Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме:
    Семинар "Чехов и современность"

    Виноградова Анна Евгеньевна

    Семинар - это форма урока, на котором учащиеся показывают всё то, чему научились в течение нескольких уроков. Подготовка к уроку начинается заблаговременно. Семинар - это удобная форма организации работы в группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Hod_uroka_seminar.rar1.47 МБ

    Предварительный просмотр:

    Ход урока

    1 Вступительное слово учителя (1слайд)

    В рассказах Чехова, как и в произведениях корифеев русской литературы

    «отразился век и современный человек». Сегодня на уроке мы перенесёмся из века писателя в 21 век.(2 слайд)

    Сам Чехов сказал: «Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут» Пророчество писателя не сбылось. Навеки связан Чехов с судьбами Родины и с тем, что её ждёт в будущем.(3слайд)

    2 Сообщение целей урока

    Итак, цели нашего семинара

    1 Доказать, что взгляды Чехова на различные социальные вопросы современны.

    2 Пробудить интерес к творчеству писателя у современных читателей(учеников 10 класса)

    3 Познакомить с творчеством современных писателей (конца 20-начала 21 века)

    Работать вы будете по группам, каждая группа будет освещать свой вопрос.

    Эксперты будут оценивать работу группы и делать обобщения по поднятым вопросам

    Вопросы семинара ( 4 слайд)

    1. Роль интеллигенции в рассказах Чехова.
    2. Чехов и литература конца 20 века (интеллигенты 20 века).
    3. «Чеховские герои живут в 21 веке»

    ( По страницам книги Г.Щербаковой «Яшкины дети»).

    Проблемный вопрос, к которому будут сводиться выступления всех групп

    (5 слайд)

    Почему Чехова можно считать писателем нашего времени?

    Сейчас мы докажем 1-ый тезис, 2 других в конце урока

    Итак, назовите проблемы, которые поднимает Чехов в своих рассказах, отнесите её к разряду актуальной, общечеловеческой, вечной.

    Учащиеся доказывают тезис

    ( 6 слайд)

    Перейдём к первому вопросу.

    Это одна из основных тем, появившихся в творчестве Чехова . Мы должны рассмотреть её нравы и роль в обществе. Но сначала обратимся к понятию слова «интеллигенция»

    Понятие интеллигенция произошло от слова латинского происхождения intelligens, что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Считается, что слово «интеллигенция» впервые употребил древнеримский мыслитель Цицерон. Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то сможем прочесть там следующее определение: «С точки зрения социологии, интеллигенция - социальная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование.

    Учитель В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.

    Рассказ «Попрыгунья»

    Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине.

    Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам “великого человека”. С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей, а, по словам Горького, пошлость была врагом Чехова. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти. Ольга Ивановна так и не поняла, что ценность человеческой жизни в ней самой, а не в ложном величии.

    (слайд 7)

    Рассказ «Ионыч»

    Герой рассказа «Ионыч» - Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, мечтающий честно служить людям. Милый и приятный молодой человек, он ненавидит обывательщину. Но, поселившись в городе, где самые интеллигентные и образованные люди оказываются мелкими, ограниченными, Старцев не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству. Все повествование писатель развертывает так, чтобы показать, как постоянно опустошается душа Старцева, превращающегося из интеллигента в обывателя. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне Туркиной. Так завершился процесс превращения неглупого человека в довольствующегося тусклой, обыденной жизнью. Виновата среда, в которой нет места

    живым интересам, но виноват и сам герой, не сумевший противостоять обывательскому окружению

    Рассказ «Крыжовник»

    В своих произведениях Чехов показывает, как бездумная радость повседневного существования может незаметно привести даже человека живого и восприимчивого к полному духовному опустошению.

    В этом отношении замечателен рассказ “Крыжовник”.

    Герой рассказа - чиновник. Это добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья.

    Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”,- писал Чехов.

    И вот мечта героя сбылась. Он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не Может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

    Рассказ «Человек в футляре»

    Пожалуй, крайним случаем является Беликов, герой рассказа “Человек в футляре”. Образ типичен при всей гротескности; Беликов - человек ограниченный, живущий в своем маленьком, глухом, испуганном мире с одной мыслью: “Как бы чего не вышло”. Чехов использует интересный художественный прием: перенос свойств человека, косвенно и иносказательно изображенных, на его вещи, прямо и конкретно: “И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике”. Эти детали (как и многие другие, например сам предмет, который преподавал Беликов, - греческий язык, мертвый, тоже помогающий герою уйти от реальности в свой мир) штрихами набрасывают четкий образ человека, живущего в “футляре”, мешающего жить себе и другим, учителя, про

    которого коллега говорит: “Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие”.

    Эксперты, сделайте, пожалуйста, выводы по выступлению 1 группы

    1 В своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания - мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности.

    Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни.

    Вопросы, поднятые Чеховым, общечеловечны.

    В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов высказал свои самые сокровенные мысли о современной ему действительности, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека. В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.

    2 Критично и строго изображает писатель и трудовую интеллигенцию. В основном это врачи, что, вероятно, связано с профессией Чехова, а также учителя как самая образованная часть интеллигенции, от которой зависит будущее. Этих героев, как правило, автор ставит перед выбором: приобщиться к серой массе пошлых, неинтересных людей, позволить втянуть себя в болото мещанского быта с его мелочностью и обыденностью или остаться личностью, сохранить человеческое достоинство, интерес к людям и ко всему новому. В рассказах показан весь спектр возможных решений проблемы.

    Учитель

    В конце 20 века писатели развивают мысль Чехова. Итак, можно остаться интеллигентом, если остаться личностью, т.е. быть свободным. И в этой связи я хочу обратиться к Дмитрию Сергеевичу Лихачёву.

    ( слайд8)

    Итак, Лихачёв ратовал за свободную интеллигенцию.

    В связи с этим произведения писателей 20 века можно разбить на 2 группы

    (слайд 9)

    Предали звание интеллигента

    герои произведений:

    Оправдали звание интеллигента

    герои произведений:

    -А.Вампилова «Утиная охота»

    1. В.Маканина «Удавшийся рассказ о любви»

    -Ю. Трифонова «Обмен»

    -Б. Пастернака «Доктор Живаго»

    -Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей»

    -С. Довлатова «Чемодан»

    Читать и изучать эти произведения вы будете в 11 классе.

    А 2 группа нам представит 2 произведения из этой таблицы.

    Остановимся на Сергее Донатовиче Довлатове (слайд 10), который сам был одним из лучших представителей русской интеллигенции.

    Рассказы Довлатова тоже похожи на рассказы Чехова.(слайд 11)

    Итак, остановимся на сборнике Довлатова «Чемодан»

    Чемодан в книге – хранитель «пропащей, бесценной, единственной жизни». В «Чемодане» вещи хранят в себе память о прошлом, память, которую невозможно вытряхнуть точно пыль. Собранные вместе, вещи становятся своеобразным конспектом прожитых лет. Недаром эпиграфом к циклу выбраны слова Александра Блока: «Но и такой, моя Россия, Ты всех краёв дороже мне». «Пропащая, бесценная, единственная жизнь» выглядит в «Чемодане» уже не процессом, а неким предварительным итогом.

    Каждая вещь, извлеченная из чемодана, является основой сюжета новой главы, которые вместе составляют воспоминания о жизни и встреченных людях. В основе этих воспоминаний «пропащая, бесценная, единственная жизнь». А вот в главе «Куртка Фернана Леже», где дано описание семьи Черкасовых, автор чрезвычайно серьёзен.

    Нина Черкасова осталась одна, она выживала в борьбе с благопристойным

    существованием. Здесь Довлатов изображает некое братство интеллигентов, подчёркивая то, что они не стали мещанами, как герой рассказа «Крыжовник»

    Учитель

    А теперь послушаем рассказ о герое, который не оправдал звания « интеллигент»( слайд 12)

    Трифонов использует в произведении чеховский приём, изображая постепенное поглощение человека бытом. Мебель становится центром жизни героев – в устах автора это звучит как осуждение. Перед читателем всё больше вещей, еды, предметов окружающего мира – плотность быта нарастает. Наличие в семье дорогого импортного гарнитура – это знак благополучия в мире Лены, жены Дмитриева. На первый взгляд она и виновата в том, что Дмитриев стал обывателем. Трифонов с болью взирает на то, что происходит с русской интеллигенцией, его задача – обнажить процесс духовной деградации личности. Его герой становится точной копией  Ионыча.

    Учитель

    А теперь послушаем экспертов- как развивается мысль Чехова в литературе конца 20 века

    Итак, мы видим, что литература конца 20 века с приходом демократии в общество нашла выход для передовых людей. Выход этот в «интеллектуальной свободе». Она зависит не от окружающей действительности, а от самого человека. Если человек действительно свободен с своих убеждениях, то духовная гибель ему не грозит. Поэтому мысль Чехова о свободной личности подхватывает новейшая литература.

    Творческая работа

    А теперь выскажите своё личное мнение, какими качествами должен обладать интеллигент.

    У вас на столах листки с перечнем качеств. Расставьте цифры в порядке значимости, добавьте своё качество.

    Воспитание

    Культура общая

    культура речи.

    знание литературы

    знание музыки

    знание живописи

    изысканность в одежде

    осознанная готовность заботиться не только о себе, но и о других

    готовность высказать своё мнение

    Учитель

    Мы с вами кратко познакомились с чеховскими традициями в литературе 20 века.

    Как вы думаете, живут ли герои Чехова в 21 веке. На этот вопрос нам ответит писательница Галина Щербакова. (слайд 13)

    Перед вами - образец современной русской литературы высочайшего уровня, книга-явление, книга-событие, претендующая на то, чтобы стать современной классикой.

     Новая книга Галины Щербаковой  (слайд 14)- это прямой и откровенный диалог с Чеховым. Его она словно призывает в свидетели нашей современности - еще более хаотичной, больной и жестокой, чем во времена классика. Используя названия знаменитых чеховских рассказов, Щербакова каждый из них наполняет новым содержанием и смыслом. Ее "Ванька", "Дама с собачкой", "Душечка", "Смерть чиновника", "Спать хочется" и другие миниатюры - это истории о жизни простых людей, наших потенциальных коллег и соседей, увиденной без иллюзий и прикрас.

     Все названо своими именами. И нет больше места ни мнимому добру, ни ложному состраданию.

     Каждый будет счастлив и несчастен только так, как сможет

    Учитель

    3 группа подготовила сравнение одноимённых рассказов Чехова и Щербаковой

    Рассказ «Дама с собачкой»

    Можно сказать, что это рассказ Чехова в рассказе Щербаковой. Героиня рассказа  прочитала произведение Чехова «Дама с собачкой». И решила по аналогии познакомиться с мужчиной для продолжения серьёзных отношений.

    Она надела шляпку, перчатки, взяла соседскую собачку, за которой её попросили присмотреть, и пошла прогуливаться по набережной. Мужчина, выражаясь современным языком, клюнул. Она даже пригласила его в дом, где они пили чай, приятно беседовали.

    Наутро мужчина ушёл, а Лиина Павловна обнаружила пропажу серебряных ложек, часов.

    Горечь утраты усугубило то обстоятельство, что собака была не шпицем, как у Чехова, а всего лишь таксой.

    Рассказ «Человек в футляре»

    И герой рассказа Чехова и героиня рассказа Щербаковой – представители интеллигентной профессии – учителя, только Фаина Абрамовна дослужилась до директора.

    Футлярность героини Щербаковой в том, что она замкнута в себе, «серая мышь», ненавидит непредсказуемость –«мало ли что», как и Беликов –«как бы чего не вышло».

    Так же как и герой Чехова, она пыталась наладить личную жизнь. Это был Николай Петрович, бесполый человек. Но «для себя жить нельзя». Железная леди, человек в футляре сдаёт: в школу пришёл молодой учитель истории в узких брюках и чёрном свитере. Автор прерывает повествование, а затем идут слова: «Лежала в гробу опрятно и строго. Ей бы это понравилось.»

    И молодой учитель цитирует Чехова: «Хоронить                      людей большое удовольствие» И добавил: «Я видел её живой один раз – мне хватило».

     Рассказ «Душечка»

    Рассказ Чехова о полном одиночестве Душечки, о бессмысленности её жизни в отсутствие любви. Оленька Племянникова вновь расцветала при новой влюблённости. Но её чувство ограниченно.

    Душечка Щербаковой находила стимул к жизни в стукачестве. Описание внешности Веры Павловны сводится к описанию смайликов. И расцветала она вновь оттого,  что кого-то, где-то заложила. Это способ быть поближе к власти. А  власть, по мнению Душечки-очаровашки, всегда держалась и будет держаться на стукачестве.

    При чем же тут Чехов, спросите вы? Ну как же! У Щербаковой тоже нет никаких героев, в том смысле, что люди все не способны на большие поступки, нет крупных характеров. Как и Чехов, писательница дает абсолютно негативную картинку мира. Вокруг – страдание и извечный стон. Иными словами, нет ни героев, ни крупного действа.

    Одна из приятных сторон книги – конечно же, хороший язык. Резковатый, но это скорее передает характер автора.

    В общем, книга явно рассчитана на интеллигентного читателя и претендует на то, чтобы вполне ему понравиться. Это подражание, но подражание, не самое далекое от высоты оригинала.

    Учитель

    Итак,  -Как чеховским героям удалось дожить до сегодняшних дней?

    -Как им удалось выжить в условиях современности?

    Учитель

    Подводя итог урока ,мы должны вернуться к проблемному вопросу и тезисам ( слайд 15)

    Закончить урок я хочу чтением афоризмов А.П.Чехова

    (слайд 16,17)

    Домашнее задание: какие афоризмы вы возьмёте в будущую жизнь и почему?

    (слайд 18)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках"

               В  профессиональной деятельности учителя  всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные  педа...

    Народные промыслы и ремесла Волгограда и Волгоградской области. Истоки и современное развитие.

    Презентация выполнена к уроку технологии с элементами краеведения...

    Современный учитель и современный урок.

    Статья посвящена организации современного урока экономики в школе....

    Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

    Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

    «Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий».

    Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.    Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей...

    "Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий"

    Творческий подход к применению игрового и соревновательно­го методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что с...

    Использование деятельностного подхода и современных технологий на уроках математики и физики - фактор повышения качества обучения и воспитания.

    В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя.Современное образование отказывается от традиционного представления резул...