Рабочая программа по русскому языку 5 класс.ФГОС
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Шустова Татьяна Алексеевна

рабочая программа по русскому языку для учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

671325, РБ, Заиграевский р-н, с. Новая Брянь, ул. Пирогова, 20, 83013653597, novbrsosh@yandex.ru

Программа рассмотрена

и одобрена на заседании  МО учителей русского языка и литературы

Протокол № _____

от «___» _________ 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новобрянская сош»

________  

«_____»_________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ                                                                                      

Директор МБОУ «Новобрянская сош»

Приказ № ______

от «___» _________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для учащихся 5а класса

                                           

учителя Шустовой Татьяны Алексеевны

                                                                             

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся  5а класса МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» Заиграевского района Республики Бурятия.

Программа составлена на основе документов:

-  ФГОС ООО,  утвержденный  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  зарегистрирован Минюст № 19644 от 01 .02. 2011 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями  (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014. № 253,  с изменениями Приказ МОиН РФ № 576 от 08.06.2015 г.);

- Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.г.

- Примерная программа по русскому (родному) языку для основной школы [Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5—9 классы: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 112 с.], авт. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.;

римерная программа по предмету

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений. В  2 ч. - М.: Просвещение, 2015. 

Сроки реализации программы: программа по русскому языку реализуется в течение 2016-2017 учебного года.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы: программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- программы развития универсальных учебных действий.

В программу по русскому языку включен национально-региональный компонент в разделы:

Язык и общение - История бурятского языка. Проблема сохранения бурятского языка. Местные диалекты.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи - Типичная структура предложений в бурятском языке. Диалог, этикетные диалоги.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи - Фонетика бурятского языка (27 согласных, 13 гласных, 4 дифтонга). Бурятская письменность.  Современный бурятский алфавит

Лексика. Культура речи - Просторечные и диалектные слова. Заимствования в бурятском языке.

Морфемика. Орфография. Культура речи - Категория принадлежности в бурятском  языке (единственное число: 1 л. -м, -мни, -ни; 2 л. -ш, -шни; 3 л. -нь, -ынь(иинь); множественное число: 1 л. -мнай, -най; 2 л. –тнай; 3 л. -нь, -ынь(иинь)).

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное - Географические названия Бурятии, названия улиц, площадей, исторических событий.

Имя прилагательное - Особенности склонения имен прилагательных в бурятском языке (не склоняются и не согласуются в падеже, числе с определяемым именем существительным).

Глагол - Рассказ на тему пословицы. Невыдуманный рассказ о себе. Репортаж. Устный рассказ по рисунку.

Общая характеристика предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и  пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной куль туры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Место  учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч.  В том числе: в 5 классе — 175 ч., в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе — 105 ч.

Образовательная область – филология. 

Формы организации образовательного процесса:

- общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.

- групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.

- индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

        Технологии обучения: используемые образовательные технологии:

- технология коллективной мыслительной деятельности.

- технология развития критического мышления.

- технология обучения в сотрудничестве.

- технология проектного обучения.

- технология проблемного обучения.

- технологии разноуровневого обучения.

- технологии использования игровых методов.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: 

– входной контроль в начале и в конце четверти;

– текущий – в форме устного, фронтального опросов, контрольных, словарных, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, буквенных, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;

– итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Раздел 1

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

- по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву «ё»;


-
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;

- по  лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);


-
по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;


-
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-//-лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-;  знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ;  верно употреблять разделительные  ъ—ь,  букву  ь  после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

- по синтаксису: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;


-
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но,  а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.

Раздел 2

Содержание учебного предмета «Русский язык» (5 класс – 175 часов)

Язык и общение (2 ч + 1 ч.)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение изученного в I—IV классах (17 ч + 3 ч)

  1. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Части речи.

Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление).

Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23 ч + 7 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и c союзами а, но, и.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном перед и, а, но, чтобы, потому что, хотя, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Диалог, этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Печатные и рукописные буквы; прописные и строчные.

Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Описание предмета, картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица. Описание изображённого на картине.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-. Буквы ё о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц.

II. Умение соблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. Умение пользоваться орфографическими словарями.

III. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (17 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных.

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие.

Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор имён существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать у имён существительных формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежа множественного числа (чулок, мест и т. д.).

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура данного жанра, его стилистические разновидности. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).

Глагол (29 ч + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголами.

Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться и -чь (-чься) в неопределённой форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола.

Правописание чередующихся гласных е — и в корнях глаголов -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее.

Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мыслей, для устранения неоправданного повторения слов.

III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Рассказ на тему пословицы. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация изученного в V классе (5 ч + 2 ч)

Раздел 3.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во час.

Дата

план / факт

Примечание

I четверть

Язык и общение (2 ч + 1 ч)

1

Язык и человек. Общение устное и письменное. § 1— 2

1

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке § 3— 4

1

3

Стили речи § 5

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем (17 ч + 3 ч)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание § 6

1

5

Орфограмма § 7

1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова § 8

1

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова  § 9

1

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова § 10

1

9

Буквы и, у, а после шипящих § 11

1

10

Разделительные ъ и ь § 12

1

11

Раздельное написание предлогов с другими словами § 13

1

12

Диктант

1

13-14

Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. Скребицкому) § 14 Упр. 70

2

15

Части речи. Глагол § 15, 16

1

16

-Тся и-ться в глаголах. Личные окончания глаголов. § 17, 19

1

17

Тема текста § 18

1

18

Имя существительное § 20

1

19

Имя прилагательное § 21

1

20

Сочинение по картине. Описание картины (А. Пластов. «Летом») Упр. 109

1

21

Местоимение § 22

1

22

Основная мысль текста § 23

1

23

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23 ч + 7 ч)

24

Синтаксис. Пунктуация § 24, 25

1

25

Словосочетание § 26

1

26

Разбор словосочетания § 27

1

27

Предложение § 28

1

28

Сжатое изложение (В. Катаев) Упр. 144

1

29

Виды предложений по цели высказывания § 29

1

30

Восклицательные предложения § 30

1

31

Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении.  Упр.156—158

1

32

Члены предложения. Главные члены предложения.
Подлежащее § 31, 32

1

33

Сказуемое § 33

1

34

Тире между подлежащим и сказуемым § 34

1

35

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения § 35, 36

1

36

Дополнение § 37

1

37

Определение § 38

1

38

Обстоятельство § 39

1

39

Предложения с однородными членами § 40

1

40

Знаки препинания в предложениях с однородными членами § 41

1

41

Предложения с обращениями § 42

1

42

Письмо § 43

1

43

Синтаксический разбор простого предложения § 44

1

44

Сочинение по картине (Ф. Решетников. «Мальчишки»). Упр.229

1

45

Пунктуационный разбор простого предложения § 45

1

II четверть

46

Простые и сложные предложения § 46

1

47

Синтаксический разбор сложного предложения § 47

1

48

Контрольный диктант

1

49

Прямая речь § 48

1

50

Диалог § 49

1

51

Повторение

1

52

Сжатое изложение (По Е. Мурашовой) Упр. 261

1

53

Диктант с грамматическим заданием

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)

54

Фонетика. Гласные  звуки § 50, 51

1

55

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи § 52, 53

1

56

Согласные твёрдые и мягкие § 54

1

57-58

Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский. «Шкатулка») § 55  Упр. 282—283

2

59

Согласные звонкие и глухие § 56

1

60

Графика. Алфавит § 57, 58

1

61

Описание предмета. Сочинение-описание § 59 Упр. 302

1

62

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака § 60

1

63

Двойная роль букв е, ё,ю, я § 61

1

64

Орфоэпия  § 62

1

65

Фонетический разбор слова § 63

1

66-67

Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)  Упр. 323

1

68

Диктант и проверочная работа

1

Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)

69

Слово и его лексическое значение § 64

1

70

Однозначные и многозначные слова § 65

1

71

Прямое и переносное значение слов § 66

1

72

Омонимы § 67

1

73

Синонимы § 68

1

74

Сочинение по картине (И. Грабарь. «Февральская лазурь») Упр. 368

1

75

Антонимы § 69

1

76

Подробное изложение (К. Паустовский. «Первый снег»).Упр. 375

1

Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)

77

Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов § 70, 71

1

78

Окончание § 72

1

79

Основа слова § 73

1

80

Сочинение по личным впечатлениям в форме письма

Упр. 390

1

81

Корень слова § 74

1

82

Рассуждение. Сочинение-рассуждение § 75 Упр. 402

1

III четверть

83

Суффикс § 76

1

84

Приставка § 77

1

85

Выборочное изложение с изменением лица Упр. 420

1

86

Чередование звуков. Беглые гласные § 78, 79

1

87

Варианты морфем § 80

1

88

Морфемный разбор слова § 81

1

89

Правописание гласных и согласных в приставках § 82

1

90

Буквы з  и с на конце приставок § 83

1

91

Буквы а о в корне -лаг-/-лож- § 84

1

92

Буквы а— о в корне -раст- / -рос- § 85

1

93

Буквы ё— о после шипящих в корне § 86

1

94

Буквы и — ы после ц § 87

1

95

Повторение

1

96

Контрольный диктант

1

97

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

98

Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине». Упр. 470

1

Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)

99

Имя существительное как часть речи § 88

1

100-101

Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение § 89

2

102

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые § 90

1

103

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных § 91

1

104

Род имён существительных § 92

1

105

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа § 93

1

106

Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). Упр. 513

1

107

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа § 94

1

108

Три склонения имён существительных § 95

1

109

Падеж имён существительных § 96

1

110

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе § 97

1

111

Контрольный диктант

1

112

Изложение с изменением лица. Упр. 547

1

113

Множественное число имён существительных § 98

1

114

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных § 99

1

115

Повторение и проверочная работа

1

116

Морфологический разбор имени существительного § 100

1

117-118

Сочинение по картине (Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). Упр. 563

2

119

Диктант

1

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

120

Имя прилагательное как часть речи § 101

1

121

Правописание гласных в падежных окончаниях прилаг. § 102

1

122-123

Описание животного. Изложение (А. Куприн. «Ю-ю») § 103. Упр. 585

2

124

Прилагательные полные и краткие § 104

1

125-126

Описание животного на основе изображённого. Сочинение по картине (А. Комаров. «Наводнение»). Упр. 598

2

127

Морфологический разбор имени прилагательного § 105

1

128

Сочинение «Как я испугался». Упр. 600

1

129

Повторение

1

130

Диктант и проверочная работа

1

131

Анализ ошибок, допущенных в контр. диктанте

1

132

Сочинение «Моё любимое животное» Упр. 587

1

133

Резервный урок

1

IV четверть

Глагол (29 ч + 6 ч)

134

Глагол как часть речи § 106

1

135

Не с глаголами  107

1

136

Рассказ § 108  Упр. 618, 619

1

137-138

Неопределённая форма глагола § 109

2

139-140

Правописание -тся и -ться в глаголах § 110

2

141-142

Виды  глагола § 111

2

143

Буквы е — и в корнях с чередованием § 112

1

144

Невыдуманный рассказ (о себе) § 113

1

145

Контрольный диктант

1

146

Работа над ошибками, допущенных в диктанте

1

147

Время глагола § 114

1

148

Прошедшее время § 115

1

149

Настоящее время § 116

1

150

Будущее время § 117

1

151

Спряжение глаголов § 118

1

152

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием § 119

1

153-155

Правописание безударных личных окончаний глаголов § 119

2

156

Морфологический разбор глагола § 120

1

157

Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук. «Шоколадный торт») Упр. 688

1

158

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа § 121

1

159

Употребление времён § 122

1

160

Употребление «живописного настоящего» в повествовании. Упр. 697

1

161-162

Повторение

2

163

Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку») Упр. 701

1

164

Диктант и проверочная работа

1

165

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

166-168

Резервные уроки

3

Повторение и систематизация изученного в V кл. (5 ч + 2 ч)

169

Разделы науки о языке § 123

1

170

Сочинение на одну из тем по выбору Упр. 717

1

171

Орфограммы в приставках и в корнях слов § 124

1

172

Орфограммы в окончаниях слов § 125

1

173

Употребление букв ъ и ь § 126

1

174

Знаки препинания в простых и сложных предложениях и в предложениях с прямой речью § 127

1

175

Заключительный урок.  Итоговое тестирование

1

Приложение

  1. Система  оценки достижений учащихся
  1. Оценка  устных ответов учащихся.  

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении  понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II.  Оценка  диктантов.  

Объём диктанта  для 5 класса — 90— 100 слов (при подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) В  5 классе до конца первого полугодия сохраняется объём текста, рекомендованный для 4 класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами: для 5 класса он может состоять из 15-20 слов.

Для контрольных диктантов подбираются такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм.

В 5 классе в диктантах должно быть не более 5 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на ещё не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Оценка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и пунктуационного) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно;

оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;

оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

  1. Оценка  сочинений и изложений

Примерный объём текста для подробного изложения в 5 классе — 100—150 слов.

Рекомендуется примерный объём классных сочинений в 5 классе: 0,5-1,0 страницы.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1—2 речевых недочёта

Допускаются:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3— 4 речевых недочётов

Допускаются:

2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и

3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические и

5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Допускаются:

7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок,

8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов

Имеется более

8 орфографических,

7 пунктуационных и

7 грамматических ошибок

  1. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.  

  1.  Выведение  итоговых оценок

Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2» или «1».

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для  реализации программного содержания используется следующее материально-техническое обеспечение:

Учебные  пособия

1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил на электр. носителе. В 2 частях. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научн.ред. Н.М.Шанский. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.

Учебно-методическая литература

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т., Комиссарова Л. Ю., Ладыженская Н. В. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 416 с.
  4. Каськова И.А. Русский язык. Тематические тексты. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Тростенцова Л. А., Ладыженская Н. В., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
  6. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2012г.

Печатные пособия

  1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы.
  2. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка
  3. Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г. П. и др. Школьный словарь иностранных слов.
  4. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка.
  5. Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка.

6. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Экранно-звуковые пособия

1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Интернет- ресурсы

1. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

2. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://rus.1september.ru/rusarchive.php

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 

5. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (ФГОС) по УМК М.М.Разумовской

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с требованиями ФГОС, включает в себя пояснительную записку с указанием целей обучения, общую  характеристику предмета, место предмет...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы ФГОС + тематическое 5 класс

Программа составлена с учетом последних изменений ФГОС по русскому языку по учебнику Разумовской...