урок литературы "В жизни всегда есть место подвигу" (по произведению А.Т Твардовского "Рассказ танкиста") 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс)

Бирюкова Наталья Николаевна

Методическая разработка урока литературы для 5 класс патриотической направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА ПИСЬМА «В жизни всегда есть место подвигу!»

«Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова».
Лиз Карпентер

-Как вы  понимаете эти слова?

Что такое «письмо»?

Это слово однозначное или многозначное? Почему?

«В жизни всегда есть место подвигу!» - а когда подвиги совершают?

Ассоциации к слову ВОЙНА

СЛЫШУ:

ВИЖУ:

ЧУВСТВУЮ:

ПИСЬМО

Особенности композиции

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Письмо герою стихотворения

Кто герой стихотворения?

Дайте характеристики мальчику…

Почему автор винит себя , что не спросил имя у этого мальчишки?

Какой поступок совершил юный герой?

Можно сказать, что он совершил подвиг?

Какие слова сказал бы ему танкист при встрече?

Можно ли сказать, что этот мальчик патриот?

Что нового узнал на уроке?



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им.А.П.Иванова» город Бежецк Тверская область

Методическая разработка интегрированного урока

(русский язык и литература)

«В жизни всегда есть место подвигу»

( по стихотворению А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»)

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: учитель русского языка и литературы

Бирюкова Наталья Николаевна, высшая квалификационная категория

2019

Интегрированный урок русского языка и литературы

5 класс

Тема:«В жизни всегда есть место подвигу!»М.Горький(Творческая мастерская письма на основе текстового материала стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»)

Цели и задачи:

Русский язык:

Цель: знакомство с жанром письма.

Образовательная: научить писать письма, соблюдая традиции письма и композиционные особенности;

Развивающая: развивать письменную и устную речь школьников;

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к русскому языку и к русской национальной  культуре.

Литература:

Цель: знакомство со стихотворением А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста, как образцом патриотической лирики

Образовательная: проанализировать стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказа танкиста», познакомиться с биографией А.Т.Твардовского.

Развивающая: развивать коммуникативную компетенцию школьников; ассоциативное мышление и творческие способности.

Воспитательная: воспитывать патриотическое самосознание и духовно-нравственные качества.

Компетенции:

Коммуникативные: умение высказывать точку  зрения, доказывать текстовым материалом, умение писать письма.

Познавательные: знакомство с творчеством А. Т.Твардовского , со стихотворением  «Рассказ танкиста», особенностями жанра письма.

Личностные: формировать патриотические качества, гражданственность и духовность.

Читательские: умение работать с текстом, находить нужную информацию.

Форма работы: в группах. Организовано 4 группы по 5 человек.

Оборудование:ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, видеофрагменты, старые открытки, письма, конверты и писчая бумага для написания писем (творческого задания).

Ход урока:

N п/п

Этап урока

Ответы учащихся

УУД

1

Организационный момент урока

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать

И на уроке не зевать!

Слово учителя: Я рада вас приветствовать на необычном уроке- уроке письма. Работать мы будем в группах. Поэтому напоминаю, что можно совещаться, когда необходимо ответить на поставленный вопрос. Работать будем по заданному маршруту

(маршрутный лист есть у каждой группы). Поэтому вы договоритесь, кто будет делать записи в маршрутном листе.  Итак, удачи нам в добывании новых знаний!

Настрой на работу

2

Вход в пространство урока

Звучит песня (видеоролик) «Письма друзьям»

Вопрос к классу:

-О чем песня?

- Почему автор называет письма дорогими? Чем они дороги?

- Почему личные письма дороги человеку?

-Посмотрите: Что вас лежит на партах?

-С чем связана вся эта атрибутика?

- Вы сейчас пишите друг другу письма?

- Чем переписка в социальных  сетях и смс сообщения  лучше?

- А почему люди старшего поколения с горечью вспоминают о той, настоящей переписке. Когда люди писали письмо, шли на почту, отправляли и  с нетерпением ждали ответа?

-Прочитайте слова эпиграфа: «Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова».
Лиз Карпентер

-Как вы их понимаете?

О письмах

Воспоминания о прошлом, чувства….

Старые открытки, письма, конверты.

С перепиской. С почтой

По почте нет, только в соц. Сетях и смс сообщения.

Быстрота

В письмах люди рассказывали обо всем. Писали. Тренировались в грамотности. Могли письма хранить и потом прочитать, когда захотят вспомнить близкого человека.

Письма можно перечитывать, их можно хранить. Они несут тепло, воспоминания, а телефонный разговор –поговорил и все.

Фронтальная работа

3

Формулирование темы и целей урока

Учитель:

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Посмотрите на те атрибуты, которые у вас на партах: конверты, лист бумаги, ручка и  скажите, с чем они связаны? (письмо)

Учитель:

Урок у нас необычный, а урок письма.

-Что такое письмо?

-Давайте обратимся к словарю Ожегова и прочитаем, что такое письмо.

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н

2. Умение писать. Учиться чтению и письму.

3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

4. Манера художественного изображения.

Учитель:

-Слово «письмо» - однозначное или многозначное? Почему?

-Как вы думаете, о каком значении слов сегодня пойдет речь на уроке?

-Ребята, а вы сейчас пишите друг другу письма?

Учитель: Действительно, еще лет 20-30 назад люди писали друг другу письма, в которых рассказывали о событиях своей жизни, узнавали о том, что происходит в судьбе их родных. Теплые, нежные слова передавали друг другу на листочках бумаги. А теперь внедрение новой техники, компьютеризация меняют мир: переписка между людьми осуществляется с помощью электронных писем, смс. Может это удобнее, быстрее. Но электронные письма не несут той теплоты, добра, чуткости, которые  несли письма , написанные от руки и отправленные по почте. Вы, конечно, не пишите писем в том формате, в каком их писали раньше.

-Так как вы думаете, урок творческая мастерская письма чему будет нас учить?

-Прочитайте название темы.

-Какую цель  мы поставим?

Цель урока: познакомиться с жанром письма и научиться писать письма.

Задачи:

  1. На основе произведения «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского научиться писать  письма литературным героям;
  2. Познакомиться с понятием эпистолярный жанр и композицией «письма»;
  3. Воспитывать патриотическое самосознание и духовно-нравственные качества.

О письмах

Рукопись, запись слов буквами, письмо человеку (адресату)

Многозначное, т.к. имеет несколько значений

Написанный текст для сообщения кому – нибудь.

«Писать письма».

Нет. Только электронные

Учиться писать письма

«В жизни всегда есть место подвигу!» (по стихотворению А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»)

Фронтальная работа

Работа со словарем Ожегова

Учащиеся делают вывод о многозначности слова «письмо».

Учащиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи урока.

4

Работа мастерской

Работа с ассоциациями

Прочитайте название темы «В жизни всегда есть место подвигу» (творческая мастерская письма н основе текстового материала стихотворения А.Т Твардовского «Рассказ танкиста»)

-Как вы понимаете название темы?

- А когда чаще всего подвиги совершают?

-«война» -это , наверное, самое страшное испытание, которое может выпасть на долю всего народа.

Ассоциации к слову «ВОЙНА»:

СЛЫШУ: взрывы, грохот орудий, очередь пулемета

ВИЖУ: огонь, смерть, бои

ЧУВСТВУЮ: боль, страх, ненависть к врагам.

Посмотрите на слайды презентации и скажите, что вы чувствуете от увиденного? (дети за колючей проволокой) –боль

(маленькие герои с оружием) -гордость

В жизни любой человек может совершить подвиг;

В сложных, экстремальных условиях, на войне

Смерть

Жестокость

Страдания

Боль потерь

Подвиги

героизм

Размышляют над фразой, положенной в основу темы

Подбирают ассоциации к слову

Углубление в ассоциации

-Какая война считается самой страшной в истории нашей страны в 20 веке? Почему?

Задание: Прослушайте стихотворение Э.Асадова. «Мама, к тебе эти строки пишу!» и скажите, что можно дополнить в ассоциативный ряд «ВОЙНА».

-А в каком жанре написано стихотворение Э.Асадова?

-А как вы догадались, что это письмо?

Великая Отечественная война

Мужество

Стойкость

Смелость

Патриотизм

Подвиг

ПИСЬМО

Обращение к маме, рассказ о событиях на войне, воспоминания о мирной жизни.

Просмотр видеофрагмента, осознание и дополнение ассоциативного ряда.

Воспитательный момент

Разрыв.Знакомство с жанром письма

Учитель: наши солдаты проявляли мужество героизм во время Великой Отечественной войны. Они защищали Родину. Дома их ждали семьи: жены, дети, родители. В перерыве между боями солдаты писали домой теплые письма. В которых они успокаивали своих родных, не жаловались на трудности солдатского быта, на бесчеловечные условия войны. В некоторых семьях бережно хранятся как реликвии письма с фронта.

- А ваши прадеды воевали?

Послушаем презентацию мини –проектов «Мои родственники в годы войны»

Просмотрим видеофрагмент «Письма с фронта» и попробуем сделать вывод, как обычно начинается письмо, что писали солдаты, как заканчивали письмо?

Сделаем выводы:

-особенность жанра письма?

-как строится в композиционном плане?

-отличительные особенности?

Вывод:

Письмо – это эпистолярный жанр

Композиция:

  1. Обращение к адресату
  2. Рассказ о событиях своей жизни.
  3. Вопросы к адресату.
  4. Прощание. Дата и подпись.

-есть адресат

-сначала обращается к тому, кому письмо адресовано, потом рассказывает о тех событиях, которые происходят с автором письма.

- письма носят непринужденных характер, много в письмах личного: чувства, эмоции , переживания и т.п.

Ребята рассказывают о своих родственниках в годы войны

Ответы на вопросы

Представление своих мини –проектов о родственниках в годы войны

Запись в тетрадь вывода

Физпауза

Посмотрите, наши прадеды с оружием в руках приближали мир. Сейчас у нас над головами мирное небо, светит солнце. Встанем и потянем руки к небу. Подумаем о добром и прекрасном. Поделимся частичкой добра с ближним.

Ребята выполняют физические упражнения  за учителем

Осмысление

Сегодня мы будем писать письма литературному герою.Ежегодно проводится уникальный конкурс «Урок письма». Это конкурс  всероссийский. Сначала оценивают работы учащихся региональном уровне, лучшие работы отправляют на федеральный уровень.

Мы будем писать письмо герою стихотворения А.Т.Твардовского.

-а что вы знаете об авторе ? (сообщение учащегося)

Давайте обратимся к тексту стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

-Что вы знаете о поэте Твардовском?

Выразительно прочитаем стихотворение.

Вопросы по прочитанному тексту стихотворения:

-О каких событиях рассказывает стихотворение «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского?

-От чьего лица ведется рассказ?

-Почему автор говорит, что не может забыть одного мальчонку?

-Как описывает автор этого мальчишку?

-Как вы думаете, какие бы слова сказал танкист этому мальчику, если бы имел возможность написать ему письмо?

- Какие черты характера были у этого мальчика?

-Заполним кластер.

-Давайте посмотрим еще раз на название темы «В жизни всегда есть место подвигу!» (М.Горький) Можно ли сказать, что этот мальчик совершил подвиг? Почему?

Вывод: несмотря на то, что на долю этого подростка выпали тяготы войны, военное детство, но он осознает свою сопричастность к происходящему, готов бороться с врагами и приближать победу. Невзгоды и тяготы войны закаляют характер этого мальчика, делают его сильнее. Он счастлив тем, что имел возможность помочь нашим танкистам. Рискуя жизнью, он показывает вражескую пушку. И этот поступок – образец патриотизма.

-А вы знаете еще юных героев войны?

Давайте посмотрим видеоролик «Юные герои Великой Отечественной войны» и запомним их имена.

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. С детских лет начал писать стихи. В годы войны был военным корреспондентом, часто бывал на передовой. Самое известное произведение о войне – поэма «Василий Теркин». Для детей создал ряд произведений. Одно из которых «Рассказ танкиста», которое показывает нам, детям, реалии военных лет.

О боях за город.

Мальчишка показал танкистам, где вражеская пушка. Автор (танкист) удивлен

«лет десяти-двенадцати. Бедовый, из тех, что главарями у детей».

Смелость, отвага, мужество, готовность помочь нашим солдатам, ненависть к врагу.

Слова благодарности за смелость и отвагу.

Думаем, что да, потому что мальчик смелый и отважный.

Сообщение учащегося о биографии А.Т. Твардовского.

Выразительное чтение текста  стихотворения

А. Т. Твардовского

Ответы на вопросы учителя

Вывод записывается в тетрадь

Просмотр видеоролика

Творческий этап

А теперь возьмите конверты, которые лежат на ваших партах и лист писчей бумаги, ручку. Это те принадлежности, которые нужны для создания письма.

-Посмотрите на конверт. Что необходимо указать на конверте?

 Конверт подписать: свой адрес и куда-  Москва, ул.  Почта России.

Задание: написать письмо литературному герою – мальчику из стихотворения А.Т. Твардовского. Постарайтесь соблюдать композиционные особенности жанра «письма».

Адрес – куда пишем и кому пишем. Адрес отправителя и имя.

5

Афиширование результатов

Давайте прочитаем, что у вас получилось?

Группы зачитывают свои работы.

6

Итоги урока

- Что вы узнали о понятии «письмо»?

-Почему люди раньше писали друг другу письма?

-Почему теперь все реже мы встречаем тех, кто пишет письма?

- Кому мы написали письмо?

-Понравился вам «Рассказ танкиста» А. Твардовского? Почему?

- Какие характеристики можно дать юному герою стихотворения?

- Какой подвиг он совершил?

- Почему М.Горький говорил, что в жизни всегда есть место подвигу? Как эти слова доказывает стихотворение А. Твардовского?

Письмо – это слово многозначное.

Сегодня мы узнали о том, что такое письмо с точки зрения эпистолярного жанра.

Люди редко теперь пишут письма и отправляют их по почте, т.к. есть соц. Сети и мобильные телефоны.

Мы писали письмо мальчику, герою стихотворения А. Твардовского. Он совершил подвиг – помог танкистам найти вражескую пушку.

М. Горький говорил о том, что подвиг можно совершить в любой ситуации. Только на подвиг человек должен решиться.

Мальчик обладал качествами: сила духа, мужество, стойкость, смелость и храбрость.

Ответы на итоговые вопросы учителя.

Ответы на вопросы учителя.

Создание ситуации диалога

7

Рефлексия.

У вас на партах карточки «солнышки». Но они разные: улыбается, хмурится, плачет.

-Выберите то солнышко, которое покажет, как вы работали на уроке? Какие испытывали чувства?

Выбор карточки и обоснование своего выбора

8

Выставление оценок.

Учитель выставляет оценки с комментированием.

9

Домашнее задание

Напишите письмо на тему:

  1. Есть такая профессия – Родину защищать
  2. Мой любимый литературный  герой. Письмо ему.

Запись в дневники

ПРИЛОЖЕНИЕ  Эдуард Асадов

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В жизни всегда есть место подвигу!» (М. Горький) творческая мастерская письма по стихотворению А.Т. Твардовского «рассказ танкиста»

Слайд 2

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н 2. Умение писать. Учиться чтению и письму. 3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения.

Слайд 3

«Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова» Лиз Карпентер

Слайд 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель : Познакомить с жанром письма и научиться писать письма. Задачи: 1) На основе стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» научиться писать письма литературному герою; 2) Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр» и композицией письма; 3) Развивать устную и письменную речь; 3) Формировать духовно-нравственные и патриотические качества.

Слайд 5

Произнесите слово «война». Какие смысловые ассоциации у вас возникли? Что вы видите, слышите, чувствуете?

Слайд 6

Вижу Слышу Чувствую

Слайд 7

Вижу Слышу Чувствую Взрыв Грохот Залпы К рики Плач Рев сирен Смерть Разруха Страх Горе Голод Слезы Тревога Беспокойство П ечаль Горечь С традание Единый кластер

Слайд 8

Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?

Слайд 9

ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА

Слайд 10

Письмо – это эпистолярный жанр Композиция письма: Обращение к адресату Рассказ о событиях своей жизни. Вопросы к адресату. Прощание. Дата и подпись.

Слайд 11

Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.

Слайд 12

А.Т. Твардовский

Слайд 13

«В жизни всегда есть место подвигу!» (по рассказу А.Твардовского «Рассказ танкиста»

Слайд 14

«Рассказ танкиста»

Слайд 15

Сравните: Мальчик - мальчишка, Парень - парнишка, Друг – дружище.

Слайд 16

Найдите описание главного героя стихотворения.

Слайд 17

Что вы можете рассказать о мальчик е ? Лет десяти – двенадцати. Бедовый, Из тех, кто главарями у детей, Из тех, кто в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…

Слайд 18

Как называют человека смелого, храброго, бесстрашного, не теряющегося в самые трудные моменты жизни? Можно ли фразу : « В жизни всегда есть место подвигу!» отнести к герою из произведения А.Твардовского «Рассказ танкиста»? Почему?

Слайд 19

Кластер

Слайд 20

Костя Чернышев – юный защитник Отечества

Слайд 21

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма 2019»

Слайд 22

ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП НАПИШИТЕ ПИСЬМО МАЛЬЧИШКЕ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА».

Слайд 23

От кого : Ф.И Откуда : 171980 Тверская обл , г.Бежецк, пл. Советская, д.1 сош №3 КОМУ : Урок письма КУДА : 170100 г.Тверь, ул.Советская, д.31 Главпочтампт

Слайд 24

Домашнее задание Напишите творческую работу в форме письма в номинации: -«Письмо литературному герою» или -«Есть такая профессия – Родину защищать»

Слайд 25

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Урок мужества для учащихся 6 класса «В жизни всегда есть место подвигу?»

Цель - формировать представление о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; воспитывать уважение  ...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы...

Урок мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок мужества  раскрывает образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни,посвящен Дню Героя Отечества....

Урок Мужества по теме: «В жизни всегда есть место подвигу»

Данный урок мужества предназначен для учащихся 6-11 классов. Цель урока - показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на п...