Рабочая программа по литературе для учащихся 8-х классов.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для учащихся 8-х классов. УМК Б.А.Ланина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_kl.docx61.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Заиграевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю                                                  Согласовано зам.директора                     Программа рассмотрена о одобрена

Директор МБОУ «Заиграевская сош»       по УВР МБОУ «Заиграевская сош»       на заседании педагогического совета

 Бурлакова О.В. __________________       ______________________________       МБОУ «Заиграевская сош»

Приказ №_от «___»_________2016г.        «___»_____________2016г.                      Протокол №___от «___»_______2016г.

Рабочая программа

по литературе

для учащихся 8-х классов

Горбачёвой Татьяны Алексеевны

1 категория  

2017-2018 учебный год

Рассмотрено на заседании МО________________

Протокол №______________ «____» августа 2016 г.

Руководитель МО ___________________________

п.Заиграево

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Заиграевская сош» с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и . Примерной программе  по литературе для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Б.А. Ланина, Л.Ю.Устиновой,  Вентана-Граф, 2013г.

       Рабочая программа ориентирована на учебники учреждений Б.А. Ланина, Л.Ю.Устиновой,  Вентана-Граф, 2013г.

Согласно учебному плану на изучение литературы в 8 классе  отводится 2 часа.

                  Количество контрольных работ: 4 (сочинение)

Срок реализации программы -2017-2018 уч год

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/ понимать:

- Тексты художественного произведения.

- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

- Основные признаки теоретико-литературных понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

- Характерные особенности драматическских и лиро-эпических произведений.

- Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору).

- Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков.

Учащиеся должны уметь:

- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

- Различать эпические, лирические и драматические произведения.

- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

- Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

- Давать анализ отдельного эпизода.

- Находить изобразительно-выразительные средства в тексте.

- Конспектировать литературно-критическую статью.

Учащиеся должны использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- твыражать свое отношение к прочитанному, сравнивать и сопоставлять;

- самостоятельно строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, подбирая аргументы, формулируя выводы, используя выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и обоснованно отстаивать свою;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая справочную литературу, периодику, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучающихся 8 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
  • Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
  • Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);
  • Формулировать горизонт своих интересов;
  • Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 8 классе проявляются в:

  •  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
    Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
  • Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
  • Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
  • Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
  • Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения.

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся

Предметные результаты:

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать  с разными источниками информации и владеть основнымиспособами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

  • Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • Сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно ( или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект),  втом числе с использованием интернет-ресурсов.

Содержание учебного предмета

 

Ведущая тема. Литература в поисках героя Повторение. Жанры устного народного творчества и литературные жанры.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

У истоков великой русской литературы. Основные темы и художественные особенности. Самобытный характер древнерусской литературы.

Летописные жанры. Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество.

«Повесть временных лет» (отрывки по выбору учителя) «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник, художественные особенности. Летописные жанры: историческая повесть, поучение, житие. Фольклорные мотивы в «Повести».

Жития, хожения (хождения), светские повести «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты в пересказе Б. Зайцева). Особенность изображения героя в житии. Реальное и чудесное в произведении. Особенности стиля.

Афанасий Никитин «Хожение (хождение) за три моря» (фрагменты по выбору учителя)

Образ автора. Хожение как жанр, его особенности. Простота и доступность языка. «Повесть о Ерше Ершовиче» Сатирическая повесть, средства создания комического. Подробности описания быта.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

М.В. Ломоносов Жизнь и творчество.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова: торжественная, философская, духовная ода. Воспевание России в торжественной оде, обращение к монархине с похвалой и поучением. Композиция произведения, метафоричность стиля. «Теория трех штилей» Ломоносова как основа иерархии жанров классицизма.

Теория литературы. Литературные направления (начальное понятие). Классицизм: идеология и эстетика. Ода.

Д.И. Фонвизин.Жизнь и творчество драматурга.

«Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приемы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения.

Теория литературы. Исторические корни драмы. Комедия как драматический жанр.

А.Н. Радищев.Жизнь и творчество писателя.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор с чтением избранных глав).Просветительский пафос повести. Образ «чувствительного путешественника». Социальная и нравственная проблематика произведения.

Н.М. Карамзин.Жизнь и творчество писателя.

«Бедная Лиза».Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.

Теория литературы. Русский сентиментализм, его основные черты и особенности.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Повторение. Драма как род литературы. Особенности драматического действия.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены).Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

Сонеты (по выбору учителя).Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

Теория литературы. Трагедия. Сонет.

Темы для обсуждения. Поэтичность трагедии «Ромео и Джульетта». Трагедия и сонеты.

Связь между видами искусства. Экранизации трагедии (режиссер Ф. Дзеффирелли, 1968 г.). Сценические постановки: телеспектакль (режиссер А. Эфрос, 1982 г.), балет на музыку С. Прокофьева.

Данте «Божественная комедия» («Ад»)

Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика. История названия поэмы.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии.

Теория литературы. Комедия классицизма.

И.-В. Гёте «Фауст» (фрагменты). Проблематика трагедии. Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель.

Э. Гофман.«КрошкаЦахес...» (фрагменты). Мир, отраженный в кривом зеркале. Безобразный уродец, присваивающий чужие достоинства. Образы Проспера Альпа-нуса и феи Розабельверды, вмешивающихся в ход событий. Борьба добра и зла. Ирония как стилеобразующий прием.

Теория литературы. Романтизм, ирония (обогащение понятий).

Тема для обсуждения. Чудесное в романтических произведениях.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Предшественники и современники А.С. Пушкина

Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта.

«Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь», «Соловей», «Бог» (другие — по выбору учителя).Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трех штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов.

Дополнительная литература. Одноименные романы «Державин» В.Ф. Ходасевича и Ю.О. Домбровского.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.

«Море», «Невыразимое» (другие — по выбору учителя).Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.

К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта.

«Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Есть наслаждение и в дикости лесов. ..» (другие — по выбору учителя)

Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.

Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Тор-квато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова.

А.А. Дельвиг. Жизнь и творчество поэта.

«Пушкину», «Элегия» («Когда, душа, простилась ты...»), «Вдохновение», «Сонет» («Златых кудрей приятная небрежность...»), «Романс» («Прекрасный день, счастливый день»), «Русская песня» («Соловей мой, соловей...») (другие — по выбору учителя)

Музыкальность лирики Дельвига. Своеобразие лирического героя. Традиционные поэтические и фольклорные образы. Тема любви и радости бытия как одна из ведущих тем творчества.

Теория литературы. Классицизм — сентиментализм — романтизм. Ода (повторение). Элегия, идиллия, романс как жанры романтической поэзии. Анакреонтика.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи Жуковского, Батюшкова, Дельвига (музыка А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова).

Интернет. Подобрать материалы для создания электронного варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов: Н. Гнедич, Ф. Глинка, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Д. Давыдов, Н. Языков, Д. Веневитинов (по выбору).

Для самостоятельного чтения

Г.Р. Державин. «Осень во время осады Очакова», «Приглашение к обеду», «Соловей во сне», «Лебедь».

В.А. Жуковский. «Цветок», «Теон и Эсхил», «Песня» («Кольцо души-девицы»), «Утешение в слезах», «Листок», «К портрету Гете», «Ночной смотр», «Царскосельский лебедь».

К.Н. Батюшков. «Умирающий Тасс», «Судьба Одиссея», «Разлука», «Веселый час», «Мои пенаты», «Надежда», «Мечта».

А. С. Пушкин. Жизнь и судьба.

«Если жизнь тебя обманет...», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» (другие — по выбору учителя)

Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 1820-х гг.

«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. Приемы создания таинственной, мистической атмосферы.

«Осень».Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, ее эволюция. Образ поэта.

«К***», «На холмах Грузии...», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...»

Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи Пушкина (музыка М. Яковлева. М. Глинки, А. Алябьева, Б. Шереметева).

«Кавказский пленник»

Жанр романтической поэмы. Особенности образа главного героя. Проблема чести и долга в произведении. Мир и человек в романтическом произведении.

Теория литературы. Романтизм как литературное направление. Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма (повторение и обобщение).

«Маленькие трагедии»

«Моцарт и Сальери». Заглавные образы произведения. Творческая природа искусства, тайна вдохновения. Образ черного человека.

Тема для обсуждения. «Совместны» ли гений и злодейство?

«Капитанская дочка».Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринев и Пугачев, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении.

Теория литературы. Система характеров в произведении. Понятие об историческом романе.

Связь между видами искусства. Экранизация произведения (режиссер В. Каплуновский, 1958 г.).

Тема для обсуждения. Личное и государственное в понимании героев Пушкина.

Творческое задание. Сопоставление работы Ю.М. Лотма-на «Идейная структура „Капитанской дочки"» и фрагментов из книги М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта.

«Финляндия», «Родина», «Осень»

«Поэзия мысли» Евгения Боратынского и ее автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.

«Разуверение», «Признание». Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.

«Старательно мы наблюдаем свет...», «Не подражай...», «Мой дар убог...», «На смерть Гёте», «К чему невольнику мечтания свободы?..», «Когда твой голос, о поэт...», «Последний поэт» (другие — по выбору учителя). «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, ее «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и милосердии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.

Теория литературы. Элегия (повторение и обобщение).

М.Ю. Лермонтов.Жизнь и судьба.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Из Гете»

Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный прием в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Искучно, и грустно...», «Дума». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики.

М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления поэта о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Прощай, немытая Россия...», «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.

«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обреченность поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.

Теория литературы. Лексическая, композиционная и стилистическая антитеза. Дума как литературный жанр.

«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Особенности композиции: предыстория и исповедь Мцыри. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развернутые метафоры и олицетворения.

Теория литературы. Особенности русского романтизма (начальное понятие).

Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отечественной литератур: темы, образы, мотивы.

Творческое задание. Жанр романтической поэмы в творчестве русских поэтов XIX в.

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор». История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приемы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении.

Связь между видами искусства. Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» (режиссер Л. Гайдай, 1977 г.); телеспектакль Московского Театра сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека,

1982 г.); «Ревизор» (режиссер С. Газаров, 1996 г.). Современные постановки пьесы.

«Шинель»

Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.

Темы для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич). «Маленький человек» в русской литературе.

Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.

Дополнительная литература. «Государственный призрак» — лекция В.В. Набокова об Н.В. Гоголе.

И.С. Тургенев Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника» История создания, основные темы цикла рассказов. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.

«Певцы» Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.

«Бирюк» Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.

«Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Нищий»Лирика в стихах и прозе. Метафоричность языка, его живописность.

Теория литературы. Стихотворение в прозе как литературный жанр.

Творческое задание. Создание стихотворения в прозе.

«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворенность и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова», Н.Г. Чернышевский «Русский человек на rendez-vous»).

Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссер И. Хейфиц, 1977 г.).

Ф.М. Достоевский Жизнь и судьба писателя.

«Бедные люди». Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения.

Теория литературы. Эпистолярный жанр.

Тема для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской „Шинели"» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского.

Н.А. Некрасов Жизнь и судьба поэта.

«Русские женщины». История создания поэмы. Историческая основа сюжетных событий и художественный вымысел писателя. Особенности композиции. Образы жен декабристов в поэме Н.А. Некрасова. Характер русской женщины, тема женской верности в поэме.

Творческое задание. Ученическое исследование: А.Ф. Кони о Н.А. Некрасове.

Тема для обсуждения. Поэт и его призвание: Пушкин, Лермонтов, Некрасов о поэте и поэзии.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

А.П. Чехов Жизнь и судьба писателя.

«Душечка», «Анна на шее».История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.

А.И. Куприн Жизнь и судьба писателя.

«Гранатовый браслет».Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Связь между видами искусства. «Аппассионата» Л. Бетховена.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин) «Властелин колец». В поисках добра и справедливости. Гендальф: идея, ведущая человека по жизни.

У. Голдинг «Повелитель мух». Дети, создающие свое государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».

Связь между видами искусства. Современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссер П. Брукс, 1963 г.); «Властелин колец» (режиссер П. Джексон, 2002-2004 гг.).

Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?

ИЗ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В.А. Пьецух «Прометейщина»

Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.

Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе.

Интернет. Знакомство с современным писателем (по выбору). Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассылку. Первая электронная библиотечка: «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать виртуальных собеседников.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Русская литература

А.Т. Аверченко. Памфлеты из книги «Дюжина ножей в спину революции» (по выбору), сборник фельетонов «О хороших в сущности людях»

И.Ф. Анненский. Книга стихов «Кипарисовый ларец».

А.А. Ахматова. Книги стихов «Вечер», «Белая стая».

К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом».

Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег».

И.А. Бунин. Стихотворения (по выбору).

Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие...».

М. Горький. «Дед Архип и Ленька».

А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик».

М.М. Ибрагимбеков. «За все хорошее - смерть».

Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»), «Наталья, боярская дочь».

М.Ю. Лермонтов. «Маскарад».

И.Л. Андроников. «Загадка Н. Ф. И.».

А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире».

А.С. Пушкин. Стихотворения (по выбору), «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матерой».

А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».

Л.Н. Толстой. «Юность».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне» (по выбору).

Н.А. Тэффи. «Юмористические рассказы».

 М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...» (другие стихотворения — по выбору).

А.П. Чехов. Рассказы (по выбору).

Тематическое планирование

п/п

Тема

К-во час.

        Примерные сроки (по четвертям)

70

Вводный урок. Литература в поисках героя.

Классицизм. А.Буало. «Поэтическое искусство»

1

1

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

2

1

 М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество  «Ода на день восшествия...». «Теория трех штилей»

1

1

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр.

3

1

Сентиментализм и его традиции

 Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».

3

1

А.И.Куприн . «Гранатовый браслет»

2

1

Русская литература XIX века

41

Г.Р.Державин. и др).

1

1

В.А. Жуковский.

1

1

К.Н.Батюшков.

1

1

Е.А. Баратынский.

1

1

А.С.Пушкин. Стихотворения. «Капитанская дочка»

10+1

2

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Мцыри»

6+1

2

Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель»

9+1

3

Ф.М.Достоевский.. «Бедные люди»

2

3

И. С. Тургенев. «Бирюк», «Певцы». «Ася»

6+1

3

А.П.Чехов. «Дом с мезонимом», «Попрыгунья»

3

3-4

 Из русской литературы XX века

К.Г.Паустовский «Золотая роза» 

2+1

4

А.Пьецух. «Прометейщина».

4

Из зарубежной литературы

8

4

Повторение изученного в 8 классе

Итоговый урок. Произведения для чтения летом

1

4

        

        Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дом.задание

дата

план

факт

1

Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство»

конспект

4.09

2

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии)

Прочитать комедию

5.09

3-4

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей»

Стр 8, биография, стр 11 «Ода…»

Отрывок выучить

11.09

12.09

5

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии). Черты классицизма в пьесе. Просветительская проблематика

Стр 35-70 текст комедии, прочитать

Стр 71 задание 6,7

18.09

6-7

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Тема воспитания в комедии. Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики.

Стр72, виртуальная кладовочка

Характеристика героев

19.09

25.09

Сентиментализм и его традиции — 5 ч

8

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.

Стр 80 биография, учить

Прочитать  повесть

26.09

9

«Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести.

Стр 98 вопрсы 1-7 устно

2.10

10

«Бедная Лиза»  Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы

Стр99, литературная мастерская , задание по выбору уч-ся

3.10

11

А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет». Тема любви.  

Стр 102. Биографиястр 103-132, читать

9.10

12

«Гранатовый браслет». Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Стр 133, вопросы:1-4

Написать отзыв

10.10

Русская литература XIX в. — 38 ч

13

Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина.

Индивидуальное задание

16.10

14

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя)

наизусть

17.10

15

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана». «Невыразимое», «Море»

Анализ стихотворений

Стр 162, балладу читать

23.10

16

К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

Стр 179, биография. Учить

Анализ стх-ий

24.10

17

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..»

Стр187, биография

Выразительное чтение

13.11

18

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»

Биографию выучить

Наизусть на выбор

14.11

19

«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...»

Стр 213, вопросы1-6

20.11

20

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

Стр218, вопросы 1-8

Читать роман «Капитанская дочка»

21.11

21

Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственного поступка.

Стр 236 вопросы для анализа

27.11

22

Защитники Белогорской крепости. Образ Маши Мироновой

Обсудим вместе, вопрос 1-3

28.11

23

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Тема русского бунта.

Составить характеристику героя

4.12

24

Смысл названия повести «Капитанская дочка». Роль эпиграфа.

Подготовка к классному сочинению по повести «Капитанская дочка»

Дописать черновой вариант сочинения

5.12

25

Р/р Классное сочинение по  повести «Капитанская дочка»

Индивидуальное задание

11.12

26

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»

Стр 239, биография, учить

12.12

27

«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»

Стихотворение наизусть, анализ

18.12

28

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»

Стр 246 , вопрос 1-3

19.12

29

«Прощай, немытая Россия…», «Родина»

Наизусть, анализ

Прочитать поэму «Мцыри»

25.12

30

«Мцыри». Гуманистический пафос поэмы. Герой-бунтарь

Стр 294, вопросы 1-3

26.12

31

Мцыри» как романтическая поэма

Особенности языка поэмы

Стр 295, задание 3

15.01

32

Р/р Письменная работа по анализу лирических произведений М.Ю.Лермонтова.

Индивидуальное задание

16.01

33

Н.В.Гоголь. Судьба писателя.

История создания комедии «Ревизор». Сюжет и композиция

Стр 297 , биография, читать комедию

22.01

34

Город N в комедии «Ревизор»: смысл эпиграфа

Д1, характеристика чиновников

23.01

2н6е

35

Групповой портрет чиновников

Д 2-3, характеристика Хлестакова

29.01

36

Образ Хлестакова. Хлестаковщина.

Вопросы стр 299

30.01

37

Финал комедии, его идейно-композиционное значение. Приемы создания комического

анализ

5.02

38

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по комедии  Н.В.Гоголя «Ревизор»

Закончить сочинение

Прочитать повесть «Шинель»

6.02

39

Образ «маленького человека» в повести «Шинель». Отношение автора к своему герою

Стр 331, вопросы 1-3

12.02

40

Образ Петербурга. Фантастика в повести

Стр 332 вопрос 9, 10

13.02

41

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Бедные люди»». Тема «маленького человека»

Стр 4, биография

19.02

42

Традиции Гоголя в произведении Достоевского

анализ

20.02

43

И. С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Мастерство Тургенева-рассказчика в «Записках охотника».«Бирюк»

Стр 61, биография

Прочитать «Записки охотника»

26.02

44

«Певцы»

Анализ, стр 87 вопросы1-9

27.02

История несостоявшегося романа в повести «Ася».

Романтические черты героини. Роль пейзажа в повести

Стр88-113, перечитать повесть, вопрсы для анализа стр 114

5.03

45

Написать отзыв

46

Вн/чт  И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»

наизусть

6.03

47

А.П.Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонимом»

Стр 116 биография

Чиать рассказ

12.03

48

 А.П.Чехов«Попрыгунья»

Анализ стр 134 вопросы

13.03

49

Сопоставительный анализ образов героинь

Закончит письменную работу

Индивид.зад.

19.03

50

 Из русской литературы XX века

К.Г.Паустовский «Золотая роза» (отрывки)

Прочитать рассказы

20.03

51

А.Пьецух. Авторская ирония в  рассказе «Прометейщина».

Анализ эпизодов

2.04

52-53

Вн/чт В.Г.Распутин «Живи и помни»

Стр 158 прочитать

3.04

9.04

54-55

Из зарубежной литературы

 Данте. «Божественная комедия» («Ад»). Особенности жанра и композиции.

Стр 163-173. Текст знать

Подготовить сообщение

10.04

16.04

56

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Стр176, биография

17.04

57

У.Шекспир. Сонеты. Любовь и творчество - основные темы сонетов.

Анализ сцен

23.04

58

И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Герой в поисках смысла жизни

Фауст и Мефистофель

Стр 193. биография

Подготовить презентацию, анализ

24.04

59-60

Дж.Р.Р. Толкин. Герои «Властелина колец» в поисках добра и справедливости.

Перечитать роман.

Стр 209 вопросы для анализа 1-4

7.05

10.05

61

У.Голдинг. Проблематика романа «Повелитель мух»

Стр 212. Биография, прочитать роман-притчу

11.05

62

Символический образ «повелителя мух»

Стр 264 читат задачи 2,3

12.05

Из русской литературы ХХ в. — 3 ч

63-64

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки)

Стр 270 обсудим вместе, вопрос 1-3

15.05

16.05

65

В.А. Пьецух. «Прометейщина»

анализ

21.05

66

Рекомендация книг для чтения летом

22.05

65-70

резерв

28.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 11-х классов.

Рабочая программа по литературе для учащихся 11-х классов.  Программа ориентирована на учебники Т.Ф.Курдюмовой,  Е.Н.Колокольцевой...

Рабочая программа по литературе для учащихся 6а, 6в класса 2018/2019

Рабочая программа по литературе для 6 классов...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5-9 классов

Программа по литературе для 5-9 классов составлена  в соответствии с  ФГОС ООО, ООП ООО «МБОУ «СОШ № 52», а также авторской программой (Программа общеобразовательных учрежд...

Рабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов

Программа по литературе для 10-11 классов составлена  в соответствии с  ФГОС ООО, ООП ООО «МБОУ «СОШ № 52», а также авторской программой (Программа общеобразовательных учре...