КТП по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе на тему

Балюк Ирина Николаевна

КТП по русскому языку 5-9 класс УМК Чертов В.Ф..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_17-18_balyuk.docx88.89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Литература

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;
  • определите, какие события в произведении являются центральными;
  • определите, где и когда происходят описываемые события;
  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» ,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

  • К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших  II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так  и  внутреннего мира человека);
  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших  III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
  • определите позицию автора и способы ее выражения;
  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
  • напишите сочинение-интерпретацию;
  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами[1]).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 56 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 78 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

  • на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
  • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
  • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
  • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
  • на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.        

Примерная программа по литературе строится с учетом:

  • лучших традиций отечественной методики  преподавания литературы, заложенных трудами В.И. Водовозова, А.Д. Алферова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Л.И. Поливанова, В.В. Голубкова, Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, И.С. Збарского, В.Г. Маранцмана, З.Н. Новлянской и др.;
  • традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике;
  • традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);
  • необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
  • соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
  • требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
  • минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.

Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно собирать собственную конструкцию. Общность инвариантных разделов программы обеспечит преемственность в изучении литературы и единство обязательного содержания программы во всех образовательных учреждениях, возможности компоновки – необходимую вариативность.

В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это значит, что учитель имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать УМК и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Учитель имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учета положений данной примерной образовательной программы.

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно  представлены в рабочих программах).

Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А. Блок. 1 стихотворение; М. Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы .Минимальное количество произведений указано, например: поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.

Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для  культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.

Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.

Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.

Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).

При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе.

Структура настоящей Примерной программы не предусматривает включения тематического планирования. Тематическое планирование разрабатывается составителями рабочих программ.

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)[2]

Древнерусская литература –  1-2 произведения на выбор, например: «Поучение» Владимира Мономаха,  «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.)

(6-8 кл.)

Русский фольклор:

сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782)

(8-9 кл.)

Н.М. Карамзин  «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.)

М.В. Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года» и др. (8-9 кл.)

Г.Р. Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)

И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например:  «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др.

(5-6 кл.)

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)

В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др.

(7-9 кл.)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831) (9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836)

(7-8 кл.).

Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

(5-9 кл.)

А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),

«К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),

 «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836)  и др. (5-9 кл.)

«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)

«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.)

Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др.

(7-9 кл.)

Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

(5 кл.)

Поэзия пушкинской эпохи, например:

К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский(2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)

Стихотворения:  «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

(5-9 кл.)

М.Ю. Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:

«Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гете («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)

Поэмы

 1-2 по выбору, например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др.

(8-9 кл.)

Литературные сказки XIX-ХХ века, например:

А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, А.М. Ремизов, Ю.К. Олеша, Е.В. Клюев и др.

(1 сказка на выбор, 5 кл.)

Н.В. Гоголь

«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)

Н.В. Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например: «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.

(5-9 кл.)

Ф.И. Тютчев – Стихотворения:

 «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866).

(5-8 кл.)

А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).

(5-8 кл.)

Н.А. Некрасов.

Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848),  «Несжатая полоса» (1854).

(5-8 кл.)

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х),  «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869),  «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др.

(5-8 кл.)

А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857),  «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них –  у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.

(5-8 кл.)

Н.А. Некрасов

- 1–2 стихотворения по выбору,например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины XIX в., например:

А.Н. Майков, А.К. Толстой,

Я.П. Полонский и др.

(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

И.С. Тургенев

- 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор,  например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор,  например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.

(6-8 кл.)

Н.С. Лесков

- 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др.

(6-8 кл.)

М.Е. Салтыков-Щедрин

- 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др.

(7-8 кл.)

Л.Н. Толстой

- 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др.

(5-8 кл.)

А.П. Чехов

- 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.

(6-8 кл.)

А.А. Блок

- 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др.

(7-9 кл.)

А.А. Ахматова

- 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.

(7-9 кл.)

Н.С. Гумилев

- 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).

(6-8 кл.)

М.И. Цветаева

- 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915),  из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др.

(6-8 кл.)

О.Э. Мандельштам

- 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др.

(6-9 кл.)

В.В. Маяковский

- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.

(7-8 кл.)

С.А. Есенин

- 1 стихотворение по выбору, например:

«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915),  «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др.

(5-6 кл.)

М.А. Булгаков

1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др.

(7-8 кл.)

А.П. Платонов

- 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др.

(6-8 кл.)

М.М. Зощенко

2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др.

(5-7 кл.)

А.Т. Твардовский

1 стихотворение  по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958),  «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.

(7-8 кл.)

А.И. Солженицын

1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.

(7-9 кл.)

В.М. Шукшин

1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.

(7-9 кл.)

Проза конца XIX – начала XX вв.,  например:

М. Горький, А.И. Куприн,

Л.Н. Андреев, И.А. Бунин,

И.С. Шмелев, А.С. Грин

(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:

К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин,

М.А. Волошин, В. Хлебников и др.

(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:

Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс,

Н.М. Олейников и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

Проза о Великой Отечественной войне, например:

М.А. Шолохов, В.Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев,  В.В. Быков, В.П. Астафьев и др.

(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например:

М.М. Пришвин,

К.Г. Паустовский и др.

(1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)

Проза о детях, например:

В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.И. Коваль,

Ю.П. Казаков, В.В. Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины ХХ в., например:

Н.И. Глазков, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов,А.А. Тарковский, Б.Ш. Окуджава,  В.С. Высоцкий, Ю.П. Мориц, И.А. Бродский, А.С. Кушнер, О.Е. Григорьев и др.

 (3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

Проза русской эмиграции, например:

И.С. Шмелев, В.В. Набоков,

С.Д. Довлатов и др.

(1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н. Назаркин, А. Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)

Литература народов России

Г. Тукай, М. Карим,

К. Кулиев, Р. Гамзатов и др.

(1 произведение по выбору,

5-9 кл.)

Зарубежная литература

Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

(6-8 кл.)

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)

(9 кл.)

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

(7-8 кл.)

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни

(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)

В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).

(8-9 кл.)

1–2 сонета по выбору,  например:

№ 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).

(7-8 кл.)

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)

(6-7 кл.)

Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)

( 6-7 кл.)

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

(6-7 кл.)

Ж-Б. Мольер Комедии

- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670).

(8-9 кл.)

И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)

( 9-10 кл.)

Г.Х.Андерсен Сказки

- 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843).

(5 кл.)

Дж. Г. Байрон

- 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс  («Какая  радость  заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова),  «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.

- фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).

(9 кл.)

Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:

Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, бр. Гримм,

Л. Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Дж.Родари, М.Энде, Дж.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.

(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)

Зарубежная новеллистика, например:

П. Мериме, Э. По, О`Генри, О. Уайльд, А.К. Дойл, Джером К. Джером, У. Сароян, и др.

(2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.)

Зарубежная романистика XIXХХ века, например:

А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г .Уэллс, Э.М. Ремарк  и др.

(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)

Зарубежная проза о детях и подростках, например:

М.Твен, Ф.Х.Бернетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак,  Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер,  К.Патерсон, Б.Кауфман, и др.

(2 произведения по выбору,

5-9 кл.)

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например:

Р. Киплинг, Дж. Лондон,

Э. Сетон-Томпсон, Дж.Дарелл и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.)

Современнеая зарубежная проза, например:

А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. ДиКамилло, М. Парр, Г. Шмидт, Д. Гроссман, С. Каста, Э. Файн, Е. Ельчин и др.

(1 произведение по выбору,

5-8 кл.)

5 КЛАСС

Дата

план

Дата

факт

п/п

Содержание урока

Примечания

1

Литература как искусство слова

Мифология ( 3 час.)

2

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о

происхождении искусства. Мифы « Аполлон и музы», «Дедал и Икар»

3

Мифы «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».  Художественные образы в мифологии и средства их создания.

4

Художественные образы в мифологии и средства их создания.

Русский фольклор( 3 час.)

5

Фольклор и народная словесность. Русские пословицы из собрания В. И. Даля.

6

Русские народные сказки.   «Царевна-лягушка

7

Русские народные сказки «Жена-доказчица», «Лиса и журавль». Особенности народных сказок

Литературные сказки ( 5 час.)

8

Отличие  литературной сказку от фольклорной. Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

9

Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

10

Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

11

Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

12

 Р/Р  Отзыв о прочитанной литературной сказке.

13

Практикум. Аннотация.

Древнерусская литература – из «Повести временных лет» (2 час.)

14

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке». Исторические события и их отражение в летописи.

15

«Сказание о белгородском киселе» Нравственные проблемы «Повести временных лет»

Жанр басни в мировой литературе ( 3 час.)

16

Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра.

17

Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.

18

Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен.

Русская литература XIХ века

И.А. Крылов (3 час.)

19

Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».

20

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом».

21

Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова.

А.С. Пушкин ( 6 час.)

22

Слово о поэте. Стихотворения А. С. Пушкина «Няне» Реальная основа и образ няни.

23

Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. «Зимний вечер», «Зимнее утро».

24

Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

25

Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

26

Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.

27

Вн. Чт. « сказка о попе и его работнике Балде»

М.Ю. Лермонтов ( 3 час.)

28

Слово о поэте. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

29

Образ исторического события в стихотворении

30

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана». Образы русских солдат ( богатырей)

Н.В. Гоголь ( 4 час.)

31

Слово о писателе. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

32

Фантастические события в повести

33

Мир Диканьки. Изображение народной жизни и народных характеров

34

Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы»

Образ времени года в литературном произведении( 2 час.)

35

Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

36

РР Описание любимого времени года с использованием цитат.

И.С. Тургенев ( 4 час.)

37

Слово о писателе. Повесть И. С. Тургенева «Муму».

38

Образ исторического времени в повести.

39

Образ Герасима.

40

Смысл названия повести.

Н.А .Некрасов ( 3 час.)

41

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

42

Изображение жизни простого народа в стихотворении . Тема нелегкой крестьянской доли.

43

Авторское отношение к героям. Собирательный образ в стихотворении

Л.Н. Толстой ( 5 час.)

44

Слово о писателе. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды

45

Образы горцев.

46

Жилин и Костылин как два разных характера

47

 Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание

48

Р/Р Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования

Образ Родины в русской поэзии ( 3 час.)

49

Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого).

50

Образ родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова).

51

Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии

И.А. Бунин (2 час)

52

Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении.

53

Стихотворение И. А. Бунина «Няня».

С.А. Есенин ( 2 час)

54

Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта.

55

Образ родины в поэзии С. А. Есенина.

П.П. Бажов ( 3 час.)

56

Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Образ рассказчика в сказе.

57

Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

58

Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического.

«Образы детей в зарубежной литературе

М. Твен   «Приключения Тома Сойера» (3 час.)

59

«Приключения Тома Сойера» М. Твена.

60

Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых

61

Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии

А.П. Чехов ( 2 час.)

62

Рассказ «Мальчики» . Образы детей в рассказе.

63

Проблемы взаимоотношений взрослых и детей.

64

Письменный отзыв о литературном произведении»

(практикум)

65

Р. Отзыв о литературном произведении.

А.С. Грин ( 5 час.)

66

Слово о писателе. Повесть А. С. Грина «Алые паруса».

67

Образ Ассоль.

68

Образ Грэя.

69

Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции

70

Смысл названия повести.

А.А. Платонов. ( 2 час.)

71

Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа.

72

Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле». Философская символика образа цветка.

73

«Проза и поэзия как формы художественной речи»

 (практикум)

74

Сопоставление ритмической организации стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык».

С.Я. Маршак (3 час.)

75

Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

76

Заглавный образ в пьесе-сказке. Фольклорные ( сказочные) традиции в пьесе-сказке.

77

Поучительный смысл произведения. Монолог и диалог как средство создания образа.

78

«Монолог и диалог как средства создания образа в эпических, драматических и лирических произведениях»

 (практикум)

79

Речевая  характеристика  персонажа.

Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны.(5 час.)

80

Стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

81

Повесть В.П. Катаева «Сын полка

82

Дети и взрослые в условиях военного времени

83

Образ Вани Солнцева. Проблема детского героизма.

84

Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев ( 5 час.)

85

Слово о писателе.  Рассказ «Васюткино озеро».

86

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

87

Образ Васютки. Основные черты характера

88

Изображение становления характера главного героя рассказа

89

Вн. чт. по рассказу « Удар сокола»

Образы животных в мировой литературе (7 час.)

90

Рассказ Э.Сетона – Томпсона «Королевская аналостанка».

91

Образы животных и образы людей в рассказе.

92

Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес». Образ Арктура.

93

 Дж.Лондон « Белый клык» .Животные в жизни человека.

94

В.П.Астафьев « Жизнь Трезора»

95

Авторское отношение  животным  в произведениях

96

Р/Р  Написание отзыва об одном из произведений о животных

Жанр рассказа в мировой литературе  

(  6час.)

97

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра.

98

Рассказ  А.П.Чехова  « Хирургия»

99

Рассказ  А.Конан Дойля «Камень Мазарини».

100

Юмористический рассказ М.М.Зощенко «Галоша».

101

Научно-фантастический рассказ Р.Бредбери «Все лето в один день».

102

«Тема и идея литературного произведения»

 (практикум). Подведение итогов. Рекомендации на лето.

 

                

                

6 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Дата план

Дата факт

Примечания

1

Образ человека в литературе.

2

Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.

3

Троянский цикл и его герои

4

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора.

5

Образ Одиссея.

6

Герои мифов разных народов в литературе.

7

Герои финского эпоса «Калевала».

8

Героический эпос. Образ Роланда.

9

Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах».

10

Народная песня и ее виды.

11

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Особенности былин.

12

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя

13

Р/Р Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

14

Фольклорные традиции в создании образов персонажей.

15

Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».

16

Баллада B. Скотта «Клятва Мойны».

17

Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».

18

Баллада В. А. Жуковского «Светлана».

19

Образ Светланы и средства его создания.

20

Практикум. Выразительное чтение  произведения  как способ  его интерпретации.

21

Практикум. Выразительное чтение произведений разных жанров (народной песни, былины, басни, баллады и др.).

22

Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

23

Роман  «Дубровский». История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства.

24

Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский».

25

Владимир Дубровский в родительском доме. Нравственная проблематика романа.

26

Владимир Дубровский в доме Троекурова. Романтическая история любви Дубровского и Маши

27

Финал романа «Дубровский». Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского.

28

Практикум. Портрет в литературном  произведении

29

Р/Р Описание портрета литературного персонажа.

30

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Поиски смысла жизни и душевной гармонии.

31

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». Символическое значение образов природы.

32

Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец».        

33

Поэтизация народной жизни и крестьянского труда  в стих.

А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь...».

34

Образ России в поэзии А. В. Кольцова.

35

Стихотворения Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С поляны коршун поднялся...». Тема взаимоотношений человека и природы.

36

Нравственная проблематика стихотворения. Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...».

37

Черты близости и сходства лирических произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

38

Сказ Н. С. Лескова «Левша».

39

Образы русских умельцев.

40

Авторская позиция в сказе «Левша». Образ повествователя.

41

Фольклорные традиции в сказе.

42

Практикум. Сообщение о жизни  и творчестве писателя

43

Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества

44

Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Роль художественной детали. Смысл названия

45

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях в рассказах Чехова

46

Нонсенс и абсурд в английской поэзии.

47

Л. Кэрролл.

«Алиса в Стране чудес» (фрагменты). «Верлиока» (фрагмент из «Алисы в Зазеркалье»).

48

Р/Р Сочинение лимериков.

49

Повесть Л. Н. Толстого «Детство».

50

Образ Николеньки Иртеньева.

51

Образы родителей.

52

Повесть А. М. Горького «Детство».

53

Образы бабушки и деда Каширина.

54

Образы бабушки и деда Каширина.

55

Образ Алеши. Жизнь в восприятии ребёнка.

56

Р/Р Составление цитатного плана характеристики персонажа. 

57

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».

58

Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор».

59

Сочинение о персонаже литературного произведения. Анализ темы и составление развёрнутого плана сочинения

60

Р/Р Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.).

61

Символическое значение образов дороги, леса, ветра, утра и солнца в стихотворениях А.Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...».

62

Образ лирического героя в стихотворениях А.Блока

63

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».  Гуманистическое звучание произведения. Образ лирического героя у поэта.

64

Идейное и художественное содержание стихотворения.

Новаторство поэзии Маяковского

65

Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

66

Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений.

Ямб в русской поэзии

67

Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

68

Образы Насти и Митраши.

69

История Травки и Антипыча, рассказ о ели и сосне. Нравственная проблематика произведения

70

Смысл названия и жанрового определения произведения.

71

Практикум. Сопоставительная  характеристика персонажей

72

Р/Р Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.

73

Р/Р Сочинение, посвященное сопоставительной характеристике персонажей.

74

Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние». Изображение родной природы в стихотворениях

75

Фольклорные традиции в стихотворениях Рубцова

76

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

77

Образ главного героя рассказа.

78

Образ учительницы в рассказе.

79

Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского». 

80

Авторская позиция  и способы её выражения.

81

Р/Р  Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа.

82

Жанр песни в русской поэзии XIX века.

83

Жанр песни в русской поэзии XX века.

84

Русский романс

85

Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».

86

Человек и природа в рассказе.

87

Р/Р Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении зарубежного писателя.

88

Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

89

Философская проблематика повести-сказки. 

90

Образы «взрослых» в произведении.

91

Символическое значение образа маленького принца.

92

Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире.

93

Р/Р Отзыв о прочитанном произведении.

94

Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. А. А. Бестужев-Марлинский. «Испытание». A. Чехов .«Степь».

95

Повесть Н. В. Гоголя «Вий».

96

История Хомы Брута.

97

Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

98

Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень».

99

История Пашки Колокольникова.

100

Смысл названия повести. 

101

Р/Р Письменные отзывы о прочитанных повестях. 

102

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

7 КЛАСС

п/п

Содержание урока

Дата план

Дата факт

Примечания

1

Вводный урок  «Сюжет как метафора жизни»

Древнерусская литература (1 час)

2

«Поучение» Владимира Мономаха. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения».

Зарубежная литература эпохи Возрождения (4 часа)

3

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).  Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы.

4

Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала

5

Трагедия «Ромео и Джульетта».  «Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт

6

Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.

Русская литература XVIII века (5 часов)

7

 Фонвизин  Д.И. Комедия «Недоросль». История создания комедии. Сатирическая направленность комедии.

8

Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых

9

Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых

10

Социальная и нравственная проблематика. Смысл финала комедии.

11

«Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении»

Русская литература XIX века (31 час)

12

А.С.Пушкин .Стихотворение «Туча». Своеобразие сюжета. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей

13

Стихотворения  «Узник», «Анчар». Темы свободы и плена, добра и зла. Роль антитезы в композиции.

14

Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести

15

Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя.

16

Лермонтов М.Ю.Стихотворения «Три пальмы», «Тучи». Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения

17

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

 Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти».

18

Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...».

19

«Характеристика сюжета и его связи с проблематикой произведения»   (практикум)

20

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба».

Историческая основа повести.

21

Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев.

22

Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев.

23

Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына

24

Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести

25

Смысл финала повести. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести

26

«Анализ эпизода эпического произведения»

 (практикум)

27

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Бирюк», «Лес и степь». Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника

28

Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным.

29

Художественные особенности рассказа "Бирюк". Роль пейзажа в рассказе.

30

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...».

Философская проблематика стихотворений

31

А. А. Фет. Слово о поэте.  Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер».

Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях.

32

«Пейзаж в эпическом и лирическом произведении»

 (практикум)

33

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...».

Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости

34

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

 Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Социальная и нравственная проблематика произведения.

35

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» . Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти.

36

Сказка «Премудрый пискарь». Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Художественная функция гротеска и эзопова языка

37

А. П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции.

38

Осмеяние трусости и угодничества.

39

Рассказ  " Маска". Роль художественной детали в рассказе. Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор рассказа)

40

И.С. Шмелёв " Страх". Образ исторического  события в литературном произведении. Герои и прототипы

41

Е.И. Замятин " Дракон". Образ исторического  события в литературном произведении. Соединение вымысла и правдоподобия, достоверности и художественной условности.

42

А.А. Фадеев " Разгром" ( фрагменты). Образ исторического  события в литературном произведении. История в восприятии и оценке автора и героев

Русская литература XX века ( 15 часов)

43

И. А. Бунин Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе.

44

А. И. Куприн.  Рассказ «Куст сирени». Особенности сюжета рассказа.

45

Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе

46

В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения.

47

А. А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком — я открою...». Историческая и биографическая основа стихотворений. Патриотическая тема в стихотворениях о войне.

48

Н. А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...», «Гроза идет». Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений.

49

«Тропы и поэтические фигуры» (практикум)

50

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Роль портретной детали и картин весенней природы

  Изображение трагедии народа в военные годы

51

Образ простого русского человека, труженика и воина. События в биографии героя.

52

Проблема нравственного выбора в рассказе

53

Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени.

54

Сочинение о биографии литературного героя

55

В. М. Шукшин   Рассказ «Срезал». Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного

56

Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей.

57

«Рецензия  на самостоятельно прочитанное литературное

произведение или театральную постановку»

 (практикум).

Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий.

58

«Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное

произведение или театральную постановку»

 (практикум). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.

Зарубежная литература ( 8 часов)

59

П.Мериме " Видение карла XI".  Э.А. По " Низвержение в Мальстрём". Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия, строгость построения новеллы

60

О.Генри " Дары волхвов" . Сила любви и преданности.

61

А. К. Дойл «Знак четырех». Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра

62

Г. К. Честертон   «Лиловый парик». Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра

1

63

А.Кристи " Тайна египетской гробницы".  Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке.

1

64

Р. Шекли " Страж-птица". Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа.

1

65

Дж. Р. Толкин   «Хоббит, или Туда и обратно». Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности.

1

66

А.Азимов " Поющий колокольчик" . Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности.

1

67

Презентация новых изданий произведений фантастической литературы

1

68

Итоговый урок

1

8 КЛАСС

№ п/п

Тема

Дата

Дата

Примечания

план

факт

1

Художественный мир литературного произведения

3-4

Житие Сергия Радонежского

5-6

Духовная традиция в русской поэзии

7

Стартовая контрольная работа

8-9

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

10-12

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

13-19

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

20

Практикум. Анализ проблематики литературного произведения.

21

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Сон»

22-24

Поэма «Мцыри»

25

Промежуточная контрольная работа

26-30

Н.В. Гоголь «Ревизор»

31-32

Сны в художественной литературе

33

Практикум. Эпиграф в литературном произведении.

34-36

А.Н. Островский «Снегурочка»

37-38

Л.Н. Толстой «После бала»

39

Предметный мир литературного произведения

40-41

М. Горький «Челкаш»

42

А.Блок «Девушка пела в церковном хоре»

43

А.Блок «Россия»

43-47

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

48

Практикум. Интерьер в литературном произведении

49-51

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

52

А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», Д.С. Самойлов «Сороковые»

53

Е.А. Евтушенко «Хотят ли русские войны», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя"

54-55

В.Л. Кондратьев «Сашка»

56-58

А.И. Солженицын «Матренин двор»

59

Внеклассное чтение по рассказам А.И. Солженицына

60-61

Практикум. Сочинение об образе социальной группы.

61-62

Э.Хемингуэй «Старик и море»

63-64

Практикум. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.

65

Форма сонета в мировой литературе

66

Итоговая контрольная работа

67

Литературные пародии

68

Итоговый урок

9 КЛАСС

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Дата

Примечания

план

факт

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

2

Русская литература в контексте мировой.  Понятие о литературном процессе.

3

Композиция «Божественной комедии» Данте.  Название произведения.

4

Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине.

5

Богатство жанров литературы Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - первое произведение национальной классики».

6

«Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет, художественные особенности.

7

Образ русской земли и нравственно - поэтическая идея «Слова»…

8

Тема «Слова…» в лирике русских поэтов

9

У. Шекспир. « Гамлет». Слово о драматурге.

10

«Проклятые вопросы бытия» в трагедии.

11

Образ Гамлета в ряду «вечных образов».  «Вечный образ».

12

Идейно-художественное своеобразие

литературы эпохи Просвещения.

13

Ломоносов - ученый, реформатор русского языка, поэт.  Ода

14

Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта.

15

Р/Р Контрольное сочинение «Образ Родины в произведениях русской литературы 18 века»

16

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

17

Герои и события комедии. Т. Классицизм в драматическом произведении.

18

Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума.

19

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

20

Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии…»

21

Черты классицизма и сентиментализма в произведении.

22

Лирика и проза Карамзина.  Сентиментализм. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма.

23

Карамзин - историк.

24

Трактовка народной легенды в трагедии И. В. Гете «Фауст».

25

Жажда познания как свойство человеческого духа.

26

Неразрывность связи добра и зла.

27

Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии.

28

А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

29

Краткий очерк жизни и творчества В.А. Жуковского.

30

Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона.  Жанры романтической лирики.

31

Очерк жизни А.С. Грибоедова.

32

Смысл названия комедии «Горе от ума».

33

Сатирическое изображение быта и нравов московского дворянства.

34

Система образов.

Внесценические персонажи пьесы.

35

«Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики.

36

Творческий путь А.С. Пушкина

(на основе ранее изученного).

37

Стихотворения Пушкина разных лет.

38

Богатство тематики и совершенство формы.

39

Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери».

40

«Евгений Онегин»- роман в стихах.  Реализм.

41

Особенности жанра и композиции романа в стихах.  Онегинская строфа.

42

Сюжет романа и темы лирических отступлений.

43

Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как « милый идеал» Пушкина.

44

Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин».

45

М. Ю. Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Поиск своего места в поэзии.

46

«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа.

47

Печорин в галерее «лишних людей.»

48

Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.

49

Р/р. Контрольное изложение по роману «Герой нашего времени».

50

Н. В. Гоголь. Краткий обзор творчества.

51

«Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Поэма в прозе.

52

Роль и место Чичикова в системе образов поэмы.

53

«Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Лирические отступления.

54

Художественные приемы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма. Сатира.

55

«Шинель». Образ «маленького человека» в повести.

56

И. С. Тургенев. Краткая биография писателя.

57

«Первая любовь»- любимая повесть Гоголя.

58

Нравственная проблематика повести.  Стиль писателя.

59

Ф. И. Тютчев. Лирика природы. Любовная лирика. Философские миниатюры.

60

А. А. Фет. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Лирика.

61

Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Тематика и жанры лирических произведений.

62

Р/р. Сочинение «Природа в лирике русских поэтов».

63

Представление Некрасова о поэте и поэзии .Своеобразие некрасовской Музы. Трехсложные стихотворные размеры.

64

Л. Н Толстой.

Автобиографическая трилогия.

65

Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести.

66

«Диалектика души» героев в повести «Юность». Творчество Н. Н. Канивецкого.

67

А. П. Чехов. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Тестирование по разделу «Литература 19 века».

68

«Маленькая трилогия»

( «Человек в футляре»,

«Крыжовник», «О любви») как цикл произведений,

рисующих ложные представления , определяющие судьбы людей.

69

Тема «маленького человека» в рассказах Чехова.  «Селифоша портной».

70

Р/р. Контрольное сочинение по произведениям раздела «Литература 19 века».

71

И. А. Бунин - поэт и прозаик. Т. Стилистическое мастерство.

72

«Жизнь Арсеньева»- автобиографическая повесть.

73

М. Горький. Судьба писателя и его раннее творчество.

74

Автобиографическая трилогия. Творчество Ф. А. Щербины.

75

Элементы публицистики в художественной прозе.  Публицистика.

76

А. А. Блок. Лирика поэта.

77

Слово о Есенине и его судьбе.

78

Слово о Маяковском. Стихотворения С. Н. Хохлова.

79

Поэт-публицист, поэт - новатор.

80

Слово об Ахматовой.  Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины 20 века.

81

Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!».

82

Р/р. Контрольное сочинение «Звучание темы родины и гражданского долга в лирике поэтов 20 века».

83

М. А. Булгаков. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

84

«Собачье сердце». Связь эпох в литературе.

85

В. В. Набоков. «Рождество»- тонкость и четкость характеристики человеческих чувств.

86

Сложность человеческих судеб в годы великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в произведениях местных авторов.

87

Андрей Соколов- образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен.

88

Р/р. Контрольное изложение по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».

89

Военная тема в лирике Твардовского..

90

Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой

91

Р/р. Контрольное сочинение по русской литературе 20 века.

92

В. П. Астафьев. «Царь-рыба»(главы). Нравственные проблемы произведения.

93

Распутин- писатель-публицист, патриот российской земли.

94

Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл.

95

Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения.

96

Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета.

97

А. И. Солженицын. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа.

98

Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Современные кубанские прозаики.

99

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

100

Р/р. Контрольное сочинение по русской литературе 60- 90 годов 20 века.

101

Лирика последних десятилетий 20 века. Современные кубанские поэты.

102

Пути развития литературы в 19- 20 веках.


[1] см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 16

[2] Примерная программа определяет основной корпус  произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...