Главные вкладки

    Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Майкова Яна Анатольевна

    Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок литературы в 11 классе

    по теме «Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова

    «Мастер и Маргарита»

    Цель урока: раскрыть авторскую мысль о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной ответственности человека за свои поступки.

    Задачи:

    1. Продолжить работу над анализом текста.

    2. Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель.

    3. Показать неразрывность любви и творчества в жизни писателя и его романе.

    Тип урока: урок-беседа.

    Методические приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

    Оборудование: портрет М.А. Булгакова, мультимедийная презентация, мультфильм «Маргарита», аудиозапись, выставка книг.

    Эпиграфы к уроку: 

    Творчество — начало, дающее человеку бессмертие.

    Р. Роллан

    Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак;

    она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное

    и из несчастья делает счастье.

    Л.Н. Толстой

     

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Здравствуйте! Садитесь. Я Майкова Яна Анатольевна, учитель четвертой школы. И сегодня в рамках конкурса «Учитель года» я проведу с вами урок литературы.

    II. Литературная разминка

    А начать наш урок мне хотелось бы с литературной разминки. У меня есть хобби – аквагрим (рисунки на лице). И в этом году мы с учениками запустили творческий проект «Узнай книгу в лицо». Он только на стадии разработки. И Вы одни из первых, кто попытается угадать книгу в лицо.

    1 слайд – 6 слайд

    - Молодцы!

    III. Формулировка темы, цели и задач урока

    Итак, переходим к формулировке темы нашего урока. Вы уже несколько уроков анализируете произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «М и М». Сегодня мы продолжим разговор. Давайте обратимся к эпиграфам к нашему уроку.

    Слайд 7

    Творчество — начало, дающее человеку бессмертие. Р. Роллан

    Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье. Л.Н. Толстой

     

    Исходя из эпиграфов давайте сформулируем тему урока.

    Слайд 8

    Правильно, это тема «Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова «М и М»». Открываем тетради. Записываем число и тему урока.

    А какова же цель урока?

    Слайд 9

    (раскрыть авторскую мысль о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной ответственности человека за свои поступки).

    Из цели вытекает комплекс задач:

    Слайд 10

    1. Продолжить работу над анализом текста.

    2. Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель

    3. Проследить неразрывность любви и творчества в жизни писателя и его романе.

    Слайд 11

    Итак, ребята, говорить мы сегодня будем о центральных персонажах романа -  мастере и Маргарите.

    IV. Проверка домашнего задания

    - Но для того чтобы глубже понять характеры этих героев, давайте вспомним основной прием, при помощи которого автор выстраивает систему персонажей в романе. Это прием двойничества. Как вы его понимаете?

    И эти двойники действуют, живут в трех мирах. Каких? (бытийный (реальный) – Москва 30-х годов, мистический (потусторонний) и библейский = ершалаимские главы). Теперь проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в двойниках романа.

    Москва 30-х гг.

    Мистический мир

    В

    Ершалаим

     

    Слайд 12

    Некоторые исследователи считают, что роман «ММ» - это роман для одного читателя – для Сталина, т.к. Булгаков понимал, что его роман не опубликуют, но вождь его должен был прочитать. И в этом романе, в подтексте, есть особое послание Сталину. Какое, как вы думаете? (Я оправдываю твое зло, когда оно направлено против всех этих людишек – взяточников, обманщиков, хапуг, но к нам, людям искусства, творцам, художникам, мастерам, относись по справедливости. Дай нам спокойно творить.)

    Слайд 13

    - Итак, переходим к теме творчества. С каким героем в романе связано это слово? Конечно, с мастером.

    - Когда в романе появляется этот герой? (Глава 13 «Явление героя»). Открываем главу 13. Работаем с текстом.

    - Расскажите историю мастера. Внешность (стр. 339)

    - На какие детали внешности обращаем внимание (глаза – тревожные, очень беспокойные).

    (История мастера)

    - Как вы думаете, почему Булгаков так называет героя? Почему не художник? Не писатель, в конце концов, кем он по сути является? Кто такой мастер?  (это человек, добившийся совершенства в каком-либо деле).

    Слайд 14 (несколько версий можно привести: 1.мелодика названия, 2.мастер – на ту же букву, что и Михаил, 3.это слово из лексикона Сталина).

    Почему мастер так противится, чтобы его называли мастер? (Потому что писатели – это члены МАССОЛИТа, а творчество мастера противопоставлено этому пошлому писательскому миру). Какая реально существующая организация соответствовала МАССОЛИТу? (РАПП). Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю.

    - Поговорим о самом романе мастера. О ком он? В чем сила романа? (Он не сочинен, а угадан.)

    - Какая тема поднимается? Тема пророчества. Истинный писатель – это пророк.

    -Почему мастеру становится ненавистен этот роман? (вся жизнь мастера разделилась на до и после). Появились критические статьи, где его стали называть «богомазом», «воинтсвующим старообрядцем». Мастер впадает в отчаяние. За которым следует страх.

    - Что с романом делает мастер? (Сжигает.

    Слайд 16 Зачитать Стр. 354 «Это было в сумерки…»)

    - Какова история мастера дальше? (Его куда-то забирают на 3 месяца, деталь: возвращается с оторванными пуговицами – был в тюрьме). Потом попадает в психбольницу - «дом скорби». Теперь он там. И рассказывает свою историю кому? Ивану Бездомному.

    - Ключевая фраза всего романа: «Рукописи не горят!» О чем она, как вы думаете? (о бессмертии искусства. Рукопись – душа, запечатленная в строках)

     В финале мы узнаем, что роман мастера прочитал Иешуа, который просит для него покоя. Почему мастер не заслужил света? (Нельзя предавать свою веру. Иначе ты трус. А трусость  - самый тяжкий грех…).

    Слайд 17

    Вывод: Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига.

    Что же спасает мастера, что дарует ему вечный покой? Конечно, любовь!

    II часть 

    Переходим к теме любви.

    Ставлю мультфильм «Маргарита». На его фоне читаю: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

    Глава 19

    Слайд 18

    Тема любви, в первую очередь, связана с образом Маргариты.

    - Начнем с имени. Почему Маргарита? (Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, она знает, что такое любовь. Аналогии с «Фаустом» Гёте).

    Расскажите её историю.

    (Ей около 30 лет, замужем, богата, нет детей, но несчастна).

    Но ей повезло, она встретила такую любовь – настоящую, верную, вечную. Давайте вспомним встречу М и М.

    Слайд 19

    (глава 13) Стр. 347 «Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!»

    - Как вы думаете, можно ли из этих строк понять, что встреча героев несет роковую предрешенность, что будет не все так гладко?

    (Да, на это указывают тропы: сравнение с убийцей, подчеркивается внезапность чувства).

    Слайд 20

    - Вернемся к слайду с изображением Маргариты. Почему, как вы думаете, я изобразила на висках девушки желтую мимозу, а на груди розы? (Это два символа: мимоза – символ тревоги, как сигнал: «Спаси меня!», а розы – любимые цветы М и М.)

    - Итак, чувство вспыхнуло. Как продолжаются отношения влюбленных (Она приходила к нему в подвальчик близ Арбата, убирала, пекла картошку, а он писал свой роман).

    Слайд 21

    - Кем была для мастера Маргарита во время написания романа.

    (Гл.13. стр. 349 «Запустив в волосы....в этом романе - её жизнь».)

    Она была музой, критиком, единственным читателем и даже соавтором.

    Как видим, в романе тема любви тесно переплетается с темой творчества.

     Как Маргарита боролась за свою любовь, за право быть рядом с любимым? (Она согласилась продать душу дьяволу)

    Учитель: Я не могу не сказать об отношении православной церкви к этому произведению. Оно отрицательно, потому что Маргарита продала душу дьяволу. Но мы, читатели, видим в Маргарите качества православного человека, она не растеряла их. Какие это качества? (Милосердие, любовь)

    Слайд 22

    Обратимся к главе «Бал у сатаны». Ради чего Маргарита обнажённая, с тяжёлой цепью на шее терпит все мучения в течение нескольких часов? (Ради того, чтобы быть вместе с любимым).

    Учитель: Тем не менее, Маргарита бесцельно тратит дар Воланда, единственное заветное желание, прощая Фриду.

    Кто эта женщина, Фрида, и в чём ее злодеяние?

    - Почему героиня просит за Фриду, а не за Мастера? (Потому что она исключительной доброты человек).

    «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок». И всеведующий дьявол был потрясен. Он дьявол, он все знает, даже то, что рукописи не горят. Но он не знает мира любви и мира милосердия. Фрида была прощена.

    Учитель: И Воланд оценил её порыв. Теперь Маргарита может воссоединиться со своим возлюбленным.

    И они вновь были вместе.

    Что воплощает в романе Маргарита? (Абсолютную любовь, милосердие, идеал, стоящий выше всего, - даже выше христианского идеала спасения души.)

    - Откуда же Булгаков взял это описание любви? Ведь трудно такое выдумать, если сам не прочувствовал. 

    Слайд 23 (Прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна, а прототипом Мастера - сам автор, да и вся история любви была словно списана с натуры.)

    Вывод:

    Переплетение темы любви и темы творчества для Булгакова необычайно важно.

    Слайд 24 Любовь и творчество – это высшее проявление человеческого духа. И они даруют ему бессмертие.

    Рефлексия

     - Все ли так однозначно в романе?

    - Открыли ли вы для себя что-то новое в прочтении этого романа?

    В гости принято приходить с подарками. И я сегодня не с пустыми руками. Это сердце я хотела бы подарить вашему выпускному классу в преддверии дня влюбленных, чтобы вы всегда помнили, что есть на свете настоящая, верная, вечная любовь. Спасибо за урок!

     

     

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Майкова Яна Анатольевна МОБУ СОШ №4 Литературная разминка «Узнай книгу в лицо»

    Слайд 2

    А. Грин «Алые паруса»

    Слайд 3

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Слайд 5

    Эпиграфы к уроку Творчество — начало, дающее человеку бессмертие Р. Роллан Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье Л.Н. Толстой

    Слайд 6

    Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Слайд 7

    Цель урока: раскрыть авторскую мысль о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной ответственности человека за свои поступки. Задачи: Продолжить работу над анализом текста. Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель. Проследить неразрывность любви и творчества в жизни писателя и его романе.

    Слайд 8

    Мастер и Маргарита

    Слайд 9

    1. Мелодика названия 2. Угадываются инициалы писателя 3. Слово из лексикона Сталина Почему «Мастер»?

    Слайд 12

    «Рукописи не горят!» Рукопись – душа, запечатленная в строках

    Слайд 13

    Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант .

    Слайд 14

    Тема любви

    Слайд 15

    «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!»

    Слайд 16

    Маргарита – муза, критик, единственный читатель

    Слайд 17

    Бал у Воланда

    Слайд 18

    Абсолютную любовь, милосердие, идеал, стоящий выше всего, - даже выше христианского идеала спасения души. Маргарита в романе воплощает

    Слайд 19

    Е.С. Булгакова и М.А. Булгаков. 1936 год Роман, жизнь, как всё переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта, Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна.

    Слайд 20

    Любовь и творчество – это высшее проявление человеческого духа. И они даруют ему бессмертие.

    Слайд 21

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

    Разработка открытого урока географии в 8 классе "Сарыарка - любовь и боль моя"

    Данный урок по физической географии Казахстана проведен в 8 классе. В ходе урока формировались представления о природных районах Казахстана. Большое внимание уделено формированию патриотизма и экологи...

    Тема творчества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Тема творчества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»...

    Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

    Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

    «Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:История Мастера;История Маргариты;Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;Какой Дом обрёл Иван Бездом...