.М.Карамзин (2 час)
Слово о писателе. Сентиментализм как литературное направление. «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)
Европейская литература эпохи Просвещения
- И.-В. Гете (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (68 час)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
- В.А. Жуковский (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений).
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
А.С. Грибоедов (10 час)
Жизнь и творчество
Комедия «Горе от ума»
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.
Европейская литература эпохи романтизма
- Дж. Г. Байрон (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения)
Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического” героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.
- А.С. Пушкин (22 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).
- М.Ю. Лермонтов (14 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
К.Н. Батюшков (1 час)
Слово о поэте.
- Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.
А.В. Кольцов (1 час)
- Слово о поэте.
Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес».
Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.
Е.А. Баратынский (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение».
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.
Н.В. Гоголь (13 час)
Жизнь и творчество.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
- А.А. Фет (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…».
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Н.А. Некрасов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…».
Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
- А.П. Чехов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (10 час)
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
А.А. Блок (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь».
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
- С.А. Есенин (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…».
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
М.И.Цветаева (1 час)
Слово о поэте.
Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
- А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество».
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
Н.А.Заболоцкий (1 час)
Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти.
Б.Л.Пастернак. (1 час)
Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.
А.Т.Твардовский (1 час)
Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике.
Проблемы и интонации стихов о войне
- М.А. Шолохов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека».
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
- А.И. Солженицын (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.
Литература народов России
Г. Тукай (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» (возможен выбор других произведений).
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Дата | Обязательный минимум | Планируемые результаты | Задание на дом | Примечание |
1. | Литература как искусство слова и её роль в общественной жизни и культуре России. | Литература как вид искусства слова, специфика художественного отображения действительности. | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание | Чтение «Слова о полку Игореве», с.11-33 | ||
2. |
| Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). | Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Уметь характеризовать данный период развития литературы, вести беседу, опираясь на ранее полученные знания о древнерусской литературе. | Выраз. чтение наизусть фрагм-в, с.29-30 | ||
3. | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | «Слово о полку…»-величайший памятник литературы. История рукописи. Проблема авторства. Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. | Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. | Выразительное чтение, вопросы и задания с. 33-34. | ||
4. | Жанр и композиция "Слова…". | Жанр и композиция "Слова…". Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. | ||||
5. | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. | Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | сообщения о князьях-героях | ||
6. | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова", основные идеи произведения | Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. | Подготовить понравившийся фрагмент на выразительное чтение | ||
7. | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | Переводы «Слова…» «слово» в живописи, графике и музыке. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагментов опер. Значение "Слова" для русской культуры. | Знать: понятие образ автора, лирическое отступление. | Выполнить анализ эпизода в «Слове…»7 | ||
8. | РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» | Анализ эпизода в художественном произведении. | Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения. Уметь комментировать и анализировать эпизод. | Подготовить рабочий материал к сочинению | ||
9. | РР Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…» | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Знать текст произведения, его художественные особенности. Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая и превращая в связный текст. | Домашнее сочинение | ||
10. | Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. | Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции Понимать задачи литературы 18 века, ее гражданский, дидактический, сатирический пафос. | Материал лекции или с.35-41 | ||
11. | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. |
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму. | Индивидуальные задания, зад. 4 РР на с.58 | ||
12. | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»), | Появление новых жанров во второй половине 18 века. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. | Наиз. ст. «Власти телям и судиям» | ||
13. | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник», «Фелица»). | Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии в стихотворении. Мысль о бессмертии поэта. Словарная работа. | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ стихов. | Анализ стих-я, с.63-64 | ||
14. | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» . Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. | Пересказ глав (текст в библ-ке) | ||
15. | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | Слово о Карамзине-писателе, историке, общественном деятеле. Понятие о сентиментализме. Значение творчества Карамзина. | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. | Пересказ повести, с.85-102 | ||
16. | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. | Повесть «Бедная Лиза»-начало русской прозы. Принципы сентиментализма в повести. Сюжет и герои повести. Образ повествователя. Чувствительность как моральная ценность. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека) | Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. | Собирание материала к сочинению | ||
17. | Р.Р. Классное сочинение по произведениям литературы 18 века «Бессмертные страницы литературы 18 века» | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Знать сюжеты и героев произведений 18 века. Понимать темы и идеи произведений, отношение авторов к изображаемому. Раскрывать свою точку зрения, аргументировать ее. | |||
18. | Р.Р. Классное сочинение по произведениям литературы 18 века «Бессмертные страницы литературы 18 века» | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Знать сюжеты и героев произведений 18 века. Понимать темы и идеи произведений, отношение авторов к изображаемому. Раскрывать свою точку зрения, аргументировать ее. | |||
19. | Золотой век русской литературы (обзор). Погружение в эпоху. Романтизм как литературное направление. | Поэзия , проза, драматургия 19 века. Золотой век русской литературы. Понятие о романтизме. Особенности русского романтизма. | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, записывать основные положения лекции., различать основные значения слова романтизм. | Материал лекции и с.112-113 | ||
20. | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. Психологизм поэзии Жуковского. | Личность поэта, многогранности творчества. Творческая переработка европейског опыта поэтом. | Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. | Выраз. чтение стихотворений, с.120-124 | ||
21. | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | Создание национальной баллады. Пространство и время баллады. Образ дороги. Фольклорные мотивы. Роль юмора. | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. | Сообщение о Грибоедове, с.141-147; инд. - презентация | ||
22. | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. | Слово о А.С.Грибоедове-поэте и драматурге. Круг общения Грибоедова Раннее творчество . Общественные взгляды. Творческая история Комедии «Горе от ума». | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова, его общественные взгляды, историю создания произведения и сценическую судьбу. | *Чтение комедии «Горе от ума»; вопросы | ||
23. | «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова«Горе от ума». | Система персонажей, «Говорящие» фамилии. Особенности сюжета, жанра и композиции. | Знать особенности комедии как жанра, | Анализ списка действующ. лиц | ||
24. | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Нравственные идеалы фамусовского общества. | Конфликт пьесы. Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова: общее и различное. ФамусовскаяМосква:единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, боязнь просвещения. | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. | Хар-ка фам. общ.; афоризмы | ||
25. | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Образ Чацкого в комедии. | Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Понимать место Чацкого В системе образов, его роь в раскрытии идеи комедии, смысл противопоставления Чацкого фамусовскому обществу. Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизоды, в которых конфликт с обществом проявляется наиболее остро. | Наизусть один из монологов Чацкого, анализ | ||
26. | Р.Р. «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия. Образ Репетилова, Молчалина, Скалозуба. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | Разграничение понятия «Ровесники» и «единомышленники», Характеристика данных персонажей, поняти о внесценическихперсонажах. | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Характеристика Чацкого, зад. 6, с.164; афоризмы | ||
27. | Загадка Софьи Павловны. | Яркость натуры Софьи, незаурядность и влияние на нее фамусовских взглядов, составление речевой характеристики героини. | Знать героев комедии. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отобрать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Софье. | С.151-157; инд. - презентация | ||
28. | РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Язык комедии. | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. | Знать основные положения статьи Гончарова, критические высказывания о комедии. Умет давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. | Анализ эпизода | ||
29. | РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Язык комедии. | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. | Знать основные положения статьи Гончарова, критические высказывания о комедии. Умет давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. | Анализ эпизода | ||
30. | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Знать содержание комедии составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Составить хронолог. таблицу биографии Байрона | ||
31. | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Знать содержание комедии составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Составить хронолог. таблицу биографии Байрона | ||
32. |
| Жизнь и творчество. Поэма «Корсар».Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического” героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. | Знать жанровые особенности поэмы, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер поэмы и анализировать художественное произведение. | Составить хронолог. таблицу биографии Байрона, инд.задания | ||
33. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | Слово о Пушкине(сообщения учащихся), Годы ссылки, Болдинская осень 1830года. Обзор творчества Пушкина. Твлрчествороэта как выражение высочайшей духовной гармонии. | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта. | Выучить ст-е «Пущину» наизусть, Зад. к семинару | ||
34. | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | Основные периоды жизни и творчества поэта основные темы и содержание лирических произведений поэта, теоретико-литературные понятия. | Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. | Составление тезисного плана ответа по теме; инд. - презентация | ||
35. | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | Взгляды поэта на свободу как нравственный, социальный , философский идеал. Стихотворение «К морю». Море как символ свободы. | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. | Выучить ст-е наизусть, анализ | ||
36. | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | Культура чувств поэта, адресаты дружеской лирики, история созданий стихотворений. | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. | Анализ стихотворения, с.188-192 | ||
37. | Любовная лирика А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может… | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. Истории созданий стихотворений. | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | Выучить ст-е наизусть, анализ | ||
38. | Тема поэта и поэзии. «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | Раздумья поэта о смысле жизни, о поэзии. Обучение сравнительному анализу стихотворения. | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. | Поэма «Цыганы», с.195-198 | ||
39. | Поэма «Цыганы» Черты романтизма в произведении. Образ главного героя. | Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. | Знать жанровые особенности поэмы, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер поэмы и анализировать художественное произведение. | Чтение романа «Евгений Онегин», подготов. к контрол.раб. | ||
40 | Контрольная работа Урок контроля по поэзии А.С. Пушкина. | Поэзия А.С.Пушкина. | Знать содержание произведений. Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос | Групповые задания, с.215-247 | ||
41 | Маленькие трагедии Пушкина. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. | «Маленькие трагедии» Пушкина. Обзор. Нравственная проблематика трагедии. Противопоставление образов. Проблема гения и злодейства. | Знать сюжет и героев трагедии отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Понятия трагизм, конфликт, композиция, антитеза. Уметь комментировать текст, , давать сопоставительную характеристику, выступать с сообщениями на литературную тему. | Сравн. хар-ка, с.222-232 | ||
42 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | История создания, замысел, композиция романа «Евгений Онегин». | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа Уметь выделять смысловые части текста | Эссе, с.232-236; инд. - реферат | ||
43 | Онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. | Особенности романа в стихах, онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста. | Отрывок наизусть | ||
44 | Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина. | Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина. | Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек». Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном | Составить характеристику героя | ||
45 | Онегин и поместное дворянское общество | Онегин и поместное дворянское общество | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе | Чтение критич. статьи Белинского, тезисы по плану | ||
46 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Типическое и индивидуальное в образах героев. Противоречивость образа Ленского. Любовь Онегина и любовь Ленского. Возможные жизненные пути Ленского. | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою, выразительно читать и анализировать эпизоды романа, создавать словесные портреты героев. | Сравн. хар-ка | ||
47 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | Татьяна- «милый идеал». «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природой. Соединение в Татьяне Народной традиции с высокой дворянской культурой. | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским; роль фольклорных образов, пейзажа в романе, отношение автора а Татьяне и Ольге. Уметь давать цитатную характеристику героя произведения, давать сравнительную характеристику героинь. | Выучить наизусть одно письмо ( по выбору уч-ся) | ||
48 | Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов. | Анализ писем Татьяны К Онегину И Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. | Знать содержание писем Татьяны и Онегина; план анализа текста. Уметь выразительно читать наизусть и анализировать тексты писем, давать сравнительную характеристику писем. | Анализ эпизодов | ||
49 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | Знать текст художественного произведения. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения | Выразительное чтение наизусть лирических отступлений(по выбору), вопросы и задания 3 первого уровня. | ||
50 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | Автор как идейно-композиционный центр романа. Автор и Евгений. Пушкинская эпоха в романе. | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя; выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики.(Петербург-деревня, Петербург-Москва, светские салоны-картины светской жизни). | Чтение статьи Белинского «Сочинения Александра Пушкина», вопросы и задания 1, 3 третьего уровня ко всему роману. | ||
51 | Р.Р. Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Работа с критической литературой. | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. Пушкинский роман в зеркале критики. Цели и задачи критической литературы. Представление взглядов критиков. Образ Онегина и тема « лишнего человека» в русской литературе. | Знать оценку романа в критике. Уметь воспринимать критические работы и определять их ключевые идеи, строить развернутые высказывания на основе прочитанного. Понимать цели и задачи критики. | Составить конспект ситатьи В.Белинского | ||
52 | Понятие о реализме. | Формы отражения жизни в искусстве. Углубление понятия о реализме. Реализм в творчестве Пушкина. Русские писатели-реалисты | Знать теоретико-литературные понятия реализм, типический характер, типические обстоятельства, признаки реализма. Понимать значение реализма в развитии искусства. Уметь записывать основные положения лекции, уметь находить общие черты классицизма, романтизма, реализма и различия между ними. | Подготовиться к сочинению | ||
53 | Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный | Составить хронолог. таблицу биографии Лермонтова, инд. зад. | ||
54. | Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный | Составить хронолог. таблицу биографии Лермонтова, инд. зад. | ||
55 | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. . | Слово о Лермонтове (сообщения учащихся). Трагичность судьбы поэта. Обзор творчества. | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Материал лекции или с.250-262; презентация | ||
56 | «Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике Лермонтова. Тема безвременья. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | Мотивы одиночества и страдания в стихотворении «Ужасная судьба отца и сына». | Знать стихи, в которых развивается тема одиночества и протеста. Уметь выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, находить в них ИВС | Выразительное чтения наизусть, индивидуальные задания. | ||
57 | Тема поэта и поэзии творчестве М,Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» | Конфликт поэта с миропорядком. Романтический герой Лермонтова. Раздумья над творчеством, над ролью поэта. Сравнительная характеристика стихотворений Пушкина и Лермонтова. | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам., определять темы и идеи стихотворений, находить ИВС, давать сравнительную характеристику лирических произведений. | анализ одного стихотворения на выбор. | ||
58 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | Адресаты любовной лирики и послания к ним. Любовь как страсть, приносящая страдания. | Знать адресатов любовной лирики. Уметь анализировать текст на лексическом уровне Понимать своеобразие любовной лирики Лермонтова. | Выразительное чтения наизусть, индивидуальные задания. | ||
59 | Тема Родины в лирике Лермонтова. «Родина». «Дума» | Особенности раскрытия темы Родины в лирике Лермонтова. «Родина» | Знать содержание стихотворений о Родине. Уметь находить ИСВ, выделять смысловые части стихотворений, анализировать текст на морфологическом уровне. | Анализ стихотворения | ||
60 | Философская лирика. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва». | Особенности жанров стихотворений. | Знать содержание стихотворений, особенности философской лирики поэта. | Подгот. к сочинению | ||
61 | Р.Р. Классное сочинение. «О чем заставили меня задуматься стихотворения М.Ю. Лермонтова»? | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Уметь создавать сочинения различных жанров, уметь определять границы темы. | Чтение романа Лермонтова «Герой Нашего времени». | ||
62 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | Первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Традиции романтической повести. Эпоха Лермонтова В романе | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Коммент.чтение глав «Бэла» и «Максим Максимыч» | ||
63 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | Первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Традиции романтической повести. Эпоха Лермонтова В романе | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Коммент.чтение глав «Максим Максимыч» | ||
64 | Печорин как представитель «портрета поколения». Русские офицеры и горцы в романе. | Загадка образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Образ странствующего офицера. | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, определять способы создания психологического портрета. | Чтение глав «Тамань», «Княжна Мери» | ||
65 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань»- портрет поколения. Самоанализ Печорина. Социально-психологические проблемы в новелле. | Знать содержание «Журнала Печорина»; признаки романтизма и реализма в романе. Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов; определять жанровые признаки произведения, пересказывать и анализировать эпизоды; аргументированно отвечать на вопросы. | Пересказ эпизодов, характеристика Грушницкого и Вернера., сообщения учащихся о женских образах в романе. | ||
66 | Любовь и дружба в жизни Печорина». | Печорин как представитель «портрета поколения». «Водяное общество» в повести «Княжна Мери». Печорин и его взаимоотношения с ближними. | Знать сюжет и героев романа, понятия двойник, фатализм. Понимать роль самоанализа, роль двойников в раскрытии характера героя; смысл названия «Фаталист», позицию автора (неизбежность краха Печорина в отношениях с людьми) | Сравнительная характеристика Онегина и Печорина, сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма. | ||
67 | Художественные особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Портрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Художественные средства создания образов. Язык романа. Автор и Печорин. | Знать сюжет и героев романа, теоретико-литературные понятия портрет, пейзаж, романтизм, реализм. Понимать смысл названия романа, роль портрета, пейзажа. Значение образа Печорина в развитии русской литературы | Подготовка к к/р (тесту) | ||
68 | Контрольная работа по роману «Герой нашего времени» | М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» | Знать сюжет, особенности композиции, героев романа. | Подгот. презентации о поэтах пушкинской поры. | ||
69 |
|
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова. | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Подгот. презентации о поэтах пушкинской поры. Выразит. чтение стихотворений по теме. | ||
70 |
|
Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» (возможен выбор других стихотворений). Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова. | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Подгот. презентации о поэтах пушкинской поры. . Выразит. чтение стихотворений по теме. | ||
71 | Е.А. Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии. | Слово о поэте. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение». Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии. | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Составить хронолог. таблицу биографии Гоголя, инд. зад. Выразит. чтение стихотворений по теме. | ||
72 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | Жизнь и творчество. Обзор содержания произведений. | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное., выступать с сообщениями на литературную тему. | Аналитическое чтение 1-6 глав, выучить лекцию | ||
73 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. | Замысел, история создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции. | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Выучить лекцию, подготовить характеристику образов чиновников по вариант. | ||
74 | Поэма «Мёртвые души». Обзор содержания. Смысл названия. | Замысел, история создания поэмы «Мертвые души». Обзор содержания произведения | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Выучить лекцию, подготовить характеристику образов чиновников по вариант. | ||
75 | Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов, Коробочка. | Система образов поэмы. Составление плана характеристики героев: интерьер, говорящие фамилии, портрет, детали, речевая характеристика. | Знать сюжет и героев поэмы, теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, типический характер, ирония, гротеск, сарказм. | Характеристика образов помещиков | ||
76 | Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Собакевич, Ноздрев. | Система образов поэмы. Составление плана характеристики героев: интерьер, говорящие фамилии, портрет, детали, речевая характеристика. | Знать сюжет и героев поэмы, теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, типический характер, ирония, гротеск, сарказм. | Характеристика образов помещиков | ||
77 | Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Плюшкин. | Система образов поэмы. Составление плана характеристики героев: интерьер, говорящие фамилии, портрет, детали, речевая характеристика. | Знать сюжет и героев поэмы, теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, типический характер, ирония, гротеск, сарказм. | Характеристика образов помещиков | ||
78 | Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Городской пейзаж, разоблачение пороков чиновников. Приемы сатирического изображения чиновников. | Знать сюжет и героев поэмы, приемы сатирического изображения. Уметь выразительно читать и пересказывать фрагменты поэмы, давать сравнительные характеристики. Понимать смысл «Повести о капитане Копейкине». | Характеристика образа Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?». | ||
79 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. | Чичиков-герой новой эпохи буржуазии. Жизнеописания Чичикова. Заветы отца. Чичиков и помещики. Ч. И чиновники. | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. Понимать новаторство образа, роль главного героя в системе образов. | Индив.зад, характ. образов помещиков | ||
80 | «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1-й урок | Взгляд писателя на судьбу России, его христианские позиции, мастерство и новаторство Гоголя. | Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль. Понимать яркость многообразие палитры художественных приемов. | Образ автора в поэме. | ||
81 | «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».2-й урок | Взгляд писателя на судьбу России, его христианские позиции, мастерство и новаторство Гоголя. | Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль. Понимать яркость многообразие палитры художественных приемов. | Письменный ответ« Смысл заглавия поэмы» | ||
82 | Лирическое начало в поэме. Образ Руси. Мотив дороги. | Поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Поэма в оценке критики. | Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль. Понимать авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений | Выразительное чтение одного из лирических отступлений. | ||
83 | Р.Р. Поэма в оценке Белинского. | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. Чичикова и другие герои в системе образов | Знать оценку поэмы в критике. Уметь воспринимать критические работы и определять их ключевые идеи, строить развернутые высказывания на основе прочитанного. Понимать цели и задачи критики. | Домашнее сочинение по теме. | ||
84 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. | Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие чичиковщина Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов. | |||
81 |
|
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения). Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения с точки зрения их нравственной особенности, темы и идейного содержания. | Выразит. чтение стихотворений | ||
82 | Н.А. Некрасов. Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы. | Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения). Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы. | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения с точки зрения их нравственной особенности, темы и идейного содержания. | Выразит. чтение стихотворений | ||
83 |
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». |
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». | Сообщения, характеристика героев, анализ текста, вопросы и задания (с.39, в. 7-10) | ||
84 | Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах. | Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах. | Знать содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». | |||
85 | Русская литература ХХ века. Человек и история в литературе. | Исторические потрясения 20 века и их отражение в литературе и искусстве. Рождение новых жанров и стилей. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. Уметь записывать основные положения лекции, рассказывать о писателях 20 века и их произведениях. | Выучить лекцию | ||
86 |
|
| Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»; своеобразие лирических интонаций. Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока, анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы. | Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74) | ||
87 | С.А. Есенин. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. |
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы; анализировать цветовую лексику в канве стихотворения. | Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95) | ||
88 | М.И.Цветаева. Страницы творческой биографии. Лирика поэтессы. | Слово о Цветаевой. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | С.119-130, наиз. стих. ( по выбору уч.) | ||
89 |
|
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. Понимать лирический, патриотический пафос стихов; | Выраз. чтение, с.130-144 | ||
90. | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. | Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | С.148-167 | ||
91 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. | Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | С.194-208, выраз. чтение | ||
92 | А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.
| Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике. Проблемы и интонации стихов о войне | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | |||
93 |
|
Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. | Знать сведения о жизни и творчестве Шолохова, особенности композиции рассказа «Судьба человека Уметь характеризовать образ главного героя, выборочно пересказывать текст. | С.167-194 | ||
94 |
| Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека», сюжет и героев рассказа, теоретико-литературные понятия рассказ-эпопея, типизация, реализм, антитеза. Уметь характеризовать образ главного героя, выборочно пересказывать текст. | Сообщения о Солженицыне, читать «Матренин двор», индивидуальные задания | ||
95 |
|
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, образ главной героини-праведницы | С.233-2282 | ||
96 | Литература народов России Г. Тукай. Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. | Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы. | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы; анализировать цветовую лексику в канве стихотворения | Выразит. чтение стихотворений | ||
97 |
Катулл. Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. | Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…». Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности. | Знать тематику и особенности произведений | С.303-314 | ||
98 | Литература эпохи Средневековья
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни). | Литература эпохи Средневековья
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни). | Знать множественность смыслов поэмы | С.315-325 | ||
99 | Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. | Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. | Знать множественность смыслов поэмы | С.315-325 | ||
100 | Литература эпохи Возрождения У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. | Литература эпохи Возрождения У. Шекспир. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. | Знать характеристику гуманизма эпохи Возрождения | С.326 - 335 | ||
101 | Гамлет как рефлексирующий герой. Трагический характер конфликта в произведении. | Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов. | Знать характеристику гуманизма эпохи Возрождения | С.326 - 335 | ||
102 | Европейская литература эпохи Просвещения
| Европейская литература эпохи Просвещения
Трагедия «Фауст» (фрагменты). | Знать характеристику особенностей эпохи Просвещения, особенности жанра трагедии; Гете и русская литература | Подготовиться к контрольной работе | ||
103 | Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. | Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа. | ||||
104 | Итоговая контрольная работа. | Знать сюжеты и героев произведений, изученных в 9 классе. Понимать нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь анализировать поэтические и прозаические произведения; характеризовать героев и их поступки. | ||||
105 | Итоговое занятие по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Уметь ставить перед собой цели в чтении и освоении литературы. Понимать необходимость и важность самостоятельного чтения, изучения литературы. | Читать по списку для летнего чтения |
6. Контроль уровня обученности
Название темы | Развитие речи (из общего кол-ва) | Контрольн.работа (из общего кол-ва) |
Древнерусская литература 1. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» 1 ч. 2. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…» 1 ч. | 2 | |
Литература XVIII века. Классное сочинение по произведениям литературы 18 века «Бессмертные страницы литературы 18 века» 2ч. | 2 | |
Литература XIX века. 1. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой.1ч. 2. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». 2ч. 3. Контрольная работа Урок контроля по поэзии А.С. Пушкина 1ч. 4. Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Работа с критической литературой. 1ч. 5. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 2ч. 6 . Классное сочинение. «О чем заставили меня задуматься стихотворения М.Ю. Лермонтова»? 2ч. 7. Контрольная работа по роману «Герой нашего времени». 1ч. 8. РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к домашнему сочинению. 2ч. | 10 | 2 |
Итоговая контрольная работа | 1 | |
ИТОГО | 14 | 3 |
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
7. Литература и средства обучения
1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной,М.Просвещение,2010
2. Беляева Н.М. и др. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя-М.Просвещение,2008
3. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя.- М, Просвещение,2008
4.Журнал «Литература в школе»
5. Коровина В. Я. Литература 9 кл. Методические советы.-М.Просвещение,2008
6. Коровина В.Я. и др. Литература 9 класс. Учебник в 2 частях. -М. Просвещение, 2008
7. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…9 класс. Дидактические материалы по литературе.-М,Просвещение,2006
8.Алиева, Л. Ю. Тесты по литературе / Л.Ю. Алиева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 384 с. – (Домашний репетитор).
9.Безносов, Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8 – 11 классы.: Методическое пособие / Э.Л. Безносов.- М.: Дрофа, 2001.
10. Гайбарян, О. Е. Тесты по литературе: пособие для подготовки к тестированию / О.Е.Гайбарян. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2014. – 272 с. – (Серия «Тестирование и единый экзамен»).
11. Знаете ли вы русскую литературу? Вопросы и ответы / Авт.-сост. Л. А. Жердева. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. – 172 с. – (Готовимся к ЕГЭ!).
12. Золотарёва, И. В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс / И.В. Золотарёва, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. – М.: «ВАКО», 2001. -272 с.
13. Золотарёва, И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., испр. И доп. / И.В. Золотарёва. – М.: ВАКО, 2005. - 416 с.- (В помощь школьному учителю).
14. Карнаух, Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. / Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – М.: Дрофа, 2003. – 320 с. – (Библиотека учителя).
15. Коган, И.И. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении / И.И.Коган. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. – 80 с.
16. Кучина, Т. Г. Контрольные и проверочные работы по литературе, 9 – 11 классы: Методическое пособие. / Т. Г. Кучина, А. В. Леденёв – М.: Дрофа, 1997.
17. Лимонад, Т. В. С сочинением на «ты»: Пособие для старшеклассников и абитуриентов / Т.В.Лимонад. – М.: Школьная Пресса, 2002.
18. Литература: Тесты. 9 – 11 классы: Учебно-методическое пособие для учителя / Авт.-сост. И. М. Михайлова. – М.: Дрофа, 1997.
19. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8 – 11 классы / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, С. А. Шаповал. – М.: АСТ, 2001. -302 с.
20. Оглоблина, Н. Н. Тесты по литературе. 5 – 11 классы / Н.Н. Оглоблина. – М.: ООО «АСТ», 2002. – 217 с.
21. Охременко, Н. В. Итоговые работы по литературе, 5 – 11 классы / Н. В. Охременко, О. В. Федина. – М.: Аквариум, 1997. – 240 с.
22. Педчак Е. П. Подготовка к итоговой аттестации по литературе. Тестирование / Е.П.Педчак. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 288 с. – (Серия «Библиотека школьника»)
23. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Литература. / Э. А. Красновский и др. – М.: Ителлект-Центр, 2004 – 144 с.
24. Францова Н. В., Доронина Т. В., Генералова Н. С. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: Учебно-методическое пособие / Н. В. Францова, Т. В. Доронина, Н. С. Генералова. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 352 с. – (Серия «ЕГЭ 100 баллов»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089), При...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета "Литература 6 класс"
Рабочая программа выстроена в логике программ общеобразовательных учреждений "Литература для 5-11 классов" под редакцией В.Я.Коровиной и учебного пособия "Учебник для общеобразовательных учреждений" в...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 9 класс
Пояснительная записка. Назначение рабочей программы: настоящая прогр...
Рабочая программа учебного предмета «Литература», 6 класс
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для основного общего образования (начального общего образования) разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:Ф...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 7 класс
Рабочая программа учебного предмета "Литература" к УМК Коровиной В.Я....