А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.И. Куприн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_59_literatura.docx20.36 КБ
Файл urok_59_literatura.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

А.И. Куприн.  Рождественский рассказ  «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа

Жизнь дана на добрые дела.

Русская пословица

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Постановка целей и задач урока

-Рассмотрите иллюстрации к произведениям. Что это за рассказы? Кому они принадлежат? (слайд 1) («Белый пудель», «Слон», «Барбос и Жулька»).

- О ком и о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (слайд 2)

Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.

Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный (слайд 3). Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.

4. Работа по теме урока

  1. Биография

Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника (слайд 4). Мать дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец его умер, когда мальчику не исполнилось и года. Мать вынуждена была поселиться в московском вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил 4 года (слайд 5). В 1880 году он поступил во вторую московскую военную гимназию, которая через 2 года была преобразована в кадетский корпус. Тягостная жизнь “казенного мальчика” была изображена им впоследствии в повести “На переломе”. Позже Куприн сотрудничает в газетах, становится профессиональным литератором. В 1919 году Куприн уехал за границу, постоянно тосковал по России. В 1937 году вернулся в родную Москву. “Даже цветы на родине пахнут по-иному”,- говорил он.

Ребята, вот, что рассказывала о Куприне его дочь Ксения (слайд 6). Когда писатель писал рассказ о лошади ( “Изумруд”), он все время проводил в конюшне и даже однажды, к ужасу жены Куприна, привел лошадь в спальню на несколько дней, чтобы следить за тем, как она спит, и узнать, видит ли она сны. Когда дочь Куприна была маленькой девочкой, у них завелись тараканы. Александр Иванович решил понаблюдать за ними. Они нескольких отметили разной краской, дали им имена. И потом, сидя на корточках, терпеливо наблюдали за этими насекомыми.

Все животные: собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи- были членами семьи А.И. Куприна.

Куприн писал: “Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость.” (слайд 7)

Очень часто друзья Куприна, смеясь, говорили, что он приписывает животным чувства и ум, а у них только условные рефлексы. Но Куприн твердо верил, что это не так. Недаром рядом с названием рассказа “Завирайка” в скобках он поставил “Собачья душа”. Писатель очень сильно любил животных.

Он всегда участвовал в детских спектаклях, которые устраивала его дочь Ксения. Горячился, спорил, как ребенок.

Куприн любил цирк, веселых, храбрых, ловких, трудолюбивых людей и цирковых зверей. Был храбрым человеком, всегда хотел испытать на себе то, о чем писал. Он поднимался на высоту 1200 метров на воздушном шаре, летал на первых деревянных аэропланах в начале 20 века, когда полеты были в диковинку; опускался в скафандре на морское дно. Однажды он даже вошел в клетку с тиграми. Потом писатель сознался, что это было самое страшное из всего испытанного им, что он ничего не помнит из своих ощущений, кроме красного тумана перед глазами.

  1. Работа по рассказу

-Сегодня мы будем говорить о рассказе «Чудесный доктор».

- Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).

- Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;

2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;

3)чудный, замечательный.) (слайд 8)

Чтение рассказа

- Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?

- Что увидели мальчики на витрине магазина?

- Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?

- Где жили Мерцаловы?

- Расскажите, что произошло в семье?

- Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?

- Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).

- Пытался ли Мерцалов достать денег?

- Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?

- Что он предпринимал?

- Почему уходит из подземелья Мерцалов?

- Куда он идет? (Зачитать).

- В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих)

- Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?

- Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?

- Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? (Потому что видел, что человек в отчаянном положении, и незнакомец принадлежал к тому числу людей, которые от жизненных неудач становятся милосерднее). Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?

- Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? (Был скромным человеком)

- Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)

- Определите, пожалуйста, как в тексте проявляются оттенки значения слова “чудесный”?

- Что было “чудесного” в поступках незнакомца?

- Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове?

(1810-1881г. Хирург, анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-1856 годах. Позже это общественное движение получило название Красного креста.)

- Скажите, пожалуйста, изменила ли эта встреча с чудесным незнакомцем жизнь Мерцаловых?

- Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)

- Чему он нас учит?

Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. (слайд 9)

Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали. (слайд 10)

5. Подведение итогов. Рефлексия

В основе рассказа лежат реальные события, взятые из жизни.

-Как вы понимаете слова эпиграфа?

– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете выбрать сами. Оно перед вами: (слайд 11)

1. Быть «чудесным доктором» – это значит...

2. Чудо – это...

3. А главное – ...

4. Милосердие я понимаю так...

5. Рассказ заставил меня задуматься...

6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...

7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...

8. Актуальность рассказа заключается в том, что...

9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только...

10. Я благодарна А. И. Куприну...

6. Д/з Подготовить пересказ рассказа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа

Слайд 3

Друзья А.И. Куприна

Слайд 7

Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость

Слайд 8

Чудесный - 1 ) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный; 2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный; 3)чудный, замечательный.

Слайд 9

Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Слайд 10

Особенности рождественского рассказа: 1) приуроченность к Рождеству; 2) главный герой – ребенок; 3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу; 4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза; 5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

Слайд 11

1. Быть «чудесным доктором» – это значит... 2. Чудо – это... 3. А главное – ... 4. Милосердие я понимаю так... 5. Рассказ заставил меня задуматься... 6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что... 7. Рецепт профессора Пирогова в том, что... 8. Актуальность рассказа заключается в том, что... 9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только... 10. Я благодарна А. И. Куприну...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"

Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

Презентация к уроку литературы в 5 классе. И.С.Тургенев «Муму» - реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Презентация к уроку литературы в 5 классе. И.С.Тургенев «Муму» - реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права....

Конспект урока литературы в 5 классе. И.С.Тургенев. Реальная основа рассказа "Муму". Образ главного героя.

Знакомство с творчеством писателя, с историей создания рассказа "Муму", с портретом главного героя рассказа....

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя.

Конспект урока литературы в 5 классе. Тип урока: урок изучения нового материала....