«Экзаменационное сочинение по литературе в 11 классе. Трудности в подготовке и методические находки» «Проверим сочинение вместе»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Выпускное сочинение по литературе выявляет общий уровень речевой культуры выпускника школы, его начитанность, умение рассуждать, умение подобрать такой литературный материал для аргументации, который соответствовал бы  теме сочинения и помогал ее раскрывать.

Именно указанные аспекты, проверяемые сочинением, и определяют те трудности, с которыми я, как учитель, сталкиваюсь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_ahmatova.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

06.11.2015 г. Выступление Ахматовой Светланы Михайловны, учителя русского языка и литературы первой категории МБОУ «СОШ №1», на заседании ГМО учителей-словесников города Ивантеевки.

Тема семинара: «Экзаменационное сочинение по литературе в 11 классе. Трудности в подготовке и методические находки»

                                   «Проверим сочинение вместе»

Тема нашего семинара, безусловно, все еще интересна  для тех из нас, кому пришлось быть «первопроходцами», выпуская классы в прошлом 2014-2015 учебном году. Не секрет, что должной методической помощи преподавателям оказано не было. Методические рекомендации стали появляться лишь в последний момент, и касались они в основном рекомендаций по процедуре проведения и  процедуре проверки работ.  Поэтому на плечи учителей-словесников  лег груз огромной ответственности перед коллегами, перед учениками и их родителями за процесс самой подготовки к новому виду экзаменационной  работы.  

На мой взгляд, не менее актуальна  тема нашего семинара и для тех, кто выпускает одиннадцатый класс в этом, 2015-2016 учебном году.  Спустя год с момента проведения первого Экзаменационного сочинения по литературе в 11 классе, когда подведены некоторые итоги, мы, тем не менее, тоже сталкиваемся с определенными трудностями в подготовке к этой работе.

Выпускное сочинение по литературе выявляет общий уровень речевой культуры выпускника школы, его начитанность, умение рассуждать, умение подобрать такой литературный материал для аргументации, который соответствовал бы  теме сочинения и помогал ее раскрывать.

Именно указанные аспекты, проверяемые сочинением, и определяют те трудности, с которыми я, как учитель, сталкиваюсь.

     Говоря об общем уровне речевой культуры, конечно, нельзя не отметить, что часто он  на низком уровне. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.

Современный ученик не всегда способен грамотно пересказать прочитанный материал. Здесь, я думаю, очень важно обратить внимание всех учителей-предметников гуманитарного цикла на то, что крайне необходимо развивать речевую культуру ученика не только на уроках литературы, но и на уроках истории, обществознания, МХК.

Еще одна трудность, с которой столкнулась я при подготовке к сочинению, - это то, что и самому процессу чтения уделяется очень мало времени. По статистике, современный человек тратит на чтение всего 9 минут в день. А ведь в сочинении нужно показать не умение пересказать сюжет, а умение осмыслить прочитанное.

Словом, трудностей при подготовке к Экзаменационному сочинению по литературе немало, но задача каждого преподающего в 11 классе учителя-словесника - помочь преодолеть все трудности и  подготовить учеников к сдаче экзамена.

Продумывая то, как подготовить  своих учеников к  сочинению по литературе, я составила программу элективного курса в 11 классе, изучила много материалов  в Интернете на профессиональных сайтах учителей русского языка, проанализировала  лучшие методические разработки, чтобы собрать материал по каждому из пяти направлений.

Самым важным моментом для успеха на экзамене я считаю то, что психологически ребята должны быть готовы к работе: понимать, что и как нужно сделать. Поэтому на элективных занятиях в 11 классе работа была организована следующим образом:

  1. изучение вопросов теории написания сочинения-рассуждения (составлены «Примерный план сочинения»,  «Памятка по написанию сочинения», изучены Критерии проверки сочинения);
  2. разбор  каждого из направлений «Время», «Путь», «Год литературы», «Дом», «Любовь»; написание блоков вступления и заключения к каждому направлению; составление  банка материалов «Мои аргументы»;
  3. составление списка книг для аргументации («Книжная полка»);
  4. взаимопроверка работ,  квалификация допущенных ошибок, работа по исправлению недочетов.

Мои методические находки, касающиеся отдельных моментов подготовки к сочинению:

  • Составление  банка материалов «Мои  аргументы»

Такую работу в своем классе я начала еще в прошлом учебном году. Мы с ребятами, разбирая произведения на уроках литературы, обязательно «проговаривали» вместе ответы на такие вопросы: «Что чувствовал герой произведения в той или иной момент своей жизни?», «Что мне понравилось (не понравилось) в поступках, словах  героя?», «Как  бы я поступил на месте героя?», «Что я могу понять, но не могу принять в поступке героя?», «Чему меня научило или о чем заставило задуматься это произведение?».

Ответы дома каждый записывал в свою тетрадь по литературе, а в этом году с удивлением обнаружил, что это очень выручает. Как?  Разбираем  на элективном занятии  направление «Путь», дошли до приведения аргументов из прочитанных произведений и сразу вспомнили свои ответы на вопросы по произведению Н. Лескова «Очарованный странник» или Л. Толстого «Война и мир». Только сначала был вопрос: «А что это можно использовать?» Конечно! Только нам остается чуть-чуть добавить: «Путь – это и дорога путешествий, это и дорога исканий, это и дорога к Богу. Герой произведения Н. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин  проходит очень сложный путь.  Живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник. (Берем свой ответ на вопрос: «Что чувствовал герой  в этот момент своей жизни?»).  Меняется характер героя, становится богаче его внутренний мир. Флягин познает силу любви, делается  по существу другим человеком, все действия которого теперь подчинены  нравственному побуждению. Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям, Богу. (И еще один свой ответ на вопрос: «О чем меня заставило задуматься произведение?»).  Удивились тому, что сделали. Вот так, сначала вместе, потом каждый самостоятельно, «составили» аргументированный ответ, поняли -  не сложно. А это самое главное!

И еще подсказка для учеников: привели пример к направлению «Путь», а разве примеров в этом произведении для других направлений не было? А «Любовь»? А «Дом»?

Тогда и еще одно задание: «Напиши, какие еще аргументы можно привести из этого произведения»?

Таким образом,  у добросовестных учеников «копилочка»  наполнилась аргументами. Своими, не позаимствованными. Жаль, что не у всех…(Вот  это тоже трудность!!!)

  • Составление списка книг для аргументации - «Книжная полка»

Работу в этом направлении мне подсказал сайт «Капканы ЕГЭ». На этом сайте есть интересная рубрика  «Книжная полка» (http://капканы-егэ.рф/index.php/knizhnaya-polka) . Там учителя,  активные участники сайта,  собрали  тексты небольших по объему, но очень  глубоких по содержанию  произведений русской и зарубежной литературы.

Мы с учениками выбираем произведение, читаем и «прописываем» или «проговариваем»  аргумент по произведению, предполагая, к какой теме сочинения его можно привести.

Может, для всех учеников это не выход, но для тех, кто в чтении «слабоват» -  подспорье. На примере небольшого по объему произведения (значит, точно запомнит героев и события) тоже можно построить неплохое рассуждение.

  • Взаимопроверка работ и исправление речевых недочётов.

То, что учитель может проверить работу и вынести на полях ошибки,- это естественно. А вот ребят научить замечать ошибки непросто.

Один из видов работ по исправлению недочетов: чтение сочинения в классе (конечно, без представления автора, обговариваем это заранее). Работают все устно, поднимая руки, когда замечают ошибку, комментируют и исправляют. Удачно, но работают «сильные».

Второй вид работы: сочинения набирают в Word, присылают мне на проверку. Я,  проверив, себе оставляю проверенный вариант, а ребятам, убрав Ф.И., пересылаю «чужие» сочинения в их первом варианте на проверку. Критерии все знают и по ним оценивают. Очень важно, что первый критерий (добавленный в этом году) – самостоятельность написанного - проверяют очень строго. Результат:  списанные работы сразу в «незачет». Проверить хотят «по-настоящему», поэтому находят почти все виды речевых ошибок. Труднее с «логическими», но кто-то тоже справляется.  Хороший вид работ, «без обид», независимая проверка. Радуемся, когда наши проверки совпадают, да еще и плюсиков «5».

       Конечно, нам, учителя-словесникам, досталось непростое и очень ответственное дело – подготовить выпускников к Экзаменационному сочинению по литературе. Но, я думаю, что творческий потенциал каждого учителя, накопленный опыт, желание помочь своим воспитанникам с честью пройти это испытание, обязательно должны дать хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные материалы по литературе 9 класс

Материал необходим для проведения экзамена по литературе в 9 классе в устной форме. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Составлен на основе посо...

Экзаменационный материал по литературе, 8 класс

Экзаменационный материал предназначен для проведения устного экзамена по литературе за 1 полугодие. Билет состоит из двух вопросов. Второй - практический....

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Алгоритм подготовки к экзаменационному сочинению по литературе в 11 классе.

Презентация, которая пошагово готовит учащихся к успешной сдаче экзаменационного сочинения по литературе....

Экзаменационное сочинение по литературе в 11 классе как доступ к ЕГЭ по русскому языку.

Памятка. Как писать экзаменационное сочинение по литературе...

Из опыта работы по подготовке к сочинению по литературе 11 класс (А.И. Солженицын "Матрёнин двор")

             Произведение А.И. Солженицына "Матрёнин двор" как пример "универсального" произведения для подготовки к декабрьскому сочинени...

Подготовка к написанию экзаменационного сочинения-рассуждения в поликультурном классе

Работа с поликультурными классами на уроках русского языка и литературы....