Рабочая программа по русскому языку и литературе для 6 класса школ VII вида.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Петрова Евгения Александровна

Эта программа разработана для учащихся  коррекционных школ VII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана для обучения предмету «Литература» учащихся 6а класса литературе в общеобразовательной школе и является адаптированной для обучающихся с задержкой психического развития.  Программа представляет собой один из возможных вариантов построения курса литературы         Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на  работу по учебнику  «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012».   Этот учебник соответствует необходимости индивидуального подхода к учащимся с ЗПР относительно особенности их памяти,мышления, восприятия.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
  • коррекция и развитие психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение обучающимися учебной программы.    

Дети, обучающиеся в классах коррекции, характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием, поэтому составляя рабочую программу мы большое внимание уделили развитию всех видов речевой деятельности: чтению, письму, говорению.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

На преподавание курса отведено 68ч ( 2ч в неделю)

Изменения, внесенные в авторскую программу.

В адаптированной Рабочей программе представлены все произведения, рекомендованные для изучения Примерной программой основного общего образования. Данная программа предполагает достаточно тесное взаимодействие учителя и обучающегося на протяжении всего курса. Основное внимание в Рабочей программе уделено развитию навыков чтения, пересказа. восприятию  и истолкованию прочитанного текста; расширению сведений о биографии писателя.

В преподавании курса литературы используются следующие методы и формы работы с учащимися:

Виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы
Формы опроса: индивидуальный, фронтальный
Виды заданий на уроках литературы. Выразительное чтение, пересказ отрывка, заучивание наизусть стихотворных текстов, устный ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий к текстам учебника.
Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная),
групповая, индивидуальная.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся, мотивировка оценок на
уроке и их стимулирующая роль.

Исходя из уровня подготовки класса, при изучении курса литературы используются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно– ориентированного образования.

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная.

Основной формой обучения является урок, на котором предусматриваются важные виды деятельности обучающихся:

 практическая деятельность учащихся  (работа с учебником−чтение, пересказ, работа с текстом;

 развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой с учетом психофизических особенностей детей, ресурсами Internet.

В ходе реализации рабочей программы используются следующие формы учета знаний и умений:

− текущая аттестация;

− аттестация по итогам четверти;

− аттестация по итогам года.

проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и

нацеленные на решение разнообразных жизненных задач

      При проведении уроков литературы в 6а классе соблюдается коррекционная направленность обучения. Она выражается в соблюдении следующих направлений:

  • Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающих успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, осознание необходимости самоконтроля.
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность)
  • Формирование навыка планирования своей деятельности в соответствии с определенными запросами.
  • Индивидуальная коррекция имеющихся недостатков.
  • Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья.
  • Создание благоприятной среды, обеспечивающей развитие школьника и стимулирующей его познавательную деятельность.
  • Системный разносторонний контроль динамики развития учащегося.
  • Обеспечение учебно-методического и материально-технического оснащения.
  • Социально-трудовая, профориентационных адаптация учащихся.

На уроках литературы используются следующие виды коррекционно-развивающей работы:

  • Совершенствование движения сенсомоторного развития:
  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
  • Развитие навыков каллиграфии.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • Развитие зрительной памяти и внимания.
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина)
  • Развитие пространственных представлений и ориентация.
  • Развитие представлений о времени.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие фонетико – фонематических представлений, формирование звукового анализа и синтеза.
  • Коррекция развития основных мыслительных операций:
  • Навыков соотносительного анализа.
  • Навыков группировки и классификации.
  • Умение работать по словесной и письменной инструкции алгоритму.
  • Умение планировать деятельность.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Развитие различных видов мышления:
  • Развитие наглядно – образного мышления.
  • Развитие словесно – логического мышления.
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.
  • Развитие речи, овладение техникой чтения.
  • Расширение представлений об окружающем мире, обогащение пассивного и активного словаря.

Основные приёмы и методы работ в классах коррекции.

1. Подготовка к усвоению нового материала путём тщательного восстановления опорных знаний и умений;

2. Многократное повторение материала;

3. Применение репродуктивных методов;

4. Замедленный темп урока;

5. изложение материала маленькими дозами;

6. Усиление практической направленности урока;

7. Опора на жизненный опыт ребёнка;

8. Организация помощи обучающимся.

 Содержание основного  общего   образования по литературе.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования.  Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений  в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ.

     Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

     Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе и литературе других народов России.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР.

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

Роль литературы в формировании русского литературе конца XIX–начала ХХ вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и литературе других народов России. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины ХХ в. К острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ.

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур. 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ.-  

Художественная литература как искусство слова.

-   Художественный образ.

-   Фольклор. Жанры фольклора.

-   Литературные роды и жанры.

-   Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

-   Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой,

-   Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола.

-   Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Содержание программы  по литературе для 6  класса:

Введение Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор и его эстетическое значение.

Пословицы и поговорки Прямой и переносный смысл.

Древнерусская литература.

Древнерусская литература Отражение исторических событий и вымысел

О «Повести временных лет»..  «Сказание о белгородском киселе.»

Произведения русских писателей 18 века.

Русская басня. Жанр басни и его истоки. И Дмитриев «Муха»   И.А.Крылов «Осел и Соловей»  «Листы и корни» Рассказ и мораль в басне. Понятие об эзоповом языке.

Произведения русских  писателей 19 века

А.С.Пушкин .  А. С. Пушкин. Слово о поэте.  «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения   Дружба в жизни поэта. Стихотворение «Пущину»

   А. С. Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро» Мотивы единства красоты человека и природы. Теория литературы: эпитет, метафора, композиция

А. С. Пушкин «Дубровский Изображение русского барства. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

 М.Ю.Лермонтов.  Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Парус»

Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. Прием сравнения как основа построения стихотворения.  Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Антитеза. Поэтическая интонация.    Стихотворения «Три пальмы», «Утес» Тема красоты, гармонии человека с миром.

И.С.Тургенев.

Слово о писателе.   «Бежин луг» Сочувственное отношение к крестьянским детям. Духовный мир детей. Роль  картин природы в рассказе.

  Поэзия 19 века.

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» «Листья»

А.А.Фет .Лирика.  Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. ) Е.А.Баратынский «Весна! Весна!...»   Я.Полонский

  Н.А.Некрасов.

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Краткий рассказ о жизни поэта  Стих.«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда Мысль о величин народа. Мечта о «прекрасной поре». Н.А.Некрасов «Дедушка»   Трехсложные размеры стиха

Н.С Лесков.

Краткий рассказ о писателе  «Левша»  Гордость за народ. Трудолюбие, талантливость, патриотизм русского человека. Едкая насмешка над царскими чиновниками.  Особенности языка произведения. Сказ как форма повествования

А.П.Чехов.

Краткий рассказ о писателе  Встреча с писателем и человеком  Рассказ «Толстый и тонкий». Добродушный смех над малодушием. Речь героев – источник юмора. Развитие понятия юмор.

Русская литература XX века

А.И.Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям

А.Грин.

  Из биографии писателя  «Алые паруса»

    А.Платонов.

Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

\Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов.

К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Д.Самойлов «Сороковые»  Солдатские будни. Скорбная память о павших героях.

В.П.Астафьев.

«Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа, Юмор в рассказе. Понятие долга. Изображение быта и жизни сибирской деревни. Речевая характеристика героя.

 В. Распутин.

 Слово о писателе «Уроки французского» Отражение трудностей военного времени Жажда знаний героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства.  Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Развитие понятий рассказ, сюжет 

 Ф.Искандер.  «13 подвиг Геракла». Юмор, влияние учителя на формирование детских характеров

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

А. Блок «Летний вечер»  С.Есенин «Пороша» А.Ахматова, Н.Рубцов Чувства радости и печали, любовь к родной природе и родине  в стихах.

Из литературы народов России.

Г. Тукай, К. Кулиев Знакомство с произведениями.

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции.

Миф. Отличие мифа от сказки и легенды Подвиги Геракла

Легенда об Арионе   Гомер «Илиада», «Одиссея»- песня о героических подвигах, мужественных героях.

М. де Сервантес Краткий рассказ о писателе.

И.Ф Шиллер «Перчатка» Жанр баллады.

П. Мериме «Маттео Фальконе»

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» Нравственные проблемы произведения.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов по теме

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Из древнерусской литературы

2

4.

Из русской литературы 18 в.

1

5.

Из русской литературы 19 в.

34

6.

Из русской литературы 20 в.

23

7.

Из зарубежной литературы

5

Итого:

68

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6  класса:

  • В процессе обучения учащиеся должны освоить теоретические понятия;
  • портрет героя, характер, автобиографическая проза;
  • речевая характеристика героя;
  • углубить понятия: тема, текст, герой, сюжет, композиция;
  • понятие о художественном стиле литературного произведения.

Уметь:

  • составлять и редактировать устные и письменные высказывания о тех или иных событиях с определенными стилистическими характеристиками;
  • точно и выразительно высказывать свои мысли;
  • воспринимать и создавать стилистические заимствования и подражания;
  • заучивать и выразительно рассказывать литературные художественные тексты;
  • формулировать и обосновывать нравственную оценку героев художественного произведения;
  • находить в справочно – энциклопедической литературе материал для комментирования художественного произведения.

        Учебно-методическое обеспечение.

Для обучающихся:

1.Учебник. Литература. 6 класс:. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ - М. Просвещение 2010.                

2.Секачёва Е.В., Смоличева С.В. Русская литература: Новая популярная энциклопедия. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2001.

3.Энциклопедия  мировой литературы.- СПб., Невская книга, 2000.

Антология мировой детской литературы./ М.-АВАНТА+, 2003.

4.А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь./ Под ред. В.И.Коровина.М.: Просвещение.1999.

Для учителя:

1.Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс.- М.: ВАКО 2014.

2.Н.В.Беляева, О.Е.Еремина. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.

  3.Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях.     П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.

  4.Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой.  С-Петербург, «Тригон», 2006.

5. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

6. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

7.  «Первое сентября» http://festival.1 september.ru.

Лист коррекции программ

Запланировано

Откорректировано



Календарно-тематическое планирование по литературе (68 часов).

№п/п

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Виды работы, формы контроля

Коррекционная работа

Домашнее задание

Планируемые результаты обучения

Художественное произведение. Содержание и форма

Слово учителя, беседа, игра «Как я знаю литературу».

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия. Речевая разминка. Чтение вслед за учителем

Выучить теорию.

знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Устное народное творчество.(2 часа)

 Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Слово учителя, тест «Обрядовая поэзия»

Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи. Звуковая Разминка. Речевая разминка

Выучить теорию

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях;различать пословицы и поговорки. использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров

 Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость

Сочинение по пословице

Развитие творческих способностей,

Многократное чтение про себя на скорость ; вслух в темпе скороговорки

Выучить определения, оформить загадку

Древнерусская литература (2 часа)

Русские летописи Из «Повести  временных лет». «Сказание о белгородском киселе».  

Слово учителя, работа с аудиозаписью, беседа, проверка д.з.

Развитие долговременной памяти. Речевая разминка. Многократное чтение

Выучить теорию, написать отзыв

знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге

Из «Повести  временных лет. «Сказание о белгородском киселе»

Слово учителя, фронтальный опрос, выразительное чтение.

Составление кластера

Ответы на вопросы.

знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль

Литература 18 века. (1час)

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Чтение наизусть.

Слово учителя, работа с аудиозаписью, беседа проверка д.з.

Развитие памяти. Речевая разминка. Ответы на проблемные вопр.

Выучить басню наизусть.

уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

Литература 19 века (32 часа)

Басни И. А. Крылова. «Листья и корни»,  «Ларчик»

Слово учителя, выразительное чтение. проверка д.з.

Многократное чтение с переходом на незнакомую часть

Выучить  конспект.

Знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос

И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей»..

Слово учителя, фронтальный опрос, работа с аудиозаписью, беседа.

Развитие навыков восприятия  Выр чт по ролям

Выразительное чтение  басни.

Знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос

А. С. Пушкин.

«Узник».

Слово учителя, фронтальный опрос,  сообщения учащихся. проверка д.з.

Звуковая разминка

Развитие эмоционально-волевой сферы

Конспект.

Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.

А. С. Пушкин, «Зимнее утро».

Чтение наизусть.

Сообщения учащихся, фронтальный опрос,  тестирование

Развитие эмоционально-волевой сферы. Многократное чтение. Выразительное чтение

Описать   распорядок   дня  лицеистов.

Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

А.С. Пушкин. «И И Пущину»

Работа в группах.

Развитие словесно-логического мышления. Развитие эмоционально-личностной сферы

Подготовить вопросы.

Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

А.С. Пушкин «Дубровский».

Изображение русского барства в повести

Слово учителя, художественный пересказ, беседа, проверка д.з.

Развитие наглядно-образного мышления

Работа с 1 главой.

Уметь пересказывать по простому плану

Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Уметь пересказывать по простому плану

Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Рассказ, беседа.

Расширение представлений об окружающем мире. Обогащение активного и пассивного словаря

Главы 4-5, ответы на вопросы.

Уметь пересказывать по простому плану

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Р.р. Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

Слово учителя, беседа. фронтальный опрос, проверка д.з.

Расширение представлений об окружающем мире. Обогащение активного и пассивного словаря

Конспект.

Научиться составлять сложный план

Р.р. Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

Слово учителя, беседа, фонохрестоматия. проверка д.з.

Многократное чтение. Чтение за учителем

Выучить стихотворение

Научиться последовательно, логично и грамотно выражать свои мысли в письменной речи

М.Ю.Лермонтов, «Тучи». Чувство одиночества и тоски в стихотворении

Выразительное чтение стихотворения, фонохрестоматия. проверка д.з.

Выразительное чтение. Развитие словесно-логического мышления

Выучить одно их стихотворений

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Выразительное чтение стихотворения, фонохрестоматия. проверка д.з.

Развитие слухового внимания и памяти

Выразительное чтение.

Научиться выразительно читать поэтический текст

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях «Утес»,

Научиться выразительно читать поэтический текст

Жизнь и творчество И.С Тургенева.

Слово учителя, фронтальный опрос, беседа. проверка д.з.

Обогащение активного и пассивного словаря

Индивидуальные задания.

Научиться рассказывать о жизни писателя. используя простой план

И. С. Тургенев. Цикл «Записки охотника».

Слово учителя, виртуальная экскурсия в Спасское-Лутовиново

Развитие эмоционально-волевой сферы

Пересказ преданий

Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям),

«Записки охотника». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

Художественный пересказ, беседа

Развитие речи, овладение техникой чтения

Заполнение таблицы «Образы мальчиков»

Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям),

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров

Анализ эпизодов, слово учителя

Развитие слухового внимания и памяти

Составить план сочинения

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева.

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа.

Развитие экспрессивной стороны речи

Индивидуальные задания.

Научиться рассказывать о жизни писателя. используя простой план

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…» Особенности изображения природы в лирике Тютчева

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом

Развитие эмоционально-личностной сферы

Выучить стихотворение «Неохотно и несмело…»

уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение,

«С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении

Выразительное чтение стихотворения, проверка д.з.

Чтение за учителем. Многократное чтение. Выразительное чтение

Отзыв на стихотворение

уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение,

Жизнь и творчество А.А.Фета.

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа.

Расширение представлений об окружающем мире. Развитие творческого воображения

Индивидуальные задания.

Научиться составлять план-конспект статьи учебника

А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом

Развитие наглядно-образного мышления

Выучить стихотворение

уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение,

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова.

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа.

Развитие монологической и диалогической речи, экспрессивной стороны высказывания

Конспект.

Научиться составлять план-конспект статьи учебника

Н. А. Некрасов «Железная дорога».

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом

Развитие личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств. Многократное чтение

Выучить отрывок из стихотворения

уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение,

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова

Составление плана стихотворения

Многократное чтение ответы на проблемные вопросы

Выучить определения

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, 

Трехсложные размеры стиха.

Слово учителя, практическая работа.

Развитие памяти, эмоционально-волевой сферы. Развитие мотивированной личной позиции при оценке поступков героев

Выучить теорию, карточки.

Научиться графически обозначать ударные и безударные слоги, делить стихи на стопы

Трехсложные размеры стиха.

Слово учителя, практическая работа.

Развитие памяти, эмоционально-волевой сферы. Развитие мотивированной личной позиции при оценке поступков героев

Выучить теорию, карточки.

Научиться графически обозначать ударные и безударные слоги, делить стихи на стопы

Жизнь и творчество Н.С.Лескова.

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа.

Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие эмоционально-личностной сферы.

Конспект.

Научиться составлять план-конспект статьи учебника

Н. С. Лесков «Левша». Понятие о сказе.

Слово учителя, беседа, пересказ

Развитие навыков соотносительного анализа. Развитие артикуляционной моторики

План характеристики, выучить определение

Развить понятие о сказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа в сказе «Левша».

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа, пересказ.

Развитие артикуляционной моторики. Речевая разминка. Развитие памяти, эмоционально-волевой сферы

Пересказ эпизода.

Развить понятие о сказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя

Жизнь и творчество А. П. Чехова.

Рассказ «Толстый и тонкий». Юмор в рассказе.

Слово учителя, фронтальный опрос, беседа.

Расширение представлений об окружающем мире. Обогащение активного и пассивного словаря

Конспект.

Научиться составлять план-конспект статьи учебника

Родная природа в лирике русских поэтов 19 века (2 часа)

 Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла

Выразительное чтение.

Чтение вслед за учителем. Многократное чтение

Платонов «Неизвестный цветок»

Научиться выразительно читать поэтический текст

Е.А. Баратынский

« Весна, весна, как воздух чист!»,

А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»

Научиться выразительно читать поэтический текст

Литература 20 века. (5часов)

Жизнь и творчество А.И.Куприна.

Рассказ «Чудесный доктор».

Слово учителя, беседа. проверка д.з.

Развитие артикуляционной моторики. Развитие зрительной памяти и внимания

Конспект.

Знать, что такое рождественский рассказ, подбирать цитатные примеры, анализировать различные формы выражения авторской позиции, составлять план устного и письменного высказывания

Гуманизм и человечность в рассказе «Чудесный доктор».

Слово учителя, беседа.

Развитие словесно-логического мышления

Пересказ рассказа.

Научиться пересказывать, используя простой план 

А.П.Платонова. Жизнь и творчество.

«Неизвестный цветок». Природа вокруг нас.

Слово учителя, беседа. проверка д.з.

Расширение представлений об окружающем мире. Развитие навыков соотносительного анализа

Конспект.

Познакомиться с личностью писателя и своеобразием его творчества; воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев , своеобразие стилистики платоновской прозы

Жизнь и творчество А.С.Грина.

«Алые паруса».

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа. проверка д.з.

Расширение представлений об окружающем мире. Развитие пространственных представлений и ориентации

Конспект.

Усвоить понятие жанра феерии, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, дать сравнительную характеристику героев

А. Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Слово учителя, беседа, пересказ

Развитие внимания, восприятия, представлений, ощущений.

Рассказ о героях

Произведения о ВОВ (7 часов)

К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».

Слово учителя, беседа, выразительное чтение.

Речевая разминка. Многократное чтение наизусть. Работа гад техникой чтения, выразительностью

Выразительное чтение.

Научиться совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Определять особенность звукового оформления, рифму,

настроение, которым проникнуто стихотворение

 Д. Самойлов «Сороковые».

Слово учителя, беседа, выразительное чтение.

Звуковая разминка. Речевая разминка

Выразительное чтение.

Жизнь и творчество В.П.Астафьева.

«Конь с розовой гривой».

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа. проверка д.з.

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Конспект.

Закрепить  понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

Пересказ, беседа, составление плана, проверка д.з.

Многократное чтение с переходом на незнакомую часть

Пересказ фрагментов.

Закрепить  понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод

Р.р. Подготовка к сочинению по произведению В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Научиться составлять сложный план

Р.р. Сочинение по произведению В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Слово учителя, беседа, выразительное чтение. проверка д.з.

Многократное чтение с переходом на незнакомую часть. Работа над техникой чтения

Пересказ фрагментов.

Жизнь и творчество В.Г.Распутина.

«Уроки французского».

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа. проверка д.з.

Развитие эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

Конспект.

Рассказывать о творчестве писателя, используя простой план

 «Уроки французского». Смысл названия произведения.

Герой рассказа и его сверстники.

Слово учителя, беседа.

Развитие характера учащихся на основе оценки и словесных характеристик героев

Ответ на вопрос.

Научиться выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод

Родная природа в русской поэзии 20 века (3 часа)

А,А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер»

Слово учителя, фронтальный опрос,пересказ, беседа. проверка д.з.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие эмоционально-личностной сферы

Рассказывать о творчестве писателя, используя простой план

Родная природа в русской поэзии

С.Есенин. А.А. Ахматова

Слово учителя, пересказ, беседа. проверка д.з.

Развитие эмоционально-личностной сферы

Научиться выразительно читать поэтический текст

Н.М. Рубцов, «Звезда полей»

Слово учителя, пересказ, беседа. проверка д.з.

Научиться выразительно читать поэтический текст

Писатели улыбаются (5 часов)

В.М.Шукшин. Слово о писателе.

Особенности шукшинских героев

Выразительное чтение. фронтальный опрос,

Работа над техникой чтения

Выразительное чтение.

Получить представление об особенностях шукшинских героев-чудиков»,

В.М.Шукшин, «Критики». Образ странного героя.

Выразительное чтение, комментирование. проверка д.з.

Развитие эмоционально-личностной сферы

Ответы на вопросы.

Закрепить представление об особенностях шукшинских героев-чудиков»,

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Школа, учитель, ученики.

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом, проверка д.з.

Развитие слухового внимания и памяти

Познакомиться  с личностью писателя и своеобразием его творчества; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки.

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе.

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом.

Развитие навыков соотносительного анализа

Выразительное чтение.

Закрепить понятия о юморе, поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», понятия о юморе, поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор»,

Урок контроля. Классное сочинение по произведениям В.Распутина, В.Астафьева, В.  Шукшина.

Слово учителя, фронтальный опрос,беседа, работа с аудио-фрагментом. проверка д.з.

Многократное чтение Выразительное чтение

Выучить одно стихотворение на выбор.

Литература народов России. (2 часа)

Из литературы народов России. Творчество К. Кулиева. Творчество Г. Тукая

Слово учителя, беседа, выразительное чтение. проверка д.з.

Расширение представлений об окружающем мире. Расширение активного словаря

Выразительное чтение, конспект.

Научиться определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины и творчестве разных поэтов

Р.р. Сочинение «Поэты народов России»

Слово учителя, беседа, выразительное чтение. проверка д.з.

Развитие зрительной памяти и внимания.

Выразительное чтение, конспект.

Научиться логично выражать мысли, используя сложный план

Зарубежная литература. ( 18часов)

Зарубежная литература. Мифы Древней Греции.

Герои Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Слово учителя. фронтальный опрос,

Расширение представлений об окружающем мире. Развитие словесно-логического мышления

Рассказ о богах (инд. задания)

Получить представление о богатстве, разнообразии зарубежной литературы

Гомер «Илиада». Обзор

Выразительное чтение. фронтальный опрос,

Развитие воображения, эмоционально-волевой сферы

Отзыв.

Знать главных героев «Илиады»

М. де Сервантес. «Дон Кихот»

Знать главных героев «Дон Кихота», сюжет романа

П. Мериме. Слово о писателе. «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении

Выразительное чтение. фронтальный опрос,

Расширение представлений об окружающем мире. Работа над техникой чтения. Развитие артикуляционной моторики

Пересказ.

Получить понятие о рыцарской балладе.

68

А. Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц», Обобщение. Список литературы на лето.

Слово учителя, выразительное чтение, комментирование. проверка д.з.

Развитие воображения. Развитие артикуляционной моторики

Выразительное чтение эпизода.

Научиться составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

оценивать и анализировать поступки героев


Критерии оценивания достижений обучающихся

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями:

  • знание текста и понимание идейно-художественного произведения изученного произведения;
  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии  идейно-эстетического содержания произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими понятиями при анализе произведений;
  • умение владеть монологической литературной речью, логически и правильно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, владеть монологической речью.

Отметка «4» ставится за ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста произведения; за умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль роль основных художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; хорошо владеть монологической речью, однако допускаются 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3» ставится за ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, показывает умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры героев, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ критерии оценивания следующие:

        «5» - 90 — 100 %

        «4» - 78 — 89%

        «3» - 60 — 77%

        «2» - менее 59%.

КИМы

6 класс

 Входная диагностическая контрольная работа

Написать сочинение (не менее 8 предложений) на одну из тем:

1). Из прочитанного в прошлом учебном году мне больше всего запомнилось…

2) Этим  летом я прочитал…

3) Чему я учусь на уроках литературы

4) Нуждаюсь ли я в чтении добрых, умных книг?

1 четверть  Итоговая контрольная работа.

А1. Тема пословицы Лежебоке и солнце не в пору всходит

  1. О роли пословиц
  2. О Родине и чужбине
  3. О труде
  4. О лени и безделье

А2. Какое произведение древнерусской литературы из «Повести временных лет» изучалось в 5 классе 

  1. «Повесть о белгородском киселе»
  2. «Повесть об отроке-киевлянине и хитрости воеводы Претича»
  3. «Месть княгини Ольги»

А3. Стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину» посвящено

  1. лицейскому другу
  2. поэту-современнику
  3. учителю-наставнику

А4. Портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» Пушкин получил от

  1. И.А.Крылова
  2.  В.А.Жуковского
  3. Н.В.Гоголя

В1. Вспомнить названия русских сказок, герои которых отгадывают загадки

В2.Какие человеческие пороки высмеивает И.А.Крылов в басне «Осел и Соловей»?

С1. Узнай басню по ее героям:

1)Волк, Ловчий               «Ворона и Лисица»

2)Лисица, Ворона           «Зеркало и обезьяна»

        3) Дуб, Свинья, Ворон          «Волк на псарне»

        4) Обезьяна                             «Свинья под дубом»

2 четверть. Итоговая контрольная работа

А1. Назвать дату торжественного открытия Лицея

  1. 19 ноября 1811г.
  2. 19 октября 1811г.
  3. 19 января 1811г.
  4. 19 августа 1811г.

А2. Кто стал первым лицейским другом Пушкина

  1. Кюхельбекер
  2. Дельвиг
  3. Пущин
  4. Малиновский

А3. На известной картине И. Репина «Пушкин на лицейском акте» изображен Пушкин-лицеист,

  1. читающий собственное стихотворение
  2. пищущий стихи
  3. прогуливающийся по царскосельскому парку

А4. На какое произведение М.Ю.Лермонтова более 100 композиторов написали музыку

  1. «Утес»(«На Севере диком…»)
  2. «Три пальмы»
  3. «Панорама Москвы»

А5. Как называется сборник, в который вошел рассказ «Бежин луг»

  1. «Записки путешественника»
  2. «Записки охотника
  3. «Записки Тургенева»

А6.Как называются истории, которые рассказывают мальчики у костра ( рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»)

  1. анекдоты
  2. предания
  3. былички
  4. сказки

В1. Кому из героев стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» свойственно настроение

  1. восторженное,                        

ликующее,                                а) красавице, к которой

жизнерадостное                          обращается поэт

  1. грустное,                                   б) поэту

унылое

        В2. Вспомнить и записать автора и название произведения, в котором приводится подробное описание внешности героев.

        С1. Что, на ваш взгляд, послужило причиной прекращения мести Владимиром Дубровским Троекурову?(По повести А.С.Пушкина «Дубровский)

3 четверть Итоговая контрольная работа

А1.Назовите тему рассказа А.П.Чехова. «Толстый и тонкий»:

  1. долгожданная встреча одноклассников
  2. житейские проблемы тонкого
  3. лесть, приспособленчество

А2.К каким произведениям относится рассказ «Толстый и тонкий»?

  1. к трагическим
  2. к юмористическим
  3. к сатирическим
  4. к драматическим

А3. «Чудесным» доктором в одноименном рассказе Куприна был

  1. Боткин
  2. Пирогов
  3. Мечников

А4.Н.С. Лесков определил жанр своего произведения («Левша») как

  1. рассказ
  2. повесть
  3. сказ

А5.Город, который славился оружейными мастерами («Левша», Н.С.Лесков), это

  1. Москва
  2. Тула
  3. Санкт-Петербург

В1.По приведенным цитатам вспомните автора и название произведения:

        «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть», «Он нуждался в жизни, и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Цветок, однако, не хотел жить печально».

В2.Какой смысл вкладывает автор в словосочетание «кладовая солнца»?( По произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»)

С1.Вспомните рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и рассказ В.Распутина «Уроки французского». Что общего между двумя этими произведениями?

4 четверть. Итоговая контрольная работа.

А1. Сюжет – это

  1. то, о чем говорится в произведении
  2. последовательность и связь событий в художественном произведении
  3. отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью

А2. Кто из авторов, чьи произведения прочитаны в это четверти, одновременно был и писателем, и сценаристом, постановщиком, и актером?

  1. В.Распутин
  2. В.Шукшин
  3. В.Астафьев

А3. Выбрать соответствие автора и произведения:

        А.Блок                              «Перед весной бывают дни такие…»

        С.Есенин                          «Летний вечер», «О, как безумно за

                                                      окном…»

        А.Ахматова                       «Звезда полей»

        Н.Рубцов                           «Мелколесье. Степь и дали…»

А4. Назвать автора произведения, из которого приведена цитата:

        К старухе Агафье Журавлевой приехал проведать, отдохнуть сын Константин Иванович с женой и дочерью

  1. Ф.Искандер
  2. В.Шукшин
  3. М.Пришвин

А5.Учителя математики в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» звали

  1. Константин Иванович
  2.  Василий Андреевич
  3.  Харлампий Диогенович

В1. Вставьте пропущенные слова в заученных ранее стихотворениях:

        А.А.Ахматова:

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает …

Шумят деревья весело-сухие

И теплый ветер нежен и …

        Н.М.Рубцов

Звезда полей во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в … .

Уж на часах двенадцать прозвенело

И сон окутал … .

Итоговая диагностическая работа.

Составить сложный план и написать сочинение на предложенные темы:

  1. Какие песни о Великой Отечественной войне Вы знаете? Расскажите об одной из них.
  2. Кто из героев прочитанных вами книг умел быть настоящим другом? Назовите одного из героев и расскажите, в чем проявляются его дружеские качества.
  3. Какое из прочитанных произведений вы бы посоветовали прочесть своему другу? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для 5 класса КРО 8 вида

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, состоит из пояснительной записки, требований к умениям учащихся, календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе VIII вида

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Галунчиковой Якубовской...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку 7-8 класс коррекции 8 вида

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский Язык»7-8 класс(обучение по специальной (коррекционной)программе VIII вида)...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся коррекционной школы 8 вида 9 класса

Рабочая программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: титульный лист программы, пояснительную записку, цели и задачи программы, учебно-методический комплекс, требования к у...

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе коррекционной школы 8 вида.

В программу вошли следующие разделы: титульный лист, пояснительная записка, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительный материал, календарно-тематическое планирование....