Главные вкладки

    Презентация по литературе 5 класс Н.В.Гоголь "Заколдованное место"
    презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

    Исмаилова Людмила Закировна

    Презентация по литературе 5 класс Н.В.Гоголь "Заколдованное место"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Н.В.Гоголь «Заколдованное место» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Исмаиловой Л.З.

    Слайд 2

    Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы. Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».

    Слайд 3

    «Вечера на хуторе близ Диканьки» Работать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 1829 году. В письмах домой он просил свою мать писать ему «о поверьях, обычаях малороссиан, сказках, преданьях», описать наряд сельского дьячка, свадебный обряд. Вся работа уложилась в три года и была закончена в 1832 году.

    Слайд 4

    Отзывы о первой книге Гоголя « Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» А.С.Пушкин

    Слайд 5

    Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка» «Вечер накануне Ивана Купала» «Майская ночь, или Утопленница» «Пропавшая грамота» «Ночь перед Рождеством» «Страшная месть» «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» «Заколдованное место»

    Слайд 6

    «Заколдованное место» в литературных произведениях «Аленький Цветочек» «Остров Буян» «Рип в ан Винкль» «Спящая Красавица»

    Слайд 7

    «Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

    Слайд 8

    «Заколдованное место» Основные мотивы повести: - поиски заговоренного клада - заколдованное место

    Слайд 9

    Работа со словарем Соедините слово с его значением Баштан Волость Кавун Кухоль Левада Люлька Цибуля Черевики Чумаки арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка

    Слайд 10

    Работа со словарем Проверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынями Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти Кавун – арбуз Кухоль – глиняный кувшин Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье Люлька – трубка Цибуля – лук Черевики – башмаки Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым

    Слайд 11

    Рассказчики в «Заколдованном месте» Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич Дед Фомы Григорьевича – Максим Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.

    Слайд 12

    Работа с текстом по вопросам По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом? Чем запомнился рассказчику дед?

    Слайд 13

    Работа с текстом по вопросам Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло? Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? Каковы особенности заколдованного места?

    Слайд 14

    Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки. Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле .

    Слайд 15

    Работа с текстом по вопросам Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что там происходит? Какие существа встретились деду в заколдованном месте?

    Слайд 16

    Существа заколдованного места Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло,дьявольские силы. Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

    Слайд 17

    Существа заколдованного места Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей. Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный,переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

    Слайд 18

    Художественные средства, создающие образ заколдованного места Гиперболы Сравнения Эпитеты … под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую… …нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея. …проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.

    Слайд 19

    Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое место Дьявольское место

    Слайд 20

    Чем закончилось приключение деда «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое. …на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!

    Слайд 21

    Итог урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе".

    Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе"....

    Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

    Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...

    Презентация для 7-го класса по теме " Удивительные места в Антарктиде"

    презентация для 7-го класса по теме " Антарктида. Удивительные метс ав Антарктиде"....

    Урок по литературе Н.В. Гоголь "Заколдованное место"

    Данный урок знакомит учащихся 5 класса с биографией Н.В. Гоголя, его творчеством, но в очень сжатом виде, так как знакомству с этим автором еще будет отведено особое место в других классах.В течение у...

    Презентация по литературе 7 класс "Литературные места России"

    Для урока литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова...

    Проект по литературе для 6 класса, по теме «Пушкинские места Москвы»

    Тема проектной работы – «Пушкинские места Москвы».Автор работы – Лукашевич Богдан, ученик 6 «а» класса МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия.Научный руководитель – Хоруженко Валентина Алексеевна, ...

    урок литературы "В жизни всегда есть место подвигу" (по произведению А.Т Твардовского "Рассказ танкиста") 5 класс

    Методическая разработка урока литературы для 5 класс патриотической направленности...