Проверочная работа по литературе на тему "Анализ лирики С.Есенина" для 9 класса
тренажёр по литературе (9 класс) на тему

Рыбакова Ольга Владимировна

Предлагается для отработки и проверки навыков анализа поэтического текста. Можно использовать как рабочий лист при изучении стихотворений С.Есенина "Гой ты, Русь моя родная" и "Отговорила роща золотая..." в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ лирики С.Есенина

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник-

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

1.Сформулируйте главную тему стихотворения _______________________________________________________________________________________

2.Охарактеризуйте настроение лирического героя ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Определите тип композиции произведения ________________________________________________

4.Как вы понимаете выражение «березовый, веселый язык» _______________________________________________________________________________________________

5.Что означает метафор «рябиновый костер»? Почему «никого не может он согреть»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выпишите слова, говорящие об одиночестве лирического героя ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Выпишите слова, говорящие об умирании природы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Как оценивает лирический герой свое поэтическое наследие? _______________________________________________________________________________________

9.Определите стихотворный размер стихотворения ___________________________________________

Анализ лирики С.Есенина

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1.Сформулируйте главную тему стихотворения _______________________________________________________________________________________

2.К какому типу лирики можно отнести это стихотворение? ___________________________________

3.Охарактеризуйте настроение лирического героя ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какой видит лирический герой Россию, Русь? С чем сравнивает родину поэт? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выпишите слова, несущие религиозную нагрузку _______________________________________________________________________________________

6. Звуковой ряд стихотворения — слова звонно, гудит, прозвенит. Какие ассоциации он рождает? _______________________________________________________________________________________

7.Обратите внимание на цветопись. Какие цвета мы видим в этом произведении? Какое настроение они создают? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Глаголы каких временных форм использует поэт? О чем это говорит? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Укажите средство художественной выразительности: «звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс» _______________________________________________________________________________________________

10. Определите стихотворный размер стихотворения  _________________________________________

11.Каким настроением проникнуто это стихотворение? Аргументируйте свой ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс

Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....

Проверочная работа по литературе в 9 классе

Проверочная работа по литературе  за 1 четверть (2 варианта)...

Проверочная работа по литературе в 5 класс по теме "Мифы" в формате ЕГЭ

Работа содержит 6 заданий: В1-В5 и С1. Задания части В посвящены анализу степени усвоенности литературоведческих понятий, задание части С включает в себя письменный ответ на вопрос....

Проверочная работа по литературе, 6 класс

Проверочная работа по литературе, 6 класс(Фольклор. Басня.)...

Проверочная работа по литературе в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Хочу поделиться своей системой проведения проверочных работ после изучения  литературного произведения. Уже на первых уроках я предупреждаю детей, что в конце будет проведена проверочная ра...

Проверочная работа по литературе для учащихся 7 класса.

Данную проверочную работу целесообразно проводить ближе к концу учебного года,когда основной материал уже изучен. Она позволяет проверить остаточные знания учащихся по теории литературы и проверить зн...

Проверочная работа по литературе "Лирика М.Ю.Лермонтова". 6 класс

Проверочная работа  (тест) по литературе "Лирика М. Ю. Лермонтова" . Рекомендовано для обучающихся 6 класса. Работа составлена  в форме ГИА. ...