"Символичность пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»; «Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина»
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Цель презентации -   изучение передачи мыслей творческого человека, Чехова, о современной  действительности с позиций прошлого и будущего  через выведенные в нем образы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символичность пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Слайд 2

Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым незадолго до его смерти, на переломном стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным

Слайд 3

Цель работы: изучение передачи мыслей Чехова о современной действительности с позиций прошлого и будущего через выведенные в нем образы. Задачи: рассмотреть персонажи понять смысл образа вишневого сада выявить идею пьесы

Слайд 4

Герои пьесы - обычные люди. Символы прошлого: Раневская - хозяйка вишневого сада. Гаев, брат Раневской . Фирс, который не представляет себе жизни без господ.

Слайд 5

Представителей прошлого - отягощает наследие крепостничества, при котором они выросли и были воспитаны - это типы уходящей России - они не мыслят себе иной жизни, как и Фирс, который не представляет себе жизни без господ - Фирс считает освобождение крестьян несчастьем “мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего”

Слайд 6

Символ настоящего - образ Лопахина человек действия в нем нет духовного начала его идеал — жажда наживы сделать землю берет верх богатой и счастливой

Слайд 7

Финал пьесы: бездеятельные потребители в социальном смысле, слуга — холуй, служивший им всю свою жизнь, и вишневый сад — все это безвозвратно уходит в прошлое , в которое нет обратной дороги. Историю вернуть нельзя!

Слайд 8

Символы будущего - Аня Трофимов дочь Раневской вечный студент молоды, за ними будущее . о держимы идеей творческого труда и освобождения от рабства

Слайд 9

Вишневый сад - главный символ символ дома, символ успеха, юности, красоты – торжества, всего лучшего, реванш за что было в жизни прошлое Раневская и Гаев Лопахин

Слайд 10

Сад обречен на уничтожение – это обеспечение лучшей жизни для потомков. «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест».

Слайд 11

Выводы: Тема - «Вишневый сад» является произведением о конце старой России, о прощании с прошлым в ожидании будущего. Идея пьесы заключена в словах: «Вся Россия - наш сад». Именно за нее, за Россию, ведется борьба между тремя эпохами.

Слайд 12

Список использованной литературы 1. Бердников, Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии Чехова / Г.П. Бердников. – Л.-М.: Искусство, 1957. 2. Головачева, А.Г. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…»: Образ-символ в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» / А.Г. Головачева. // Уроки литературы. – 2007 3. Гусарова , К. «Вишневый сад» – образы, символы, персонажи… / К. Гусарова . // Литература. – 2002.

Слайд 13

Автор: преподаватель литературы БОУ СПО ОО ТЭК Баринова Евгения Владимировна г . Омск 2013 год



Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО "Торгово-экономический колледж им. Г. Д. Зуйковой"

СИМВОЛИЧНОСТЬ   ПЬЕСЫ   «ВИШНЕВЫЙ   САД»

П.Ключи

2013

Содержание


1. Введение --------------------------------------------------------------------- 3

2. Цель и задачи работы------------------------------------------------------ 3

3. Герои пьесы ----------------------------------------------------------------- 3

4. Главный герой пьесы -----------------------------------------------------  5

5. Тема и идея пьесы ---------------------------------------------------  7

6. Список использованной литературы ---------------------------------- 8

1. Введение

Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым незадолго до его смерти, на переломном стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Поэтому персонажи «Вишневого сада» связаны с разными временными пластами.

Ни в одном его произведении нет столько символической нагрузки образов, как в этой пьесе.

2. Цель и задачи работы 

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является  изучение передачи мыслей творческого человека, Чехова, о современной  действительности с позиций прошлого и будущего  через выведенные в нем образы.

Задачи:

  1.  Рассмотреть персонажи;
  2. Понять смысл  образа вишневого сада;
  3. Выявить идею пьесы.

3. Герои пьесы

Изучая произведение Чехова “Вишневый сад”, хотелось бы отметить одну особенность его героев: все они — обычные люди, и ни одного из них нельзя назвать героем своего времени, хотя практически каждый из них является символом времени. Символом прошлого можно назвать помещицу Раневскую и ее брата Гаева, Симеонова-Пищика и Фирса.

Раневская - хозяйка вишневого сада. Сам вишневый сад является для нее «дворянским гнездом». Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом». Раневская непрактичная, эгоистичная, она не умеет устраивать свою жизнь, но вместе с тем ее натура чуткая и поэтическая, ей присущи ощущение прекрасного и утонченность.

Гаев, брат Раневской, тоже представитель прошлого. Он будто дополняет Раневскую. Гаев абстрактно размышляет об общественном благе, о прогрессе, философствует. Но все эти соображения пустые и вздорные. Стараясь утешить Аню, он говорит: «Проценты мы заплатим, я убежден. Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем моим клянусь!» Гаев сам не верит в то, что говорит.

Прошлому принадлежит и Фирс, подчеркнуто старый даже по возрасту. В финале пьесы его, больного, не заметив, забывают в доме.

Всех перечисленных героев  отягощает наследие крепостничества, при котором они выросли и были воспитаны, это типы уходящей России. Они не мыслят себе иной жизни, как и Фирс, который не представляет себе жизни без господ. Фирс считает освобождение крестьян несчастьем — “мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего”.

Символ настоящего связан с образом Лопахина, в котором борются два начала. С одной стороны, он — человек действия, его идеал — сделать землю богатой и счастливой. С другой стороны, в нем нет духовного начала и в конце концов жажда наживы берет верх.

Сад покупает Лопахин, «временем привязанный» к тогдашней современности. Для него вишневый сад - обычная собственность, а вызванные его продажей страсти этому человеку непонятны. Лопахин - прагматик и реалист. Он не из благородного слоя. Он искренне сочувствует бывшей собственнице сада, старается ей помочь, предлагает проект реконструкции сада, но его мировоззрение принадлежит к другим системам ценностей и становится непреодолимым барьером для понимания. В Лопахине ясно ощущается и активная жилка новой жизни, которая постепенно и неизбежно вытесняет на задний план жизни бессмысленное и никчемное. Тем не менее меркантильный дух современности сделал Лопахина непроизвольно ограниченным относительно отстраненных от практических дел идей. Автор дает понять, что Лопахин не является представителем будущего; он исчерпает себя в настоящем.

Так за кем же будущее? За Петей? За Аней? За Лопахиным? Этот вопрос мог бы быть риторическим, если бы история не предоставила России второй попытки для ее решения. Очень символичен конец пьесы — старые хозяева уезжают и забывают умирающего Фирса. Итак, закономерный финал: бездеятельные потребители в социальном смысле, слуга — холуй, служивший им всю свою жизнь, и вишневый сад — все это безвозвратно уходит в прошлое, в которое нет обратной дороги. Историю вернуть нельзя. 

Символом будущего являются Аня — дочь Раневской и вечный студент Трофимов. Они молоды, и за ними будущее. Они одержимы идеей творческого труда и освобождения от рабства. Петя призывает бросить все и быть свободными, как ветер. Одной фразой Чехов дает понять, что представляет собой Петя. Все в нем: и редкие волосы, и неопрятный вид - казалось бы, должно вызвать отвращение. Но этого не происходит. Наоборот, его язык и поступки вызывают даже некоторую симпатию. Ощущается, как привязаны к нему лица пьесы. Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие - с нескрываемой любовью. Ведь именно он является олицетворением будущего в пьесе. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина. Ане лишь семнадцать и она еще не успела проявить себя поступками, но ее светлые мечты, направленность в завтрашний день свидетельствуют о еще нереализованном потенциале. Так же «вечный студент» Трофимов тоже готовится к настоящей жизни. В момент уничтожения сада, когда Гаев в отчаянии, а Лопахин сознает моральный проигрыш, они весело бегут вперед - у будущего собственная дорога.

  1. Главный герой пьесы

Главным героем пьесы А.П. Чехова является не личность, а сад, причём не какой-нибудь, а самый красивый сад Земли, о котором даже упомянуто в «Энциклопедическом словаре». Вишневый сад -  это и главный символ в пьесе. Сад является центральным ядром произведения  – от поры цветения до продажи с молотка. Он скрепляет весь сюжет пьесы, наполняется особым значением для каждого из главных героев. Так, для Раневской и Гаева этот образ – символ дома, юности, красоты, пожалуй, всего лучшего, что было в жизни. Для Лопахина – это символ его успеха, торжества, своеобразный реванш за прошлое: «Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…».

Сад обречен на уничтожение – и в этом смысле тоже становится символом, ибо результат этого уничтожения – не что иное, как обеспечение лучшей жизни для потомков: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь...» . 

Петя Трофимов сопоставляет вишневый сад с образом России: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест». Вместе с тем этот персонаж вводит здесь мотив несчастий, страданий, жизни за чужой счет: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…». Для автора же, думается, цветущий вишневый сад – символ красоты и чистоты, а вырубка его – нарушение былой гармонии, покушение на вечные, незыблемые основы жизни. Символом самого же вишневого сада становится в комедии букет, который присылает садовник (первое действие). С гибелью сада герои лишаются своего прошлого, фактически лишаются дома, родственных связей.

Образ вишневого сада вводит в пьесу белый цвет как символ чистоты, юности, прошлого, памяти, но одновременно и как символ грядущей гибели.

 Вокруг сада происходит все действие, на его проблемах высвечиваются характеры героев, их судьбы. Символично и то, что занесенный над садом топор вызвал конфликт между героями и в душах большинства героев, конфликт так и не разрешается, как не решается проблема после вырубки сада. 

На сцене “Вишневый сад” идет около трех часов. Персонажи проживают за это время пять месяцев. А действие пьесы охватывает более значительный отрезок времени. Три временных пласта собрались вокруг вишневого сада: прошлое, настоящее и будущее России. 

  1. Тема и идея пьесы

Какова же тема и идея пьесы?

Я считаю, что «Вишневый сад» является произведением о конце старой России, о прощании с прошлым в ожидании будущего. 

Идея пьесы заключена в словах: «Вся Россия - наш сад», - написано у Чехова. Именно за нее, за Россию, ведется борьба между тремя эпохами.

6. Список использованной литературы

1. Бердников, Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии Чехова / Г.П. Бердников. – Л.-М.: Искусство, 1957. – 246 с.

2.  Головачева, А.Г. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…»: Образ-символ в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» / А.Г. Головачева. // Уроки литературы. – 2007. – №10. – С. 1-5.

3.  Гусарова, К. «Вишневый сад» – образы, символы, персонажи… / К. Гусарова. // Литература. – 2002. – №12. – С. 4-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» как выражение авторского замысла (на примере глагольной лексики)

Данная дипломная работа пожет стать полезной для учителей филологов, работающих в старших классах. Этот материал можно использовать в исследовательской деятельности учащихся....

Тест по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".

Тест по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад"....

Презентация к уроку по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" ( 11 класс)

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 11 классе при работе над пьесой А.Чехова "Вишневый сад". В РАБОТЕ СОДЕРЖИТСЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАМЫСЛЕ ПИСАТЕЛЯ ПРИ НАПИСАНИИ ...

Анализ пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

"Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Обобщение....

Тематика, проблематика, идея пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущ...

интегрированный урок (литература + финансовая грамотность) в 10 классе по теме «Вишневый cash back, или насколько продешевила Раневская?» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

представленная разработка имеет целью обучение способам рационального поведения в условиях ситуации финансовых рисков на примере анализа действий героев пьесы А.С. Чехова «Вишневый сад». В...