Урок.«СЫГРАЛИ ЛИ ДУШЕВНЫЕ СТРУНЫ ГОСПОДИНА N , ЗАДРОЖАВШИЕ ПРИ ВИДЕ АСИ, МЕЛОДИЮ ЛЮБВИ?» (ПО ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА «АСЯ»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Наталья Харлампиевна

Урок по повести И.С.Тургенева "Ася"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx582.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«СЫГРАЛИ ЛИ ДУШЕВНЫЕ СТРУНЫ ГОСПОДИНА  N , ЗАДРОЖАВШИЕ ПРИ ВИДЕ АСИ, МЕЛОДИЮ ЛЮБВИ?»

(ПО ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА «АСЯ»)

У счастья нет завтрашнего дня;

у него нет и вчерашнего;

оно не помнит прошедшего;

не думает о будущем;

 у него есть настоящее -  и то не день, а мгновение.

И.С.Тургенев

Цели урока:

Воспитательные:

1.Формировать у подростков такие нравственные понятия, как долг – любовь -мораль-честь.

2.Дать основы тургеневской концепции  «первой любви».

3.Помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность.

4. Формировать навыки убедительно доказывать свою позицию, корректно  вести дискуссию.

Обучающие:

1.Учитьдетей проводить исследовательскую работу по тексту.

2.Учить анализировать, выделять главное, систематизировать, делать выводы.

3.Продолжить формировать навыки в составлении психологического  портрета героя.

4. Повторить литературоведческий термин «образ - символ»

5.Приблизить детей к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

6.Формировать навыки устной и письменной речи.

7.Проконтролировать степень усвоения основных ЗУН при написании сочинения- рассуждения

Развивающие:

1.Развивать интерес к исследовательской деятельности на уроке.

2.Развивать мышление, речь, познавательные интересы.

3.Учить отбирать, систематизировать и обобщать учебный материал, формировать умения, делать выводы в письменной форме, составлять таблицы и схемы.

4.Учить устанавливать межпредметные связи.

Оформление урока:  

Портрет И. С. Тургенева,  презентация проекта  в PowerPoint повести «Ася»,

Йозеф Ланнер «New Vienna Landler for orchestra»

Тип урока: обобщающий

Ход урока:

Вступительное слово

 учителя.

Повесть Тургенева «Ася» прочитана. Многие эпизоды мы читали вслух. Я видела ваши глаза, ваше нетерпение, подогреваемое любопытством. И вот финал. Смотрю на вашу реакцию. Сначала молчание, потом недоумение и вопрос: почему именно так?

Эвристическая беседа

1.Вопрос на восприятие. Какое чувство вы испытали, прочитав финал повести?

2.Посмотрите еще раз на тему урока. Какие слова у вас ассоциируются со словом музыка? (струна, мелодия, сыграли).

3.Звучит ли музыка в повести?

4.Когда мы впервые услышали звуки вальса? Можем ли мы назвать его мелодией любви? ( Да, именно вальс познакомил Асю и господина N, именно вальс на мгновение соединил их души, протянул ниточку к их сердцам, помог почувствовать себя счастливыми.

Выразительное чтение

 текста

Звучит вальс, ученики читают фрагменты из повести «Ася».

-Умеете вы вальсировать? 
- Умею.- Так пойдемте, пойдемте ... Я попрошу брата сыграть нам вальс ... Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья. - (Ася) Она побежала к дому. Я побежал вслед за нею - и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что-то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девически строгий облик. Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание, долго мерещились темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями.

Постановка проблемного

вопроса.

Как все романтично и красиво начиналось. Так кто же виноват в таком финале? Мы с вами работали по тексту, говорили об Асе  и господине  N. Давайте подведем итоги и попробуем ответить на вопрос урока. Работа в тетради (на две колонки, ученики со слайдов записывают обобщение – характеристики персонажей)

Итак, какая она, Ася?

Используя цитаты из текста, которые вы подбирали дома, попытаемся понять ее внутренний мир, объяснить многие ее поступки, ее странность и непредсказуемость.

Проектные работы учащихся.

Опережающее групповое домашнее задание:

Проектное задание №1 «Ася». Подобрать цитаты, характеризующие главную героиню, создать высказывание – обобщение.

Проектное задание №2 «Ася – персонажи МХК» Найти в тексте имена персонажей их МХК, с которыми сравнивает Асю автор, провести параллели и определить их роль в создании образа Аси.

Проектное задание №3 «Господин N» Подобрать цитаты, характеризующие господина N , проследить зарождение и эволюцию любовного чувства в герое.

Психологический портрет Аси.

( 1 группа)

  1. Дочь крепостной и дворянина. Незаконнорожденная.
  2. Странная, загадочная.
  3. Она похожа на ребенка, у нее детские щечки.
  4. У нее «черные светлые глаза», значит, она светлая, открытая.
  5.  Изменчивая, искренняя.
  6.  Внутренне свободная («дичок, который недавно был привит, это вино еще бродило»).
  7.  Решительная.
  8. Одухотворенная (ей нужно что-то красивое, возвышенное).
  9.  Чувственная.
  10. Ей присущ максимализм.

 11.   Готовая на самопожертвование, на подвиг.

Ищет себя.

(2 группа)

(один ученик работает у доски, остальные  - в тетрадях)

Ася ищет себя, пробует себя в различных ролях. Зачем?

 У вас было домашнее задание: найти в тексте имена персонажей из МХК, с которыми сравнивает Асю автор?  Какие вы можете провести параллели с героями из других литературных произведений?

2-ая группа составляет схему литературных параллелей.

Маша Миронова( внешнее сходство, искренняя, готовая к самопожертвованию).                                  

Татьяна Ларина( идеал для Аси, первая призналась в любви, пишет письмо, уезжает).

Галатея (внешнее сходство, стремление к идеалу, совершенству, идея созидания: Пигмалион создал Галатею, Ася создала себя сама, Асю создала любовь).

Лорелея(максимализм чувств, не может жить наполовину).

Доротея( идеал жены, хозяйки, матери).

 Какую роль Ася отбрасывает как ненужную для себя, неуютную? ( Доротея).

Психологический портрет

господинаN

(3 группа)

Какое впечатление произвел на вас господин N? Что вы можете о нем сказать?

  1. Дворянин
  2. Сдержан в чувствах, эмоциях.
  3. Нерешителен.
  4. Зависит от общественной морали.
  5.  Живет не сердцем, а разумом.
  6.  Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваши слова.

Ответ на проблемный вопрос:

Дискуссия с открытым финалом

Так почему же, на ваш взгляд,  господин N не сказал Асе слово «люблю»? Не ответил на ее чувство?

  1. Он сомневался.
  2. Был нерешителен.
  3. Его чувство еще не созрело.
  4.  Он напуган воспитанием Аси, ее происхождением.
  5.  Она ему непонятна.
  6.  Они слишком разные.
  7.  Он не слушал свое сердце.
  8. Он не был готов к такому быстрому решению
  9. Он поступает по правилам, по законам светской морали, а любовь – это нарушение всех правил.

Что могло бы изменить в тот момент ситуацию? ( Его решительность, зов сердце).

Читаем записку Аси. (одно слово решало все ,и он его  не сказал). Жалеет ли он потом об этом? Да, но миг счастья был упущен. ( Читаем эпиграф).

“Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет ж вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье”.

Роль эпизода в идейном

замысле текста.

Образ - символ

 А теперь найдите в тексте эпизод первого расставания Аси и господина N.

(читает учитель)

Перед нами величественная река Рейн.

Река в художественной литературе – символ жизненного пути. На пути господина N выстраивается лунная дорожка – небесный путь, освещенный свыше. И в этот момент слышится голос Аси: « Вы в лунный столб въехали! Вы его разбили».

С чем у вас ассоциируются слова Аси? Голос судьбы прозвучал над головой господина N. Услышал ли он его? Понял ли? Нет, пока он просто счастлив, но конец этой истории предопределен…

Домашнее задание:

Сочинение-рассуждение «У счастья нет завтрашнего дня…» по повести И.С. Тургенева «Ася»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (на примере повести И.С. Тургенева "Ася")".

Данный материал представляет собой методическую разработку урока по теме "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (на примере повести И.С. Тургенева "Ася")". Данный урок не первый ...

Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...

Урок по повести И.С.Тургенева "Ася"

Представлен конспект интегрированного  урока русского языка и литературы  по повести И.С.Тургенева "Ася"...

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

Тест по повести И.С.Тургенева "АСЯ"

Итоговое тестирование по изученной повести И.С.Тургенева "Ася"...