"Поговорим о человечности..." Читательская конференция по повести А. Алексина "Безумная Евдокия"
классный час по литературе (8 класс) на тему

Ильина Елена Васильевна

Данная работа представляет из себя вопросы для читательской конференции по повести Анатолия Алексина "Безумная Евдокия". Обязательное условие для проведения конференции - повесть должна быть прочитана и учениками, и родителями. Все вопросы требуют размышлений, у детей и родителей могут быть разные ответы. Такие мероприятия сближают родителей и детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_chelovechnosti.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Поговорим о человечности»

 (Алексин А.Г. «Безумная Евдокия»)

(Урок внеклассного чтения для учеников 8 класса и их родителей)

С добром надо спешить, а то оно

может оказаться без адресата.

А. Алексин

Дети должны уметь плакать…не только,

когда разбивают коленку, но когда

коленка болит у кого-то другого.

А. Алексин

Произведения эти как бы изнутри

озарены светом истинной человечности.

А. Барто.

  1. Вступительное слово о писателе.

«Поговорим о человечности» - так называлась одна из первых публицистических книг Анатолия Алексина. Но можно сказать, что всё его творчество является серьёзным разговором о человечности, доброте, ответственности человека за свои слова и дела. «Анатолий Алексин всем своим творчеством утверждает: взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется она не прежде всего не датой рождения, указанной в паспорте, а деяниями человека», - писал об Алексине Лев Кассиль.

Анатолий Алексин ( настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец, участник Гражданской войны, выпускник и преподаватель Экономического института красной профессуры Георгий Платонович Гоберман (1893—1980), был репрессирован в 1937 году и приговорён к расстрелу (освобождён после пересмотра дела в 1939 году). Мать, Мария Михайловна Гоберман (1904—1978), была актрисой; после ареста мужа была уволена с работы.

Будучи подростком, дебютировал стихами в газете «Пионерская правда», где продолжал печататься в предвоенные годы. Позже публиковался также в газете «Комсомольская правда». В начале Великой Отечественной войны 17-летний Анатолий вместе со своей матерью, работавшей в Москве на строительстве здания Дворца Советов, был эвакуирован на Урал в Каменск-Уральский. Проживая в коммунальной квартире в посёлке Красная Горка, Анатолий работал ответственным редактором газеты «Крепость обороны» на развивающемся Уральском алюминиевом заводе.

В 1950 году окончил Московский институт востоковедения.

В 1950 году первый сборник повестей «Тридцать один день» был издан. В качестве литературного псевдонима взял сценический псевдоним матери.

Нередко, особенно в поздних произведениях писателя шутка приобретает оттенок горечи, иронии. «Если слабый и глупый человек жесток – это противно. Но если умный и смелый жесток – это страшно. Такой человек обязан быть добрым»- говорит Наташа, героиня повести «Очень страшная история». И в этих словах человеческий и писательский принцип Алексина – обязанность быть добрым.

II. Вопросы для команд.

  1. Какими талантами обладали родители Оли? (Отец писал фантастические рассказы; мать  пела; удивительная честность).
  2. Какое приданое имела Надюша? (Порок сердца и запрет иметь детей).
  3. Какое значение имеет слово «порок»? Согласен ли муж Надюши, что у той был порок?
  4. Этот рассказ делится на две части. На какие?
  5. С какой фразы, по мнению отца, началось горе в их семье? Почему? («Спасибо ей»).
  6. По мнению рассказчиков, «только хорошие люди способны на это». На что? Каким еще талантом обладала Надюша? («Подтрунивать над собой»).
  7. Оля была неординарным ребенком, по мнению родителей, талантливой. Чем Оля отличалась от своих сверстников? (рисование, лепка, лучше всех английский, рифмовала, даже посуду мыла не так, как все).
  8. Какое чувство, по мнению Нади, помогает пережить и горе, и радость? (трудное умение взглянуть на события собственной жизни со стороны, спокойное чувство юмора). Помогло ли оно в этот раз?
  9. Отец понимал, что «крайние человеческие проявления отрывают человека от людей и делают его одиноким.» Что вы понимаете под крайними человеческими проявлениями? Смог ли отец рассмотреть недостатки своей дочери?
  10. Кто впервые произнес слова «Безумная» в адрес Евдокии Савельевны? За что?
  11. Что больше всего Е.С. ценила в своих учениках? («У них есть талант человечности»)
  12. Все возвращается в жизни. Оля назвала Е.С. «безумной», с этих пор в семье ее только так и называли. Как, по мнению отца, они были наказаны?
  13. Е.С. часто повторяла, что «нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры». Только ли театр имела в виду учительница?
  14. Оля как-то сказала, что самые опасные недруги – это бывшие друзья». Считаете ли вы Олю хорошей подругой? («Хотя на дружбу у нее времени было мало»).

        «Друзей труднее найти, чем потерять, - сказала Надюша.

        – Раз можно потерять – значит, это не такой уж и друг!»

  1. Оля или Люся обладали настоящим талантом человечности? Докажите. (Отношение к Оле; к матери, к отцу).
  2. Оля забыла о подруге, упивалась своим красноречием во время встречи с знаменитым художником, дома объяснила, что не нашла места в зале. Надя попыталась понять дочь: «Если бы ты не нашла его у себя в сердце…». А было ли такое место в сердце Оли? Кого больше всего любила Оля? Альтруизм  - эгоизм.
  3. «Я понял, что наша дочь впервые столкнулась с предательством», - считал отец, узнав о том, что Люся стала относиться к Оле по «системе Е.С.». А кто на самом деле был предан?
  4. Почему Е.С. очень высоко ценила Митю Калягина? («Я уверена, что он всегда примчится на помощь, если она нам понадобиться»).
  5. Чтобы успокоить Надю, Митя вспомнил свой поступок, когда он удрал с воспалением легких, не предупредив мать, и поступок сына. Добавив: «Я матерей раньше не понимал. Пока сам отцом не заделался». Но в чем было главное отличие поступков, совершенных Митей и его сыном, от того, что сделала Оля? Почему отец сказал сыну: «Она же тебя любит, дурак!».
  6. Почему Оля ушла из лагеря? Осознала ли Оля, что она сделала, не предупредив никого? Почему?
  7. «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество». Согласны ли вы с Е.С.?
  8. «Жить только с собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только с собой, затрагивать походя и чужие судьбы».

        «Если нет времени разобраться, лучше и не берись. А не пытайся небрежно, одной рукой разводить чужую беду».

  1. Только после того, как на семью свалилось трудное испытание, герой понимает, зачем «Безумная Евдокия» приглашала на знаменитые вечера не только героев. Зачем? («Наверное, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память»).
  2. Оля, наверное, и на самом деле была талантлива. Но чего ей, какого таланта, не хватало?
  3. Поняла ли Оля, в чем она виновата?

        А. Алексин, закончив повесть, продолжает размышлять, что в повести не хватает только душераздирающего крика Оленьки: «Прости меня, мама!..».

III. Обсуждение повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к уроку-конференции по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Разобрать и показать идейно-тематическое содержание повести....

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Конференция по произведению Алексина "Безумная Евдокия"

Читательская конференция с привлечением родителей, учителей....

Презентация "Конференция по произведению Алексина "Безумная Евдокия"

Конференция с привлечением родителей, учителей...

Слово и время. Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

   Анализируя повесть Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" , мы хотели погрузить учащихся в лексическую атмосферу тех далеких военных  лет, связать воедино слово и время. Т...