А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.П. Чехов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_51_literatura.docx15.55 КБ
Файл urok_51_literatura.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

А.П. Чехов. Литературный портрет  писателя.

1. О.Н. У.

2. Проверка д/з

3. Введение в тему урока

- Посмотрите на доску и определите, из каких произведений иллюстрации? (слайд 1)

- Кто автор этих рассказов?

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Запишем тему в тетрадь. (слайд 2)

4. Работа по теме урока

1) Слово об А.П. Чехове

Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами. (слайд 3)

Он  прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.

Антон Павлович  был великий труженик. ( слайд 4) Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге ( на слайде вы видите дом ,в котором прошли детские  годы писателя), он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу.

(слайд 5)

А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь.

Закончив  гимназию,  Чехов перебрался в  Москву к родителям. Он  поступил на медицинский факультет  Московского университета, и  по-прежнему  продолжает много работать, чтобы помогать семье.

Чехов осознанно  начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте». (слайд 6)

-Эти  и  другие  псевдонимы были  в  духе  Чехова,  а соответствовали  ли  они юмористической направленности его рассказов?

-А что же такое юмор? Юмор  –  это  изображение героев  в  смешном  виде.

Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной.

1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.

Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.

Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Толстый и тонкий» Размышляя над ним, мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем вдумчиво работать с текстом.

2) Чтение рассказа

3) Первичное восприятие

- Как вы думаете, что должно отражать заглавие?   (Основную мысль).

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

- Какой художественный приём обнаружен в заглавии?  (Антитеза).

– Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты  композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

 - Найдите завязку в рассказе.  (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

– Итак, встретились два школьных товарища.

Какие чувства испытывают герои при встрече?

Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).

О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

    - Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог)

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

5. Подведение итогов. Рефлексия

- Каковы же особенности рассказа А.П. Чехова. Запишем в тетрадь

1. Простое, предельно краткое заглавие

2. Краткая завязка

3. Построение рассказа – диалог

6. Д/задание составить словарь по необычным словам, встречающимся в тексте


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.

Слайд 3

Он прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Чехов и современность"

Семинар - это форма урока, на котором учащиеся показывают всё то, чему научились в течение нескольких уроков. Подготовка к уроку начинается заблаговременно. Семинар - это удобная форма организации раб...

Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".

Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

Литературная игра "Мой Чехов" в 10 классе

Литературная игра как урок-закрепление по творчеству А.П.Чехова....

Литературная викторина "Умники и умницы". А.П.Чехов

Методическая разработка по литературе...

Сценарий литературного праздника. А.П.Чехов

Литературный праздник «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть …», посвященный творчеству А.П. Чехова....

«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)

Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».Ход урокаI. Вступительное...