Литература XX век
презентация к уроку по литературе на тему

Володичева Валерия Геннадьевна

Презентации к призведениям авторов XX века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anna_ahmatova.pptx1.39 МБ
Office presentation icon ahmatova-tsvetaeva.ppt456.5 КБ
Файл zablotskiy.pptx240.4 КБ
Файл pasternak_b.pptx803.71 КБ
Файл russkaya_literatura.pptx870.79 КБ
Office presentation icon solzhenitsyn.ppt777.5 КБ
Файл tsvetaeva.pptx473.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анна Ахматова.

Слайд 2

Ахматова, Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А. Горенко. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет . Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски . Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет.

Слайд 3

В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с дочерью сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе . 1909 году Анна приняла официальное предложение Николая Гумилева, с которым была знакома с 14-ти лет , стать его женой. В 1912 году родила от Гумилева сына Льва Николаевича.

Слайд 4

В 1911 Анна приехала в Санкт-Петербург, где продолжила свое образование на Высших женских курсах. В этот период состоялось ее знакомство с Блоком, и появилась первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова. Известность пришла к Ахматовой после выхода в свет поэтического сборника "Вечер" в 1912, после которого в 1914 вышел следующий сборник "Четки", а в 1917 "Белая стая", достойное место в этих сборниках занимает Любовная лирика Анны Ахматовой. В середине 20-х гг. начинается ее травля в критике, ее перестают печатать, объявляя салонной поэтессой, идеологически чуждой молодой пролетарской литературе. Имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов, она живет в нищете. Однако, в 1939 году И.В. Сталин в разговоре случайно положительно отзывается об Анне Ахматовой. Тут же несколько издательств предлагают ей сотрудничество. Впрочем, стихи поэтессы подвергаются жесткой цензуре.

Слайд 5

Отечественная война застала Анну в Ленинграде и заставила ее уехать в Москву, затем эвакуироваться в Ташкент, где она жила до 1944 года. Выступала с чтением стихов в госпиталях перед ранеными. Много и тяжело болела. В ее стихотворениях, созданных в годы войны ("Избранное", 1943), звучала глубокая патриотическая тема ("Клятва", 1941, "Мужество", 1942, "Щели в саду вырыты...", 1942). В июне 1944 Ахматова вернулась в Ленинград, встречу с которым описала в прозаическом очерке "Три сирени".

Слайд 6

1946 год стал памятным для Ахматовой и для всей советской литературы: именно тогда было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) "О журналах “Звезда” и “Ленинград”", в котором А. Ахматова и М. Зощенко были подвергнуты резкой и несправедливой критике. Последовало исключение из Союза писателей. Это означает, что больше ни один журнал и ни одно издательство не возьмется публиковать их произведения.

Слайд 7

Чтобы вызволить, арестованного в 3-тий раз, сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950). Но стихов Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956 . Осень 1965 года – Анна Ахматова переносит четвертый инфаркт. В этот же период, перед самой смертью, составляет свою единственную короткую автобиографию. 5 марта 1965 года – Анна Андреевна Ахматова умирает в кардиологическом санатории в Подмосковье. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом. Конец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я бы душу отдала – чтобы душу отдать!» Анна Ахматова Марина Цветаева

Слайд 2

А.Ахматова и М.Цветаева Увы! лирический поэт Обязан быть мужчиной... А.Ахматова "Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь..." М. Цветаева «Г-жа Ахматова, несомненно, лирический поэт, именно поэт, а не поэтесса. » Б. Садовский «Поэзия Марины Цветаевой — женская, но, в отличие от Анны Ахматовой, она не поэтесса, а поэт » М. Осоргин

Слайд 3

Творчество А.Ахматовой - это спокойная и уверенная сила воды. В стихах М.Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя Ахматова и Цветаева - грани, очертившие контуры русской женской поэзии.

Слайд 4

Первые сборники Первые книги А.Ахматовой: «Вечер», «Четки» Лирика любви. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация, тонкая и чуть капризная. Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Видишь, ветер, мой труп холодный, И некому руки сложить. Первые сборники М.Цветаевой: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг» Уже в первых ее стихах была неизвестная прежде в русской поэзии жесткость, резкость, редкая даже среди поэтов-мужчин. В поэзии Цветаевой нет покоя, умиротворенности, созерцательности. Она вся в буре, в действии и поступке. Нате! Рвите! Глядите! Течет, не там же? Заготавливайте чан! Я державную рану отдам до капли! Зритель — бел, занавес — рдян.

Слайд 5

Пушкин Цветаевой и Ахматовой И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Анна Ахматова Пушкин Ахматовой, друг своих друзей, - НАШ Пушкин, благословляющий высокую дружбу и собирающий вокруг себя дружеский круг из новых поколений. Ахматовский Пушкин бел: белизна царскосельских статуй и коллонад, стройность парков и невских набережных. Пушкиным - не бейте! Ибо бью вас - им! Марина Цветаева Пушкин Цветаевой - не просто одинокая, но тайная страсть: ее требуется скрывать, как влюбленность, не предполагающую дружеского обсуждения. Постоянный символический цвет Пушкина Цветаевой - черный ("черная дума, черная доля, черная жизнь... моя родная тьма")

Слайд 6

" Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила , которые меня любили или не любили » М.Цветаева Великая земная любовь является движущим началом лирики Ахматовой. Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь “необыкновенным пятым временем года” . Любовь у Анны Ахматовой не только любовь-счастье. Часто — это страдания, пытка, любовь-жалость, своеобразная “антилюбовь”, мучительный излом души. Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Любовь в творчестве Цветаевой многолика. Дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня, забвение – все ее лики. Лики разные, но исход один: разлука . Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. Радость обречена на боль, счастье – на страдание. Горечь, горечь, вечный привкус На губах твоих, о страсть. Горечь, горечь, вечный искус Окончательнее пасть. Романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…»

Слайд 7

Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать! Н. А. Некрасов Сын и два мужа А.А.Ахматовой были репрессированы. Личная трагедия Ахматовой-матери и Ахматовой-жены отразилась в поэме «Реквием». Вместо предисловия к поэме Ахматова запишет свое воспоминание: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». Сергей Эфрон (муж М.Цветаевой) встал на сторону Временного правительства, сражался в рядах Белой армии. Оставшаяся в Москве Цветаева и дети голодали. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она забрала домой старшую, Алю, в начале февраля 1920 младшая Ирина умерла. В 1922г. Марина Цветаева получила разрешение на выезд и покинула Россию. Живет с семьей в Чехии, где рождается долгожданный сын. На кортике своем: Марина – Ты начертал, встав за Отчизну. Была я первой и единой В твоей великолепной жизни.

Слайд 8

Тема Родины Анна Ахматова Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид”. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. 1917 Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? 1921 « Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, — писала М.Цветаева. — Не быть в России, забыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью». Ты! Сей руки своей лишусь,- Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля- Гордыня, родина моя! «Родина», 1932

Слайд 9

И Ахматова, и Цветаева жили и творили на стыке эпох, в непростой и трагичный период российской истории. Эта сумятица и боль проникают и в стихи. Постепенно любовная лирика выходит за рамки отношений между двумя людьми: в ней слышатся ноты перемен, ломки стереотипов, суровые ветра времени. Романс на стихи А.Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня»

Слайд 10

Революция, война, репрессии… Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне... «Реквием » Горько переживала М.Цветаева судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли её сердце, внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Два на миру у меня врага, Два близнеца - неразрывно - слитых: Голод - голодных – и сытость сытых! Марина Ивановна Цветаева, уехав в середине двадцатых годов вслед за мужем в эмиграцию, пишет: Я здесь одна. К стволу каштана Прильнуть так сладко голове: И в сердце плачет стих Ростана, Как там, в покинутой Москве.

Слайд 11

Путь, пройденный и Ахматовой, и Цветаевой - это путь постепенного, но последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили их на дорогу интересов более широких, чем любовная и камерная лирика. Поэтов путь: жжя, а не согревая, Рвя, а не взращивая — врыв и взлом — Твоя стезя, гривастая кривая , Не предугадана календарем! М.Цветаева От странной лирики, где каждый шаг — секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава, По-видимому, мне спасенья нет. А. Ахматова

Слайд 12

1941 год Война застала Ахматову в Ленинграде, который к осени стал фронтовым городом, и поэтесса, как и все ленинградцы, пронесла сквозь 900 дней блокады невиданные в истории человечества мужество и стойкость. Говоря о стихах Ахматовой, написанных в военное время, отмечаем их гражданский и патриотический пафос. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. В эти же годы и месяцы нередко, как отзвуки прошлого, прорывались стихи, продиктованные отчаянием и острым ощущением трагического одиночества. М.Цветаева ушла из жизни в 1941 году, когда в ней погасли остатки последней энергии. Жизнь задувала этот огонь со всех сторон... Быть нежной, былинкой и шумной, Так жаждать жить! — Очаровательной и умной, — Прелестной быть! Знаю, умру на заре! На которой из двух, вместе с которой из двух Не решить по закату. Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух, Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу. Какая жажда жизни — даже в преддверии гибели! Какое странное, непомерное, неистовое желание умереть, схватившись руками сразу за обе зари — и утреннюю и вечернюю!

Слайд 13

Эволюция Ахматовой от «Я» до «МЫ» и трагическое одиночество Цветаевой Между ранней любовной лирикой и поздним творчеством и Ахматовой и Цветаевой — огромная полоса: тут были смерть, разруха, потери, предательства, перевернутый быт, безысходное ощущение катастрофы, было все, что только может выпасть на долю человека, застигнутого сменой эпохи.

Слайд 14

«Юность почти всегда отдает предпочтение Цветаевой, — пишет современный поэт В. Солоухин , — но с годами, со зрелостью, взоры (и души, и сердца) все чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та, и другая».

Слайд 15

Источники Ахматова А.А. Избранная лирика: Стихи /Вступ. ст. Вс. Рождественского. Л.: Дет. лит., 1989. Цветаева М. В певучем граде моем: Стихотворения, пьеса, роман в письмах /Сост. К.В. Смородин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. Цветаева М.И. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения /Сост. Е. Евтушенко. М.: Худож. лит., 1990. Цветаева М.И. Стихотворения /Сост. Г. Седых. М.: Мол. Гвардия, 1989.

Слайд 16

ЛИТЕРАТУРА Бродский И. Скорбная муза //Журнал «Юность» №6, 1989г. Кедров К. Россия золотая и железная клетки для поэтесс //«Новые Известия» №66, 1998г. Павловский А.И. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989. Саакянц А.А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986. Седакова О . http://www.akhmatova.org/articles/sedakova.htm Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки. М.: Кн. Палата, 1993. 480с. Страхова Л. Увековечение жизни в слове //А. Ахматова, М. Цветаева. Стихотворения. Поэмы Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Кн.1. 1938-1941. М.: Книга, 1989. 272с. Автор информационного портала "Мир вокруг нас" Марина Пододнева http://vmire24.ru/content/o-marine-tsvetaevoi http://www.coolreferat.com http://xreferat.ru/50/735-1-tema-rodiny-v-lirike-m-cvetaevoiy.html http://kamhunt.ucoz.ru/publ/kollekcia_sochinenii/russkie_pisateli/cvetaeva

Слайд 17

Изображения t-smertina.narod.ru tsvetaeva.lit-info.ru blogs.mail.ru akhmatova.org tsvetaeva_neizdannoe.jp


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Алексеевич Заболоцкий. (1903 — 1958 г.)

Слайд 2

Родился 24 апреля 1903 года в восьми километрах от Казани, где его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей. В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием...

Слайд 3

В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинское отделение университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея за душой, по собственному признанию, "объемистую тетрадь плохих стихов". В следующем году его призывают на военную службу.

Слайд 4

В 1926-1927 Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской книги Госиздата. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала — "Чиж" и "Еж". К работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого — Д.Хармс и А.Введенский, образовалась поэтическая группа. В конце 1927 она стала именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем ОБЭРИУ), себя они называли обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати , раздел "Поэзия обэриутов" написал Заболоцкий. Обэриуты заявляли: "Мы — творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов.

Слайд 5

После выхода в свет сборника «Столбцы» и поэмы «Торжество земледелия» подвергся жестокой критике и политическими обвинениями. В 1938 году был арестован органами НКВД и отправлен в лагеря Дальнего Востока и Алтайского края. В 1944 году освобождён, вскоре вместе с приехавшей к нему семьёй перебрался в Караганду. С1946 по 1948 год семья Заболоцких жила под Москвой , в Переделкино.

Слайд 6

Здесь Заболоцкий редактировал привезённые из Караганды переводы «Слова о полку Игореве» и др., возобновил занятия поэзией. С 1948 года Заболоцкий жил в Москве. В 1951 году, в период новых политических репрессий, поэт получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу, и остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В 1956—1958 годах — время «оттепели» — создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого.

Слайд 7

Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова: "Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой девочки", "Я не ищу гармонии в природе" - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом" (5 июня 1957г.)

Слайд 8

Умер Заболоцкий в Москве 14 октября 1958. Предсказание К. И.Чуковского сбывается. В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, серьезно изучается литературоведами, о ней пишутся диссертации и монографии. Поэт достиг той цели, к которой стремился на протяжении всей своей жизни, - он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Слайд 2

Родился 29 января 1890 года в Москве в семье известного художника Л.О. Пастернака. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. Левитаном, В. Поленовым, М. Нестеровым, С. Ивановым, Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Л.Н. Толстой.

Слайд 3

В 13 лет, под влиянием композитора А.Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано). Скрябин – учитель музыки Б. Пастернака

Слайд 4

В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки — эпизод, вошедший в книги Пастернака. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора.

Слайд 5

В 1908 году поступил на юридический факультет, но затем перешёл на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем, летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург». В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг . С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.

Слайд 6

После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» В этом же году близко знакомится с другим футуристом —Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Слайд 7

Пастернак начал печататься в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика» ), а в 1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах» , в котором проявил себя как самобытный и оригинальный поэт. Однако сам Пастернак считал этот сборник «незрелым». Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

Слайд 8

В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров» . Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 годa Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» и является город Пермь.

Слайд 9

Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с Мариной Цветаевой. В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв . В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь» , большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.

Слайд 10

В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» ( 1923 ), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота» , где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество. Рисунок В.Маяковского

Слайд 11

В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу). На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.

Слайд 12

В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой. В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942—1943 провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой. В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства: «О Господи, как совершенны дела Твои, — думал больной»

Слайд 13

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

Слайд 14

Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели. Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича. Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Перепелкине . Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.

Слайд 15

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Е. Б. Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России издаются многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя. У Бориса Пастернака 4 внука и десять правнуков. «Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду и в 2002 гoду , в России - в 2005 гoду .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская литература начала 20 века

Слайд 2

Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей . Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам . Серебряный век

Слайд 3

В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм - общее название разных направлений в искусстве конца 19-начала 20 века, провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Все модернистские направления очень разные , имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

Слайд 4

От гр. symbolon - знак, символ. Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности. Связь с мировой культурой. Интерес к отечественной классике. Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса. Особая роль творчества. Появился в России в 80-90 гг. ХIX в. Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни. Символизм

Слайд 5

В.Я. Брюсов К.Д. Бальмонт А.Белый Ф.К. Сологуб И.Ф. Анненский Представители в литературе:

Слайд 6

Повышенное внимание к истории, проблеме личности и ее внутреннему миру. Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков. Сочетание противоречивых тенденций . Открытия в поэтике: обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония. Идеи самоценности искусства (независимость от всего) Уход от социальных задач, искусство - чисто художественно е явление. Особенности русского символизма Особенности русского символизма

Слайд 7

От гр. аkme – высшая степень чего-либо. Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Проповедует точность , ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения. Человек должен найти лад с собой и с миром. Связь с мировой культурой и русской классикой. Акмеизм

Слайд 8

Н.С.Гумилёв С.М.Городецкий А.А.Ахматова О.Э.Мандельштам Представители в литературе:

Слайд 9

От лат. futurum - будущее. Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира. Творчество как продолжение природы. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров. Разрабатывается тонический стих. Неограниченное словотворчество. Сложная композиционная структура. Футуризм

Слайд 10

Борис Пастернак (1890-1960) Поэт , переводчик , прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов(«Близнецы в тучах»1914; «Поверх барьеров»1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов- «Центрифуга» «Центрифуга»

Слайд 11

Русский поэт . Родился 28 июня(10 июля)1889 в Лыгове Курской губ. Сын страхового агента . Окончил Курское реальное училище (1907),учился в Московском коммерческом институте (1908-1910),был вольнослушателем Московского университета.1914г.-Асеев – один из организаторов литературной группы « Лирень » По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество» Николай Асеев ( 1889-1963)

Слайд 12

Владимир Маяковский (1893-1930) Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в Московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает «делать социалистическое искусство» « Я прервал партийную работу. Я сел учиться». В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества . К 1912 г. относятся первые поэтические опыты , связанные с теорией и практикой группы Кубофутуристов . Кубофутуризм

Слайд 13

Игорь Северянин ( Лотарев Игорь Васильевич)1887-1941 Родился в Петербурге в семье офицера(по материнской линии - потомок Карамазина и дальний родственник Фета ). Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале « для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело» Фактически он остался единственным из эгофутуристов , вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г. назвал себя футуристом , прибавив к этому слову другое- «Эго»( Я –будущее или я в будущем) Эгофутуризм

Слайд 14

В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ( Левый Фронт Искусств- литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский . Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами.

Слайд 15

От англ. и фр. Image - образ. Провозглашал самоценность поэтического образа как такового. Поедание образом смысла. Против политизации искусства. Используется свободный стих. Имажинизм

Слайд 16

С . А.Есенин В.Г . Шершневич А.Б.Мариенгоф Представители в литературе

Слайд 17

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее " серебряным веком " ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени . Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Вывод:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр (11 декабря 1918-3 августа 2008) Исаевич Солженицын

Слайд 2

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске на Северном Кавказе.

Слайд 3

В 1924 году - Ростов - на - Дону. В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестика и нежелание вступать в пионеры. Несмотря на постоянные материальные и жилищные трудности, Солженицын в 1936, закончив среднюю школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. В 1940 г. он женится на своей сокурснице Наталье Решетовской, а в 1941 г., получив диплом математика, заканчивает также заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве.

Слайд 4

Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 год. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы. Очередная сессия приходится на начало войны.

Слайд 5

Летом 1942 года – звание лейтенанта, а в конце – фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Александра Исаевича и работа его звукобатареи отражены в военной прозе «Желябугские выселки» и «Адмиг Швенкиттен».

Слайд 6

Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды . Произведен в капитаны.

Слайд 7

1945 год – А.Солженицын арестован, лишен звания и отправлен в Москву, в следственную тюрьму на Лубянке. Приговорен к 8 годам лишения свободы с последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую агитацию и пропаганду. После ареста – лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования, в тюрьме № 16 в пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская «шарашка», описанная в «Круге первом»)

Слайд 8

С 1949 года – лагерь в Экибастузе (Казахстан). В лагере для военнопленных у Солженицына обнаружили рак желудка. Дважды Александр Исаевич лечится в Ташкенте. В день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковый корпус». С 1953 года Солженицын – «вечный ссыльнопоселенец» у глухом ауле Кок-Терек Джамбульской области, на краю пустыни.

Слайд 9

1952 год – реабилитация и сельская школа недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает с женой комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора». После чего он перебрался в Рязанскую область и работал учителем, одновременно занимаясь литературным трудом. В 1962 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая принесшая Солженицыну всемирную славу повесть "Один день Ивана Денисовича", посвященная "лагерной" тематике.

Слайд 10

• В 1963 в «Новом мире» опубликовал 3 рассказа: «Матренин двор»(1959 ) ; «Случай на станции Кочетовка» (1962) и «Для пользы дела» (1963). • 11 сентября 1965 сотрудники КГБ изъяли рукописи части стихов, написанных в лагере, романа «В круге первом», цикла прозаических миниатюр «Крохотки» (1958—1960), а также пьес «Пир победителей» (1951) и «Республика труда» (1954). • В 1966 «Новый мир» опубликовал рассказ Солженицына «Захар-Калита» (1965). После этого произведения писателя не печатали в СССР 22 года. • В ноябре 1969 Солженицына исключили из Союза писателей. • В 1970 Александр Исаевич Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. • В 1974, после опубликования в Париже книги "Архипелаг ГУЛАГ«(1973) писатель-диссидент был арестован. • 12 февраля 1974 состоялся суд: Александр Солженицын был признан виновным в государственной измене, лишен гражданства и приговорен к высылке из СССР на следующий день.

Слайд 11

В 1974—1976 Солженицын жил в Цюрихе (Швейцария). После двух лет пребывания в Цюрихе Александр с семьей переезжает в США и поселяется в штате Вермонт, где писатель завершает третий том «Архипелага ГУЛАГ» (русское издание – 1976, английское – 1978), а также продолжает работу над циклом исторических романов о русской революции, начатым «Августом четырнадцатого» и названным «Красное колесо».

Слайд 12

27 мая 1994 Солженицын вернулся в Россию. После своего приезда Солженицын поселился под Москвой, в выделенном ему владении в деревне Троице-Лыково, где продолжил заниматься литературным трудом. В 1997 избран действительным членом Академии наук Российской Федерации.

Слайд 13

Солженицын был женат вторым браком (его первый брак с Натальей Решетовской распался в 1972 году). От брака со второй женой Натальей Светловой у него было трое сыновей - Степан (1973 года рождения), Игнат (1972) и Ермолай (1970).

Слайд 14

В ночь с 3 на 4 августа 2008 года Солженицын скончался. Его похоронили 6 августа, в центральной части старого кладбища на территории Донского монастыря.

Слайд 15

Произведения А. И. Солженицына. • "Пир победителей" (сатирическая пьеса) • "Один день Ивана Денисовича" (1959) • "Матренин двор" (1959-1960) • "Случай на станции Кречетовка" (1963) • "Для пользы дела" (1963) • "Захар-Калита" (1966) • "В круге первом" (1955-1968) • "Раковый корпус" (1963-1966) • "Август 1914" (1971) • "Красное Колесо: Повествованье в отмеренных сроках в четырёх узлах" (1971-1991) • "Архипелаг ГУЛАГ" (1958-1968) • "Ленин в Цюрихе" (1975) • "Бодался телёнок с дубом" (1975-1991) • "Эго" (1995) • "На краях"(1995) • "Молодняк" (1995) • "Настенька" (1995) • "Абрикосовое варенье" (1995) • "Угодило зёрнышко промеж двух жерновов" (1998-2001) • "Россия в обвале" (1998) • "Двести лет вместе" (1975-1995) • "Желябугские выселки" (1999) • "Адлиг Швенкиттен " (1999)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892 — 1941)

Слайд 2

Русская поэтесса. Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, в московской семье. Отец — И. В. Цветаев — профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать — М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Слайд 3

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на её раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму. В двух первых книгах стихов «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912) и поэме «Чародей» (1914) тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы», зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой имитируется дневник гимназистки ( исповедальность , дневниковая направленность акцентируется посвящением «Вечернего альбома» памяти Марии Башкирцевой), которая в этой атмосфере «детской» сентиментальной сказки взрослеет и приобщается к поэтическому.

Слайд 4

Над миром вечерних видений Мы, дети, сегодня цари. Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала, Уходят в себя зеркала... Не медлим! Минута настала! Уж кто-то идет из угла. Нас двое над темной роялью Склонилось, и крадется жуть. Укутаны маминой шалью, Бледнеем, не смеем вздохнуть. Посмотрим, что ныне творится Под пологом вражеской тьмы? Темнее, чем прежде, их лица, — Опять победители мы! Мы цепи таинственной звенья, Нам духом в борьбе не упасть, Последнее близко сраженье, И темных окончится власть. Мы старших за то презираем, Что скучны и просты их дни... Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они! В ЗАЛЕ» В ЗАЛЕ» сборник «Вечерний альбом»

Слайд 5

В поэме «На красном коне» (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. В следующих книгах «Версты» (1921-22) и «Ремесло» (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, С. Парнок , А. А. Ахматовой, посвященных историческим лицам или литературным героям — Марине Мнишек, Дон Жуану и др., — романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.

Слайд 6

Поэма «На Красном Коне» Анне Ахматовой отрывок И настежь, и настежь Руки — две. И навзничь! — Топчи, конный! Чтоб дух мой, из ребер взыграв — к Тебе, Не смертной женой — Рожденной! Не Муза, не Муза Над бедною люлькой Мне пела, за ручку водила. Не Муза холодные руки мне грела, Горячие веки студила. Вихор ото лба отводила — не Муза, В большие поля уводила — не Муза. Не Муза, не черные косы, не бусы, Не басни,— всего два крыла светлорусых — Коротких — над бровью крылатой. Стан в латах. Султан. К устам не клонился, На сон не крестил. О сломанной кукле Со мной не грустил. Всех птиц моих — на свободу Пускал — и потом — не жалея шпор, На красном коне — промеж синих гор Гремящего ледохода!

Слайд 7

Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 — Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России» 1922-1925, 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.

Слайд 8

« Балкон» сборник «После России» Ах, с откровенного отвеса — Вниз — чтобы в прах и в смоль! Земной любови недовесок Слезой солить — доколь? Балкон. Сквозь соляные ливни Смоль поцелуев злых. И ненависти неизбывной Вздох: выдышаться в стих! Стиснутое в руке комочком — Чтó : сердце или рвань Батистовая? Сим примочкам Есть имя: — Иордань. Да, ибо этот бой с любовью Дик и жестокосерд. Дабы с гранитного надбровья Взмыв — выдышаться в смерть! 30 июня 1922

Слайд 9

Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность , эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие, стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и др. В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. («Эмиграция делает меня прозаиком…»). «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о М. А. Волошине («Живое о живом», 1933), М. А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), А. Белом («Пленный дух», 1934) и др., соединяя черты художественной мемуаристики , лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) — своего рода эпистолярный роман .

Слайд 10

В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга, ныне Татарстан, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей. 31 августа 1941 покончила жизнь самоубийством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...