Контрольные работы по литературе 5 класс
олимпиадные задания по литературе (5 класс) на тему

Работы по изученным темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольное тестирование по литературе.  I полугодие, 5 класс. (программа В.Я.Коровиной)

1. Автором сказки «Царевна- лягушка» является
а) народ; б) А.С.Пушкин; в) Гомер; г) И.А.Крылов.
2. Малые жанры устного народного творчества – это 
а) басни, стихи, рассказы б) потешки, заклички, приговорки ; в) песни, стихи, романы.
3. Сказка – это
а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;
б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;
в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
4. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые.
5. Какая черта не является чертой волшебной сказки?
а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы.
6. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»?
а) 7; б) 3; в) 13; г) 5.
7. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?
а) Баба-Яга; б) Кощей Бессмертный; в) старый старичок
8. Каким по счёту сыном обычно был в сказках Иванушка-дурачок?
а) первым; б) вторым; в) третьим; г) седьмым.
9. Христианство на Руси было провозглашено 
а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г.
10. Древнерусская литература возникла в 
а)VI веке б) X веке; в) XIII веке
11. Какая черта не является характерной чертой басни?
а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение.
12. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?
а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую войну.
13. Какой басни Крылова не существует?
а) «Волк в овчарне», б) «Свинья под дубом», в) «Ворона и Лисица».
14. Определите название приёма, характерного для басни:
а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение.
15. Вывод в басне называется 
а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.
16. А.С. Пушкин родился 
а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве.
17. Няню поэта звали
а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна
18. Никита Тимофеевич Козлов был Пушкину
а) дядей; б) отцом; в) дядькой; г) братом.
19. Сказка А.С. Пушкина называется:
а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»; 
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
20. Кто является носительницей зла в этой сказке?
а) царица; б) царевна; в) черница. 
21. Чернавка в сказке Пушкина это:
а) девушка с черным цветом кожи; б) служанка для «чёрной» работы; в) сильно загоревшая женщина.
22. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям?
а) легла спать; б) всё порядком убрала; в) приготовила обед и поела.
23. Художественное определение – это:
а) аллегория; б) иносказание; в) эпитет.
24. Как называется следующее художественно-выразительное средство?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
а) гипербола, б) обращение; в) сравнение.
25. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?
а) родители; б) гувернёры; в) бабушка.
26. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?
а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве.
27. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется:
а) аллегория; б) метафора; в) сравнение.
28. Под басурманами Лермонтов подразумевал:
а) иноземцев; б) барсуков; в) русский народ.
29. Какого художественного приёма не использовал автор в следующем отрывке?
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени, 
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала…
а) риторическое обращение; б) сравнение; в) риторическое восклицание; г) олицетворение
30. Какова основная мысль отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасова?
а) восхищение простой русской женщиной б) описание жизни русской крестьянки
31. Назовите рифму в произведении «Мороз, Красный нос»
А) кольцевая б) перекрестная в) парная 
32. Против чего был направлен рассказ И.С.Тургенева «Муму»?
А) против крепостного права б) против плохого отношения к животным в) против грубости людей
33. Описание каморки Герасима – это 
А) пейзаж б) портрет в) интерьер
34. Что символизирует немота Герасима? (развернутый ответ)

Терминологический тест 5 класс

  1. Художественное (оценочное) определение – это
    А) олицетворение
    Б) сравнение
    В) эпитет
  2. Наделение неживого предмета признаками живого существа – это
    А) метафора
    Б) олицетворение
    Б) гипербола
  3. Повесть – это
    А) вид эпического произведения, в котором рассказывается о людях и событиях. По объему больше рассказа;
    Б) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном событии
    Г) наука об ораторском искусстве
  4. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; характерны сочетание точных зарисовок быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора -это 
    А) сказка
    Б) рассказ
    В) сказ
  5. Определите жанр произведения «Теплый хлеб»
    А) рассказ
    Б) сказ
    В) сказка
  6. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене, -это
    А) пьеса
    Б) сказка
    В) сказ
    Г) повесть
  7. В драматургии, театре - пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы
    А) эпитет
    Б) ремарка
    В) сравнение
  8. Описание природы – это
    А) интерьер
    Б) пейзаж
    В) портрет
  9. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть иносказание, мораль – это
    А) рассказ
    Б) сказка
    В) сказ
    Г) басня


Предлагаемый итоговый тест составлен в соответствии с программой по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (базовый уровень) и позволяет проверить уровень освоения пятиклассниками изученного материала не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Рекомендуемое время выполнения теста – 30-40 минут, в зависимости от подготовленности класса. 

1 вариант. 
1. Установите соответствия. 
1.В.А.Жуковский. а) «В дурном обществе» а) Костылин. 
2.Л.Н.Толстой. б) «Свинья под дубом». б) Герасим. 
3. В.Г.Короленко. в) «Муму». в) Маруся. 
4. И.С.Тургенев. г) «Кавказский пленник». г) Царь Матвей. 
5. И.А.Крылов. д) «Спящая царевна». д) Ворон. 
2. Найдите лишнее. 
1. а) драма, б) повесть, в) лирика, г) эпос. 
2. а) басня, б) рассказ, в) сказка, г) былина. 
3. Определите жанр произведения по его отрывку. 
а) « ПАДЧЕРИЦА. Не пойду я! 
ДОЧКА. Как это - не пойдёшь? 
ПАДЧЕРИЦА. Неужели вам меня совсем не жалко?..» 
б) « Нашёл, конечно, Степан. Что ему, коли он всё нутро горы вызнал, и сама Хозяйка горы ему пособляла. Вырубили из этой малахитины столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам-Петербурхе отправил». 
4. Какой вид описания использован в данном отрывке? 
«…движения её тонких рук были медленны, глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице, длинные ресницы были опущены». 
а) пейзаж, б) портрет, в) авторская характеристика. 
5. Укажите вид рифмовки. 
И синий бесконечный лес 
Скрывал ту сторону небес, 
Куда, дневной окончив путь, 
Уходит солнце отдохнуть. 
6. Какие средства выразительности присутствуют в данном отрывке 
(см. №5). Приведите примеры. 

2 вариант. 
1. Установите соответствия. 
1.А.С.Пушкин. а) «Чёрная курица» а) Степан. 
2.А.Погорельский. б) «О чём говорят цветы». б) Дед Афанасий. 
3. П.П.Бажов. в) «Васюткино озеро». в) роза. 
4. В.П.Астафьев. г) «Сказка о мёртвой царевне». г) Алёша. 
5. Ж.Санд. д) «Медной горы хозяйка» д) Елисей. 
2. Найдите лишнее. 
1. а) рассказ, б) повесть, в) стихотворение, г) частушка. 
2. а) драма, б) трагедия, в) роман, г) комедия. 
3. Определите жанр произведения по его отрывку. 
а) «Уж сколько раз твердили миру, 
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок. 
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». 
б) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына». 
4. Какой вид описания использован в данном отрывке? 
«Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» 
а) пейзаж, б) портрет, в) авторская характеристика. 
5. Укажите вид рифмовки. 
Задремали звёзды золотые, 
Задрожало зеркало затона, 
Брезжит свет на заводи речные 
И румянит сетку небосклона. 
6. Какие средства выразительности присутствуют в данном отрывке 
(см. № 5). Приведите примеры. 

Ключи к тесту 

№ 1 вариант -2 вариант 
1 1 – д – г 
2 – г – а 
3 – а – в 
4 – в – б 
5 – б - д 1 – г – д 
2 – а – г 
3 – д – а 
4 – в – б 
5 – б - в 
2 1. б 
2. г 1. г 
2. в 
3 а) драма 
б) сказ а) басня 
б) сказка 
4 б в 
5 парная рифма перекрёстная рифма 
6 синий, бесконечный, дневной – эпитеты; 
лес скрывал сторону – метафора; 
солнце уходит отдохнуть - олицетворение золотые, речные – эпитеты; 
звёзды задремали, зеркало задрожало – олицетворения; 
зеркало затона, сетка небосклона, свет румянит - метафоры 

Способ оценивания теста 
Оценивание теста производится сначала в баллах – максимально 14 баллов: 
1 задание – 5 баллов, 
2 задание – 2 балла, 
3 задание – 2 балла, 
4 задание – 1 балл, 
5 задание – 1 балл, 
6 задание – 3 балла. 
Баллы переводятся в отметку по следующей схеме:

7 – 8 баллов – «3» 
9 – 11 баллов – «4» 
12 -14 баллов – «5». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

 Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века»....

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Контрольная работа по литературе. УНТ и древнерусская литература. 5 класс

Контрольная работа направлена на проверку знаний по устному народному творчеству и древнерусской литературе. Содержит задания с вариантами ответов и задания, требующие развернутого ответа....

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века" (8 класс)

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века"  для обучающихся 8 класса состоит из двух заданий на установление соответствий (автор - название произведения, наз...