Конспект урока "Дружба Дины и Жилина"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

В материале представлен конспект урока  по рассказу Л.Толстого " Кавказский пленник" на тему: "Дружба Дины и Жилина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba_diny_i_zhilina.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мамедова Е.Г., учитель рус.яз и литературы высшей

квалификационной категории, канд.филол.наук

Конспект урока  литературы на тему:  

«Дружба Дины и Жилина» (5 класс)

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Расширить представление учащихся  о роли психологических деталей в художественном тексте,
  2. Развивать умение отвечать на проблемные вопросы по произведению.

Развивающие:

  1. Развивать навыки регулятивных УУД (планирования, контроля, самоконтроля, самооценки, коррекции)
  2. Учить осуществлять обратную связь (сопоставлять планируемые  и достигнутые результаты)
  3. Развивать  навыки выявления в тексте  необходимой информации
  4. Развивать навык определения понятия
  5. Формировать навыки учебного сотрудничества

Воспитательные :

  1. Воспитывать любовь к родному слову
  2. Формировать правильную нравственную позиуцию
  3. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, желание участвовать в творческом, исследовательском процессе

Ход урока:

  1. Мотивация

Решение кроссворда:

  1. Имя главной героини
  2. Как называли татары Костылина?
  3. Татарская деревня
  4. Как по-кавказски «молодец»?
  5. Верхняя мужская одежда  на Кавказе
  6. Название жилища на Кавказе

1

2

3

4

5

6

С

М

И

А

Д

С

Д

Р

У

Ж

Б

А

И

Н

Л

И

Е

К

Н

Ы

Г

Ш

Л

А

Й

И

М

Я

Т

Е

Т

А теперь найдите по горизонтали слово, и подумайте, почему я выбрала именно его для сегодняшнего урока.

Тема урока: «Дружба Дины и Жилина».

Ей будет посвящен наш урок-исследование.

Целеполагание:

Вам предстоит

  • Ответить  на важнейшие вопросы, касающиеся человеческих характеров  и отношений.
  • Работать  в группах, извлекая из текста значимую информацию.
  • УЁчиться видеть разницу между художественным текстом и его кинематографическим вариантом.
  • Понять глубину авторской мысли.
  • Осознать всю значимость доброжелательных отношений между людьми.
  1. Фронтальная подготовительная работа:

  1. Как вы считаете, с какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»?
  2. С чего и когда  началась дружба между татарской девочкой и русским офицером? (Жилин начал делать игрушки из глины, а девочка Дина в благодарность стала носить ему еду)
  3. Только ли из-за кукол девочка поддерживала пленника? (Ей было очень жаль его. Она перестала видеть в нем врага. Он воюет со взрослыми горцами, но не с детьми)

Сегодня в центре нашего внимания материал 6-й, заключительной, главы рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник».

  1. Как меняется жизнь героев после первого неудачного побега? (ЧИТ.)
  2. Есть  ли у героев в таких условиях шанс самостоятельно вырваться из плена? (Нет. Вот почему помощь Дины является решающей в судьбе героя).
  3. Чтение разговора Дины и Жилина.

- О  чем мы узнаем из этого разговора? (татары собираются убить Жилина) Почему? Он же не вооружен и абсолютно безопасен для них! (Приближаются  русские. Татары  боятся, что они  зайдут в аул. Они боятся Жилина, потому что видят, что дух его не сломлен.)

4. Каким образом помогает дина Жилину?  (приносит шест)

5. Можно ли считать  ее поступок героическим? Почему? (1. она многим рискует, может, даже жизнью. 2. превозмогает страх. 3. спасает жизнь хорошему человеку).

Именно поэтому в 6 главе она становится главной героиней.

Давайте пристальнее приглядимся к этой удивительной девочке. А поможет нам в этом работа в группах.

  1. Работа в группах

Вспомним правила работы в группе:

  • Работать сообща
  • Не шуметь
  • Уважать мнение других
  • Не допускать конфликтных ситуаций
  • Помнить, что каждая группа  – это  команда, перед которой

      стоит общая задача

Задания группам:

Первая группа – группа лингвистов.

Им предстоит поработать над языком главы.

Вторая группа – психоаналитиков – обращается к психологическим деталям фрагмента из текста.

Третья группа литературоведов – находит соответствие между пословицами и  рассказом Л. Толстого.

IV.Отчет групп

Группа филологов выявляла отношение Толстого к героине, опираясь на  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

(Описывая Дину, Толстой использует много  слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: тоненькая, худенькая, коленочки, ручонки, прутики, козочка, Динушка. Это показывает трепетное отношение автора к героине. Передается оно и читателю.)

Хотите ли вы дополнить ответ группы?

Группа психоаналитиков    изучала фрагмент расставания Дины и Жилина и выявляла в нем психологические детали, показывающие душевное состояние наших любимых героев.

(- заплакала, когда не получилось разбить колодку.

- держала Ж.за плечо, пока тот возился с замком

- после прощальных слов Ж. заплакала, закрывшись руками.

Эти детали говорят о том, что Дина глубоко переживает.)

- Почему плачет Дина?  

- А что при расставании чувствует Жилин?  (он очень благодарен девочке, ему жаль, что он ее больше не увидит)

Группа литературоведов  искала соответствие между пословицами со словом дружба и рассказом Толстого.

Ребята должны были выбрать 5 пословиц, которые больше всего соответствуют смыслу рассказа

  • Дружбу водить – так себя не щадить.
  • Жаль друга, да не как себя.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Для милого дружка и серёжку из ушка.
  • Дружба от недружбы близко живёт.
  • Дружба дружбой, а денежки врозь.
  • Дружба - великая сила.
  • За дружбу дружбой )платят.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

V. Просмотр кинофрагмента (прощание  Жилина и Дины)

А теперь вашему вниманию предлагается фрагмент из фильма «КП». Есть ли в нем отличия от текста?

- Удалось ли автору передать весь драматизм ситуации?

- Нашли ли вы отличие?

- Почему режиссер ввел в фильм фрагмент, в котором рыжий татарин пытается застрелить Жилина, а Абдул ему не дает сделать это и уезжает со словами «Хорош джигит»?

(он хотел ярче выразить авторскую мысль. Рассказ пронизан идеей дружбы между людьми разных национальностей. Ни разные обычаи, ни разная вера не могут помешать людям дружить).

- как вы считаете, как Толстой относится к войне?

Рефлексия

Подошла к концу наша работа. Давайте подведем итоги и сравним поставленные цели с достигнутыми результатами.

  • Какие задания показались самыми трудными?
  • Какие задания были самыми интересными?
  • Кто наиболее активно работал на уроке?

Задание на дом: сбор материала для обобщающего урока с опорой на таблицу «Жилин -Костылин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по теме "Жизнь Жилина и Костылина в плену"

Данный урок предполагает ответы на следующие вопросы: каким увидел Жилин аул после пленения; как вели себя герои, находясь в плену....

Урок литературы в 5 классе "Дружба Жилина и Дины"

Урок и презентация могут быть использованы на уроке литературы в 5 классе при характеристике Жилина и Дины...

Конспект урока "Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»"

Данный материал нацелен помочь учащимся обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев, развивать на...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе

Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе...

Динь и Дон. Конспект логопедического занятия в старшей группе

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по дифференциации твердых и мягких согласных....

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...