Анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Романова Оксана Владимировна

Цель урока: Формирование умения извлекать информацию из текста стихотворения, обрабатывать ее и передавать основную мысль в собственном высказывании, логично, последовательно, связно.

Задачи урока:

1.      Образовательные:

продолжать знакомство учащихся с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета на примере анализа данного стихотворения. Создавать условия для проникновения в тайны  мастерства поэта, находить средства художественной выразительности, опираясь на теоретические понятия.

2.      Развивающие:

учить постигать авторскую идею, способность поэта передавать философский взгляд на восприятие жизненных явлений

3.       Воспитывающие:

формировать у учащихся стойкую жизненную позицию: способность осмысливать и преодолевать жизненные испытания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе «Правописание: орфография и пунктуация.

Буквы О и Ё после шипящих»

Цели урока: 1) Повторить правила правописания О и Ё после шипящих и Ц; выявить уровень сформированности использования правил, связанных с правописанием данных букв; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера. 2) Развивать, память, речь, логическое мышление. 3) Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие.
  3. Актуализация знаний

Учитель: обратите внимание на доску.

 (На доске написано: Девчёнка печот пирожёк с пунцёвым крыжёвником). Что-то не так? Кто исправит? (К доске выходит ученик и исправляет ошибки).

Учитель: какое правило объединяет эти слова? Сформулируйте его. (Правописание О и Ё после шипящих и Ц).

Учитель: в каком классе мы изучали это правило? (в 5 и в 6 (глаголы и глагольные формы)).

 Учитель: сформулируйте цель нашего урока. (Вспомнить (повторить) правила написания О и Ё после шипящих и Ц).

 Учитель: А теперь, пожалуйста, запишите число и тему урока.

(Учитель пишет тему на доске).

 Работа с правилами Учитель: вспомните правило, которому подчиняется правописание гласных Ё,О в корне после шипящих и Ц. Подтвердите его примерами, данными на доске: Жёрдочка//жердь, щётка//щетина, жёлтый//желтизна, жёлудь//желудёвый, чёлка//чело. (В корнях существительных и прилагательных под ударением пишется Ё, если при изменении слова или в однокоренных словах Ё чередуется с Е. Если невозможно подобрать родственные слова с Е в данном корне, то пишется О.) Учитель: какие есть трудности в этом правиле? (Исключения)

Учитель: давайте вспомним рифмовки, которые вы учили в 5 классе. (Шорох, чокаться, трущоба, Жом, изжога и чащоба, Шов, крыжовник и обжоры, Шомпол, чопорный и шоры, Шоу, джоуль, корнишон, Рожон, боржоми и пижон, Капюшон, мажор и шорты, Шок, харчо, анчоус, джонки, трещотка, джокер, чох, вечор, Артишок, Печора, жор; Запомни весь этот набор, После шипящей не спиши, В рифмовку входит? – О пиши! В безударном положенье О пиши ты без сомненья: Шоколад, шоссе, шофёр, Пончо, шовинизм, жонглёр, Шотландка, ранчо, креп-жоржет, Добавь жокей. Ошибок нет!)

Учитель: с правописанием О и Ё после шипящих в корне всё ясно, а какие буквы пишутся в суффиксах и окончаниях? (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения – Ё).

Учитель: приведите примеры. (Тучей, свечой, кружок, мошек, большого, хорошего, свинцовый, ситцевый). Учитель: какая буква пишется после шипящих в глагольных формах? (В окончаниях и суффиксах глаголов и глагольных формах под ударением всегда пишется Ё: течёт, печёт, выкорчёвывать, сражённый. Ё пишется также под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, образованных от глаголов: ночёвка, корчёвка).

 Учитель: почему возможно написание ОЖОГ и ОЖЁГ? (ОЖОГ – имя существительное, ОЖЁГ – глагол. Каждая часть речи подчиняется своему правилу).

IV. Закрепление изученного

  1. Диктант-шутка

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим. 

  1. Игра «Найди половинку»

Восстановите пословицы. Запишите, вставляя пропущенные буквы.

Вьётся уж..м, а топорщится еж..м.

Кормят калач..м, да в спину кирпич..м.

Лакомка наживка, да востёр крюч..к.

У лицемера хвалы горш..к, а у завистливого хулы меш..к.

Горш..к котлу завидует, а оба черны.

 Лучше своё поберечь, чем чуж..е прожить.

Туг меш..к, да скуп мужич..к.

  1. Игра «Кто больше»

Продолжите ряды слов.

1. Верблюжонок, лягушонок …

2. Грачом, кирпичом …

 3. Бережёт, стережёт …

4. Свечой, тиражом …

5. Напряжённый, освещённый …

 6. Каблучок, пирожок …

7. Девчонка, речонка …

4) Игра «Эстафета»

(по очереди, передавая эстафетную палочку (мяч, игрушку и т.п.)

На доске написаны слова: цОкать, плечОм, плАчем, цОколь, типАжем, тоннАжем, цОкот, хронометрАжем, Иваном ПетрОвичем, колЮче, цокотАть, певУче, свечОй, нет свечЕй, ножОм, много ножЕй, цокотАние, деревцО, дЕревце, крыльцО, рЫльце, цокотУха, творцОм, сЕрдцем, хитрецОй, двЕрцей, гЕрцог, герцогИня, окольцевАть, вытанцОвывать.

Прочитайте слова, чётко выделяя голосом ударные слоги.

  1. Подведение итогов урока

 Игра «Лингвистический футбол» (Один ученик выходит к доске. Одноклассники задают ему вопросы по теме урока. Ученик «отбивает мяч» - отвечает на вопросы).

  1. Домашнее задание. Выставление оценок за урок.

Задание: составьте словосочетания со словами ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОКЕЙ, ШОФЁР, ЖОНГЛЁР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА: пишем сочинение

Перед Вами - конспект урока по русскому языку в 8 классе, главной целью которого является подготовка к ГИА - обучение написанию сочинений (творческих элементов). Подробно расписаны этапы работы, шаги ...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...

Урок по стихотворению А Фета "Учись у них- у дуба, у березы"

Урок литературы по стихотворению А.Фета "Учись у них-у дуба, у березы"...

Природа-мир истина и красоты.Анализ лирического стихотворения А.А.Фета"Учись у них-у дуба,у берёзы"

Сегодня мы  совершим путешествие в  поэтический мир лирического произведения  А.А.Фета , а начинается оно  со слов  Учись у них...

Разработка урока с применением приемов креативного мышления "А.А. Фет. Стихотворения "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом..." Проблематика произведений".

Урок литературы с применением приемов креативного мышления "А.А. Фет. Стихотворения "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом..." Проблематика произведе...