Своеобразие лирики С. Есенина
методическая разработка (9 класс) по теме

Стребкова Светлана Михайловна

1-2  урок по теме "Своеобразие лирики С. Есенина " в 9 классе. В основе урока лежит системно-деятельностный подход в обучении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1doc.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Литература.

Тема: «Своеобразие лирики Сергея Есенина» ( 2 урока)

Цель деятельности учителя: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Метапредметные:

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

 

1.На экране фрагмент фильма «Есенин» (публичное чтение Есениным стихов)

-Вы уже поняли, что сегодня нам предстоит встреча с С. Есениными и его творчеством. Как бы вы сформулировали тему первых двух  уроков по творчеству С. Есенина?(запись темы)

 Дома вы знакомились с его биографией (конспект статьи учебника и доп. литература)

-Какие страницы жизни Есенина произвели на вас наибольшее впечатление?

С. Есенину повезло больше  чем многим его собратьям по перу: его прижизненная слава и популярность была огромна (фрагмент фильма).

-Приведите доказательства того, что и в наши дни интерес к его творчеству не ослабевает.

Проблемный вопрос урока: в чем причина популярности стихов С. Есенина (даже в сравнении с современниками)?

-Сформулируйте цель урока. ( Постичь в чем заключается своеобразие стихов Есенина)

- Какой путь достижения цели наиболее рационален? Обоснуйте.  (Анализ стихотворений)

-По каким критериям будем анализировать стихотворения? (Тема, мотив, идея, образы , средства языковой выразительности)

-Какими источниками для анализа стихотворений воспользуемся? (Текст стихотворения,  «Словарь литературоведческих терминов», Интернет)

-Какую форму работы вы предлагаете? Обоснуйте.(Работа в группах)

2. Исследовательская работа в группах(3-4 человека): анализ стихов «С добрым утром», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая», «Листья падают», «Край любимый», «Низкий дом с голубыми ставнями»

По ходу анализа учащиеся заполняют таблицу. Один представитель рабочей группы заносит результаты анализа в сводную таблицу, которая проецируется на экран

тема

мотив

идея

Художественные образы

Средства языковой выразительности

 Родина

Мотив тихой грусти, предельной искренности и доверительности

Безграничная любовь к Родине

«Чувство Родины – основное в моем творчестве»

Дом, дорога, поле, роща, небо ,осень зима, береза, клен и др.

Метафоры, эпитеты, олицетворения,

сравнения,

цветопись, звукопись, словотворчество и др.

3. Выступления представителей групп: выразительное чтение стихотворения( возможна аудиозапись), анализ, промежуточные выводы.

4. -Какие черты, присущие лирике Есенина, вы бы выделили особо?(ответ ученика , имевшего индивидуальное задание к уроку, учащиеся составляют план-конспект его выступления):

-яркая образность, связанная с поэтикой имажинистов

-афористичность

-монологичность

- при создании пейзажа: панпсихизм (вера во всеобщую одушевленность), эротичность, литургическое отношение к миру

- музыкальность ( звучит запись романсов на стихи Есенина)

Вывод: о чем бы ни писал С.Есенин: о русской природе, деревенской Руси, о судьбе поэта, сопряженной с трагической судьбой Руси – он пишет о Родине. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Эту мысль Есенин гениально воплощает в своих стихах. И нет ни одного истинного патриота, который бы сердцем и душой не почувствовал этой безграничной любви. В этом и  кроется истинная  причина популярности стихов Есенина.

Рефлексия:

-Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: выучить наизусть любые два стихотворения Есенина.

Литература:

Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: Учебн. Пособие.- Москва,  2004г.

Меренков О. Ю. Современные подходы в преподавании русского языка и литературы. – Москва, 2012г.

ПетерсонЛ.Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г.Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006г.

Литература 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, под редакцией Г.И.Беленького,изд. «Мнемозина». – Москва, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие лирики С. Есенина.

Уроки - лекции о характерных особенностях  творчества С. А. Есенина....

Своеобразие лирики Есенина 11 класс

Своеобразие  лирики  Есенина 11 класс...

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина

Тип урока: урок с использованием исследовательского метода обучения.Цель урока: создать у учащихся целостное представление об образе природы и своеобразии метафоры в лирике Сергея ЕсенинаЗадачи ...

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....