Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Урок литературы в 10 классе по творчеству К.Н.Батюшкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batyushkov_k.n.docx26.02 КБ
Файл batyushkov_k.n.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №9

Тема: «Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий

             путь. Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык

             лирики Батюшкова».

Цели:

  • обобщить и расширить знания учащихся о К.Н.Батюшкове;
  • рассмотреть темы,  мотивы и особенности  лирики Батюшкова;
  • совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Эпиграф: «Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии»).

«Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!» (А.С.Пушкин).

                                       Ход урока

1.Оргмомент.

2.Запись темы урока и эпиграфа. Постановка целей.

3.Выявление знаний учащихся о К.Н.Батюшкове.

4.Страницы творческой биографии Батюшкова.

Уч-ся записывают основные даты в хронологическую таблицу.

         Имя выдающегося поэта К.Н.Б. известно сейчас не каждому, но литературоведы знают его как корифея русской словесности начала 19 века, как новатора в области русского слова, как друга Жуковского и Вяземского, как любимого поэта Пушкина.

       

        18 мая 1787 г.  – в Вологде родился К.Н.Батюшков, в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя – известный в то время писатель М.Н.Муравьёв.

        1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н.И.Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

        Гнедич Н.И. был лучшим другом Б. Дружба этих двух поэтов – отдельная страница в истории русской литературы. Именно Гнедич ввёл Б. в литературный мир, прочитав в литературном кружке сатиру  «Видение на берегах Леты», сделавшую Батюшкова признанным поэтом.

         

        1805 г. – первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».

       

         1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжёлая болезнь. Возвращение в Россию.

                                                      -2-      

        1808 г. – участие в русско-шведской войне, проходившей на территории Финляндии.

        1812 г – участник Отечественной войны с Наполеоном, Проявил отвагу в огне под Лейпцигом, совершал переход через Рейн и праздновал победу русских войск в Париже.

         Военная жизнь нравилась Батюшкову, доказательством этого может служить письмо Б. Гнедичу от 19 марта 1807 года: «…Мне очень нравится военное ремесло. Что будет впредь, бог весть. Брани меня, а я штатскую службу ненавижу, чернила надоели; а стихи всё люблю, хотя они меня не любят… Вообрази себя меня, едущего на рыжаке по чистым полям, и я счастливее всех королей, ибо дорогой читаю Тасса или что подобное. Случалось, что раскричишься и с словом:

О доблесть дивная, о подвиги геройски!

Прямо на бок и с лошади долой!»

          Б. явился первым русским поэтом, воспевшим веселье боевой жизни – яркость и оживлённость её течения. Этому посвящено ст-е «Разлука», которое было по достоинству оценено современниками и стало популярным романсом. В этом ст-ии гусар даёт клятву верности пастушке. Такая картинка могла возникнуть только в мечтах поэта, так как в реальной личной жизни он был несчастлив. Он не нравился девушкам, так как был сутуловат, невысок и худощав. Друзья называли Б. «Ахиллом русской поэзии», но он иронизировал в ответ: «Ах, хил!»

         

         1809-1814 – сближение с писателями-карамзинистами: В,А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским. Вступление в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей 18 века.  Анакреонтические и эпикурейские мотивы творчества.

               Почему же Б. называли «Ахиллом русской поэзии»?

  Глубокий знаток и ценитель древности К.Н.Б. органично усвоил достижения античной культуры, что нашло воплощение в его ст-ях.  Кажется, что в лирике Б. собрались все древние боги и богини и все сопровождающие их мифологические существа, герои легендарной истории и античные авторы.  Б. получил в кругу друзей-литераторов и другие прозвища: «маленький Овидий» И «новый Тибулл». Это имена знаменитых древнегреческих поэтов, которых обожал Б., поэзия которых его восхищала, и вольные переводы которых он делал.

         В этот период творчества образцом  подражания для Батюшкова является древнегреческий поэт Анакреонт (СЛАЙД), который жил в 5 веке до нашей эры. Анакреонт воспевал чувственную любовь, друзей, радости жизни, вино. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию. В России ему подражали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, А.Н.Майков.

   

                                                    -3-          

           1815 г. – Б. вышел в отставку и переехал в Москву.  С литературными друзьями они организовали  общество «Арзамас», которое просуществовало до 1818 года. В это общество, помимо Батюшкова,  вошли знаменитые русские писатели того времени В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, В.Л.Пушкин, А.И.Тургенев, А.С.Пушкин и другие. Члены общества много сделали для совершенствования русского литературного языка, приблизив его к современному.

 

          1817 г. – опубликован сборник произведений Б. «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта на дипломатическую службу в Италию.

        Но вскоре поэта стал мучить наследственный семейный недуг – мания преследования. В 1821 г. им были созданы последние стихи. Душевная болезнь навсегда пресекла его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти..

 

          7 июля 1855 г. – в возрасте 68 лет Б. умирает от тифа.

5. Остановимся на некоторых особенностях лирики Батюшкова.

        Исследователи творчества поэта выделяют три образа-символа , отражающие радость земного бытия в лирике поэта: анакреонтический образ розы и образы-эмблемы  - крылья, чаши. 

-- Найдём эти образы в ст-ии «Весёлый час», в котором лирический герой даёт совет своим друзьям:

Други! Сядьте и внемлите

Музы ласковый совет.

Вы счастливо жить хотите

На заре весенних лет?

Отгоните при зрак славы!

Для веселья и забавы

Сейте розы на пути;

Скажем юности: лети!

Жизнью дай лишь насладиться,

Полной чашей радость пить:

Ах! Не долго веселиться

И не веки в счастье жить.

6.Анализ ст-й «Мои пенаты», «Вакханка».

«МОИ  ПЕНАТЫ»

 

                                              -4-

Стихотворение написано в жанре дружеского послания (т.е. письма, обращения к друзьям) Оно посвящено поэтам В.А.Жуковскому и П.А.Вяземскому – современникам Батюшкова.

    Справка:

Жуковский В.А. – русский поэт, переводчик, критик. А.С.Пушкин считал Жуковского своим учителем. Жуковский  - создатель романтического направления в русской поэзии. Кроме его несомненных заслуг на литературном поприще современники отмечают высокие нравственные личностные качества Жуковского, главным нравственным принципом которого был следующий: «Каждый день – доброму делу, мысли или чувству, к нему впоследствии добавился ещё один: «Дела поэта – слова его».

Вяземский Пётр Андреевич – князь, русский поэт, литературный критик. Был большим поклонником творчества Пушкина и его другом. Именно Вяземскому первому Пушкин сообщил из Южной ссылки о замысле романа «Евгений Онегин»: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Перу Вяземского принадлежат мемуарные сочинения, в которых он запечатлел подробности жизни виднейших представителей русской культуры конца18 начала 19 века.

Копмозиционно ст-е делится на 5 частей.

1)Чтение 1 части.

Словарь:

Пенаты – отеческий дом, кров (от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага).                                                               Пестуны – те, кто вырастил, выпестовал.

Фимиам – благовония.

Богинь пермесских дар  (парнасских) – гора Парнас, на которой жили Музы, в том числе и Муза поэзии

Лар – доброе домашнее божество.

Скудель – глиняная посуда.

Вывод:

--Каково настроение этой части?

-- Каким описывает поэт свой отеческий дом? Чем он ему дорог?

2)Чтение 2 части.

--Как понимаете смысл этой части?

--Какие земные радости прославляет поэт?

--Как здесь проявляются анакреонтические мотивы?

Словарь.

Жупел – опасность, нечто, внушающее страх.

3)Чтение и обсуждение 3 части.

Словарь.

                                                 -5-

Богиня слепая – Фортуна, богиня судьбы.

4)Чтение 4 части.

-- Как поняли прочитанное?

(Свой поэтический дар поэт называет небесным вдохновеньем.

Он приглашает в свои пенаты для беседы своих любимых поэтов или их тени: «И мёртвые с живыми вступили в хор един».

…Ты пред ними,

Парнасский исполин,

Певец героев, славы,

Вслед вихрям и громам,

Наш лебедь величавый

Плывёшь по небесам.

        Имеется в виду Г.Р.Державин, сравнивший себя с лебедем в одном ст-ии.

В толпе и муз, и граций,

То с лирой, то с трубой,

Наш Пиндар, наш Гораций

Сливает голос свой.

Он громок, быстр и силен,

Как Суна средь степей,

И нежен, тих, умилен,

Как вешний соловей.

        Имеются в виду два направления в поэзии Державина (гражданское и интимно-психологическое). Суна – река, на которой находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад».

…Повестью прелестной

Пленяет Карамзин (повесть Карамзина «Афинская жизнь»)

То древнюю Русь и нравы

Владимира времян… (имеются в виду исторические труды Н.М.Карамзина)

За ними сильф прекрасный,

Воспитанник харит,

На цитре сладкогласной

О душеньке бренчит;

Мелецкого с собою

Улыбкою зовёт…

Поэт И.Ф.Богданович, автор поэмы «Душенька».

Ю.А.Нелединский-Мелецкий – поэт-сентименталист.

И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер – поэты и баснописцы.

                                                  -6-

5)Чтение 5 части.

О Аристиппов внук! – имеется в виду П.Вяземский

Выводы:

          Это ст-е о смысле жизни. В нём звучат анакреонтические мотивы: поэт прославляет радости жизни, любовь, дружбу, радость творчества.

        Поэт уверен, что домашний мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности.

        Он считает своими учителями лучших поэтов  своего времени и сравнивает их с любимыми поэтами Древней Греции.

         К жизни и смерти он относится философски.

А.С.Пушкин так оценил ст-е «Мои пенаты»: «Это ст-е дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льётся – гармония очаровательна».

«ВАКХАНКА»

Словарь.

Вакх (Дионис) – в греческой мифологии бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.

Вакханки – спутницы Вакха (Диониса)

В Древнем Риме устраивались вакханалии – праздники, посвящённые Дионису.

Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент, род тарелок, литавр.

--Автор рисует картину вакханалии. Какие средства он для этого использует?

--Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

--Охарактеризуем фонетические особенности текста. Какие согласные звуки в нём преобладают?(р, в, л)

--Какое настроение придаёт обилие этих звуков ст-ю?

(Это сонорные звуки. Они не тяжёлые, поэтому придают языку ст-я лёгкость и воздушность, создают радостное настроение).

Запись в тетрадь-словарь.

Эвфония (в переводе с греческого – благозвучие) – естественность и красота звучания художественной речи. Поэтическая фонетика. Аллитерации. Ассонансы. Рифмы. Избегание неблагозвучных , трудно произносимых и воспринимаемых сочетаний согласных в слове (Пупс взбешён. Ах, почаще б с шоколадом! – у К. Чуковского в книге «От двух до пяти»)

7.Итог урока.

-- Объясните смысл выражения «анакреонтические мотивы творчества Батюшкова».

 --Каким чувством проникнуто раннее творчество Батюшкова?

                                              -7-

(Радости, жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности).

8.Домашнее задание.

Читать и обдумывать ст-я Батюшкова «К другу», «Тень друга».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий путь Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык лирики Батюшкова.

Слайд 2

«Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова) Худ. Ю.Иванов К.Н.Батюшков. 1980-е гг.

Слайд 3

Н.И.Гнедич (крайний справа) среди других литераторов (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский) на картине работы Г.Чернецова

Слайд 5

Анакреонт. 5 в. до н. э.

Слайд 6

Други ! Сядьте и внемлите Музы ласковый совет. Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети! Жизнью дай лишь насладиться, Полной чашей радость пить: Ах! Недолго веселиться И не веки в счастье жить.

Слайд 7

П.А.Вяземский В.А.Жуковский

Слайд 8

Худ.С.Соломко . Вакх

Слайд 9

Дионис. (Дионис верхом на барсе).

Слайд 10

Худ. М.Хосе . Вакханалия

Слайд 11

Тема: «Философские элегии К.Батюшкова»

Слайд 12

Периодизация творчества К.Н.Батюшкова: 1 период – 1802-1812 гг. 2 период – (1812-начало 1814) 3 период – (середина 1814 1821)

Слайд 13

Худ. В.Б.Иовик . Тень друга . 1986 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодо­го человека, не различающего, где добро, а где зло, где крас...

Методическая разработка преподавателя Богданова Константина Николаевича, к проведению занятия по дисциплине Правила безопасности дорожного движения, на тему: "Органы управления транспортного средства"

Данная методическая разработка специально создана для более наглядного обучения студентов технического колледжа, на дисциплине - правила безопасности дорожного движения.Специальность - 19063...

Презентация к уроку по теме " Жизнь и творческий путь В.А Жуковского"

Презентацию можно использовать для изучения биографии  В.А.Жуковского   на вводном уроке  по товрчеству  писателя....

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....

ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.

Внеклассное мероприятие по литературе. ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И  ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ....

В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.

Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского....

конспект урока по литературе "Жизнь и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова

Рассматриваются основные моменты жизни и творчества Некрасова. В начале урока показываются фотографии поэта, чтобы заинтересовать детей в изучении биографии Николая Алексеевича....