Главные вкладки

    Иван Тургенев. Повесть «Ася» (урок литературы в 8 классе).
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Цели и задачи: доказать, что повести присущи психологизм  и лиричность; развивать умения анализировать литературное произведение, характеризовать образ (раскрыть понятие «тургеневская девушка»); формирование навыков сравнения и сопоставления, умения выделять главное и делать выводы; подвести учащихся к мысли о ценности мгновения жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл asya_urok.docx19.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Иван Тургенев.  Повесть «Ася» (урок литературы в 8 классе)

    Цели и задачи: доказать, что повести присущи психологизм  и лиричность; развивать умения анализировать литературное произведение, характеризовать образ (раскрыть понятие «тургеневская девушка»); формирование навыков сравнения и сопоставления, умения выделять главное и делать выводы; подвести учащихся к мысли о ценности мгновения жизни.

    Ход урока

    1. Установочно – мотивационный этап.

    - Ребята, как вы думаете, когда человек чувствует себя счастливым ? (записывают и озвучивают формулу счастья).

    - В конце урока проверим нашу формулу. А поможет нам Иван Тургенев.

    - Что уже знаете о Тургеневе, перечислите его произведения. (составляем кластер).

    - Каким было домашнее задание (прочитать повесть «Ася»). О чём же эта повесть ?

    - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (формулируем тему урока, цель, составляем примерный план нашей работы на уроке).

    2. Литературная викторина по содержанию повести.

    - перечислите персонажей повести, их возраст;

    - как и где познакомились герои повести ?

    - кого выбрала легкомысленная вдова?

    - где Н. Н. познакомился с Гагиным и Асей ?

    - где учился Гагин ?

    - кем были родители Аси ?

    - какая река упоминается в повести ?

    - от кого Гагин узнал, что Ася – его сестра ?

    - в каком городе следы Аси и Гагина затерялись ?

    1. Аналитическая беседа.

    - как герои повести оказались в немецком городке ?

    - почему Н. Н. назвал Асю хамелеоном ?

    - как отец объяснил появление Аси в семье ?

    - какое участие в судьбе Аси принял Гагин ?

    - были ли подруги у Аси в пансионе ? Почему ?

    - как развивались отношения Н. Н. и Аси ?

    - сравните отношения Н. Н. с вдовой и Асей; есть ли что – то общее между этими женщинами ?

    - почему Ася хотела уехать из немецкого городка ?

    - почему Н. Н. не сразу решил жениться на Асе ?

    - расскажите о сцене объяснения. Как повели себя Ася и Н. Н. ?

    - в чём Н. Н. упрекал себя, почему называл себя безумцем ?

    - почему же Ася всё – таки уехала ? Какое «одно слово» не сказал Н. Н. ?

    - какую смысловую нагрузку несут детали в повести (вальс, дважды встречается образ птицы – Ася хотела быть птицей, Н. Н любовь «окрыляла») ?

    4. Работа в парах. Графически отобразить систему образов (в опорной тетради по литературе).

    Примерная схема:

                                                            Н. Н.  любовь       Ася       сестра  Гагин (военный в отставке,

                                                              /                             (17)  \                           художник – любитель)

                                                        вдова                                     фрау Луиза (вдова бургомистра)

                             (выбрала баварского лейтенанта)

       

    5.Синтетическая беседа (характеристика образа Аси) с элементами проблемного обучения.

    - почему Н. Н. всю жизнь тосковал по Асе. Чем она так его очаровала ?

    - составляем план характеристики Аси (сначала каждый самостоятельно, потом – коллективно).

    Примерный план:

    1. Ася – главная героиня повести.
    2. Социальное происхождение.
    3. Воспитание.
    4. Особенности характера (наивность, эксцентричность (объяснить понятие), легкомысленность ?, взбалмошность ? детская непосредственность…)
    5. Отношение к Асе окружающих.
    6. Вывод: Ася – «тургеневская девушка» (комментарий учителя о галерее образов «тургеневских барышень» в литературе и киноискусстве (амплуа (объяснить понятие) актрис).

    6. Обобщающая беседа.

    -  можно ли повесть назвать трагичною ? Почему же Н. Н. всю жизнь тосковал по Асе ?

    - в какие моменты Н. Н. чувствовал себя счастливым (два эпизода) ?

    - даёт ли любовь второй шанс ?

    - вернёмся к началу урока, к формуле счастья. По мнению Тургенева, при каком условии человек будет счастливым ?

    - о чём же повесть «Ася»?        

         Вывод : у счастья нет завтрашнего дня, у него есть настоящее. И то не день, а лишь мгновение.

    7.Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру (темы – на выбор: «Образ Аси» или «У счастья нет завтрашнего дня…»).

    8.Итоги урока. Рефлексия:

     - чем занимались на уроке, узнали ли что – то новое ? над чем задумывались ?

                 - в чём испытывали сложность, а что получилось у вас на уроке?

    9. Заключительное слово учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

    Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

    Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

    Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

    Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

    Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

    Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

    Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...