Урок литературы "Пословица ввек не сломится"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Онищенко Лилия Владимировна

Урок литературы о пословице разработан к учебнику Меркина Г.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyfvyfvyfv.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Тема: «Пословица ввек не сломится»

Класс: 5

Учитель: Онищенко Лилия Владимировна

Цели урока:

1. Выявить происхождение пословиц, познакомить школьников с различными видами пословиц, с наследием В.И. Даля.

2. Формировать навыки работы с учебником, таблицами. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и рассуждать.

3. Воспитывать в школьниках интерес к фольклору, любовь к родному слову; формировать представление об особенностях народного мировосприятия.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организационный

Создание ситуации мотивации к обучению.

Слово учителя:

- Добрый день, дорогие пятиклассники. Улыбнитесь друг другу, ведь сегодня на уроке мы узнаем много интересного, а начать я его хочу такими словами: « Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет»

Приветствуют учителя и друг друга.

Готовность к учебно-познавательной деятельности.

2. Целеполагание

- Как вы понимаете значение этого выражения?

- Как называется это народное изречение?

- Кто сможет догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы, дополняя друг друга. Формулируют тему урока. Говорят, что речь пойдет о пословицах.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Извлекают необходимую информацию. Формулируют проблему.

3. Актуализация опорных знаний

- Действительно, темя сегодняшнего урока звучит так: «Пословица ввек не сломится».

Пословицы, переходя от поколения к поколению, формировали духовный и нравственный облик народа. О важном значении пословиц говорят они сами:

На пословицу ни суда, ни расправы.

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

На твою спесь пословица есть.

Познакомьтесь с определением пословицы в учебнике.

Слушают учителя, обращаются к учебнику, знакомятся с определением пословицы

Умение слушать, извлекать необходимую информацию из текста учебника.

4. Открытие нового знания

Слово учителя. Виды пословиц и поговорок.

- В пословицах отражают исторические события, представления народа о нравственности, семейном быте, качествах характера людей. Известным собирателем пословиц был В.И. Даль. Послушайте сообщение о нем, подготовленное вашим товарищем.

Беседа об услышанном:

- Назовите наиболее известные труды В.И. Даля, какие тематические разделы выделены в сборнике «Пословицы русского народа».

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Слушают, воспринимают отвечают на вопросы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование; логические: решение проблемы, построение логической цепи, рассуждений, доказательства, выдвижения гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физкульт минутка

Раз - подняться потянуться, два – согнуться разогнуться, три -  в ладоши три хлопка, головою три кивка, на четыре – руки шире, пять – руками помахать, шесть – на стульчик тихо сесть

Выполняют упражнения.

6. Первич-

ное  закрепле-ние. Самостоятельная работа с учебником и таблицей. Просмотр Мультфильма режиссера Дмитрия  Резчикова “Черевички”.

- А теперь прочитайте статью учебника, заполните таблицу, что нашло отражение в пословицах.

Проведите проверку выполненного задания у своего товарища.

- А теперь я предлагаю посмотреть короткий мультипликационный сюжет о пословице.

Самостоятельная работа. Читают статью учебника, рассуждают. Заполняют таблицу в рабочих тетрадях.

Осуществляют взаимопроверку. Работа в парах.

Контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; рефлексия способов в условии действия; коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Давайте подумаем, почему необходимо изучать пословицы, чему они нас учат. (Пословицы утверждают добро, правду). Ведь русская пословица «ввек не сломится». Если вам понравился урок, к солнышку на доске прикрепите лучик с пословицей (лучики находятся на парте у детей).

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

8. Домашнее задание.

Составить вопросы к статьям учебника и подготовить ответы на них. Нарисовать иллюстрацию к пословице и комментарий к ней. Выучить определение пословицы. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова»

Уточняют задание. Записывают задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Сломай сигарету"

Буклет Управления образования Администрации Зырянского района Томской области по профилактике табакокурения...

Авторская презентация «Славься битвой исполинской, Славься ввек, Бородино!»

Основной целью работы является воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к русской истории. Поскольку я работаю в специа...

Классный час: «Дружба крепкая не сломается…»

Цель: расширение  знаний детей о взаимоотношениях людей; прививать значимость чувства дружбы;Задачи: ·         развивать речь и мышление учащихся;·...

презентация «Дружба крепкая не сломается…»

Цель: расширение  знаний детей о взаимоотношениях людей; прививать значимость чувства дружбы;Задачи: ·         развивать речь и мышление учащихся;·...