Внеклассное чтение " Что такое счастье и где его искать?"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Урок внеклассного чтения по притчам Л.Н.Толстого и В.И.Даля в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._chtenie.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое счастье и где его искать?»

             (по притчам Л.Н.Толстого и В.И.Даля)

Цель: привести учащихся к пониманию счастья как духовной  

             категории.

Задачи:

  • научить находить идею текста, используя навыки анализа художественного текста;
  • развивать критическое мышление, навыки анализа текста, умение обобщать, делать выводы;
  • воспитывать коммуникативную культуру, стремление к самосовершенствованию.

                                            Ход занятия

1.Оргмомент

2.Введение в урок

--Кто из вас хотел бы быть счастливым?

Что же такое счастье? Над этим вопросом люди стали задумываться очень-очень давно. Философы, художники, учёные, поэты да и обычные люди в какой-то момент своей жизни задают себе вопрос: в чём же состоит счастье?

Каждый по-своему отвечает на этот вопрос. Ответы разные. Их много. Давайте попробуем определить, что для вас значит быть счастливым человеком.

3.Работа в группах.

(На партах рисунок человечка с воздушными шариками (их 6).

Сделайте нарисованного человечка счастливым, написав на шариках максимально конкретно, что,  по-вашему, человеку нужно для счастья.

4.Беседа

-- Вы написали, что человеку для счастья нужно здоровье. Может ли здоровый человек быть несчастным?(Да)

-- Может ли больной человек быть счастливым? (Да)

Значит, счастье от здоровья не зависит.

--Рассмотрим богатство как необходимое условие счастья.

Может ли богатый человек быть несчастливым? (Да)

--Может ли бедный быть счастливым? (Да)

--Рассмотрим любовь как необходимое условие счастья.

Может ли человек, который любит (Родину, родителей и т.д.) быть несчастлив? (Да)

А счастлив может быть? (Да)

Может ли человек, который никого не любит, и которого не любит никто быть счастлив? (Однозначно, нет)

ВЫВОД: любовь является основной составляющей в категории «счастье»

                                         -2-

4.Работа с художественными текстами.

Посмотрим, как великие русские писатели рассматривают в своих произведениях возможность человека быть счастливым

ПРИТЧА В.И.ДАЛЯ «СЧАСТЬЕ»

А)Чтение первых трёх предложений.

Что входило в представление царя о счастье? Найдите ключевые слова, которые нам это подтверждают.

(Сила, богатство, могущество, дочь)

Б)Чтение следующих трёх абзацев.

--Как вы думаете, почему царю предлагается именно такой способ лечения?

--Можно ли догадываться об истинных причинах болезни царской дочери? (Она несчастна)

--Зачем в произведение вводится такой предмет как рубашка? (СИМВОЛ.

Одежда самая близкая к телу. Под рубашкой душа)

-- По каким признакам неизвестный старик предлагает искать счастливого человека? (Доволен и счастлив своей судьбой и ничего более не просит)

В)Чтение следующих двух абзацев.

Составим обобщённую формулу счастья  жителей тридесятого царства.

Счастье = много денег + боль ше денег  + хорошая жена + добрые соседи + быть знатью + хороший досуг + ум + красота + здоровье.

-- Почему не было счастливых людей в царстве?(Жители думают только о внешнем благополучии, им всегда хочется чего-то большего, чем они имеют в настоящий момент. Души их отравлены злобой, завистью, жаждой обладания чего-то, нет покоя в их сердцах)

Г) Закончить чтение.

Почему  у человека нет рубахи?

Так почему же он считает себя счастливым?

--В чём причина того, что царская дочь не была исцелена?(Отец пытался вылечить её тело, а не душу. Он видит только один способ исцеления – «Золотом засыплю»)

5.Определите жанр произведения. По каким признакам догадались, что это притча?

6. Из пословиц, собранных Далем, выберите ту, которая, по вашему мнению, отражает идею произведения.

Счастью не верь, а беды не пугайся.

Счастья алтыном не купишь.

Дурак спит, а счастье в головах лежит.

                                              -3-

Глупому счастье, а умному Бог даёт.

7.Чтение притчи Л.Н.Толстого «Царь и рубашка»

--В чём сходство и различие притч?

--Почему разные авторы выбрали один сюжет? (Основой для произведений является народная притча)

8.Просмотр презентации о В.И.Дале.

--Можно ли назвать Даля счастливым человеком? Почему?

9.Итог урока.

Хотели бы изменить что-либо в портрете счастливого человека, о котором шла речь в начале урока?

 10. Домашнее задание.

Мини-сочинение «Могу ли я считать себя счастливым человеком?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Что такое счастье?"

Внеклассное мероприятие для 8-9 классов. Форма проведения - диспут. Этот материал можно использовать и  на внеклассном мероприятии по литературе....

внеклассное мероприятие "Что такое счастье?" (театрализованное представление)

Цель мероприятия: дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастливая семья»Задачи:·         научить анализировать особенности ...

Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ АСТАФЬЕВЫМ «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО  ТАКОЕ ...

Урок внеклассного чтения "Что такое любовь"

Урок в 8 классе, посвященный любви "Что такое любовь"...

Внеклассное мероприятие на тему: "Что такое счастье?"

Внеклассное мероприятие на тему: "Что такое счастье?"...

Внеклассное занятие на тему "Что такое счастье и как его достичь? "

Вводное занятие по курсу "Нравственные основы семейной жизни"...