АЗБУКА речевого этикета
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Хидирнабиева Лариса Идаятовна

Речь - величайшее творение, дающее возможность человеку выразить гласно мысли и чувства.

Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_rechevogo_etiketa.docx71.4 КБ

Предварительный просмотр:

BS01316_

Дорогой друг!

Речь - величайшее творение, дающее возможность человеку выразить гласно мысли и чувства.

Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Запомни, хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения. И чем раньше ты разовьешь у себя уникальный человеческий дар, тем скорее ты добьешься результатов.

Наша азбука – книга о речевом этикете и о том, как речь обеспечивает проявление уважения к рядом живущему человеку. А без такого уважения со стороны знакомых и незнакомых людей, в школе, в семье, транспорте и на улице нам становится неуютно. Вовремя сказанное «спасибо» или «извините» улучшает настроение, а несказанное отзывается обидой. Волшебные слова, которые так сильно воздействуют на нас: «спасибо», «извините», «благодарю», «здравствуйте», «пожалуйста» - входят в речевой этикет.

Культура речи начинается  с внимательного отношению к каждому слову, выражению, фразе.

Мир слов многообразен, интересен,  увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как космос, Вселенная. 

ТВОЙ УЧИТЕЛЬ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРИВЕТСТВИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ

2. СЛОВА ГОСТЕПРИИМСТВА И ПРИВЕТА

3. слова благодарности

4. слова на ответы благодарности

5. выражения сочувствия и утешения

6. обращениЯ с просьбой

7. слова извинения

8. ПРИВЕТСТВИЯ ПРИ РАССТАВАНИИ

9. КОПИЛКА МУДРОСТИ

10. ПОСТИЖЕНИЕ ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ

11. О ВЕЖЛИВОСТИ

12. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

1. ПРИВЕТСТВИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ

ЗДРАВСТВУЙТЕ…

ДОБРОЕ  УТРО…

ДОБРЫЙ ДЕНЬ…

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР…

ПРИВЕТСТВУЮ ВАС…

Приветствие – один из важных знаков речевого этикета.  С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми.

Приветствуя кого-либо, улыбайся. Улыбка - ключ к приветливым отношениям, доброму разговору.
Приветствовать людей надо дружественно, с теплой интонацией.

А кто и кого приветствует первым? Мужчина первым приветствует женщину, а мальчик - девочку. Младший по возрасту должен первым приветствовать старшего.

Здравствуйте – приветствие при встрече.
Здравствуйте – от здравствовать, приветствовать, желать быть здоровым.
Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья.

Древние греки говорили:  «Радуйся!»,
А современные греки:  «Будьте здоровы

Арабы: «Мир с тобой»

Индейцы: «Все хорошо»

Давайте послушаем слово «З д р а в с т в у й т е

Какое оно:  по цвету, по форме, как пахнет, как звучит?

  • Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь

мы ничего  не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

ДОБРОЕ  УТРО (ДЕНЬ, ВЕЧЕР) – формула приветствия при встрече утром, днем и вечером

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

2. СЛОВА ГОСТЕПРИИМСТВА И ПРИВЕТА

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ…

Добро – в значении хороший, благополучный

Пожаловать – прийти куда-либо, особенно в гости, навестить кого-либо.

Русский народ очень гостеприимен. Русские любят принимать гостей у себя дома. Гостям всегда рады. Для них накрывают праздничный стол, в случае необходимости (приехавших из другого города) приглашают ночевать. Когда гости входят в дом, им по древней традиции говорят: «Добро пожаловать», что значит: проходите, пожалуйста, мы ждем Вас, мы очень рады Вам.

Плакаты с надписью «Добро пожаловать» можно увидеть, в аэропортах, на вокзалах и улицах. Первые русские слова, которые слышат и читают на плакатах зарубежные гости, когда они приезжают в Россию, слова гостеприимства и привета.

Говорится, когда приветствуют пришедшего гостя, приглашают радушно, от чистого сердца и тем самым обещают гостю приятное пребывание.

- Добро пожаловать, Петр Иванович! Что же Вы остановились у крыльца? Добро пожаловать в дом. Проходите, пожалуйста, мы Вам очень рады.

В. Саянов. Небо и земля.

3. слова благодарности

СПАСИБО…

БЛАГОДАРЮ…

Я ВАМ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН…

ВЫ ОЧЕНЬ ЛЮБЕЗНЫ…

СПАСИБО – слово благодарности

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят. (Спасибо.)

БЛАГОДАРЮ – выражать благодарность

Вслушайтесь в слово «благодарю».

Как звучит слово, что обозначает?

Благодарить – благо дарить.

Благо – хорошо, добро.

Дар – то, что дается совершенно безвозмездно.

Благодарю Вас – вежливая форма выражения благодарности; спасибо.

Благодарить друзей за помощь

Сердечно от всей души благодарю.

Я ВАМ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН – испытывать, выражать признательность,

ВЫ ОЧЕНЬ ЛЮБЕЗНЫ – быть обходительным, предупредительным, учтивым

4. слова на ответы благодарности

ПОЖАЛУЙСТА…

НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ…

НА ЗДОРОВЬЕ…

ПОЖАЛУЙСТА – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность

- Принесите, пожалуйста, книгу.

НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ – благодарить, оказывать чувство признательности за оказанное добро, внимание

Принять подарок с благодарностью.

НА ЗДОРОВЬЕ – выражение доброго пожелания в значении пожалуйста

5. выражения сочувствия и утешения

Я ВАМ СОЧУВСТВУЮ…

МНЕ ЖАЛКО ВАС…

МНЕ ЖАЛКО, ЧТО ТАК СЛУЧИЛОСЬ…

Я ВАС ПОНИМАЮ…

НЕ  ВОЛНУЙТЕСЬ…

НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ…

ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ…

СОБИРИТЕСЬ С МЫСЛЯМИ…

ВСЯКОЕ БЫВАЕТ…

ВЫ НЕ ВИНОВАТЫ…

ничего не поделаешь…

Я ВАМ СОЧУВСТВУЮ – проявлять отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других

Сочувствовать чужому горю

МНЕ ЖАЛКО, ЧТО ТАК СЛУЧИЛОСЬ – чувствовать жалость, сострадание

ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ – сдерживать свои чувства, проявлять самообладание, успокаиваться

В слове заключена великая сила.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

6. обращениЯ с просьбой

БУДБТЕ ДОБРЫ…

БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ…

пожалуйста

БУДЬ (ТЕ) ДОБР(Ы) – пожалуйста (форма вежливого обращения с просьбой)

-Будьте так добры, пришлите мне книгу, если это возможно.

ДОБРЫЙ делающий добро другим, отзывчивый, доброжелательный

При обращении к кому-нибудь с просьбой мы пользуемся традиционными формулами или отдельными словами, подчеркивающими вежливость, осознавая, что всякая просьба чем-то обременяет человека, причиняет какое-то беспокойство. Поэтому всегда тот, кто обращается с просьбой, какой бы значительной она ни была, употребляет формулы или слова, например: пожалуйста, я Вас прошу, будьте любезны.

Этикетная формула «будьте добры» заключает в себе обращение к самому ценному нравственному качеству человека – доброте. Тот, кто обращается с просьбой, испытывает неловкость за беспокойство другого, но в то же время он уверен в отзывчивости человека, к которому обращается.

БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ

НЕ ОТКАЖИТЕ В ЛЮБЕЗНОСТИ - формы вежливой просьбы

7. СЛОВА ИЗВИНЕНИЯ

ПРОШУ ИЗВИНИТЬ…

прошу простить…
я очень огорчен…

ПОЖАЛУЙСТА, ИЗВИНИТЕ…

ИЗВИНИТЕ…

ВИНОВАТ…

ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ…

ПРОШУ ИЗВИНЕНИЯ…

Я НЕ МОГУ НЕ ИЗВИНИТЬСЯ…

Я ВИНОВАТ ПЕРЕД ВАМИ…

Я ПРИЧИНИЛ ВАМ СТОЛЬКО ХЛОПОТ...

НЕ СЕРДИТЕСЬ ЗА ТО, ЧТО…

ИЗВИНИТЕСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД…

ПОЗВОЛЬТЕ ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ…

ПРОШУ ИЗВИНИТЬ – не ставить в вину 

-Извините, пожалуйста, за беспокойство

ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ – форма выражения извинения

Простите меня за опоздание

Я ОЧЕНЬ ОГОРЧЕН – испытывать состояние душевной боли 

-Я очень огорчен твоим поведением на уроке

ВИНОВАТ – считать виноватым, виновным

Загладить свою вину

8. ПРИВЕТСТВИЯ ПРИ РАССТАВАНИИ

ДО СВИДАНИЯ…

ВСЕГО ХОРОШЕГО (ДОБРОГО, НАИЛУЧШЕГО)

ПРОЩАЙТЕ…

ДО ВСТРЕЧИ…

СЧАСТЛИВО ОСТАВАТЬСЯ…

ДО СВИДАНИЯ, ВСЕГО ХОРОШЕГО – вежливое прощальное приветствие, доброе пожелание при расставании, пожелание повторной встречи. 

ПРОЩАЙТЕ - расставаясь друг с другом, люди на прощание произносят фразу, которую принято по традиции говорить и которой выражают разной степенью близости отношений и разное эмоциональное состояние того, кто остается и того, кто уходит.

  • Ну, прощай, Хорь, будь здоров, - сказал я.

Тургенев И.С.Хорь и Калиныч

СЧАСТЛИВО ОСТАВАТЬСЯ - одна из этикетных формул при дружеском расставании. При отъезде или уходя из дома, где человек хорошо был принят и приятно провел время, он желает счастья тем, кто остается.

Говорится при расставании как пожелание счастливой жизни тому, кто остается.

– Счастливо оставаться, - на прощание сказали ребята

Фразы Всего доброго (хорошего)! выражают надежду на новую встречу: До завтра. До вечера.

9. КОПИЛКА МУДРОСТИ

О ЯЗЫКЕ

Баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.  Ксанф спросил: почему Эзоп подает только языки. Мудрый философ ответил: ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее кроме языка? При помощи языка развивается культура, строятся города. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять купил языки. Все удивились этому. Тогда мудрец начал объяснять. Ты велел мне отыскать самое худшее, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Предание говорит, что не всем гостям понравился этот ответ.

???

А ты как считаешь, что больше в языке – хорошего или плохого? Задумайся об этом. Какими ты сам больше пользуешься свойствами языка  – хорошими или плохими?

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви,  словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти

Толстой Л.Н.

…Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.

Чехов А.П.

Речь должна вытекать из знания предмета.

Цицерон

Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития.

Сухомлинский В.

Богатство языка  есть богатство мысли.

Карамзин М.Н.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Лермонтов М.Ю.

Ясность – главное достоинство речи.

Аристотель

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

Гюго В.

ПОСЛОВИЦЫ

Человеку слово дано, а животному немота.

Слово – олово.

От одного слова да навек ссора.

Ласковым словом и камень растопишь.

Доброе слово – лучше мягкого пирога.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Ласковое слово, что вешний (весенний) день.

Слово может принести боль.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

10. ПОСТИЖЕНИЕ ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ

ФОРМУЛА ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ

ДУ+ЗПЭ=ЭП 

Доброжелательность, помноженное на  Уважение, плюс

 

 Значение Правил Этикета составляет Этику поведения.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА:

  • Не мешай окружающим
  • Будь приятен людям
  • Помогай людям
  • Будь естественным

СОБЛЮДАЙ В ОБЩЕНИИ:

  • вежливость при встрече,
  • интерес при выслушивании,
  • любезность при обмене мнениями,
  • сочувствие и такт при критике,
  • выдержку и спокойствие в разговоре,
  • уважение к собеседнику.

11. О ВЕЖЛИВОСТИ

Вежливость – это проявление уважения.

Вежливость – это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Тебе, наверное, приходилось слышать: Какая славная у нас девочка: всегда говорит «здравствуйте» или наш сосед -  хороший человек, всегда так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу.

Будь, дружок, и ты всегда вежлив!

Ты можешь проверить себя, насколько ты вежлив, насколько ты хорошо владеешь речевым  этикетом. Давай проведем небольшой тест – маленький экзамен на вежливость. Приготовь свою руку. Каждый раз, отвечая на вопрос словом «да», загибай палец.

???

1. Здороваешься ли ты с учителем, соседями, знакомыми?

2. Не забываешь ли ты сказать слова благодарности за добрые дела, поступки, за оказанную тебе помощь?

3. Извиняешься ли ты, если нечаянно кого-то толкнул?

4. Умеешь ли ты сочувствовать, утешать, переживать окружающим?

5. Всегда ли ты помнишь про вежливые слова при обращении к кому-либо с просьбой?

Если у тебя все пальцы загнуты, значит ты владеешь правилами этикета.

12. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Немаловажным достоинством человека в общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Тактично и вовремя сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.
     Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании или во время беседы. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний или чрезмерно восторженный комплимент.

ИГРА 1

"Давайте говорить друг другу комплименты."

 В игре участвуют любое количество учащихся. Ребята садятся в круг, ведущий вручает "волшебную палочку" рядом сидящему, он должен приветливо улыбнуться соседу справа и, назвав его по имени сказать комплимент. Желательно, чтобы другие ребята согласились с этим комплиментом: "Оленька, ты сегодня так хорошо выглядишь".

Оля: "Спасибо, Саша" .

Саша: "Витя, у тебя такое доброе лицо" 

ИГРА 2

"Здравствуйте

Это игра-драматизация проблемно-поискового характера. В ней разыгрываются ситуации разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения. Пример ситуации:

Медленной, тяжелой походкой уставшего за день человека идет учительница; в одной руке портфель с тетрадями, в другой- сумка с продуктами. Учительницу обгоняет, весело насвистывая, ее ученик. Останавливается и, слегка касаясь шапки, любезно здоровается. Бежит дальше. Учительница продолжает свой путь...

После сценки ребятам предлагается вопрос: " Вежливый ли это был мальчик?" Ребята высказывают мнения.

Работу выполнила  Хидирнабиева Л.Н.

Надым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок «Азбука вежливости. Этикет на каждый день».

«Хорошими манерами  обладает тот,  кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». ...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

"Азбука маркиза Этикета" игра.

Эта игра поможет вам познакомиться с азбукой этикета: мы вспомним  вместе, как вести себя в автобусе и театре, что такое фамильярность и опрятность, как правильно есть то или иное блюдо, а также ...

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

Азбука Маркиза Этикета

Библиотечный урок-игра  для школьников 5-8классов о нормах и и культуре по ведения людей в обществе, осно ванных на определенных правилах....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...