Иван Тургенев. Повесть «Ася» (урок литературы в 8 классе).
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Иваненко Владимир Евгениевич

Цели и задачи: доказать, что повести присущи психологизм  и лиричность; развивать умения анализировать литературное произведение, характеризовать образ (раскрыть понятие «тургеневская девушка»); формирование навыков сравнения и сопоставления, умения выделять главное и делать выводы; подвести учащихся к мысли о ценности мгновения жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл asya_urok.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Иван Тургенев.  Повесть «Ася» (урок литературы в 8 классе)

Цели и задачи: доказать, что повести присущи психологизм  и лиричность; развивать умения анализировать литературное произведение, характеризовать образ (раскрыть понятие «тургеневская девушка»); формирование навыков сравнения и сопоставления, умения выделять главное и делать выводы; подвести учащихся к мысли о ценности мгновения жизни.

Ход урока

  1. Установочно – мотивационный этап.

- Ребята, как вы думаете, когда человек чувствует себя счастливым ? (записывают и озвучивают формулу счастья).

- В конце урока проверим нашу формулу. А поможет нам Иван Тургенев.

- Что уже знаете о Тургеневе, перечислите его произведения. (составляем кластер).

- Каким было домашнее задание (прочитать повесть «Ася»). О чём же эта повесть ?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (формулируем тему урока, цель, составляем примерный план нашей работы на уроке).

2. Литературная викторина по содержанию повести.

- перечислите персонажей повести, их возраст;

- как и где познакомились герои повести ?

- кого выбрала легкомысленная вдова?

- где Н. Н. познакомился с Гагиным и Асей ?

- где учился Гагин ?

- кем были родители Аси ?

- какая река упоминается в повести ?

- от кого Гагин узнал, что Ася – его сестра ?

- в каком городе следы Аси и Гагина затерялись ?

  1. Аналитическая беседа.

- как герои повести оказались в немецком городке ?

- почему Н. Н. назвал Асю хамелеоном ?

- как отец объяснил появление Аси в семье ?

- какое участие в судьбе Аси принял Гагин ?

- были ли подруги у Аси в пансионе ? Почему ?

- как развивались отношения Н. Н. и Аси ?

- сравните отношения Н. Н. с вдовой и Асей; есть ли что – то общее между этими женщинами ?

- почему Ася хотела уехать из немецкого городка ?

- почему Н. Н. не сразу решил жениться на Асе ?

- расскажите о сцене объяснения. Как повели себя Ася и Н. Н. ?

- в чём Н. Н. упрекал себя, почему называл себя безумцем ?

- почему же Ася всё – таки уехала ? Какое «одно слово» не сказал Н. Н. ?

- какую смысловую нагрузку несут детали в повести (вальс, дважды встречается образ птицы – Ася хотела быть птицей, Н. Н любовь «окрыляла») ?

4. Работа в парах. Графически отобразить систему образов (в опорной тетради по литературе).

Примерная схема:

                                                        Н. Н.  любовь       Ася       сестра  Гагин (военный в отставке,

                                                          /                             (17)  \                           художник – любитель)

                                                    вдова                                     фрау Луиза (вдова бургомистра)

                         (выбрала баварского лейтенанта)

   

5.Синтетическая беседа (характеристика образа Аси) с элементами проблемного обучения.

- почему Н. Н. всю жизнь тосковал по Асе. Чем она так его очаровала ?

- составляем план характеристики Аси (сначала каждый самостоятельно, потом – коллективно).

Примерный план:

  1. Ася – главная героиня повести.
  2. Социальное происхождение.
  3. Воспитание.
  4. Особенности характера (наивность, эксцентричность (объяснить понятие), легкомысленность ?, взбалмошность ? детская непосредственность…)
  5. Отношение к Асе окружающих.
  6. Вывод: Ася – «тургеневская девушка» (комментарий учителя о галерее образов «тургеневских барышень» в литературе и киноискусстве (амплуа (объяснить понятие) актрис).

6. Обобщающая беседа.

-  можно ли повесть назвать трагичною ? Почему же Н. Н. всю жизнь тосковал по Асе ?

- в какие моменты Н. Н. чувствовал себя счастливым (два эпизода) ?

- даёт ли любовь второй шанс ?

- вернёмся к началу урока, к формуле счастья. По мнению Тургенева, при каком условии человек будет счастливым ?

- о чём же повесть «Ася»?        

     Вывод : у счастья нет завтрашнего дня, у него есть настоящее. И то не день, а лишь мгновение.

7.Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру (темы – на выбор: «Образ Аси» или «У счастья нет завтрашнего дня…»).

8.Итоги урока. Рефлексия:

 - чем занимались на уроке, узнали ли что – то новое ? над чем задумывались ?

             - в чём испытывали сложность, а что получилось у вас на уроке?

9. Заключительное слово учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....