Рабочая программа 6 кл. по литературе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Беляева Екатерина Николаевна

Данная программа соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl._lit.docx357.67 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Скан программм Беляевой Е.Н\лит 6кл.jpgПояснительная Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по литературе  составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта ООО(Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря2010 г. № 1897 в редакции от 29.12.2014 №1644,от 31.12.2015г. №1577).В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образованияа также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой  Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

        Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для   образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме -3 часа в неделю (102 часа), из них – 16ч. на развитие речи, в том числе  сочинений - 4. Соответственно действующему учебному плану образовательной организации рабочей программой предусмотрено следующие варианты организации процесса обучение в 6 классе базовый уровень в объеме 34 часа, в 6 классе индивидуальное обучение базовый.

        

 Содержание рабочей программы

1. Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

2. Из греческой мифологии  

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

3. Из устного народного творчества  

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка омолодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

4. Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

5. Из литературы XVIII века.

М.В. ЛОМОНОСОВ  

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

6. Из литературы XIX века  

6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ  

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

6.2 А.С. ПУШКИН  

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ  

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

6.4 Н.В. Гоголь  

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ  

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

6.6 Н.А. НЕКРАСОВ  

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ  

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО  

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

6.9 А.П. ЧЕХОВ  

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

7. Из литературы XX века  

7.1 И.А. БУНИН  Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

Для заучивания наизусть.  И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

7.2  А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзывоб эпизоде

7.3C.A. ЕСЕНИН  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Для заучивания наизусть

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

7.5 М.М. ПРИШВИН  

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

7.6  Н.М. РУБЦОВ  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.  

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

7.8 В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

8. Из  зарубежной  литературы  

8.1Восточные  сказки  «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

8.2 БРАТЬЯ ГРИММ  

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

8.3 ДЖ. ЛОНДОН  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

«Литература»

Личностными результатами , формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые результаты.

Устное народное творчество

ученик научится:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

ученик получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература.    Русская литература XVIII в.                                                                                                        Русская литература XIX—XX вв.    Литература народов России.                                                                                           Зарубежная литература

ученик научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать «поле читательских ассоциаций», выбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

ученик получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект), в том числе с использованием интернет-ресурсов.

Перечень учебно-методического обеспечения  

Основная литература

1.Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2014

2.Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2012.

3.Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература». 5 класс, «Литература». 6 класс / авт.сост. Ф.Е.Соловьева – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014

                                 

Учебно-тематический план.

                                           3 часа в неделю.

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

1

Введение

1

Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

2

Из мифологии

3

Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений мифологии.

3

Из устного народного творчества

3

Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора.

4

Из древнерусской литературы

4

Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

5

Из литературы 18 века

3

Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение  в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

6

Из русской литературы 19 века

51

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.  

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

7

Из русской литературы 20 века

24

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.  

Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

8

Из зарубежной литературы

12

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов.      Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог.

9

Итоговый урок

1

Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова  в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

ИТОГО:

102

Календарно - тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

Предмет: литература

Класс: 6

п/п

Тема

урока

Основное содержание урока

Виды

деятельности

обучающихся

Кол-во

часов

Дата

1

О литературе, читателе и писателе

Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.

Выявление специфики художественной литературы как искусства слова. Выявление круга читательских интересов школьников, подготовка к восприятию курса литературы 6 класса

Развитие умений работы с учебником литературы

(художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)

1

Из мифологии 3 часа

2

Миф «Пять веков»

Выявление художественной идеи мифа, проявляю-

щейся в описании горестной картины

современности, к которой принадлежит автор поэмы «Труды и дни», формирование представлений о мировосприятии Гесиода

Составление тезисных  планов статьи учебника, выразительное чтение поэмы Гесиода

1

3

Миф «Прометей»

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа

1

4

Миф «Яблоки Гесперид»

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с иллюстрациями, составление цитатного плана произведения, выразительное чтение

1

Устное народное творчество 3 часа

5

Сказка «Солдат и смерть»

Выявление главного свойства жанра легенды, заключающегося в утверждении морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад; определение

художественной идеи легенды «Солдат и смерть»,проявляющейся в отношении героя к смерти как части жизни. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков учащихся, выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умений выделять главное в прослушанном тексте

Художественный пересказ, сообщение учителя, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом

1

6

«Как Бадыноко победил одноглазого великана»

Выявление жанровых особенностей предания;

знакомство с нартским эпосом (происхождение слова, герои); определение художественной идеи предания о Бадыноко — народном герое, про-

славившем родную землю своей отвагой и мужеством; значения собирательного образа

народа в предании; сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее. Формирование исследовательских навыков учащихся, умений выделять главное в прослушанном сообщении, выразительного чтения, коммуникативных

умений. Воспитание интереса к произведениям устного творчества народов Северного Кавказа

Выразительное чтение,

работа с таблицами и иллюстрациями, исследование (сравнение предания и мифа),

беседа

1

7

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Выявление жанровых особенностей волшебной сказки, значения образов Бабы-яги, Ивана-

царевича в русском фольклоре, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде», нравственных уроков сказки. Формирование исследовательских

навыков учащихся, умений выделять в сообщении учителя и учащихся главное, коммуникативных умений. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления

нравственных уроков сказки

Исследовательская работа с текс-

том, работа с таблицами и

иллюстрациями, сообщения учи-

теля и учащихся

1

Древнерусская литература 4 часа (3 +1р.р)

8

«Сказание о белгородских колодцах»

Формирование  представления о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет», выявление художественной идеи сказания, проявившейся в стремлении белгородцев освободить Русскую землю от нашествия. Формирование умения выделять главное в сообщениях учителя и учащихся, выразительного чтения, навыка составления художественного пересказа, работы с учебником, лексической работы, коммуникативных умений учащихся.

составление плана статьи учебника, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение учителя

1

9

«Повесть о разорении»

Воссоздание атмосферы эпохи, выявление художественной эпохи  произведения проявившейся в финальном эпизоде — обвинительной речи патриота-народолюбца в

адрес прямых виновников бедствия — русских

князей. Формирование навыка составления

художественного пересказа, выразительного чтения, работы с учебником, лексической

работы, коммуникативных умений учащихся.

Воспитание гражданской позиции учащихся

работа с текстом, беседа,

составление плана повести

1

10

«Поучение Владимира Мономаха»

Воссоздание атмосферы эпохи царствования Вла-

димира Мономаха, выявление художественной идеи «Поучения», заключающейся в призыве к милосердию и состраданию; качеств личности автора, художественных особенностей произведения.

Формирование навыка исследовательской работы с текстом, умений выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных умений учащихся. Воспитание нравственно-эстетических представлений в ходе выявления художественной идеи произведения и лексического значения слов: милосердие, покаяние,

справедливость,

Лексическая работа, сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа»,слайдовая

презентация, исследовательская работа с текстом, беседа,

сообщение учителя

1

11

Анализ письменных работ

Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование

1

Литература XVIII века 3 часа

12

М.В.Ломоносов — гениальный

ученый, теоретик литературы, поэт

Формирование представлений о неповторимой,

уникальной личности М.В. Ломоносова, о человеке

определенной эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; об основных жанрах поэтического творчества М.В. Ломоносова.

Развитие навыка работы с учебником, составления

планов прочитанного, формирование умения выде-

лять главное в сообщении учителя. Воспитание ин-

тереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова

Чтение и составление планов ста-

тей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщения учителя, сообщение

учащегося

1

13

М.В.Ломоносов «Стихи,

сочиненные на дороге в Петергоф...»

Выявление значения подвижнической деятельности М.В. Ломоносова для российской науки; определение ключевой идеи стихотворения, проявляющейся в стремлении лирического героя к обретению внутренней свободы. Развитие монологической речи учащихся, навыков работы со словом, выразительного чтения, умения выделять в прослушанных сообщениях учителя и учащихся ключевые идеи.

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения понятия внутренняя свобода

Сообщения учителя и учащихся,

Лексическая и исследовательская работа с текс том, вырази-

тельное чтение наизусть учителя и учащихся

1

14

М.В. Ломоносов о значении

Русского языка. М.В.Ломоносов и

Петр Великий

Выявление сущности взаимодействия поэта и госу-

дарственного деятеля, проявившейся в постоянном присутствии в творческом осознании М.В.Ломоносова идеала личности царя-реформатора, верно служащего своему Отечеству. Развитие навыка выразительного чтения, работы со словом,

формирование умения выделять главное в сообщениях учителя и учащихся.

Формирование гражданской позиции учащихся

Лексическая работа, сообщения, работа с учебником, чтение наизусть

1

Литература ХIХ века 51 час (40+11р.р)

15

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и

А.С. Пушкин

Знакомство с основными фактами биографии поэта, выявление наиболее ярких качеств

личности поэта, проявившихся во взаимоотношениях В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Развитие монологической речи учащихся, формирование навыка вы-

разительного чтения.

Воспитание интереса к личности и

творчеству В.А. Жуковского

Выразительное чтение стихотворений В.А. Жуковского, сообщения учащихся, прослушивание музыкальных

фрагментов

1

16

Жанр баллады в творчестве

В.А. Жуковского.«Светла-

на». Творческая история баллады

Выявление признаков баллады как жанра, особенностей замысла баллады, связанного с

личностью, жизненными судьбами и характерами Саши и Маши Протасовых.

Формирование навыка составления

цитатного плана, умения выделять главное в сообщении учителя. Воспитание интереса к личности и творчеству поэта

Беседа, составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащегося,

словарная работа

1

17

Анализ баллады В.А. Жуковского

«Светлана»

Выявление лейтмотива баллады и особенностей оптимистического мировосприятия героини.

Формирование логического мышления, исследовательских навыков

учащихся. Формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления значения понятий: оптимизм, меланхолия

Составление ассоциативных рядов, словарная работа, беседа, сообщение о народных приметах, выразительное чтение, работа с

терминами

1

18

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина

Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта.

Совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся. Воссоздание особой атмосферы, «лицейского духа»; выявление примеров нравственного поведения, гордой независимости, достоинства; формирование чувства товарищества, уважения к людям

1

19

А.С.Пушкин «Деревня»

Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, призвать единомышленников на борьбу с пороком. Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развития устной и письменной речи.

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, письменного высказывания по предложенному началу, работа с терминами, работа с учеником, сообщения.

1

20

А.С.Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…»

Закрепление знаний об элегии как жанре лирики. Формирование навыка многоуровневого анализа лирического  произведения

Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщение, прослушивание муз. композиции.

1

21

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных

мотивов в стихотворении, противопоставления чувства лирического героя неполноте жизни,- заметной и в сонной красавице», и

в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты. Обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений; совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения. Формирование чувства прекрасного, умения во всем находить красоту и радость

Лексическая  работа, составление

ассоциативных рядов, экскурсия, сравнение чернового и чистового вариантов текста, выразительное чтение, беседа, сообщение, работа с таблицей

1

22

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Выявление художественной идеи стихотворения, состоящей в утверждении победы человеческой стойкости над силами мрака и мглы. Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста. Формирование чувства оптимизма, веры в собственные силы

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя, работа с таблицей

1

23

Конкурс выразительного

чтения

Совершенствование исполнительского мастерства

учащихся. Воспитание внимательного отношения к слову

Прослушивание музыкальных

произведений на стихи А.С. Пушкина, стихотворений в исполнении мастеров художественного слова

1

24

А.С. Пушкин «Дубровский».

Историческая эпоха в романе.

История создания.

Прототипы

Знакомство с исторической эпохой,

нашедшей отражение в романе, творческой историей произведения

и прототипами героев.

Формирование навыка сопоставительного анализа,

умения отбирать цитатный материал, соотносить

Сообщения учителя и учащихся,

работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, сравнение

описаний усадеб: Покровское, Арбатове,  Кистенёвка; «Русская усадьба XIX века», лексическая работа, работа с учебником, беседа, выразительное чтение

1

25

Причины ссоры Дубровского и

Троекурова

Выявление первоначального впечатления о романе. Определение причин ссоры Андрея

Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Сравнение характеров героев,

определение мотивов их поведения.

Совершенствование навыков выразительного чтения; составление устных пересказов;

Составление сопоставительной таблицы «Дубровский и

Троекуров», лексическая

работа, самостоятельная исследо-

вательская работа с текстом, беседа

1

26

Отец и сын Дубровские

Выявление центральной проблемы романа.

Подбор цитат, пересказ эпизода, беседа, лексическая работа, выразительное чтение

1

27

Владимир Дубровский —доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и

благородный разбойник

Выявление причин неспособности героя, наделенного лучшими личностными качествами,

изменить несправедливые законы, признанные обществом.

Анализ эпизода произведения

«Дубровский в Кистенёвской роще», выразительное чтение

по ролям, краткий пересказ от лица героя, подбор цитат

для кадров диафильма,

прослушивание музыкальной

композиции, беседа, работа с учебником

1

28

Дубровский и Маша Троекурова

Выявление причин поражения героя, отказа Марии

Троекуровой от помощи Дубровского.

Формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения и пересказа

с изменением лица.

Составление сравнительной таблицы, выразительное

чтение, пересказ от лица героев,

беседа, работа с учебником, лексическая

работа

1

29

Мастерская творческого

письма

Выявление факторов, оказавших влияние на становление характеров героев в процессе

духовной эволюции.

Совершенствование навыка работы со справочной литературой, составления планов, развития устной речи учащихся.

Составление ассоциативных рядов, формулирование письменного ответа на вопрос, создание диалога с героем на основе предложенных вопросов,

лексическая работа

1

30

Анализ письменных работ

Формирование навыка владения

нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования текстов

Выявление

речевых,

фактических, логических ошибок, редактирование

1

31

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове

Выявление этапов становления личности поэта, сущности сложных отношений с властью

и обществом; создание установки на восприятие темы «Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова».

Сообщения учащихся,

выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, составление комментариев

1

32

М.Ю.Лермонтов «Тучи»

Выявление значения мотива странничества в твор-

честве М.Ю. Лермонтова, смысла последних слов

стихотворения, свидетельствующих об особенно-

стях мирововоззрения поэта, воспринимающего

человеческую жизнь как «земное краткое изгнанье».

Сообщения, лексическая работа, работа с учебником, составление рядов слов, соотнесенных с

ключевыми понятиями урока, беседа, работа с иллюстрациями, терминами, выразительное

чтение

1

33

М.Ю.Лермонтов «Парус»

Выявление идеи произведения, проявляющейся в

стремлении олицетворенного образа паруса к не-

успокоенности и мятежу; особенностей художест-

венного мира стихотворения, проявляющихся

в дополнении состояния внутренней дисгармоничности, последовательной контрастности, лежащей в основе «Паруса»

Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учащихся, исследовательская работа с

текстом, составление

ассоциативных рядов,

работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции

1

34

М.Ю.Лермонтов «Листок»

Выявление автобиографических сведений в стихо-

творении, значения темы бесцельного существования как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и

преждевременного созревания лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения в творчестве М.Ю. Лермонтова. Формирование навыка многоуровневого анализа поэмы

Лексическая работа, самостоятельная исследовательская

работа в группах, сообщения

учителя и учащихся,

выразительное чтение,

работа с иллюстрациями, беседа

1

35

М.Ю.Лермонтов «На севере

диком стоит одиноко...»

Выявление художественной идеи стихотворения, состоящей в утверждении мысли о трагической непреодолимости одиночества при общей родственности судьбы.

Выразительное чтение

наизусть, исследовательская работа с текстом, репродукциями картин русских художников

1

36

Конкурс творческих работ

Выявление степени сознательного

осмысления изученного материала.

Развитие творческих способностей, письменной и устной речи учащихся

Чтение творческих работ

и защита собственной точки зрения, комментарии собственных иллюстраций и обоснование выбора

иллюстраций художников, чьи

картины созвучны по тематике

1

37

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Историческая основа повести

Выявление мотивов, побудивших Н.В. Гоголя к созданию повести; исторической основы

произведения. Формирование навыка создания речевой ситуации, связанной с гипотетическим изменением социальной функции ученика

(«литературовед», «историк», «искусствовед»); умения выделять главное в прослушанном тексте, создавать заметки об услышанном.

Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением

функции ученика(исторический

экскурс в изображенную Гоголем

эпоху с привлечением

картины И.Е Репина «Запорожцы

пишут письмо турецкому султану»)

1

38

«Бранное, трудное время...».

Степь как образ Родины в повести

Гоголя

Воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление.

Лексическая работа, чтение по ролям, беседа, сообщения

учителя и учащихся,

работа с иллюстрациями, работа с учебником

1

39-40

Остап и Андрий

Выявление характерных особенностей эпического мира могучего, свободного, прекрасного человека,

изображенного Н.В. Гоголем в повести «Тарас Бульба»; формирование представлений о

сложности и многогранности характеров героев.

Выразительное чтение,

художественный пересказ, работа с иллюстрациями,

составление таблицы

«Остап и Андрий», беседа, лексическая работа, дискуссия,

работа с учебником, сообщения

2

41

Подвиг Тараса Бульбы.

Казачество в изображении

Н.В. Гоголя

Выявление значения образов казачества и Тараса

Бульбы для понимания ключевой идеи произведения

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, конкурс

планов рассказа о герое, беседа,

работа с учебником

1

42

Мастерская творческого письма.

Рассказ о событиях от лица их

участника

Обобщение и систематизация изученного материала; воссоздание целостности произведения.

Формирование навыков логического мышления, развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений. Воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

Выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, текстов по

предложенному началу, работа с термином беседа

1

43

Анализ письменных работ

Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки;

развитие навыков

редактирования

текстов

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование

1

44

И.С. Тургенев «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции

Выявление внутреннего единства цикла «Записки охотника» и самостоятельности каждого рассказа как части огромной поэмы о крестьянской Руси.

Экскурсия по выставке фотографий и дагеротипов, художественный пересказ, беседа, сообщение учи

1

45-46

И.С. Тургенев

«Бирюк»

Выявление причин трагического одиночества героя, недюжинности его натуры, способности сохранять человеческое достоинство.

Формирование навыков анализа эпического текста

в единстве формы и содержания.

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа

с иллюстрациями (комментарии экскурсовода), чтение по ролям, выразительное чтение, беседа,

сообщения

2

47

И.С. Тургенев «В дороге»

Выявление художественной идеи, проявляющейся в интонации стихотворения. Формирование навыков выразительного чтения, анализа лирического произведения.

Чтение наизусть, выразительное

чтение, беседа

1

48

НА. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...»

Выявление художественной идеи стихотворений, гражданской позиции Н.А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери. Формирование навыка выразительного чтения, лексической работы, составления тезисного плана статьи учебника.

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова гражданин

Составление тезисного плана статьи учебника, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа,

1

49

Л.Н. Толстой в 30-50-е годы XIX века

Выявление ключевых событий периода 1830-1850-х годов, оказавших влияние на становление характера Л.Н. Толстого; подготовка к восприятию глав повести «Детство». Формирование умения отбирать иллюстративный материал для слайдовой презентации, составлять библиографию по теме сообщения,

Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об услышанном

1

50-51

Анализ глав повести «Детство» («Детство», «Что за человек был мой отец?»)

Выявление звучащего в главах «Детство» и «Что за человек был мой отец?» общего настроения внутренней неустроенности и беспокойства,

присущего и Николеньке Иртеньеву, герою повести «Детство», и автору

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художест- венный пересказ, беседа, состав-

ление устного высказывания, работа с

учебником

2

52

Анализ глав повести «Детство»

(«Маман»,«Наталья Савишна»,

«Письмо», «Горе», «Последние грустные воспоминания»)

Выявление значения толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, т.е. в Боге, проявившейся в главах повести «Маман» и «Детство».

Художественный пересказ. Вы-

Разительное чтение, работа с ил-

люстрациями, беседа, сообщение

учителя, работа с учебником

1

53

Мастерская творческого письма.

Уроки доброты Л.Н.Толстого.

Рассказ «Бедные люди»

Выявление ключевой идеи прозаического переложения Л.Н. Толстого, проявившейся в

стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви; подготовка к сочинению-

воспоминанию «Спешите делать добрые дела». Формирование коммуникативных навыков, умения выделять главное в сообщениях учителя и учащихся, составлять устные высказывания на заданную тему. Формирование нравственно-эстетических представ-

Лексическая работа, составление

комментариев к афоризмам

Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями

1

54

Анализ письменных работ

Формирование навыка владения нормами литера-

турного языка, способствующими росту культур-

ного уровня учащегося, выработке собственного

стиля; умения устранять речевые, логические, фак-

тические ошибки; развитие навыков редактирования текстов

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование

1

55-56

Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе».

Отец и сын

Знакомство с некоторыми биографическими сведе-

ниями о писателе, нашедшими отражение в книге «История моего современника»; выявление значе-

ния темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины XIX века; определение причин непонимания, сложившегося в отношениях Васи и отца. Формирование навыка работы с учебником, умения выделять главное в

услышанном, аналитической работы с текстом.

Работа с  учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текс-

том

2

57

Дружба Васи, Валека и Маруси

Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси, проявившейся во взаимном стремлении поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания.

Выразительное чтение по ролям,

исследовательская работа с текс-

том, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и

1

58

Дети и взрослые в повести

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Выявление художественной идеи повести, состоя-

щей в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от их общественного и имущественного

положения.

Работа с иллюстрациями, лекси-

ческая работа, чтение по ролям, беседа, художественный пересказ, выразительное

чтение, работа с учебником

1

59

Анализ письменных работ

Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования текстов

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование

1

60-61

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим»

Выявление особенностей раннего творчества А.П. Чехова, тематики, проблематики его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа

«Налим»). Формирование навыка выразительного

чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся. Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова

Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и

учащихся, работа с учебником,

заполнение таблицы

2

62

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

Выявление гуманистической идеи ценности каждой человеческой личности, проблемы

человеческого достоинства, являющихся ключевыми в рассказе. Формирование исследо-

вательских навыков, развитие устной речи учащихся.

Лексическая работа, выразительное чтение по

ролям, самостоятельная

исследовательская работа с текс-

том, работа с иллюстрациями, беседа, сообщение

1

63

А.П.Чехов «Шуточка»

Выявление особенностей авторского

мировосприятия в ходе определения значения псевдонима «Человек без селезёнки» и соотнесения его смыслового наполнения

с ключевыми идеями первой и второй редакций рассказа «Шуточка».

Сообщения учителя и учащихся,

беседа, выразительное чтение, анализ эпизодов, работа с

учебником

1

64

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни

Обобщение изученного материала, углубление представлений о художественном мастерстве А.П. Чехова, приемах создания комического.

Развитие письменной и устной речи, творческой активности учащихся, формирование исследовательских навыков, расширение читательского кругозора.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа

1

65

Анализ письменных работ

Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков

редактирования текстов

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование

1

Литература XX века 24 часа (22+2р.р)

66-67

Мир природы и человека в

стихотворениях и рассказах

И.А. Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

Выявление особенностей мировосприятия И.А. Бу-

нина, нашедших отражение в ранней лирике поэта.

Формирование исследовательских навыков, развитие образного мышления, творческих

способностей учащихся.

Самостоятельная исследователь-

ская работа с текстом,

лексическая работа, сообщения учащихся, экскурсия по

выставке картин русских худож-

ников, выразительное чтение на-

изусть, прослушивание

музыкальной композиции

2

68

И.А. Бунин «Лапти»

Выявление художественной идеи рассказа, нашедшей отражение в символическом

противостоянии красного и белого как сил добра и

зла.

Самостоятельная исследователь-

ская работа с текстом,

лексическая работа, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя

и учащихся, работа с

учебником

1

69-70

Краткие сведения об А.И. Куприне.

«Белый пудель»

Знакомство с некоторыми фактами биографии, нашедшими отражение в рассказе «Белый пудель», воссоздание атмосферы эпохи, в которую происходит действие.

Сообщения учителя и учащихся,

лексическая работа, экскурсия по

выставке репродукций русских художников, беседа, конкурс заглавий частей рассказа, вы-

разительное чтение, работа с учебником

2

71

А.И. Куприн «Белый пудель»

Выявление художественной идеи рассказа, проявляющейся в умении членов «маленькой

труппы» сохранять чувство собственного достоинства, верность дружбе

Художественный пересказ эпизодов, пересказ от другого лица, выразительное чтение, лексическая работа

1

72

А.И. Куприн

«Тапёр»

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении торжества чуда в жизни человека, подготовленного талантом и трудолюбием.

Художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции

1

73

Анализ письменных работ

Формирование навыка владения нормами литера-

турного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки; развитие навыков редактирования текстов

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование

1

74-75

Краткие сведения о С.А. Есенине.

«Песнь о собаке»

Выявление художественной идеи стихотворения,

проявляющейся в интонации, отношение поэта к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных.

Чтение наизусть, выразительное

чтение, беседа, сообщения учащихся, работа с терминами и учебником

2

76

С.А. Есенин

«Разбуди меня завтра рано...»

Выявление авторской позиции, проявившейся в стремлении поэта, вдохновленного переменами в судьбе России, отдать свой талант служению людям. Формирование исследовательских навыков учащихся, выразительного

Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями

1

77

Краткие сведения о М.М. Пришвине

Знакомство с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина, позволяющими осмыслить

процесс духовной эволюции писателя; подготовка к восприятию сказки-были «Кладовая солнца» в ходе сообщений о пребывании М.М. Пришвина в Переславле-Залесском и Усолье.

Сообщения учителя и учащихся,

заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение,

слайдовая презентация

или выставка, беседа

1

78

М.М.Пришвин «Кладовая

солнца» — сказка-быль. Особенности жанра

Знакомство с историей создания произведения; выявление жанровых особенностей сказки-были. Формирование навыка

исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками, развитие устной речи учащихся. Воспитание бережного отношения к слову

Сообщение учителя, работа с учебником, беседа, работа с

терминами

1

79

Настя и Митраша

Выявление свойств характера героев; определение

авторской позиции, роли сказочных мотивов в

произведении. Формирование навыка составления

художественного пересказа, выразительного чтения по ролям, анализа эпического произведения в единстве формы и содержания; умения соотносить текст художественного произведения и

иллюстративный

материал.

Конкурс рисунков, вы-

Разительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа, работа с иллюстрациями. Работа с учебником, самостоятельная исследователь-

ская работа с текстом,

лексическая работа

1

80

Смысл названия сказки-были

М.М. Пришвина

Выявление смысла названия сказки-были и основной идеи произведения, созвучной представлениям о «правде» Антипыча, «правде вековечной суровой борьбы людей за любовь», правде преодоления в себе всего того, что мешает любви проявить себя в полную силу. Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного чтения, составления художественного пересказа, работы с иллюстрациями

Художественный пересказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа

1

81

В мастерской художника (М.М.Пришвин)

Воссоздание целостного впечатления о прочитанном, выявление особенностей творческой манеры автора, осмысление значения художественных деталей в сказке-были.

Конкурс на лучший цитатный план и на знание художественной дета ли, выразительное чтение, беседа, сообщение

1

82

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...», «Мужество», «Победа», «Родная земля»

Выявление тематической и образной близости стихотворений Ахматовой, Тютчева и Некрасова, посвященных самоотверженности защитников Родины и ценностям народного духа. Формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведения, выразительного чтения

Чтение наизусть, беседа, работа с терминами, лексическая работа

1

Из поэзии о Великой Отечественной войне

83

Промежуточная аттестация.Тестирование.

1

84

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. «Последний поклон»

Знакомство с некоторыми фактами биографии В.П. Астафьева, историей создания книги «Последний поклон»; подготовка к восприятию рассказа «Конь с розовой гривой».

Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником

1

85

В.П. Астафьев «Конь с розовой

гривой»

Воссоздание особой атмосферы жизни послереволюционной деревни, выявление мотивов поступков героев повести.

Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся,

работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником

1

86-87

Бабушка и внук

Выявление мотивов поступков героя

Работа с иллюстрациями

2

88

Краткие сведения о Н.М. Рубцове. «Звезда полей»

Знакомство с некоторыми фактами биографии Н.М. Рубцова; выявление художественной идеи стихотворения «Звезда полей», проявляющейся в стремлении лирического героя к единству с окружающим миром.

Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, лексическая работа, беседа, работа с терминами, выставка,

1

89

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»

Выявление художественной идеи стихотворения,

проявляющейся в глубоком осознании лирическим героем неразрывной связи с родиной.

Чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа

1

Из зарубежной литературы 12 часов (10+2р.р)

90-91

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из

книги «Тысяча и одна ночь».

история создания, тематика, проблема

Знакомство с историей создания книги «Тысяча и

одна ночь», тематикой и проблематикой сказок; выявление значения жизненности и популярности произведения, актуализация читательского опыта

Пересказ; сообщения

учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное

чтение

2

92

Краткие сведения о братьях Гримм

Знакомство с некоторыми фактами биографии братьев Гримм, классификацией сказок, вошедших в их сборники; выявление причин обращения к фольклору. Формирование навыка составления плана статьи учебника, развитие монологической

Составление плана статьи учебника, сообщение учителя, беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм, работа с терминами

1

93-94

Сходство и различия народных и

литературных сказок.

Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о

мертвой царевне и

о семи богатырях»

А.С. Пушкина

Выявление сходства и различий книжных народных и литературных сказок на уровне сюжета, системы образов, идеи.

Художественный пересказ с при-

влечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с терминами, сообщения

2

95

Краткие сведения об О. Генри

Знакомство с некоторыми фактами биографии О. Генри, выявление особенностей творческой манеры автора, тематики и проблематики его новелл, подготовка к восприятию рассказа «Вождь краснокожих».

Сообщения учителя и учащихся, беседа, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с терминами, выставка

1

96

0. Генри «Дары волхвов»

Выявление смысла сопоставления скромных обитателей нью-йоркской квартирки с прославленными героями Древнего мира,

состоящего в утверждении душевной красоты «маленьких людей», перед которой меркнет богатство и могущество царей. Формирование навыка художественного пересказа, умения выделять главное в прослушанном сообщении.

Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления лексического значения слов: альтруизм, самоотречение

Сообщения учителя и учащихся,

беседа, художественный

пересказ

1

97

О. Генри «Вождь краснокожих»

Выявление особенностей художественной манеры автора, определение идеи рассказа, нашедшей отражение в авторской иронии над пороками

мира взрослых: ханжеством, стяжательством, жаждой наживы. Развитие аналитических способностей учащихся, навыка воссоздания словесного портрета героя, умений строить пересказ от лица участника событий, развитие коммуникативных умений. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе сообщений об Ироде, Давиде и Голиафе, выявления лексического значения слов: ханжа, ханжество, стяжательство

Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, создание словесного портрета, работа

с учебником, заполнение

таблицы

1

98

Краткие сведения о Дж.Лондоне

Знакомство с фактами жизни и творчества Дж. Лондона; выявление ее мерных рассказов; подготовка к восприятию рассказа Дж. Лондона

«Любовь к жизни».

Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа.

1

99

Дж. Лондон «Любовь к жизни»

Выявление художественной идеи рассказа, заключающейся в утверждении неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью.

Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа с текс-

том, беседа, сообщения

учащихся, работа с

учебником

1

100

Творческая мастерская

Развитие письменной и устной речи, творческой активности учащихся, формирование исследовательских навыков, расширение читательского кругозора.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа

1

101

Анализ письменных работ

Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня учащегося, выработке собственного стиля; умения устранять речевые, логические, фактические ошибки;

развитие навыков

редактирования

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование

1

102

Рекомендации для летнего чтения

Предварительное знакомство с произведениями, включенными в программу 7 класса и рекомендованными для самостоятельного чтения

сообщения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету "Литература" по курсу "Русская литература XIX-XX веков" В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского

Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089  от 05.03.2004 г.), ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...