Главные вкладки

    Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина
    методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

     

    Тип урока: урок с использованием исследовательского метода обучения.

    Цель урока: создать у учащихся целостное представление об образе природы и своеобразии метафоры в лирике Сергея Есенина

    Задачи урока (формирование УУД):

    • познавательные УУД:  дать представление о своеобразии личности поэта, его творчества; анализируя стихотворения Сергея Есенина, обобщить представление учащихся о творческом методе поэта; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме; анализируя фрагменты лирического текста, создать у учащихся целостное представление об образе природы в лирике Сергея Есенина и о своеобразии метафоры в его творчестве.
    • коммуникативные УУД:  обучение умению выразительно читать лирическое произведение; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и участвовать в дискуссии; выражать свое отношение к прочитанному.
    • регулятивные УУД: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
    • личностные УУД: развитие аналитического мышления путем структурированию и систематизации изучаемого материала; развитие  речевой культуры студентов, способствовать развитию выразительной речи; развитие у студентов самостоятельности и чувство ответственности, воспитание чувства любви к Родине.

     

    Планируемые  результаты:

    • предметные: знание особенностей использования метафоры ,звука и цвета в пейзажной лирике С. Есенина;
    • коммуникативные: умение участвовать в дискуссии;
    • регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность;
    • личностные: развитие выразительности речи студентов; воспитание ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы.

    Основные понятия темы: пейзажная лирика, метафора и метафорический образ, миф и мифологическое сознание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Технологическая карта урока33.81 КБ
    Файл Презентация221.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. Выдомская Лилия Владимировна

    Место работы:  СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»

    Предмет: литература

    Тип урока: урок с использованием исследовательского метода обучения

    Тема: Своеобразие метафоры в лирике  Сергея Есенина

    Цель урока: создать у учащихся целостное представление об образе природы и своеобразии метафоры в лирике Сергея Есенина

    Задачи урока (формирование УУД):

    • познавательные УУД:  дать представление о своеобразии личности поэта, его творчества; анализируя стихотворения Сергея Есенина, обобщить представление учащихся о творческом методе поэта; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме; анализируя фрагменты лирического текста, создать у учащихся целостное представление об образе природы в лирике Сергея Есенина и о своеобразии метафоры в его творчестве.
    • коммуникативные УУД:  обучение умению выразительно читать лирическое произведение; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и участвовать в дискуссии; выражать свое отношение к прочитанному.
    • регулятивные УУД: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
    • личностные УУД: развитие аналитического мышления путем структурированию и систематизации изучаемого материала; развитие  речевой культуры студентов, способствовать развитию выразительной речи; развитие у студентов самостоятельности и чувство ответственности, воспитание чувства любви к Родине.

    Планируемые  результаты:

    • предметные: знание особенностей использования метафоры ,звука и цвета в пейзажной лирике С. Есенина;
    • коммуникативные: умение участвовать в дискуссии;
    • регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность;
    • личностные: развитие выразительности речи студентов; воспитание ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы.

    Основные понятия темы: пейзажная лирика, метафора и метафорический образ, миф и мифологическое сознание

    Карта обеспеченности урока

    материально-техническое

    оснащение        

    бумажные        

    электронные

    преподаватель

    Иллюстрации, раздаточный материал

    Компьютер, проектор,

    мультимедийная презентация

    студенты

    раздаточный материал (фрагменты лирического текста с заданиями)

    Формы работы на уроке:        организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

    Средства оптимизации урока: элементы исследовательского метода, дискуссия

    Литература:

    1. Есенин С. А. Собр. соч. Москва, 1970.
    2. Аннинский Л. Красный век. Эпоха и ее поэты. В 2 книгах. Книга 1.
      М., 2009.
    3. Локшина Б. С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении.- СПб, 2001.
    4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1972

    Интернет-ресурсы:

     http://esenin.niv.ruhttp://esenin.ruhttp://az.lib.ruhttp://writerstob.narod.ru.

    Этап урока

    Цели урока для преподавателя, деятельность преподавателя

    Цели урока для ученика, деятельность учащихся

     

    Планируемые предметные результаты

    Планируемые

    познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты на каждом этапе урока.

    Организационный момент

    Определить готовность учащихся к уроку, обеспечить рабочую атмосферу в группе

    Настроиться на активную работу на уроке

    Доброжелательный настрой преподавателя и учащихся, организация внимания и рабочей атмосферы в группе

    Мотивация познавательной деятельности

    Объявляет тему, акцентирует внимание на эпиграфе к уроку,

    (О Русь - малиновое поле
    И синь, упавшая в реку,-
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Холодной скорби не измерить,
    Ты на туманном берегу.
    Но не любить тебя, не верить -
    Я научиться не могу), расказывает о взаимосвязи тему Родины и природы в лирике Есенина

    Записывают тему и эпиграф. Один учащийся читает наизусть стихотворение « В хате».

    Умение определять цель деятельности

    Актуализация опорных знаний

    Давайте поразмышляем над своеобразием художественной детали в стихотворении. Назовите мелкие подробности деревенского быта?

    Что особенного в стихотворении, чем оно притягивает читателя?

    В своем поэтическом творчестве Сергей Есенин выстраивает мифологическую картину мира, раскрывающую определенную систему народных воззрений на природу и человека.

    - Вспомните, что такое метафора. Метафорический образ.

    Организует работу со словарными статьями для определения понятия «миф».

    С одной стороны, мифы многое объясняют в фольклоре. С другой – фольклор помогает проникнуть в миф, увидеть в нем отражение ранних форм народного миросозерцания.

    Участвуют в обсуждении вопросов, делают выводы, приводят примеры из текста

    Закрепляют знание понятия художественной детали, метафоры, мифа

    Строят собственное связное высказывание, умеют работать со словарными статьями, обобщать, делать выводы

    Организация исследовательской деятельности.

     Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия.

     

    Организует сопоставительный анализ стихотворений С.А. Есенина  «Дымом половодье зализало ил…», «Табун», «Покраснела рябина…» с целью определения своеобразия метафоры и изображения пейзажа в творчестве Есенина.

    1. Анализ композиции (четко прослеживается вертикаль: небо и земля, мотивы заунывности, затягивающего дыма (т. е. горизонтального, а не устремляющегося радостно к небесам, что свидетельствует об обрыве мистической коммуникации), болот, половодья, пепла и мух (ср. стихотворение «Табун»), ила, уроненных поводьев складываются в систему инфернальных образов, враждебную божественной Руси.

    2. какие образы перешли из первого стихотворения в стихотворение «Табун»?.

    Обратите внимание, что в конце стихотворения появляется образ птицы Гамаюн. Известно, что птица Гамаюн провозглашает будущее только тем, кто умеет слышать тайну мироздания. Эхо разносит звуки и думы «к неведомым лугам». В стихотворении «Табун» описан целый жизненный цикл: утро сменяет день, день – вечер, наступает ночь. Лирический герой – органическая частичка созданного Есениным мира. Он очевидец зарождающегося утра, мы вместе с ним заряжаемся природной энергией для дальнейшего весеннего дня. Образ «волны», тянущейся к звезде, напоминает о есенинской вертикали мироздания. Но образ «пепла», в который превратился «дым» из стихотворения «Дымом половодье зализало ил…», обрывает коммуникативную связь неба и земли.

    - В стихотворении «Покраснела рябина…» мы вновь встречаемся с образом «месяца». Романтическое, грустное настроение достигается здесь с помощью образов «печального рыцаря» («месяц, всадник унылый, уронил повода») и «лебедя» («снова выплыл из рощи синим лебедем мрак»). Но образы баллады Есенин «перекраивает» на русский лад с помощью цветовой гаммы.

    В этом же стихотворении появляется образ схимника-ветра, осени-кобылы рыжей с синим лязгом подков.

    Появление же в стихотворении образа Вольги, древнерусского богатыря, тесно перекликается с пониманием и осознанием Есениным образа Родины. Психологическое состояние лирического героя здесь иное, чем в первом и во втором стихотворениях. Если в первом стихотворении лирический герой испытывает ужас перед неизведанным, во втором – герой чувствует умиротворение, то в третьем стихотворении лирический герой переживает чувство щемящей боли за свой край, Родину:                                                    Край ты, край мой, родимый,                                                   Вечный пахарь и вой,                                                   Словно Вольга под ивой,                                                    Ты поник головой.

    Таким образом, сравнивая три стихотворения С. Есенина, мы можем сделать вывод о своеобразии поэтической метафоры поэта.

    - Какой образ перетекает из стихотворения в стихотворение?

    Учащиеся выразительно читают стихотворения, обсуждают вопросы в микрогруппах, готовят связные ответы. После обсуждения основные положения записывают в тетрадях.

     Стихотворение «Дымом половодье…».  

    Вопросы:

    1. В какое время суток едет на баркасе лирический герой? Какие слова в тексте помогают ответить на этот вопрос?
    2. Найдите в стихотворении слова, которые помогают определить чувства лирического героя? Что переживает лирический герой и почему? Какие звуки наполняют открывшуюся перед лирическим героем картину?
    3. Назовите основные цвета стихотворения. Как эти цвета влияют на внутренне состояние лирического героя?

    Примерные ответы:

    В первой строфе названы основные цвета стихотворения: желтый, «дымный». «Дым» – это тот образ в стихотворении, который не дает лирическому герою определить свой путь; дым, как половодье весной, заполонил все пространство. В стихотворении нет ни одного четкого контура, предметы не имеют конкретных очертаний. Присутствует некоторая размытость красок. Сквозь дымную пелену (здесь мы можем позволить себе определить цвет дыма: голубой, сизый, белесый) прорисовывается картина мира. Желтым пятном в дымке виднеется только месяц. Все остальные цвета приглушены.

    Лирический герой ощущает себя неприкаянным, испытывает чувство ужаса перед неизвестностью. Спасением от неизвестности является для героя образ Родины, родного края, образ матери сырой земли, к которой «тычется» герой: «еду на баркасе, тычусь в берега». Глагол «тычусь» использован здесь неслучайно, так описывается обычно ребенок или щенок.

    Созданную Есениным картину освещает лишь «месяц». Этот поэтический образ напоминает образ «всадника», сбившегося с пути: «желтые поводья месяц уронил». В предрассветной мгле раздается приглушенный звук весел по воде и «заунывный» «карк» «черной глухарки». Последняя строфа стихотворения позволяет судить о том, что своему лирическому герою Есенин не отказывает в возможности обретения пути-истины. Именно к родине-богу и «тычется» герой, вымаливая прощение Родине:

    1. Какой образ из предыдущего стихотворения развивается в стихотворении «Табун»? Как он изменился?
    2. Какое время суток изображено в стихотворении? Докажите свой выбор примером из текста.
    3. Какие чувства испытывает лирический герой в этом стихотворении?
    4. В своих стихах Есенин использует эффект смешивания красок. Как это прием используется в данном стихотворении? Приведите примеры.

    Примерные ответы:

    В  стихотворении «Табун» снова появляется образ «месяца». Но он уже меняет свои очертания. Образ «месяца-всадника» продолжает развитие в этом стихотворении. Происходит преображение одной образной фигуры в другую. Все предметы в стихотворении видны четко, цвета и звуки яркие и глубокие. Лирический герой находится как бы за рамками текста и вместе с нами, читателями, видит картину природы и переживает чувства, которые рождает пейзаж в человеческой душе. Слово «месяц» ассоциируется со словом «рыцарь». Перед нами происходит преображение есенинской метафоры: «месяц», «ночной рыцарь», исчезает с утреннего неба, когда «кони-облака» «сдувают ноздрями златой налет со дней». Месяц тает, становится невидимкой. Лишь серебряные тени бросает он на воду: «дрожат их головы над тихою водой, и ловит месяц их серебряной уздой». Призрачный месяц, волшебные, фантастические кони-облака изображены очень четко. В стихотворении рисуется рождение нового дня. И день достаточно громко заявляет о себе.

    Какие же звуки мы слышим в этом стихотворении? Это храп лошадей, «весенний день звенит над конским ухом с приветливым желаньем к первым мухам», кони «брыкаются и хлопают ушами», раздается звон копыт. День сменяется вечером. Но вечерние краски и звуки такие же насыщенные, как и дневные. Раздается игра пастуха на рожке.

    Лирический пейзаж в стихотворении словно нарисован акварелью. Основные цвета палитры – зеленый, серебристый, золотой. Картину можно разделить на две части: кони на фоне зеленых холмов «обрамлены» в золотой оклад, а «синеющий залив» - в серебряный.

    Стихотворение «Покраснела рябина…»

    -Какой образ из предшествующих стихотворений повторяется в стихотворении «покраснела рябина…»?

    1. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворении?
    2. Назовите основные цвета стихотворения.
    3. Как эти цвета влияют на внутренне состояние лирического героя?
    4. О ком молится лирический герой Есенина?

    Примерные ответы: В стихотворении «Покраснела рябина…» мы вновь встречаемся с образом «месяца». Рябиновый цвет и синий – это основные цвета русской одежды (например, кафтана). В рябиново-синей воде отражается унылый всадник. И точно так же, как в первом стихотворении, герой с молитвой обращается к Богу, но уже не украдкой молится, а открыто говорит:

    Помяну тебя в дождик

    Я, Есенин Сергей.

    Лирический герой Есенина молится о Родине, о своем крае. Родина Сергея Есенина как бы пронизана божественным присутствием, нет отделения церкви от родного края. Вся Родина героя – это место присутствия Бога.

    Примерные ответы: из стихотворения в стихотворение перетекает образ месяца, всадника, но каждый раз получает новое звучание. Поэтому мы вправе говорить о «текучести» образа в создании метафоры. Поэтический образ как бы прорастает, разматывается, удлиняется в метафору.

    Вопрос: как меняется звуковая и цветовая палитра есенинских стихотворений?

    Примерные ответы: происходит удивительное звучание этого мира и постоянная трансформация цвета в звук. Есенину интересно наблюдать за тем, как меняется цвет в зависимости от времени года и суток.

    Умеют анализировать лирический текст по вопросам, выразительно читать стихотворение, пользоваться литературоведческими терминами

    Познавательные:

    владение смысловым чтение,

    умение анализировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Регулятивные:

    Определение цели, выдвижение версий, работа по плану.

    Коммуникативные:

    Создание устного высказывания, организация работы в группе, преодоление конфликтов.

    Подведение итогов урока. Рефлексия

    Наша исследовательская деятельность подошла к концу. Мы проследили развитие метафоры в стихотворениях Есенина, поразмышляли о своеобразии звуковой и цветовой палитры. Мифологичность метафоры С. Есенина, обращение к народному творчеству, использование знаковых поэтических ключей, перевоплощение одного образа в другой, «струение» образа – все это создает особый поэтический мир Сергея Есенина.

    Что узнали? Что делали? Чем пользовались? Каковы выводы?

    Понимают проблематику произведения, знают основные понятия темы, могут применить знание при анализе конкретного произведения.

    Домашнее задание

    Написать эссе. Своеобразие пейзажной лирики Сергея Есенина.

    Умеют писать эссе по теме


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ГБПОУ Колледж кулинарного мастерства Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина Преподаватель Выдомская Л. В. Санкт-Петербург, 2018

    Слайд 2

    Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить - Я научиться не могу.

    Слайд 3

    Пахнет рыхлыми драченами ; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц , А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низк о , Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые , От пугливой шумоты , Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. 1914

    Слайд 4

    Известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета И. Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление „В хате“, и особенно три последние строчки: От пугливой шумоты , Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. И ночью, ложась спать, я все восхищался этой „пугливой шумотой “». И. Н. Розанов

    Слайд 5

    МЕТА́ФОРА (греч. metaphora — "перенос") — вид художественного тропа (греч. tropos — "оборот"), один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов (не связанных между собой в действительной жизни). Сближение образов может происходить на основе их внешнего сходства либо, напротив, по контрасту отдельных сторон, свойств, значений. В результате происходит мысленный "перенос" (отсюда название) свойств одного предмета на другой.

    Слайд 6

    Миф – это древнейшее сказание, представляющее собой художественное повествование о важных природных, физиологических, социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и человечества, подвигах богов, царей и героев, об их победных сражениях и горьких поражениях. Главной особенностью мифа является тесная слитность в нем различных элементов – художественного и логически обусловленного, повествовательного и ритуального.

    Слайд 7

    Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил. Еду на баркасе, Тычусь в берега. Церквами у прясел Рыжие стога. Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет. Роща синим мраком Кроет голытьбу... Помолюсь украдкой За твою судьбу. 1910 В какое время суток едет на баркасе лирический герой? Какие слова в тексте помогают ответить на этот вопрос? Найдите в стихотворении слова, которые помогают определить чувства лирического героя? Что переживает лирический герой и почему? Какие звуки наполняют открывшуюся перед лирическим героем картину? Назовите основные цвета стихотворения. Как эти цвета влияют на внутренне состояние лирического героя?

    Слайд 8

    Какой образ из предыдущего стихотворения развивается в стихотворении «Табун»? Как он изменился? Какое время суток изображено в стихотворении? Докажите свой выбор примером из текста. Какие чувства испытывает лирический герой в этом стихотворении? В своих стихах Есенин использует эффект смешивания красок. Как это т прием используется в данном стихотворении? Приведите примеры.

    Слайд 9

    О ком молится лирический герой Есенина? Какой образ из предшествующих стихотворений повторяется в стихотворении «покраснела рябина…»? Какие чувства испытывает лирический герой стихотворении? Назовите основные цвета стихотворения. Как эти цвета влияют на внутренне состояние лирического героя?

    Слайд 10

    Мифологичность метафоры С. Есенина, обращение к народному творчеству, использование знаковых поэтических ключей, перевоплощение одного образа в другой, « струение » образа – все это создает особый поэтический мир Сергея Есенина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Своеобразие лирики С. Есенина.

    Уроки - лекции о характерных особенностях  творчества С. А. Есенина....

    "Символичность пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»; «Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина»

    Цель презентации -  изучение передачи мыслей творческого человека, Чехова, о современной  действительности с позиций прошлого и будущего  через выведенные в нем образы. ...

    Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

    Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

    Своеобразие лирики С. Есенина

    1-2  урок по теме "Своеобразие лирики С. Есенина " в 9 классе. В основе урока лежит системно-деятельностный подход в обучении....

    Урок русского языка на тему "Своеобразие поэзии С.Есенина"

    Задача урока-ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии С.А. Есенина, показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта....

    Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина

    Тема работы: художественное своеобразие творчества С. Есенина.Цель работы: выявить своеобразие поэтики С. Есенина.Задачи:выявить особенности художественного стиля и поэтической техники,рассмотре...

    Карточка-задание "Метафора Есенина"

    Задания посвящены строкам Есенина С.А., в которых необходимо найти метафору...