Тематическое планирование по литературе 5 класс (102 часа)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Федотова Ирина Юрьевна

Тематическое планирование по литературе по учебнику В.Я. Коровиной для 5 класса (102 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem._plan._lit.5.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Строчковская средняя школа»

Рассмотрено на заседании ШМО:

Протокол №1

от  30.08.2016

Руководитель ШМО: ---------Шкарина Л.Н.

Согласовано:

Заместитель директора  по УВР

---------------------Рыжова С.В.

Утверждено:

Директор МБОУ «Строчковская средняя школа»

-------------------Петрова Л.Г.

Приказ № 143/п от 30. 08. 16.

 школа».

                                                                            Тематическое планирование курса

Литература

5 класс (102ч.)

 

Рабочая программа  

5-9 классы

Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной.

Москва, «Просвещение» 2016.

Автор  учебника: В.Я.Коровина.  Москва, «Просвещение» 2016.

                                                                                             

 

Темы уроков

Содержание материала

Контроль

Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Оборудование

Личностные

метапредметные

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Введение (1)

1 

 Введение. (1ч.) Книга в жизни человека.

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним

Устный фронтальный контроль

Проявлять интерес к новому учебному материалу. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Организация рабочего места. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

Слушать и слышать собеседника, учителя.

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение Книги, ее роль в жизни человека и общества

Презентация. Тесты. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

Устное народное творчество (10ч.)

2

Фольклор – коллективное устное народное творчество

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.

Устный фронтальный, письменный

Выражение личного отношения к прочитанному. Нравственная оценка героев сказок.

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы

Ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию

Рецензирование ответов одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), много-значность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический;

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор

Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ

4

Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная  сказка.

Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок.

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Выразительное чтение, в том числе по ролям. Сопоставление вариантов сказок. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

5

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван – царевич.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Образ невесты-волшебницы.

Знать жанровые особенности сказок; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

6

«Царевна – лягушка». Поэтика волшебной сказки

Теория литературы. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке

7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»волшебная  богатырская сказка героического содержания

Тема мирного труда и защиты родной земли

8

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

Нравственное превосходство главного героя

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ

9

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

Народное представление о справедливости

10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

Народное представление о добре и зле

11

 РР. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки»

 Подготовка к домашнему письменному ответу на  проблемный вопрос: 1.Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2.Почему я люблю читать народные сказки? 3.Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Текущий контроль

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью; монологической и контекстной

Таблица. Презентация. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

Из древнерусской литературы (2ч.)

12

 «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник Начало письменности у восточных славян

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России

Понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания , выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном мате-риале

Рецензирование ответов одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс».

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись. Отзвуки фольклора в летописи

Из литературы XVIII века (2ч.)

14

Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин

Краткий рассказ о жизни писателя.

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ

анализ текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России

понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение  в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Рецензирование ответов одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Понимать значимость личности М.В.Ломоно-сова, смыслом жизни которого было «утвер-ждение наук в отечестве»; знать определение тео-ретико-литературных по-нятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), ли-тературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочи-танного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно.

Таблица. Презентация. КИМ-ы по теории литературы

15

«Случились вместе два астронома в пиру…» - изложение научных  истин в поэтической форме

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Тестирование

Из литературы XIX века (42ч. )

16

Жанр басни в мировой литературе.

Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Выражение личного отношения к прочитанному

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 19 века.  Определение  в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя)

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Знать жанровые особен-ности басни, знать опреде-ление понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басен-ного жанра, имена отече-ст-венных баснописцев); уметь определять, к како-му роду литературы отно-сятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

17

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом».

Осмеяние пороков – жадности, неблагодарности, хитрости. Краткий рассказ о баснописце.

18

И. А. Крылов.

Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне.

 Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Патриотическая позиция автора.

19

И. А. Крылов.  Басня «Волк и Ягненок»  

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

20

В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна».

. Детство и начало творчества, Жуковский-сказочник.  Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

20

«Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета.

Сюжет сказки, герои и их характеры. Композиция.

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ

Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев произведений. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Поиск сведений о поэтах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под' руководством учителя). Устный рассказ о поэтах. Выразительное чтение (в том числе наизусть). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки.

Таблица,. презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

21

В. А. Жуковский. «Кубок».Благородство и жестокость.

Благородство и жестокость. Герои баллады, теория литературы. Баллада (начальное представление).

22

А. С. Пушкин.

«Няне» Поэтизация образа няни.

Краткий рассказ о  детских годах жизни Пушкина. Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу

23

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ. Письменное высказывание

 оценивать отно шение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

24

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: события и герои.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»).

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ. Письменное высказывание

Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев произведений. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Выразительное чтение (в том числе наизусть). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства

25

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.

26

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

27

 РР. Обучение домашнему сочинению по сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?» «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?» «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина: общность и различие»

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Сочинение

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства

28

29

Мои любимые сказки  А.С. Пушкина

Контрольная работа по творчеству Крылова, Жуковского, А.С.Пушкина.

Художественный мир пушкинских сказок.

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ. Инсценировани

30

А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Краткий рассказ о писателе. Литературная сказка (начальные представления).

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Понятие о литературной сказке. Определение  в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя)

Рецензирование ответов одноклассников. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью

Знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; уметь находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

31

 «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

32

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Знать факты биографии писателя,; уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, Знать понятие «антитеза» как основной художественный прием, пафос произведения

33

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ. Инсценирование

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение (в том числе наизусть).Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под' руководством учителя). Планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью

умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

34

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика.

Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

понимать его героическую направленность, отношение автора к родине;.

35     «Ашик – Кериб» как литературная сказка.

Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства.

36

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.

Детство, годы учения, начало литературной деятельности. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Письменное высказывание

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под' руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение (в том числе наизусть). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Рецензирование ответов одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

иметь представ ление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия

37

«Заколдованное место» : реальность и фантастика в повести.

Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор (развитие представлений)

Знать определение теоре-тических понятий: юмор, фантастика; уметь опреде-лять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять планобъяснять, как Гоголь со-четает в повести обыден-ное и фантастическое, страшное и смешное

38

Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

( «Ночь перед рождеством»)

Выразительный пересказ повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды

39

 Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз красный нос») Поэтический образ русской женщины.

Поэтический образ русской женщины. Эпитет (развитие представлений).

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение произведений (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов и определение их значения с использованием справочной литературы.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Знать содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

40

Стихотворение «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Теория литературы. Эпитет.

Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм

41

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.

Речевые характеристики персонажей.

уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, , объяснять, по-чему рассказ поэта об эпи-ческих событиях преры-вается его лирическими воспоминаниями

42

И.С. Тургенев. «Муму»  как повесть о крепостном праве.

Детство и начало литературной деятельности Тургенева

Реальная основа повести.

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования)

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятель-ности, историю создания произведения, содержание рассказа

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия

43

И.С. Тургенев. «Муму»  как протемт против рабства.

Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления)

; понимать значе-ние понятий «крепостное право», «крепостничест-во», сюжет рассказа; уметь соотносить описа-ние быта и нравов крепо-стнической России в рас-сказе со знаниями об этом периоде из истории,

44

 «Муму»: система образов. Духовные и нравственные качества Герасима

Нравственный облик Герасима:  сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие Протест Герасима против барыни и её челяди

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

45

И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа.

Работа со словарем литературоведческих терминов. Развитие представлений о портрете и пейзаже.

46

РР.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

«Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?»

Сочинение

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к поступкам героев

Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью

Таблица. Презентация. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

47

Контрольная работа по творчеству изученных писателей

Контроль знаний учащихся по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева

Текущий контроль

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью; монологической и контекстной

Тесты (ким). Мультимедий-ные пособия и средства (ЭОР)

48

А. А. Фет. Лирика.  Стихотворении «Весенний дождь», «Чудная картина».., «Задрожали листы облетая»..

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение (в том числе наизусть). Формирование умения выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы

Рецензирование ответов одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Умение осознанно использовать речевые средства

анализи-ровать лирическое произ-ведение, выразительно чи-тать, передавать при помо-щи интонации впечатле-ния от быстро меняющих-ся картин и состояний природы; понимать ав-торское отношение к природе.

Таблица. Презентация. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия

49

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

Детство, начало литературной деятельности Толстого. Бессмысленность и жестокость национальной вражды

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с/использованием цитирования). Формирование умения выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

уметь  опериро вать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра;

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия

50

Жилин и Костылин : два характера, две  судьбы.

 Сравнительная характеристика героев. Жилин и горцы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет

уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину,

51

РР.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Каковы друзья и враги пленного Жилина? 2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? 3.Какие мысли JI. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

Сочинение

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к поступкам героев

Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью

Уметь работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения

Таблица. Презентация. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия

52

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Детство и начало литературной деятельности.

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Характеристика и нравственная оценка героев

Поиск сведений о писателе. Выразительное чтение. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с/использованием цитирования

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Рецензирование ответов одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Умение осознанно использовать речевые средства. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

уметь составить рассказ о писателе на основе прочи-танного; передавать содер-жание рассказа, акценти-руя внимание на речи ге-роя, на его действиях; по-нимать, на чем основан юмор рассказа, опреде-лять, какими средствами писатель создает юморис-тические ситуации

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия

53

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества .Рассказ в актерском исполнении.

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор(развитие представлений)

54

 Юмористические рассказы Антоши Чехонте

Выразительный пересказ рассказов А.П. Чехова

55

Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. Лирика

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной». Теория литературы

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ. Инсценирование

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Рецензирование ответов одноклассников. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Участие в коллективном диалоге

Знать план анализа лирического произведения; уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

56

Лирика А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. Урок – концерт.

А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». А.В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение стихотворений

57

Русские поэты 19 века  о Родине, родной природе и о себе.

 Обучение анализу стихотворений поэтов 19 века. Урок развития речи.

Сочинение- анализ лирического текста

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

58

 Из литературы 20 века.  (29ч.) И.А. Бунин.  «Косцы»

Детство и начало литературной деятельности Бунина. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Анализ стихотворения по вопросам учителя.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проник нуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне

Таблица. Презентация. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

59     И.А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России.  Выразительное чтение рассказа.

60

В.Г.  Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

Детство и начало литературной деятельности Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Характеристика и нравственная оценка героев. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различные виды пересказов.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Работа со словарём литературоведческих терминов

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения

Таблица. Презентация. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

61

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.

Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек.

:уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характе-ризовать литературного героя на основании его поступков,

62

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

Изображение серого сонного города и его обитателей.

определять роль портрета и пейзажа в понимании характе -ров героев, позицию автора и его отношение к изображае -мому, к героям

63

РР. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2.Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3.Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию? Почему у Маруси и Сони два разных детства?

Сочинение

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью

Таблица. Презентация. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

64

С. А. Есенин

«Я покинул родимый дом»…, «Низкий дом с голубыми ставнями..»Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа.

Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Рецензирование ответов одноклассников. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа над индивидуальным учебным проектом. Участие в коллективном диалоге

Уметь подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно

читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе)

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

65

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Выразительное чтение (в том числе, по ролям). Беседа. Пересказ. Инсценирование

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Выразительное чтение  и анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Рецензирование ответов одноклассников. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Участие в коллективном диалоге

умение отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

66

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное)

Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану

67

К. Г. Паустовский.   «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»

Выразительное чтение (в том числе, по ролям). Беседа. Пересказ. Инсценирование

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Выразительное чтение  и анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий

Рецензирование ответов одноклассников. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Участие в коллективном диалоге

умение отличать народную сказку от литературной

Таблица. Презентация. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

68

«Теплый хлеб»: язык сказки.

Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы в сказке

Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; уметь объяснять смысл названия сказки

69

 Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. «Заячьи лапы»  и другие рассказы.

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Природа и человек в сказке

понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в пони -мании событий, изображенных в рассказе

70

С. Я. Маршак.

Сказки для детей. Их герои и нравственный смысл.

Детство, начало литературной деятельности. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка

Выразительное чтение (в том числе, по ролям). Беседа. Пересказ. Инсценирование

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

умение отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

Таблица. Презентация. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

71

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок

уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистичес-кую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочета-нием фантастического и реального в пьесе, сопос-тавлять сказку Маршака с народными сказками

72

«Двенадцать месяцев»: пьеса – сказка и ее народная основа.

Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

73

РР. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе «Двенадцать месяцев»

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева? 2.Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3.Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

Сочинение

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью; монологической и контекстной

Таблица. Презентация.. Мультимедий-ные пособия и средства (ЭОР)

74

А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

Детство, начало литературной деятельности Платонова. Рассказ «Никита». Быль и фантастика

Выразительное чтение (в том числе, по ролям). Беседа. Пересказ. Инсценирование

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Рецензиро-вание отве-тов одно-классни-ков.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций. Участие в коллективном диалоге

понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

75

«Никита»: быль и фантастика.

Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении

76

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

Детство, начало литературной деятельности Астафьева. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу,  основные черты характера героя

Выразительное чтение (в том числе, по ролям). Беседа. Пересказ. Инсценирование

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

77

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера.

Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения

78-79

РР.  Подготовка к  классному сочинение по произведениям писателей 20 века

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)? 2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

Сочинение

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью

выработать умение  охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять   и формулировать роль пейзажа, сравнений;

Мультимедий-ные пособия и средства (ЭОР)

81

 К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

Война и дети- трагическая и героическая тема произведений о ВОв.

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Рецензирование ответов одноклассников. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Участие в коллективном диалоге

Знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

80

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

 Патриотические подвиги детей в годы  Великой Отечественной войны.

Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

82

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Рецензирование ответов одноклассников. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Участие в коллективном диалоге. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

83

 Образ Родины в стихах о природе Прокофьева, Кедрина, Рубцова.

А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях

86

Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба – кит» как юмористическое произведение.

Юмористический характер песни. Ее жанровое своеобразие.

84

С. Черный. «Кавказский пленник» Образы детей в рассказе

Слово о писателе. Образы детей в рассказе

Выразительное чтение (в том числе, по ролям). Беседа. Пересказ. Инсценирование

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Рецензирование ответов одноклассников. Устное иллюстрирование. Участие в коллективном диалоге

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

85

С. Черный. «Игорь-Робинзон»

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор

Из зарубежной литературы (16ч.)

87

Р. Л. Стивенсон.  Баллада. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представления)

Выразительное чтение (в том числе, по ролям). Беседа. Пересказ. Инсценирование

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Рецензирование ответов одноклассников. Устное иллюстрирование. Участие в коллективном диалоге

понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

88

Д. Дефо.

«Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами)

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни

89

90

«Робинзон Крузо»: характер героя.

 

«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер героя

Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

91

Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Характеристика и нравственная оценка героев. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различные виды пересказов

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Работа со словарём литературоведческих терминов

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Уметь рассказывать инте-ресные события из жизни Андерсена, называть при-знаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки, доказывать, ис-пользуя примеры из тек-ста, каким Андерсен пред-ставляет мир, который лю-бит, какой мир ему проти-вопоставляет; давать ха-рактеристику героям с опорой на текст, объяс-нять, какие черты народ-ной сказки использует сказочник; выявлять об-щее и отличительное при сопоставлении сказки Ан-дерсена со сказкой Пуш-кина

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

92

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты, внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы

93

94

 «Снежная королева»: «что есть красота?»

 

Волшебные сказки Андерсена

Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней.

Сказки о предметах окружающего мира.

95- 96

РР. Подготовка к сочинению  - ответу  на проблемный вопрос по  сказкам Андерсена

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Почему Герда победила Снежную королеву? 2.Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена? 3.О чём мечтал Андерсен в своих сказках? 4.Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными? 5.Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера? 6.Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников? 7.Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным? 8.Какими я вижу Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике этим литературным героям?

Сочинение

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью; монологической и контекстной

Презентация. Мультимедий-ные пособия и средства (ЭОР)

97

Ж. Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Речевая характеристика персонажей

Выразительное чтение (в том числе, наизусть). Беседа. Пересказ

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью; монологической и контекстной

Презентация.

98

М.Твен.  «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Характеристика и нравственная оценка героев. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различные виды пересказов

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Работа со словарём литературоведческих терминов

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности

Таблица. Презентация. Тесты (ким). Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Мультимедийные пособия и средства (ЭОР)

99

М.Твен.  «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.  Том и Гек. Том и Бекки.

Причудливые сочетания реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций

100

М. Твен Повесть "Приключения Тома Сойера"- любимая книга многих поколений читателей.

Особенности языка, стиля, манеры письма автора

101

Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых

Выразительное чтение. Беседа. Пересказ. Инсценирование

Характеристика и нравственная оценка героев. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различные виды пересказов

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Работа со словарём литературоведческих терминов

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; уметь объяснять, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой

Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

102

Годовая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю

Тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю. Автор учебника И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Издательский центр "Вентана-Граф"2009 год. Программа для учащихся VII вида обуч...

Календарно-тематическое планирование для 6 класса 3 часа в неделю по программе В.И.Ляха

Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 6 классов – 3 часа в неделю 2012-2013 уч. год№урокаДатаНаименованиераздела программыТемаурокаКол-вочасовТипурокаЭлементы соде...

Тематическое планирование 1-4 класс 3 часа в неделю

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В. И. ЛЯХ, А. А. ЗДАНЕВИЧ...

Тематическое планирование. Химия 8 класс 34 часа (1 час в неделю). Учебник О.С.Габриэляна

Тематическое планирование. Химия 8 класс 34 часа (1 час в неделю). Учебник О.С.Габриэляна...

Календарно-тематическое планирование алгебра 9 класс(2 часа в неделю) А.Г.Мордкович

Заочная форма обучения. Развернутое календарно-тематическое планирование по алгебре 9 класс(2 часа в неделю)  А.Г.Мордкович...

Календарно - тематическое планирование биология 6 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Календарно - тематическое планирование биология 6 класс (70 часов, 2 часа в неделю)...

Календарно - тематическое планирование биология 7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Календарно - тематическое планирование биология 7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)...