Методическая разработка "Готовимся к итоговому сочинению"
консультация по литературе (10, 11 класс) на тему

Хочу поделиться своим опытом подготовик к итоговому сочинению. Надеюсь, этот опыт поможет вам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskom_metodobedinenii.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

   Методика подготовки учащихся к итоговому сочинению.

Подготовила Эюбова И.К.

           Подготовка школьников к итоговому сочинению в новом формате -актуальная проблема всего современного школьного образования, так как новая экзаменационная работа для выпускников – сочинение- не является сочинением по литературе, а носит, как мы знаем, надпредметный характер.рд

     Создание сочинения на публицистическую тему с привлечением литературного материала представляет для выпускников  значительную трудность, а объективная оценка итоговых сочинений, да и сам процесс подготовки – проблему для нас, учителей – словесников.

    Скажу честно, еще в 2014 году я сама не понимала, как писать, как объяснить ребятам доходчиво, что от них требуется. Ведь мы всегда писали сочинения на литературно-критические темы. Поэтому решила, что надо самой попробовать написать. Было трудно, но это позволило мне выявить все плюсы и минусы и наметить методические пути успешного обучения школьников этому виду работы. Когда отмененное раньше сочинение снова вернулось в школу по инициативе Президента РФ В.В.Путина, согласитесь, мы негодовали: мало у нас было забот, и вот опять новые проблемы. Однако со временем я поняла, что это было мудрое решение. Что в нашем деле самое трудное? Думаю, ответ никого не удивит. Привить интерес к чтению. Это испытание заставило ребят понять, что невозможно писать сочинение, если ты не читал, не знаешь текста художественного произведения.

     В процессе подготовки  очень трудно было отучить ребят списывать, пользоваться низкосортными сочинениями из Интернета. Сколько работ было аннулировано, сколько сил было потрачено на проверку, наверняка, каждый из вас знает не понаслышке.

Перспективным направлением совершенствования подготовки выпускников к итоговому сочинению я считаю возвращение того позитивного опыта, который уже наработан российской школой. А для этого нам, учителям-словесникам, нужно регулярно выявлять динамику развития навыка написания сочинения, проводя несколько контрольных сочинений в течение учебного года, рецензировать работы, выполненные неудачно. Проводить индивидуальные собеседования с учащимися, которые должны совершенствовать и переписывать свои работы. Каждое классное и домашнее сочинение должно выполняться только после обучения и отработки материала в классе. Нужно анализировать проверенные работы с опорой на критерии оценивания и дорабатывать  их. Я думаю, мы сможем плодотворно использовать лучшие традиции обучения написанию сочинения, выработанные в отечественной методике преподавания литературы. Советую воспользоваться следующим списком:

Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М.,1986

Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе.- М.:Просвещение, 1994

Просвещение, 1994

Беляева Н.В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль.- М.:Просвещение,2016

Вернусь к вопросу: Как научить? Развивать культуру речи. Начинать с 5 класса. Пятиклассников я учу создавать небольшие письменные высказывания. Не просто прочитать и пересказать, а подумать. Делаем мы это на уроках, потому что дома есть умные, талантливые мама, папы, бабушки и дедушки, которые напишут все за своих детей. В старших классах мы подбираем цитату недели и пишем отзыв. Вот хочу привести пример, как я работаю в 6 классе. Работа со стихотворением Зинаиды Гиппиус.

Мой учитель литературы любил повторять: чтобы научиться писать, надо писать. А писать нужно поэтапно:

-  выбор и обдумывание темы сочинения;

- выявление ключевых слов темы;

- определение главное мысли;

- подбор литературного материала;

- составление плана; обдумывание структуры и композиции сочинения;

- написание на черновике;

- редактирование, переписывание, проверка.

 При написании сочинения я советовала ребятам соблюдать 3 правила:

  1. Что мне нужно доказать?
  2. Что я доказываю?
  3. Что я доказал?

Во время работы постоянно контролировать себя, отвечая на вопросы : «О том ли я пишу? На тему ли я пишу?»

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические разработки к итоговому сочинению

Материал можно использовать для подготовки учащихся....

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...