Гражданско-правовое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Енина Алла Алексеевна

Из опыта работы учителя. Организация работы по гражданско-правовому воспитанию на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Гражданско-правовое воспитание учащихся

             на уроках русского языка и литературы.

     Великий педагог Сухомлинский сказал: «В том, чтобы  гражданская, патриотическая жизнь началась для человека с малых лет,
и заключается мастерство воспитания».

Работая учителем в небольшой  школе, зная всех учащихся поименно, я чувствую ответственность за каждого из них. Поэтому целью своей работы считаю воспитание истинного гражданина и патриота своей страны,  знающего историю, подкованного в вопросах права, краеведа, сторонника здорового образа жизни, уважающего веру, религию, культуру разных народов, ответственного за настоящее и будущее своей страны – первостепенные воспитательные цели в современной общеобразовательной школе. И это не пустые слова. В последнее время государство стало уделять проблеме гражданского образования и воспитания пристальное внимание.

             Уроки русского языка и литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках учащиеся постигают всю глубину и силу таких общечеловеческих понятий, как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм, гуманизм, гражданственность.

            Мне бы хотелось привести  один небольшой элемент учебного занятия, который был использован мною на обобщающем уроке по имени существительному в 5 классе (русский язык):
- Из приведенного ниже текста Б. Н. Неменского выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
«Что это – Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья – это и есть Родина.
И ещё вот эти берёзки, этот утренний туман, и птичий гомон в твоём лесу – тоже Родина. И подснежник – тоже Родина».
– А что для вас значит это слово – Родина? Подберите к нему однокоренные слова. (Родители, родник, порода, род, родинка).
- Молодцы, следующая остановка: «Род имен существительных и склонение имен существительных».
             Следует заметить, что воспитание гражданственности – не одномоментная работа, а долгий, кропотливый труд, требующий от учителя не только терпения и творчества , но и знаний в смежных предметах. В частности, при изучении имени числительного можно предложить ученикам задания такого плана: записать словами числа 1612, 1654, 1812, 1941, 1945 и другие (в формах именительного, творительного, предложного падежей). При работе с каждым из этих чисел поинтересоваться, какое значение в истории нашей Родины имеют эти даты? А в качестве домашнего задания необходимо будет выписать из учебников истории и литературы предложения, в которых эти даты упоминаются.
Одним из видов работы в рамках гражданского и патриотического воспитания может стать проведение тематических словарных диктантов. Причём выбор тематики разнообразен. Приведу лишь несколько примеров.  Диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: лейтенант, контр-адмирал, генерал-майор, адъютант, кадетский корпус и др.;  на тему духовно-нравственного развития – благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность, образование, посвящение, просвещение и т.д. Подобные диктанты обязательно должны сопровождаться лексической работой.
Гордость за свой язык – это составная часть любви к своей Родине.

В учебники русского языка включено много текстов лучших русских прозаиков о русской природе. Для упражнений с заданием определить стиль и тип речи отобраны отрывки из произведений И. Бунина, К. Паустовского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова. В них русская природа изображена во всей своей неяркой прелести, где авторская позиция выражена не прямо, но любовь к Родине звучит в каждой строке. «Ясной любовью наполняется сердце», когда читаешь эти строки.

  Наряду с текстами художественного стиля в учебнике много текстов и публицистического стиля, где голос автора звучит взволнованно, скорбно, особенно если это тексты о войне, о суровых буднях войны, о героях войны. Например, текст о могиле Неизвестного солдата не может оставить равнодушным юного читателя. Самые высокие гражданские чувства пробуждаются в душе, когда слышишь эти строки:

«Он упал на заснеженную ноябрьскую землю на сорок первом километре под Москвой. Неизвестный солдат. Кем он был? О чем мечтал? Был ли это безусый боец или отец семейства? Мы ничего не знаем о нем. Знаем только, что землю, на которую он упал, он любил больше всего в жизни, что в час его гибели совершился исторический перелом: наши войска отбросили врага от Москвы и начали свой победный путь до Берлина. «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен» - высечено на гранитной плите.

Никогда, никогда не забудем мы своих известных и неизвестных героев!».

Чтобы привести подростков к правильным выводам и воспитать в них гражданскую ответственность, гордость за свой народ, я на уроках русского языка стараюсь работать с текстами, посвящёнными Великой Отечественной войне, используя фрагменты произведений Е.И. Носова, М.А Шолохова, К.Д. Воробьёва и других авторов. Ученики регулярно выполняют  задания по предложенным текстам: определяют их тему, идею, высказывают свое отношение к проблеме, поднимаемой автором, учатся аргументировать свою точку зрения, находят изобразительно-выразительные средства языка, определяют особенности авторской речи писателя. Все это поможет будущим выпускникам и на выпускном экзамене.
Таким образом, проводится работа сразу в нескольких направлениях: с одной стороны, тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал, а с другой – у ребят появляется возможность задуматься над общечеловеческими ценностями, ориентируясь на произведения классической и современной литературы, а также на лучшие примеры публицистики.

   Любви к Родине, к родному языку учит и упражнение из темы «Заимствованные слова» с заданием: «Замените иностранные слова русскими». Это задание предваряют слова: «Сейчас очень часто иностранные слова употребляют без какого-либо чувства меры, без всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык». Они употребляются даже тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова. С этим надо бороться».

 Любви к Родине может учить и такая совершенно «некрылатая» вещь, как грамматический разбор, например, словообразовательный разбор слова «разбросали» (приставка раз – и ее значение разорванности, разъединенности) из стихотворения М. Цветаевой «Расстояние, вёрсты, мили.» - о трагедии лучшего русского поколения, поколения Серебряного века, которое вынуждено жить вне Родины, оборвать все связи с ней, что непереносимо для русского сердца; или лексический разбор слов «рассОрили – рассорИли» (обыгрывается значение омографов) из этого же стихотворения.

Любви к Родине и гордости за нее может учить этимологический разбор. Например, слова «шаромыга» («шер ами» - дорогой друг – так говорили разбитые французские солдаты, прося кусочек хлеба у русских крестьян, за что и получили хлёсткое название – «шаромыги» - грязные, оборванные попрошайки).

О богатстве русского языка и гордости за этот язык может говорить и выполненное задание «подбери синонимы к слову». К некоторым словам русского языка можно без особого труда подобрать до 10-15 синонимов.

Гордости за свой язык учат и первые параграфы в учебниках разных классов: «Функции русского языка в современном мире», «Международное значение русского языка».

Благодатное поле деятельности по воспитанию гражданина открывается и на уроках литературы, ведь в программу включены произведения устного народного творчества, древнерусской и русской классической литературы. Да и тексты по русскому языку подобраны не случайно. В основном они несут определенную смысловую нагрузку и обладают

воспитывающим потенциалом

Произведения художественной литературы учат любви к ближнему, к своей стране, дают нравственные уроки, помогают различать добро и зло. Анализируя речь и поступки героев, мы так или иначе анализируем себя, свою роль в жизни общества, пытаясь поставить себя на место тех, о ком читаем, ищем выходы из проблемных ситуаций, может быть, мечтая, но ведь именно мечта, стремление соответствовать ей делают человека личностью.
          Так, например, в 5-м классе при изучении повести И.С. Тургенева «Муму» ребята, сопоставляя себя с Герасимом, сначала делают поспешные выводы и говорят, что уж они-то никогда не утопили бы собаку. Но потом, используя прием подбора ассоциаций к словам барыня (самовлюблённая, вершит судьбы людей, основываясь на свои прихоти), лакей (бездумный исполнитель), крепостной (бесправный) приходят к выводу, что поступить по-другому при крепостничестве Герасим просто не мог.
Очень значимым для формирования гражданской позиции может стать рассказ-быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Дети с большим интересом делают сопоставительные анализы образов Жилина и Костылина (портретные характеристики, поведение во время погони, в плену, выписывают характеризующие героев цитаты). Немаловажное значение для воспитания оказывает изучение быта горцев – это дает осознание, что нельзя считать врагом целый народ, хотя бы потому, что Дина тоже татарка, а она испытывает искренние чувства к пленному русскому офицеру и помогает ему, рискуя собственной жизнью Большую возможность для воспитания гражданственности и патриотизма дает 5 классе стихотворение «Бородино» ,

При обсуждении содержания стихотворения задаю вопрос:

-Как вы понимаете слова «И умереть мы обещали, и клятв верности сдержали мы в Бородинский бой»?

Учащиеся говорят, что они означают

стремление воинов оборонять Родину, не щадя жизней. Учащиеся в ходе дискуссии приходят к мысли, что гражданином, патриотом своей Родины

выступает не только ветеран, но и молодой солдат, который живо интересуется прошлым и тоже готов защищать родную землю. Основная мысль стихотворения в том, что российские воины проявили в великой битве

храбрость, стойкость, любовь к Родине, верность ей и своему народу.

Задаю еще один вопрос:

-Скажите, хотелось бы вам участвовать в защите Родины?

Конечно, ответы могут быть разные, нельзя сбрасывать со счетов детский максимализм. Здесь уместно напомнить детям строки Евгения Евтушенко:

Гражданственность – талант нелегкий,

Давайте делаться умней.

Зачем тащить, как на веревке,

Надменно фыркающих к ней?

- Как вы относитесь к этому? Согласны? Нет? Почему? Нужно ли совершенствоваться? Ради чего нужно работать над собой?

В заключение работы обращаюсь к школьникам с такими словами:

-Славные традиции воинов XIX века с честью поддержали бойцы нашей армии в Великой Отечественной войне 1941 –1945 годов. Надеюсь, что и «нынешнее племя» будет не хуже старших поколений. И вы, ребята, вырастете настоящими патриотами, гражданами своей страны.

 Часто провожу сочинения, изложения с дополнительным заданием: «Я гражданин России», «Что значит жить для людей?», «Что важнее: кем быть или каким быть?» Различные творческие задания: сочинить стихотворение, рассказ на темы, связанные с гражданским образованием. В уроки можно включать стихи, песни, отрывки из произведений, высказывания, непосредственно имеющие отношение к гражданскому образованию, подбор пословиц и поговорок о гражданине и патриоте, викторины по гражданской тематике.

Таким образом, гражданское образование –дело важное и ответственное. Каждый рано или поздно задумывается о себе, о своем предназначении, судьбах Родины. И чем раньше это произойдет, тем более полезным для общества, для страны будет человек.



Предварительный просмотр:

          Гражданско-правовое воспитание учащихся

             на уроках русского языка и литературы.

     Великий педагог Сухомлинский сказал: «В том, чтобы  гражданская, патриотическая жизнь началась для человека с малых лет,
и заключается мастерство воспитания».

Работая учителем в небольшой  школе, зная всех учащихся поименно, я чувствую ответственность за каждого из них. Поэтому целью своей работы считаю воспитание истинного гражданина и патриота своей страны,  знающего историю, подкованного в вопросах права, краеведа, сторонника здорового образа жизни, уважающего веру, религию, культуру разных народов, ответственного за настоящее и будущее своей страны – первостепенные воспитательные цели в современной общеобразовательной школе. И это не пустые слова. В последнее время государство стало уделять проблеме гражданского образования и воспитания пристальное внимание.

             Уроки русского языка и литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках учащиеся постигают всю глубину и силу таких общечеловеческих понятий, как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм, гуманизм, гражданственность.

            Мне бы хотелось привести  один небольшой элемент учебного занятия, который был использован мною на обобщающем уроке по имени существительному в 5 классе (русский язык):
- Из приведенного ниже текста Б. Н. Неменского выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
«Что это – Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья – это и есть Родина.
И ещё вот эти берёзки, этот утренний туман, и птичий гомон в твоём лесу – тоже Родина. И подснежник – тоже Родина».
– А что для вас значит это слово – Родина? Подберите к нему однокоренные слова. (Родители, родник, порода, род, родинка).
- Молодцы, следующая остановка: «Род имен существительных и склонение имен существительных».
             Следует заметить, что воспитание гражданственности – не одномоментная работа, а долгий, кропотливый труд, требующий от учителя не только терпения и творчества , но и знаний в смежных предметах. В частности, при изучении имени числительного можно предложить ученикам задания такого плана: записать словами числа 1612, 1654, 1812, 1941, 1945 и другие (в формах именительного, творительного, предложного падежей). При работе с каждым из этих чисел поинтересоваться, какое значение в истории нашей Родины имеют эти даты? А в качестве домашнего задания необходимо будет выписать из учебников истории и литературы предложения, в которых эти даты упоминаются.
Одним из видов работы в рамках гражданского и патриотического воспитания может стать проведение тематических словарных диктантов. Причём выбор тематики разнообразен. Приведу лишь несколько примеров.  Диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: лейтенант, контр-адмирал, генерал-майор, адъютант, кадетский корпус и др.;  на тему духовно-нравственного развития – благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность, образование, посвящение, просвещение и т.д. Подобные диктанты обязательно должны сопровождаться лексической работой.
Гордость за свой язык – это составная часть любви к своей Родине.

В учебники русского языка включено много текстов лучших русских прозаиков о русской природе. Для упражнений с заданием определить стиль и тип речи отобраны отрывки из произведений И. Бунина, К. Паустовского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова. В них русская природа изображена во всей своей неяркой прелести, где авторская позиция выражена не прямо, но любовь к Родине звучит в каждой строке. «Ясной любовью наполняется сердце», когда читаешь эти строки.

  Наряду с текстами художественного стиля в учебнике много текстов и публицистического стиля, где голос автора звучит взволнованно, скорбно, особенно если это тексты о войне, о суровых буднях войны, о героях войны. Например, текст о могиле Неизвестного солдата не может оставить равнодушным юного читателя. Самые высокие гражданские чувства пробуждаются в душе, когда слышишь эти строки:

«Он упал на заснеженную ноябрьскую землю на сорок первом километре под Москвой. Неизвестный солдат. Кем он был? О чем мечтал? Был ли это безусый боец или отец семейства? Мы ничего не знаем о нем. Знаем только, что землю, на которую он упал, он любил больше всего в жизни, что в час его гибели совершился исторический перелом: наши войска отбросили врага от Москвы и начали свой победный путь до Берлина. «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен» - высечено на гранитной плите.

Никогда, никогда не забудем мы своих известных и неизвестных героев!».

Чтобы привести подростков к правильным выводам и воспитать в них гражданскую ответственность, гордость за свой народ, я на уроках русского языка стараюсь работать с текстами, посвящёнными Великой Отечественной войне, используя фрагменты произведений Е.И. Носова, М.А Шолохова, К.Д. Воробьёва и других авторов. Ученики регулярно выполняют  задания по предложенным текстам: определяют их тему, идею, высказывают свое отношение к проблеме, поднимаемой автором, учатся аргументировать свою точку зрения, находят изобразительно-выразительные средства языка, определяют особенности авторской речи писателя. Все это поможет будущим выпускникам и на выпускном экзамене.
Таким образом, проводится работа сразу в нескольких направлениях: с одной стороны, тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал, а с другой – у ребят появляется возможность задуматься над общечеловеческими ценностями, ориентируясь на произведения классической и современной литературы, а также на лучшие примеры публицистики.

   Любви к Родине, к родному языку учит и упражнение из темы «Заимствованные слова» с заданием: «Замените иностранные слова русскими». Это задание предваряют слова: «Сейчас очень часто иностранные слова употребляют без какого-либо чувства меры, без всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык». Они употребляются даже тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова. С этим надо бороться».

 Любви к Родине может учить и такая совершенно «некрылатая» вещь, как грамматический разбор, например, словообразовательный разбор слова «разбросали» (приставка раз – и ее значение разорванности, разъединенности) из стихотворения М. Цветаевой «Расстояние, вёрсты, мили.» - о трагедии лучшего русского поколения, поколения Серебряного века, которое вынуждено жить вне Родины, оборвать все связи с ней, что непереносимо для русского сердца; или лексический разбор слов «рассОрили – рассорИли» (обыгрывается значение омографов) из этого же стихотворения.

Любви к Родине и гордости за нее может учить этимологический разбор. Например, слова «шаромыга» («шер ами» - дорогой друг – так говорили разбитые французские солдаты, прося кусочек хлеба у русских крестьян, за что и получили хлёсткое название – «шаромыги» - грязные, оборванные попрошайки).

О богатстве русского языка и гордости за этот язык может говорить и выполненное задание «подбери синонимы к слову». К некоторым словам русского языка можно без особого труда подобрать до 10-15 синонимов.

Гордости за свой язык учат и первые параграфы в учебниках разных классов: «Функции русского языка в современном мире», «Международное значение русского языка».

Благодатное поле деятельности по воспитанию гражданина открывается и на уроках литературы, ведь в программу включены произведения устного народного творчества, древнерусской и русской классической литературы. Да и тексты по русскому языку подобраны не случайно. В основном они несут определенную смысловую нагрузку и обладают

воспитывающим потенциалом

Произведения художественной литературы учат любви к ближнему, к своей стране, дают нравственные уроки, помогают различать добро и зло. Анализируя речь и поступки героев, мы так или иначе анализируем себя, свою роль в жизни общества, пытаясь поставить себя на место тех, о ком читаем, ищем выходы из проблемных ситуаций, может быть, мечтая, но ведь именно мечта, стремление соответствовать ей делают человека личностью.
          Так, например, в 5-м классе при изучении повести И.С. Тургенева «Муму» ребята, сопоставляя себя с Герасимом, сначала делают поспешные выводы и говорят, что уж они-то никогда не утопили бы собаку. Но потом, используя прием подбора ассоциаций к словам барыня (самовлюблённая, вершит судьбы людей, основываясь на свои прихоти), лакей (бездумный исполнитель), крепостной (бесправный) приходят к выводу, что поступить по-другому при крепостничестве Герасим просто не мог.
Очень значимым для формирования гражданской позиции может стать рассказ-быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Дети с большим интересом делают сопоставительные анализы образов Жилина и Костылина (портретные характеристики, поведение во время погони, в плену, выписывают характеризующие героев цитаты). Немаловажное значение для воспитания оказывает изучение быта горцев – это дает осознание, что нельзя считать врагом целый народ, хотя бы потому, что Дина тоже татарка, а она испытывает искренние чувства к пленному русскому офицеру и помогает ему, рискуя собственной жизнью Большую возможность для воспитания гражданственности и патриотизма дает 5 классе стихотворение «Бородино» ,

При обсуждении содержания стихотворения задаю вопрос:

-Как вы понимаете слова «И умереть мы обещали, и клятв верности сдержали мы в Бородинский бой»?

Учащиеся говорят, что они означают

стремление воинов оборонять Родину, не щадя жизней. Учащиеся в ходе дискуссии приходят к мысли, что гражданином, патриотом своей Родины

выступает не только ветеран, но и молодой солдат, который живо интересуется прошлым и тоже готов защищать родную землю. Основная мысль стихотворения в том, что российские воины проявили в великой битве

храбрость, стойкость, любовь к Родине, верность ей и своему народу.

Задаю еще один вопрос:

-Скажите, хотелось бы вам участвовать в защите Родины?

Конечно, ответы могут быть разные, нельзя сбрасывать со счетов детский максимализм. Здесь уместно напомнить детям строки Евгения Евтушенко:

Гражданственность – талант нелегкий,

Давайте делаться умней.

Зачем тащить, как на веревке,

Надменно фыркающих к ней?

- Как вы относитесь к этому? Согласны? Нет? Почему? Нужно ли совершенствоваться? Ради чего нужно работать над собой?

В заключение работы обращаюсь к школьникам с такими словами:

-Славные традиции воинов XIX века с честью поддержали бойцы нашей армии в Великой Отечественной войне 1941 –1945 годов. Надеюсь, что и «нынешнее племя» будет не хуже старших поколений. И вы, ребята, вырастете настоящими патриотами, гражданами своей страны.

 Часто провожу сочинения, изложения с дополнительным заданием: «Я гражданин России», «Что значит жить для людей?», «Что важнее: кем быть или каким быть?» Различные творческие задания: сочинить стихотворение, рассказ на темы, связанные с гражданским образованием. В уроки можно включать стихи, песни, отрывки из произведений, высказывания, непосредственно имеющие отношение к гражданскому образованию, подбор пословиц и поговорок о гражданине и патриоте, викторины по гражданской тематике.

Таким образом, гражданское образование –дело важное и ответственное. Каждый рано или поздно задумывается о себе, о своем предназначении, судьбах Родины. И чем раньше это произойдет, тем более полезным для общества, для страны будет человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.

Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной  связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии»....

Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...

Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"

Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....

Статья. Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

   Воспитание нравственности всегда становилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения.  Нравственному развитию личности придается первостепенное значение. Мо...