Адаптированная образовательная программа по литературе для ученика 6 класса.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Михеева Галина Викторовна

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина. 

Программа предназначена для учащегося 6 класса с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_po_liter.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Рассмотрено                                        «Утверждаю»

на методическом

объединении

Руководитель МО                                Директор МБОУ СОШ №5

___________/____________                ___________/____________

Протокол № ____ от                        (приказ № ____ от ________)

«___» _______ 20____ г.

Адаптированная образовательная программа

по литературе

для ученика 6 *** класса,

***

Разработчик: Михеева Галина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Данная адаптированная образовательная программа составлена для ученика 6 *** класса, ***.

Адаптированная рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы для общеобразовательных учреждений РФ – Литература. 5-11 классы / Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М., Русское слово - РС, 2014.

Преподавание литературы в 2017-2018 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Образовательная программа МБОУ СОШ №5, утвержденная педагогическим советом №1 от 31.08.2017 г.;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. №1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38, приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. №459, приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 г. №1677, приказом Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. №535, приказом Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. №581, приказом Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629);
  • Примерная программа основного общего образования по литературе.

Место учебного предмета, курса в обучении

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе в объеме 105 часов (3 часа в неделю).

        Рабочая программа выделяет в учебном времени часы для проведения уроков развития речи (13 часов), уроков внеклассного чтения (5 часов) и уроков контроля знаний (2 часа).

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

        В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5-9 классов.

Личностные результаты обучения:

- формировать понимание важности процесса обучения;

- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке в мире и процессе чтения;

- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты обучения:

- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

-  развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сою; излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

- формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации притязаний и потребностей.

Предметные результаты обучения:

- воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;

- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

- способствовать совершенствованию читательского опыта;

- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

- развивать интерес к творчеству;

- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

- развивать навыки анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.  

Адаптированная рабочая программа направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.

Программа имеет коррекционную направленность, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащегося специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом:

- восстановление в памяти основных понятий курса литературы;

- коррекция вербальной памяти;

- коррекция и развитие разных видов памяти, логического мышления на основе установления причинно-следственных связей, анализа, сравнений и сопоставления;

- развитие и коррекция устной и письменной речи.

Адаптированная программа предусматривает решение проблем, возникающих в процессе обучения учащегося: несформированность   техники   чтения, отсутствие систематических знаний по литературе, неумение пересказывать и анализировать текст и т.д. Проблемы планируется решать за счёт тех форм и видов деятельности, которые используются на уроках.

Содержание учебного предмета, курса

Учебно-тематический план по литературе в 6 классе:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

1 ч

2

Из греческой мифологии.

3 ч

3

Из устного народного творчества.

3 ч

4

Из древнерусской литературы.

4 ч

5

Из русской литературы XVIII века (3 часа).

М.В. Ломоносов

3 ч

6

Из русской литературы XIX века (53 часа).

В.А. Жуковский

3 ч

6.1

А.С. Пушкин

12 ч (10 + 2 Р.Р.)

6.2

М.Ю. Лермонтов

5 ч

6.3

Н.В. Гоголь

7 ч (5 + 2 Р.Р.)

6.4

И.С. Тургенев

4 ч (3 + 1 Вн.чт.)

6.5

Н.А. Некрасов

2 ч

6.6

Н.С. Лесков

2 Вн.чт.

6.7

Л.Н. Толстой

6 ч (4 + 2 Р.Р.)

6.8

В.Г. Короленко

6 ч (4 + 2 Р.Р.)

6.9

А.П. Чехов

6 ч (4 + 2 Р.Р.)

7

Из русской литературы ХХ века (24 часа).

И.А. Бунин

3 ч

7.1

А.И. Куприн

3 ч

7.2

С.А. Есенин

5 ч (3 + 2 Вн.чт.)

7.3

М.М. Пришвин

6 ч (4 + 2 Р.Р.)

7.4

Поэзия о Великой Отечественной войне

5 ч (4 + 1 Р.Р.)

7.5

В.П. Астафьев

2 ч

8

Из зарубежной литературы (10 часов). 

«Сказка о Синбаде-мореходе»

2 ч

8.1

Братья Гримм

2 ч

8.2

О. Генри

3 ч

8.3

Дж. Лондон

3 ч

9

Систематизация и обобщение изученного по литературе в 6 классе.

4 ч (2 + 2 К.Р.)

Итого:

105 ч (85 +13 Р.Р. + 5 Вн.чт. + 2 К.Р. )

Содержание тем учебного курса литературы в 6 классе (105 ч.)

1. ВВЕДЕНИЕ – 1 час

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.)

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература и другие виды искусства.

Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о роли чтения, книги и искусства в жизни человека и общества.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- формулировать свои представления о прочитанных ранее книгах и литературных героях;

- характеризовать структуру учебника, выявлять ее особенности;

- формулировать на основе личных впечатлений вывод о роли чтения и книги в жизни человека и общества.

2. ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ – 3 часа

Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид» Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла»; Г. Моро «Гесиод и Муза»); изобразительное искусство (отражение мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве; репродукции картин Г.Ф. Фюгера «Прометей несет людям огонь», П.П. Рубенса «Прометей прикованный» и др.); произведения декоративно-прикладного искусства; скульптура; кино по мотивам древнегреческих мифов.

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при характеристике художественной идеи мифа.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- составлять цитатный план;

- выразительно читать фрагменты мифов;

- находить нужную информацию в учебнике;

- выявлять художественную идею мифа;

- готовить сообщение о мотивах древнегреческих мифов, отраженных в других видах искусства;

- самостоятельно находить информацию и необходимые материалы в Интернете;

- формулировать выводы о роли античных мифов для последующего развития литературы в искусстве.

3. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА – 3 часа

Легенды, предания, сказки

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.и Я. Гримм «Смерть кума»; миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем»); изобразительное искусство (иллюстрации И.Я. Билибина «Баба Яга», В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем»); музыка; кино, мультипликация.

Метапредметные ценности: развитие нравственно-этических представлений при характеристике отношения народа к смерти.

Творческая работа: сочинение сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись фольклорных произведений своей местности.

Внедрение: составление сборника из сказок, сочиненных учащимися, и фольклорных сказок региона.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- готовить художественный пересказ сказки;

- исполнять фольклорный текст с учетом особенностей жанра;

- выявлять и характеризовать структуру волшебной сказки;

- готовить сообщение на самостоятельно выбранную тему, связанную со сказками (структура волшебной сказки, сказка в других видах искусства; сказка и миф и т.д.);

- представлять материал в табличном виде;

- сопоставлять миф и сказку и формулировать выводы о различиях;

- находить тексты сказок региона и готовить их к публикации в книжке-самоделке.

4. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 4 часа

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.)

Теория литературы: древнерусская литературе; сказание, древнерусская повесть; поучение; плач; автор и герой.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Н.М. Языков «Евпатий»); музыка (М.П. Мусоргский. Ария Пимена из оперы «Борис Годунов»); изобразительное искусство (иллюстрации В.А. Фаворского к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра, Б.А. Чориков «Венчание на царство князя Владимира Мономаха», картина неизвестного автора «Владимир II Всеволодовича Мономаха», В.М. Васнецов «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты», М.О. Макешин «Ярослав Мудрый и Владимир Мономах», С.В. Иванов «Съезд князей», В.В. Муйжель «Смерть Владимира Мономаха»; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности: формирование интереса к истории и культуре Древней Руси.

Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

- характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

- пользоваться при рассказе иллюстративным рядом;

- составлять простой и цитатный план и давать ответ по плану;

- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы;

- в доступных источниках находить краеведческий материал об исторических событиях края и их отражении в древнерусской литературе;

- проводить самостоятельное исследование текста одного из памятников древнерусской литературы;

- характеризовать жанры древнерусской литературы;

- передавать личное восприятие прочитанного в своих иллюстрациях к фрагментам произведений.

5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

М.В. ЛОМОНОСОВ – 3 часа

Годы учения. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.В. Ломоносов и Анакреон; Н.М. Олейник «Из жизни насекомых»); изобразительное искусство (Л.С. Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова; Ф.И. Шубин. Скульптурный портрет М.В. Ломоносова).

Метапредметные ценности: формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, человеке определенной эпохи, системы взглядов; воспитание идеала бескорыстного служения на благо Отечества).

Творческая работа: устный портрет М.В. Ломоносова.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- заполнять таблицу по ходу рассказа учителя;

- характеризовать эмоциональное состояние лирического героя стихотворения;

- определять ведущий мотив стихотворения М.В. Ломоносова;

- сопоставлять лексику из стихотворения Анакреона и Ломоносова и формулировать выводы;

- создавать устный портрет М.В. Ломоносова на основе личных впечатлений, а также на материале произведений живописи и скульптуры и статей учебника.

6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (53 часа)

В.А ЖУКОВСКИЙ – 3 часа

 Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.

Теория литературы: баллада, фантастика; фабула; композиция, лейтмотив; герой, образ.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, посвященные В.А. Жуковскому; баллада В.А. Жуковского «Людмила»); музыка (романсы на стихи В.А. Жуковского А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.С. Аренского, А.Г. Рубинштейна, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.Н. Верстовского); изобразительное искусство (портреты В.А. Жуковского художников О.А. Кипренского, Е.И. Эстеррейха, К.П. Брюллова, Т.Ф. Гильдербрандта; репродукция картины К.П. Брюллова «Гадающая Светлана»).

Метапредметные ценности: формирование исследовательских навыков и логического мышления.

Возможные виды внеурочной деятельности: час искусств: «В.А. Жуковский в музыке и живописи».

Внедрение: создание слайдовой презентации «В.А. Жуковский в музыке и живописи».

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- подбирать материал для часа искусств и готовить сообщение;

- участвовать в коллективном творческом проекте;

- выявлять и характеризовать признаки баллады;

- выразительно читать балладу;

- характеризовать образ поэта, отраженный в посвященных ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников;

- составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровыводы.

6.1 А.С. ПУШКИН - 12 часов

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичное представление); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (образ благородного разбойника в фольклоре и литературе); музыка (прослушивание музыкальных записей: Н.А. Римский-Корсаков «Редеет облаков летучая гряда…», ария Дубровского «Итак, все кончено…» из оперы Э.Ф. Направника «Дубровский»); изобразительной искусство (портреты А.С. Пушкина; портреты лицеистов; гравюры с изображением Лицея; иллюстрации Б.М. Кустодиева, Д.А. Шмаринова, Б.М. Косульникова; репродукции зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др.; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности: воссоздание особой лицейской атмосферы; примеры нравственного поведения, порядочности, достоинства; формирование чувства товарищества, уважения к людям.

Творческая работа: создание воображаемого диалога с героем на основе предложенных вопросов.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта;

- выразительно читать лирические стихотворения А.С. Пушкина;

- определять двусложные размеры стиха;

- составлять письменное высказывание по предложенному началу;

- выявлять в тексте историческую основу и художественный вымысел;

- составлять ассоциативные ряды (по материалам лирики природы);

- осваивать элементы текстологической работы (сопоставление чернового и чистового вариантов произведения).

6.2 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 5 часов

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: метафора, инверсия, антитеза.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.А. Жуковский «Листок»; В.А. Луговской «Кленовый листок»); изобразительное искусство (портреты М.Ю. Лермонтова; репродукции картин И.И. Шишкина «На севере диком», К.А. Авазовского; иллюстрации А.М. Васнецова, В.А. Замирайло, В.М. Конашевича, Г.С. Берендгофа, Д.И. Митрохина, М.И. Пикова и др.; рисунки учащихся); музыка (А.Е. Варламов «Белеет парус одинокий…»).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-этических представлений учащихся на основе работы с поэтическими произведениями.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ;

- выявлять мотивный ряд стихотворений М.Ю. Лермонтова;

- сопоставлять стихотворения различных поэтов;

- сопоставлять различные портреты М.Ю. Лермонтова и формулировать вывод;

- определять трехсложные размеры стиха;

- составлять ассоциативные ряды с ключевыми словами;

- готовить стихотворение для конкурсного исполнения.

6.3 Н.В. ГОГОЛЬ – 7 часов

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (русский героический эпос); изобразительное искусство (Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями»; Е.И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; П.П. Соколов «Возвращение из бурсы»; иллюстрации Е.А. Кибрика); подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Метапредметные ценности: развитие интереса к отечественной истории; развитие нравственно-эстетических представлений; воспитание патриотизма.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов;

- характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен;

- сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы;

- составлять план для характеристики образов;

- формулировать художественную идею произведения;

- пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести;        

- сопоставлять иллюстрации художника с содержанием эпизодов повести;

- принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию;

- правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям;

- включать в свой ответ о произведении комментарий к картине художника.

6.4 И.С. ТУРГЕНЕВ – 4 часа

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы (сравнение, метафора, эпитет).

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (конкурс рисунков; устное рисование); музыка (подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам произведения).

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- рассказывать о творческой истории произведения;

- определять авторский замысел;

- дать характеристику прочитанному;

- формулировать художественную идею;

- составлять сложный план и готовить по нему развернутый ответ;

- характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль;

- составлять ассоциативные ряды;

- определять роль композиции в идейно-тематическом замысле;

- характеризовать роль рассказчика в эпическом произведении.

6.5 Н.А. НЕКРАСОВ – 2 часа

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворения: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (живопись художнико-передвижников; репродукции картин: И.Н. Крамской. Портрет Н.А. Некрасова; А.Г. Венецианов «На пашне», «На жатве. Лето»).

Метапредметные ценности: формирование представлений о гражданской позиции.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- отличать трехсложные размеры стиха от двусложных;

- письменно характеризовать стихотворный текст;

- выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении;

- формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного;

- формулировать художественную идею произведений;

- готовить сообщение о творчестве одного из художников-передвижников.

6.6. Н.С. ЛЕСКОВ – 2 часа

Сказ «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- сопоставлять характеры героев повести;

- характеризовать нравственную позицию героев;

- формулировать вопросы для размышления;

- использовать иллюстративный материал при характеристике произведения;

- характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к событиям и героям;

- дать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

- определять художественную идею произведения и письменно ее формулировать.

6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ – 6 часов

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап» «Что за человек мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди».  Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарность, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.Я. Яшин «Спешите делать добрые дела»); изобразительное искусство (репродукции картин Ф.М. Славянского «Семейная картина (На балконе)», К. Клементьевой «Семейный вечер», К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»; иллюстрации А. Вестфален); формирование первоначальных представлений о философском учении Л.Н. Толстого.

Творческая работа: составление комментария к афоризмам Л.Н. Толстого.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия «Спешите делать добрые дела…».

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- составлять комментарий к заданным словам;

- составлять устное высказывание на заданную тему;

- готовить художественный пересказ фрагмента;

- составлять цитатный план для устного ответа;

- готовить устное сообщение об автобиографическом характере повести.

6.8 В.Г.КОРОЛЕНКО – 6 часов

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Г. Короленко «История моего современника»); изобразительное искусство (репродукции картин Ф.С. Журавлева «Дети-нищие», П.Н. Чистякова «Нищие дети», В.Г. Перова «Тройка», «Спящие дети», А.Г. Венецианова «Захарка», В.А. Тропинина «Портрет Володи, сына художника», иллюстрации В. Костицына; устное рисование).

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о сострадании, добре и доброте.

Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Возможные виды внеурочной деятельности: диспут «Как я поступил бы на месте героя…».

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- сопоставлять характеры героев повести;

- характеризовать нравственную позицию героев;

- формулировать вопросы для размышления;

- использовать иллюстративный материал при характеристике произведения;

- характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к событиям и героям;

- участвовать в диспуте и отстаивать сою позицию;

- выявлять многоплановость названия и определять различные оттенки его смысла;

- определять функцию описаний природы в передаче душевного состояния героев повести;

- дать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

- определять художественную идею произведения и письменно ее формулировать.

6.9 А.П. ЧЕХОВ – 6 часов

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Б.М. Калаушина, Т.В. Шишмаревой, Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова; рисунки С.С. Бойма); фотографии.

Метапредметные ценности: формирование исследовательских навыков и логического мышления.

Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом; написание юмористического рассказа на заданную тему или создание диафильма (компьютерной презентации).

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- характеризовать роль деталей в юмористическом произведении;

- находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль;

- создавать письменный рассказ по предложенной теме;

- подбирать материал и составлять покадровый сценарий для диафильма (компьютерной презентации);

- проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом;

- готовить сообщение о проблематике рассказов А.П. Чехова.

7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 часа)

И.А. БУНИН – 3 часа

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений).

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И.А. Бунин «Мать», «Сверчок»; К.Г. Паустовский. Отрывок из очерка «Исаак Левитан»); музыка (П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»); изобразительное искусство (И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе»).

Метапредметные ценности: формирование чувства единства с миром природы, гуманистического мировоззрения.

Творческая работа: подготовка сообщения о символическом значении красного и белого цветов в русской культуре.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- совершенствовать умения исследовательской работы с текстом;

- сопоставлять тематически близкие произведения живописи и литературы;

- давать письменный отзыв об эпизоде;

- выполнять художественный пересказ текста;

- находить материал о символике цвета (белый и красный) и с помощью найденного материала характеризовать второй план художественного произведения;

- готовить текст и проводить заочную экскурсию по выставке картин русских художников.

7.1 А.И. КУПРИН - 3 часа

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции картин, посвященных изображению Крыма: И.К. Айвазовский, К.Ф. Богаевский и др.); музыка (Ф.Лист «Венгерская рапсодия», А.Г. Рубинштейн).

Метапредметные ценности: воспитание чувства собственного достоинства, товарищества.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- готовить устный рассказ по заданному началу;

- составлять письменный отзыв об эпизоде;

- выявлять особенности речи героев;

- характеризовать художественную идею произведения;

- подбирать заглавия к частям рассказа;

- готовить художественный пересказ текста;

- характеризовать картины русских художников.

7.2 С.А. ЕСЕНИН – 5 часов

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора; песня.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Г.И. Анфилов «Собака»); изобразительное искусство (К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня»); фотографии С.А. Есенина.

Творческая работа: составление словаря тропов и фигур, встречающихся в изученных стихотворениях С.А. Есенина.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, природе и о себе»:

А.А. Блок «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»;

Ф. Сологуб «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»;

Б.Л. Пастернак «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»;

А.А. Вознесенский «Снег в сентябре»;

 стихотворения других поэтов (по выбору).

Внедрение: составление словаря художественных средств С.А. Есенина.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- составлять устный отзыв о стихотворении;

- проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной учителем теме;

- готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах в стихотворениях С.А. Есенина;

- готовить материалы для вечера поэзии;

- готовить материалы для словаря поэтических образов;

- находить в тексте и характеризовать цветообраз, определять его роль в структуре произведения;

- объяснять значение лексических новообразований и редких слов.

7.3 М.М ПРИШВИН – 6 часов

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказка-быль; конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Е.М. Рачева «Митрашка в болоте», «Рогатый великан», «Настя возле черного пня», «Митрашка и Травка», «Заяц»; устное рисование).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений о природе и человеке.

Творческая работа: сочинение-зарисовка.

Внедрение: издание альбома-презентации лучших рисунков учащихся с текстами из сочинений-зарисовок.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль»;

- с помощью иллюстративного ряда составлять художественный пересказ текста;

- определять конфликт произведения;

- проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом;

- создавать сочинение-зарисовку;

- находить элементы фабулы в произведении;

- отбирать материал для альбома-презентации;

- внимательно и чутко относиться к природе, видеть ее красоту.

7.4 ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ – 5 часов

     Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».

Теория литературы: мотив, художественные средства.

Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (композитор М.Блантер, стихи М.В. Исаковского «В лесу прифронтовом», Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония, музыка Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова «Журавли» в исполнении М. Бернеса); изобразительное искусство (плакат «Родина-мать зовет», репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа»).

Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- выразительно читать произведения военной лирике;

- участвовать в подготовке литературно-музыкальной композиции;

- устанавливать внутрипредметные связи;

- готовить материалы из семейного архива для публикации в сборнике.

7.5 В.П. АСТАФЬЕВ – 2 часа

      Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея.

Внутрипредметные и межпредметные связи: фотографии В.П. Астафьева; изобразительное искусство (иллюстрации А. Мотовилова к повести «Последний поклон»; В.М. Сидоров «Мартовский вечер», «Качели», «Утихли грозы», «Гаснет день», «Пора безоблачного неба», «Прятки», «Сеятели», «Миром»)

Метапредметные ценности: воспитание интереса к истории России.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- определять тематику и проблематику произведения;

- выразительно читать по ролям;

- формулировать вопросы к эпизодам произведения;

- самостоятельно по контексту устанавливать лексическое значение слов;

- характеризовать образы произведения;

- устанавливать внутрипредметные связи;

- находить (в том числе в Интернете) краеведческий и иллюстрированный материал для заочной экскурсии и слайдовой презентации.

8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 часов)

«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» – 2 часа

История создания, тематика, проблематика.

Теория литературы: сказка (развитие представлений), стиль.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература («Второе путешествие Синдбада»); изобразительное искусство (создание иллюстрации к произведению; персидский пейзаж).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений на основе анализа изречений, включенных в сказку о Синдбаде.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- находить специфические для восточной сказки речевые сюжетные элементы;

- пересказывать эпизод с заменой лица;

- выразительно читать восточную сказку;

- отличать по стилю русскую волшебную сказку от сказки народов Востока.

8.1 БРАТЬЯ ГРИММ - 2 часа

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление русской сказки со сказкой братьев Гримм); изобразительное искусство (портреты братьев Гримм; иллюстрации к сказке).

Метапредметные ценности: формирование бережного отношения к слову, актуализация читательского опыта учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- сопоставлять русские литературные сказки и сказки братьев Гримм;

- формулировать выводы;

- готовить художественный пересказ;

- устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета;

- находить основные признаки «бродячего» сюжета.

8.2 О. ГЕНРИ – 3 часа

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

Теория литературы: новелла, юмор, ирония (развитие представлений).

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (работа с иллюстрациями); кино (просмотр фрагмента из кинофильма «Вождь краснокожих»).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при подготовке сообщений о библейских сюжетах.

Творческая работа: устное рисование.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет;

- находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа;

- определять пафос произведения;

- осуществлять художественный пересказ;

- готовить выставку материалов к уроку;

- определять ведущий художественный прием;

- находить отличительные признаки новеллы;

- самостоятельно осуществлять характеристику образно-выразительных средств произведения.

8.3 ДЖ. ЛОНДОН – 4 часа

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции картин Р. Кента «Вид Лисьего острова зимой», «Лето», «Аляска. Зима», «Медвежий ледник», «Замерзший водопад. Аляска»).

Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений о человеческих качествах и поступках.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

- самостоятельно исследовать эпизод рассказа;

- готовить сообщение о художественных средствах рассказа;

- характеризовать личность героя;

- работать с материалами учебника;

- формулировать микровыводы и выводы;

- характеризовать автобиографические эпизоды и сюжетные линии рассказа;

- соотносить характер героя с собственными чертами характера;

- сопоставлять произведения различных видов искусства (живопись и литература);

- готовить слайдовую презентацию (компьютерный фильм, анимацию) по рассказу Дж. Лондона.

9. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ (4 часа)

Итоговый контроль по результатам изучения курса литературы.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 6 КЛАССЕ

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».

Из героического эпоса

Корело-финский эпос «Калевала» (фрагмент); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский. «Кубок».

А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три – по выбору).

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Левша».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

Из русской литературы XX века

А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»

И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...»

Б.Л. Пастернак. «После дождя».

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи».

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре».

В.К. Железников. «Чучело».

В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

Из зарубежной литературы

А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа "Музыкальная литература"

В настоящее время проблема эстетического, нравственного, духовного становления личности через изучение лучших образцов высокохудожественной музыкальной культуры  как нельзя актуальна....

Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

адаптированная образовательная программа по математике 5-9 классы

Программа реализуемая в МБОУ ШИ с. Некрасовка по АООП ООО...

Адаптированная образовательная программа по математике 5 - 9 классы

Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике 5 - 9 классы...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС, коррекционная школа

Адаптированная образовательная программа составленя для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС....

Адаптированная образовательная программа курса математики в 5 классе.

Данная рабочая программа по математике адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 5 класс....

Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс

Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс...