Конспект урока "Люблю до радости и боли"(Художественное своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина)».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ухина Татьяна Валентиновна

Методическая разработка урока литературы для 1 курса СПО или 11класса  на тему "Художественное  своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc535 КБ

Предварительный просмотр:

«Люблю до радости  и боли...»

Методическая разработка

урока литературы

для конкурса «Моя педагогическая мастерская»

в номинации «современное учебное занятие»

Автор                                                                                                                                              Преподаватель русского языка и литературы                                                          ГБОУ СПО Технологический колледж №34                                                                                    Ухина Татьяна Валентиновна


Тема: «Люблю до радости и боли...»

(Художественное своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина).

Цели: познакомить с тематикой особенностями творчества С.А. Есенина;

развивать умение интерпретации  и анализа поэтического произведения;

воспитывать уважение к русскому слову, любовь ко всему живому, к своей стране.

Вид урока: урок – исследование.

Тип урока: первичное знакомство с материалом.

Метод: проблемно – поисковый

Форма: индивидуально – групповая

Оборудование: раздаточный материал, скомпонованный по темам творчества Есенина для индивидуальной и групповой работы;  тексты произведений  поэта; листы бумаги  и  цветные карандаши для рисования;  проектор, компьютер,  слайд – шоу из русских  пейзажей и фотографий поэта;  музыкальное оформление: песни на стихи Есенина, песня «Всё опять начинается».

Эпиграф: « Я сердцем никогда не лгу»

                                                     С.А.Есенин.

Подготовительная работа: студентам предложено самостоятельно познакомиться с биографией С.А. Есенина, составить хронологическую таблицу; подготовить раздаточный материал, скомпонованный по темам (каждой группе будет предложена для исследования одна из тем творчества Есенина и стихотворения на эту тему для каждого учащегося); разделить учащихся на группы (их должно быть 7),  в каждой группе по  3-4 человека,  разместить студентов так, чтобы можно было удобно работать как индивидуально, так и в группе.

I.  Организационный момент.

II. Активизация деятельности  обучающихся  

1) Вступительное слово учителя.

Уважаемые студенты, дома вы самостоятельно  познакомились с биографией великого русского поэта Сергея Есенина. То, как вы справились с самостоятельной работой, я смогу выяснить и оценить  в процессе нашего занятия.

Слайд №1. Портрет поэта.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925). Его жизнь ограничена двумя датами: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года.  Первая -  дата рождения, вторая – смерти поэта. 30  прожитых лет. Много это или мало?  В Закавказье, где ни раз бывал Есенин,   в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 лет писать, рассказывая людям всё, что он увидел,  узнал, понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня, это лирический роман в стихах о себе и о любви.

III. Работа по теме.

Сегодня мы перелистаем страницы этого романа.

1) Эвристическая беседа.

А) Работа с эпиграфом.

О себе поэт говорил: «Я сердцем никогда не лгу». (Какой смысл вложил Есенин в эти слова?)

Слайд №2. Картина русской природы

Б) Наш урок я назвала одной из строк поэта: «...Люблю до радости и боли...». 

Изучая литературу 19 и 20 века,  мы  с вами много говорили  любви. Давайте вспомним, каким вы увидели это чувство  на страницах замечательных произведений.

(Назвать авторов,  произведений, героев, рассказать об особенностях их чувств).

В) Как вы понимаете фразу «Люблю до радости и боли...»?

- Что же это за любовь?

-  Как можно от любви испытывать радость и боль одновременно?

-  К чему же можно испытывать такие противоречивые чувства?

Г) Как вы думаете,  что мы с вами будем делать на уроке?

Наша задача будет заключаться в том, чтобы ответить на вопросы:

-  Кто и что является объектом  любви поэта?

- Что представляла собой любовь поэта, почему оно была таковой?

- Какие средства художественной выразительности использовал автор  в своих произведениях?

(Выявить тематику и  художественное своеобразие поэзии  Есенина).

2) Индивидуально – групповая работа. Для каждой группы подготовлен пакет, содержащий  индивидуальные  задания для студентов и для группы в целом.

(Фоном для работы может послужить слайд – шоу с видами русской природы в сопровождении песен на стихи С.А.Есенина)

Темы и стихотворения

1. Любовью к Родине. Стихотворения: «Запели тесаные дроги »,  «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край любимый!...», «В хате», «Черная, потом пропахшая выть».

2. Революция. Стихотворения: «Я последний поэт деревни», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Неуютная жидкая лунность», «Русь советская».

3. Природа. Стихотворения: «О красном вечере задумалась дорога», « Я по первому снегу бреду», «Закружилась листва золотая», «Даль подернулась туманом».

4. Стихотворения  о животных: «Собаке Качалова», «Песнь о собаке», «Я обманывать себя не стану», «Лисица».

5. Стихотворения о любви: «Выткался на озере алый свет зари», «Заметался пожар голубой», « Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды...», «Шаганэ, ты моя Шаганэ», «Письмо к женщине».

6. Стихи о матери: «Письмо матери», «Снежная замять дробиться и колется»., «Заря окликает другую», «Молитва матери».

7. Философская лирика: «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», «Мы теперь уходим понемногу», «Гори,  моя звезда...». 

(Индивидуальная работа в группах: заполнение  таблицы, куда заносятся данные, полученные в результате анализа предложенного стихотворения.

Работа в группах: выполнив индивидуальное задание, учащиеся заполняют другую таблицу, куда заносят обобщённую информацию, полученную в результате индивидуальной работы.

Все заполненные  индивидуальные  таблицы сдаются в конце урока преподавателю. Это позволит педагогу оценить работу не только каждого студента, но и группы в целом.)

3. Отчет о проведенных исследованиях. Выступление  представителей  от каждой группы с выразительным чтением стихотворений и отчетом о проделанной работе, которая отражена в групповой таблице.

Слайд №3. Природа. Портрет поэта.

4. Фиксирование в тетрадях основных тезисов исследований.

А) Темы творчества С.А.Есенина

Родина. Есенин писал: «Моя  лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Люблю до радости и боли твою озёрную тоску. Радость  и гордость  от красоты родного края, боль – оттого, он заброшен и беден.  

Тема революции. В годы революции Есенин был на стороне Октября, но  принял её  по - своему, со своим крестьянским уклоном. Приветствуя её ожидал, что она принесет крестьянам зажиточность и счастье. Но скоро понял, что социализм несет деревне разорение, губит все настоящее и живое, умервщляет человеческую душу. Прекрасно понимая  необходимость перемен  поэт верит в счастливое будущее  России, но не принимая разрушения и разорения русской земли.

Русская природа. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Человек и природа слиты воедино. Поэт чутко понимает эту кровную связь.  Природа - это верная подруга и зеркало души, в котором растворяются радости и печали. Жизнь природы Есенин  отождествляет со своей жизнью, она дарит ему покой и вдохновение, разделяет горе и радость. У природы есть прекрасное свойство – возрождаться, обновляться, а человеку этого не дано.

Стихотворения о животных. Любовью и милосердием ко всему живому пронизано каждое произведение поэта. Лирический герой очарован доверчивостью и преданностью братьев наших меньших, но его огорчает, что в мире людей эти качества встречаются все реже.

Любовная лирика. Любовь к женщине – лишь акцент  в проявлении чувств ко всему земному.

Поэт рад  возможности ощущать это чувство, и испытывает  боль - от хрупкости человеческого счастья.

Стихи о матери.  Мать  для поэта -  всё:  родительский дом, природа, Родина, жизнь, Бог. Чувство любви к матери неразделимо с чувством любви к Родине. «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Поэт счастлив  от общения с самым дорогим человеком, и в то же время  его душит боль оттого, что много  переживаний  он доставил матери.

Философская тема. Подведение жизненных и творческих итогов. Боль по утраченному счастью и  юности, и в то же время  надежда, возможность продолжения жизни, а также нового художественного взлёта. Он  благодарит  судьбу, что пришлось «процвесть и умереть» в любимой стране, среди своего народа. 

Особенности лирики:

Основное чувство – любовь к Родине.

Ощущение кровной связи с природой и милосердие ко  всему живому на земле.

Интимное, камерное звучание лирики.

Музыкальность.

Образность, которая создается за счет использования неожиданных метафор, олицетворений, ярких эпитетов, сравнений.  

Поэтизация деталей крестьянского быта.

Цветопись. (Цветовая палитра)

Использование звуковых образов и запахов.

Сочетание светлой радости и щемящей грусти.

Слайд №.4. Русская природа.

5.Эвристическая беседа

Тема нашего урока  «Люблю до радости и боли». Что же любил поэт такой нежной и трепетной любовью?  

Слайд № 5. Портрет поэта.

Мы говорили о любви Есенина, но слово “любовь” многозначно. Это и любовь к Родине,  к природе, и любовь к матери, к близким, и любовь к женщине, к жизни.

Проанализировав произведения, можете вы согласиться со словами  Есенина: «Я сердцем никогда не лгу»? 

IV. Обобщение

1. Слово учителя.  Мы с вами сейчас лишь заглянули в некоторые строки есенинского романа в стихах, романа, написанного сердцем, которое никогда не лжет, в котором  поселились рядом радость и боль.  А разве может быть иначе?!!

Русская 20 века поэзия дала  Отечеству и миру немало блистательных поэтов, которые умели передать тончайшие нюансы движения человеческой души и красоты природы.

Любовь к Есенину невозможно сравнить с популярностью любого другого поэта. Дело в том, что поэзия его каким  особым тайным и тихим светом озаряет душу человека.

Есенин стремился, насколько это возможно, с помощью поэзии вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость бытия, вернуть ему, глубоко несчастному, надежду на избавление, пробудить в душе  бунтующее или дремлющее чувство  настоящей любви, не требующей ничего взамен. А ведь это так важно, особенно сейчас,  когда человечество находится на грани   катастрофы.

Есенинский роман в стихах никогда не кончится, потому что каждый новый  читатель будет открывать в нем какие- то новые только ему понятные мысли и переживания. И в образе главного героя будет иногда узнавать себя, и будет у него при этом радостно и тревожно биться сердце. А для многих из вас всё только начинается.

Б) Просмотр слайд- шоу и прослушивание песни «Всё опять...»

V. Домашнее задание: Перечитать стихотворения, нарисовать понравившиеся образы (для специальности «Реклама » - сделать рекламу автору или его произведению).

VI. Подведение итогов. Напутствие.

Завершить урок мне хотелось бы словами поэта: «Жить на свете стоит». Если что-нибудь  заканчивается, уходит – не плачьте. Улыбнитесь, потому что это было... В этом мире вы  всего лишь человек, но для кого-то вы – весь мир. Удачи!


Бланк для групповой работы           

                      1. Люблю до радости и боли...

А. Запишите в таблицу обобщенные данные, полученные в результате индивидуальной работы.

1

Стихотворения

«Запели тесаные дроги »,

 «Гой ты, Русь, моя родная...»

 «Край любимый!...»

2

Определите тему  и идею стихотворений

3

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его.

4

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворениях?

5

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя

6

Назовите образы,  присутствующие в стихотворениях

7

Укажите цветовую палитру стихотворений

8

Найдите звуковые образы в стихотворениях  

9

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворениях

10

Какие ассоциации возникают при прочтении?

11

Какие чувства и эмоции вызвали  стихотворения?

Б.Подготовьте выразительное чтение одного из предложенных произведений.

В.Подготовьте устное выступление по результатам группового  исследования.

Исследование проводили:_______________________________________________________ Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Край любимый!...».

2

Определите тему  и идею стихотворения

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

Исследование проводил_________________________________________________

Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

  «Гой ты, Русь, моя родная...»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Запели тесаные дроги»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для групповой работы 

             

2. Люблю до радости и боли...

А. Запишите в таблицу обобщенные данные, полученные в результате индивидуальной работы.

1

Стихотворения

«Я последний поэт деревни», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Неуютная жидкая лунность»

2

Определите тему  и идею стихотворений.

3

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его.

4

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворениях?

5

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

6

Назовите образы,  присутствующие в стихотворениях.

7

Укажите цветовую палитру стихотворений

8

Найдите звуковые образы в стихотворениях.  

9

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворениях.

10

Какие ассоциации возникают при прочтении?

11

Какие чувства и эмоции вызвали  стихотворения?

Б.Подготовьте выразительное чтение одного из предложенных произведений.

В.Подготовьте устное выступление по результатам группового  исследования.

Исследование проводили:_______________________________________________________ Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

2.1 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Я последний поэт деревни»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_______________________________________________                      

                Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

2.2 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Спит ковыль. Равнина дорогая»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворении.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для индивидуальной работы

2.3 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

«Неуютная жидкая лунность»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для групповой работы 

3. Люблю до радости и боли...

А. Запишите в таблицу обобщенные данные, полученные в результате индивидуальной работы.

1

Стихотворения

«О красном вечере задумалась дорога», « Я по первому снегу бреду», «Закружилась листва золотая»

2

Определите тему  и идею стихотворений.

3

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его.

4

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворениях?

5

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя

6

Назовите образы,  присутствующие в стихотворениях.

7

Укажите цветовую палитру стихотворений.

8

Найдите звуковые образы в стихотворениях.  

9

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворениях.

10

Какие ассоциации возникают при прочтении?

11

Какие чувства и эмоции вызвали  стихотворения?

Б.Подготовьте выразительное чтение одного из предложенных произведений.

В.Подготовьте устное выступление по результатам группового  исследования.

Исследование проводили:_______________________________________________________ Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

3.1 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

  « Я по первому снегу бреду»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_______________________________________________                      

                Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

3.2 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Закружилась листва золотая»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для индивидуальной работы

3.3 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «О красном вечере задумалась дорога»  

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для групповой работы 

4. Люблю до радости и боли...

А. Запишите в таблицу обобщенные данные, полученные в результате индивидуальной работы.

1

Стихотворения

«Собаке Качалова», «Песнь о собаке», «Я обманывать себя не стану», «Лисица».

2

Определите тему  и идею стихотворений.

3

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его.

4

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворениях?

5

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

6

Назовите образы,  присутствующие в стихотворениях.

7

Укажите цветовую палитру стихотворений.

8

Найдите звуковые образы в стихотворениях.  

9

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворениях.

10

Какие ассоциации возникают при прочтении?

11

Какие чувства и эмоции вызвали  стихотворения?

Б.Подготовьте выразительное чтение одного из предложенных произведений.

В.Подготовьте устное выступление по результатам группового  исследования.

Исследование проводили:_______________________________________________________ Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

4.1 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Собаке Качалова»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_______________________________________________                      

                Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

4.2 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Песнь о собаке»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворениях  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для индивидуальной работы

4.3 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

«Я обманывать себя не стану»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для групповой работы 

5. Люблю до радости и боли...

А. Запишите в таблицу обобщенные данные, полученные в результате индивидуальной работы.

1

Стихотворения

«Выткался на озере алый свет зари», « Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды...», «Шаганэ, ты моя Шаганэ»

2

Определите тему  и идею стихотворений.

3

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его.

4

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворениях?

5

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

6

Назовите образы,  присутствующие в стихотворениях.

7

Укажите цветовую палитру стихотворений.

8

Найдите звуковые образы в стихотворениях.  

9

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворениях.

10

Какие ассоциации возникают при прочтении?

11

Какие чувства и эмоции вызвали  стихотворения?

Б.Подготовьте выразительное чтение одного из предложенных произведений.

В.Подготовьте устное выступление по результатам группового  исследования.

Исследование проводили:_______________________________________________________ Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

5.1 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

  «Выткался на озере алый свет зари»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_______________________________________________                      

                Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

5.2 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

«Шаганэ, ты моя Шаганэ»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворений

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для индивидуальной работы

5.3 Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 « Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды...»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для групповой работы           

                      6. Люблю до радости и боли...

А. Запишите в таблицу обобщенные данные, полученные в результате индивидуальной работы.

1

Стихотворения

«Письмо матери», «Снежная замять дробиться и колется»., «Заря окликает другую», «Молитва матери».

2

Определите тему  и идею стихотворений.

3

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его.

4

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворениях?

5

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя

6

Назовите образы,  присутствующие в стихотворениях.

7

Укажите цветовую палитру стихотворений.

8

Найдите звуковые образы в стихотворениях.  

9

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворениях.

10

Какие ассоциации возникают при прочтении?

11

Какие чувства и эмоции вызвали  стихотворения?

Б.Подготовьте выразительное чтение одного из предложенных произведений.

В.Подготовьте устное выступление по результатам группового  исследования.

Исследование проводили:_______________________________________________________ Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

«Письмо матери»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

Исследование проводил_________________________________________________

Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Снежная замять дробиться и колется».

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

«Заря окликает другую»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для групповой работы           

                      7. Люблю до радости и боли...

А. Запишите в таблицу обобщенные данные, полученные в результате индивидуальной работы.

1

Стихотворения

 «Не жалею, не зову, не плачу» «Отговорила роща золотая», «Мы теперь уходим понемногу», «Гори,  моя звезда...». 

2

Определите тему  и идею стихотворений.

3

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его.

4

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворениях?

5

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

6

Назовите образы,  присутствующие в стихотворениях.

7

Укажите цветовую палитру стихотворений

8

Найдите звуковые образы в стихотворениях.

9

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворениях.

10

Какие ассоциации возникают при прочтении?

11

Какие чувства и эмоции вызвали  стихотворения?

Б.Подготовьте выразительное чтение одного из предложенных произведений.

В.Подготовьте устное выступление по результатам группового  исследования.

Исследование проводили:_______________________________________________________ Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

«Не жалею, не зову, не плачу»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

Исследование проводил_________________________________________________

Оценка за работу_______________________________

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

 «Отговорила роща золотая»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворений

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 

Бланк для индивидуальной работы

  1. Люблю до радости и боли...

А. Прочитайте внимательно указанное стихотворение.

Б. Заполните таблицу, выполнив задания.

1

Стихотворения

«Мы теперь уходим понемногу»

2

Определите тему  и идею стихотворения.

3

Какие обстоятельства послужили основой для стихотворения?

4

Каким вы представляете лирического героя? Охарактеризуйте его

5

Какие чувства лирического героя показаны в стихотворении?

6

Выделите  средства художественной выразительности, помогающие понять мироощущение лирического героя.

7

Назовите образы,  присутствующие в стихотворении.

8

Укажите цветовую палитру стихотворения.

9

Найдите звуковые образы в стихотворении.  

10

Выявите запахи,  присутствующие в стихотворении.

11

Как вы понимаете стихотворение?

Какие ассоциации возникают при прочтении?

12

Какие чувства и эмоции вызвало стихотворение?

                В. На отдельном листе нарисуйте ассоциации, связанные со стихотворениями

             Исследование проводил_________________________________________________

                Оценка за работу_______________________________ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....

Урок по литературе в 5 классе на тему :"Художественное богатство пейзажа в лирике С.А. Есенина"

Урок-путешествие.  Ребята отправляются в путешествие по мастерской Есенина. Учатся находить художественные средства в лирике С.Есенина. Знакомятся с богатством красок, звуков в  пейзажной ли...

Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина

Тип урока: урок с использованием исследовательского метода обучения.Цель урока: создать у учащихся целостное представление об образе природы и своеобразии метафоры в лирике Сергея ЕсенинаЗадачи ...

Конспект занятия Тема: «Художественное своеобразие творчества С.А. Есенина»

Знакомитво студентов с художественным своеобразием творчества С.Есенина;раскрытие народной основы творчества поэта;особенности лирики поэта, народность, лиричность, гражданственность, трагичность поэз...