Рабочая программа учебного курса "Литература" в 6 Б классе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Думшева Надежда Валентиновна

Данная программа учебного курса соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_b_klass-2017.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и одобрена на заседании                                         Утверждена руководителем

кафедры русского языка и литературы                                   образовательного учреждения

Заведующий   кафедрой______________                            ____________/_______________/                                    /_____________________________/                                          «___»_________________20   г.                                    «___»____________________20      г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  «Литература» в 6 Б классе

Составитель: Думшева

 Надежда Валентиновна,

учитель русского языка

                                                                             и литературы

2017-2018  учебный  год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 Б класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), в соответствии с программой, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под  редакцией В.Я. Коровиной «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень)». - М: «Просвещение», 2010 г. и рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год). Рабочая программа ориентирована на использование учебной хрестоматии «Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2014 г.

В системе образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях литература занимает особое место. Обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, литература способна целостно, системно влиять на интеллект, чувства, мировоззрение и миропонимание, общую культуру каждого, кто соприкасается с её богатствами, развивать познавательно-мыслительные способности и чувство прекрасного.

В художественных произведениях в образной форме отображён огромнейший опыт духовного развития, ценностных исканий и самовоспитания личности, познания в художественном слове-образе окружающего мира, освоение и осмысление которого необходимо для духовного, нравственного становления личности. Глубина и сила воздействия литературы на человека обусловлены тем, что усвоение художественных идей, обогащение опытом предшествующих поколений происходит в личностной форме, ибо литература как вид искусства влияет комплексно на «ум» (интеллектуальную составляющую) и «сердце» (сферу эмоций) читателя.

Мир художественного произведения представляет собой «вторичную модель реальности», в которой воссоздана целостная картина мира, отображающая социальные противоречия, сложные причинно-следственные связи, процесс самосовершенствования личности, способы постижения автором действительности.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества (что соответствует задачам Программы развития школы).

Курс литературы – один из основных в школьном гуманитарном образовании. Освоение этого курса определяет уровень интеллектуального и эмоционально-нравственного развития школьника, его образного мышления, его культуры, в том числе уровень владения  родным языком и искусством речи.

Изучая литературу, ученик приобретает опыт её понимания, а также опыт творческого самовыражения. В процессе обсуждения литературных произведений и работы над собственными сочинениями он учится пользоваться литературным языком как средством оформления собственных мыслей. В рамках курса литературы школьник учится также практически применять знания, полученные им в курсах родного языка и истории; работает с такими междисциплинарными, общегуманитарными категориями, как личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность (что соответствует задачам Программы развития школы).

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессиональный выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов  жизнедеятельности.  

С   этих  позиций   обучение  рассматривается   как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературы:

-   осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-  формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-  формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований нового образовательного стандарта в учебном процессе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа  (подробному, выборочному, сжатому, от  другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

-   свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-   отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

-   способами свободного владения письменной речью;

-   освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Таким  образом,  компетентностный подход к созданию  рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учеников в системе гуманитарного образования - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В образовательном стандарте второго поколения они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства предполагают формирование целостных представлений о литературе в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Межпредметные связи.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Программа В.Я. Коровиной помогает достичь основной цели литературного образования в школе: знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные качества у читателя. В 6 классе ведущей проблемой курса литературы является художественное произведение и автор, характеры героев.                    

Главной идеей рабочей программы  (вслед за программой под ред. В.Я Коровиной) является изучение литературы  от русского фольклора к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе  19, 20 веков. В конце учебного года для изучения предлагаются произведения зарубежной литературы, курс зарубежной литературы также выстроен в хронологическом порядке: от мифов древнего мира до литературы 20 века.

В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Тематическое планирование учебного материала (70 ч.)

Введение (1ч.). Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор (1ч.). Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки (1ч.) - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы

Русская летопись (1ч.). «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы 18 века

Русские басни (2ч.). Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы 19 века

Иван Андреевич Крылов (3 ч.). Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин (11 ч.). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся). «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч.). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.). Рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Федор Иванович Тютчев (1 ч.). Рассказ о поэте. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч.). Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.). Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков (4 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов (1 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 ч.). Яков Петрович Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...». Евгений Абрамович Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». Алексей Константинович Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Произведения русских писателей 20 века

Александр Степанович Грин (1 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

Андрей Платонович Платонов (1 ч.). Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Михаил Михайлович Пришвин (2 ч.). Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Особенности композиции и смысл названия произведения. Подготовка к сочинению. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (1 ч.). Слово о поэтах-фронтовиках. Константин Михайлович Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Давид Самуилович Самойлов. «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч.). Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа, нравственные проблемы, юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин (3 ч.). Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ сюжет развитие понятий. Герой-повествователь развитие понятия.

Василий Макарович Шукшин (1 ч.). Слово о писателе. Рассказы «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве писателя.

Фазиль Абдулович Искандер (2 ч.). Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

Александр Александрович Блок (1 ч.). Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».  Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

Сергей  Александрович Есенин (1 ч.). Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение выразительному чтению.

 Анна Андреевна Ахматова, Николай Михайлович Рубцов (1 ч.). Слово о поэтах. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Обучение анализу стихотворения. Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай (1 ч.).  Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность традициям своего народа. Великая роль книги в жизни человека.

Кайсын Кулиев (1 ч.). Слово о поэте. «Когда   на  меня  навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции (3 ч.). Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Теория литературы. Миф.

Геродот (1 ч.). Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки.

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (3 ч.). Слово о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель Сервантес Сааведра (2 ч.). Рассказ о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и  ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Фридрих Шиллер (1 ч.). Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Проспер Мериме (2 ч.). Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери (3 ч.). Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.

Теория литературы. Притча.

Итоговое тестирование (1 ч.).

Заключительный урок (2 ч.). Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Оценка уровня литературной подготовки школьников 6 класса

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов.

Письменно: письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» ученики  должны:

чтение и восприятие:

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  • воспроизвести их конкретное содержание,

-           дать оценку героям и событиям; чтение» истолкование и оценка:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность:

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

-          обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:

  • работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);
  • работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний по литературе;
  • работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Назначение работ — оценить достижение учащимися обязательного уровня подготовки по литературе.

Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему: либо — в зависимости от цели проверки — раздельно, либо последовательно через определенный промежуток времени.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов (базовый уровень)

должны знать:

-   основные историко-культурные сведения,  необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;

-   теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;

-   биографические сведения о писателях;

-   содержание изученных литературных произведений;

уметь: 

-   ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);

-   выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;

-   владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);

-   владеть навыками анализа художественного текста;

-   сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-   составлять план прочитанного;

-   выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;

-   характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;

-   выражать своё отношение к прочитанному;

-   писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;

-   владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

-   способны решать жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Основные теоретико-литературоведческие понятия

-   Художественная литература как искусство слова.

-   Художественный образ.

-   Фольклор. Жанры фольклора.

-   Литературные роды и жанры.

-   Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

-   Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

-   Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Произведения для заучивания наизусть

На протяжении учебного года должно быть выучено примерно 10—12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).

М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком...» Утес. Три пальмы (на выбор).

Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». А. А. Блок. Летний вечер. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» и др. (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).

Произведения для самостоятельного чтения

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

 Г. Р. Державин. Лебедь.

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. На развалинах замка в Швеции.

Д. В. Давыдов. Партизан.

Ф. Н. Глинка. Луна. Утро вечера мудренее. Москва.

А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд...». Выстрел.

К. Ф. Рылеев. Державин.

Е. А. Баратынский. Родина.

Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.

Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». Лес.

М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». Сенокос. Емшан.

И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч.

Н. А. Некрасов. Влас.

Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.

Н. С. Лесков. Человек на часах.

Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат.

А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга.

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.  

В. К. Железников. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе утро.

  1. А. Лиханов. Последние холода.
  2. П. Астафьев. Деревья растут для всех.

М. М. Пришвин. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель.

В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем.

Из зарубежной литературы

Э. По. Овальный портрет.

М. Твен. История с привидением.

О. Генри. Вождь краснокожих.

А. Конан Дойл. Горбун.

Г. Честертон. Тайна отца Брауна.

Виды контроля

Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, устные сообщения,  письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров, практикумы.

Итоговый: тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.

Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

УМК

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

2. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.

3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2008.

4. Полухина В. П.  Литература: 6 кл.: Метод. советы / Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение , 2008.

5. Полухина В. П.  и др. Литература.: 6 класс.: Учеб.-хрестоматия: В 2ч./ Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение,  2014.

6. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 6 кл.» (формат МР3). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Виды самостоятельных работ

Теория литературы

Тест

Развитие

речи

Внеклассн

чтение

Чтение

наизусть

Сочинение

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

1

1

3

Древнерусская литература

1

1

4

Русская литература 18 века

2

1

1

5

Русская литература 19 века

32

2

2

6

2

8

6

Произведения русских писателей 20 века

21

3

3

2

3

4

7

Зарубежная литература

10

5

4

Итого

70

5

11

9

5

19

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем,  разделов

Вид  занятий

Количество часов

Виды самостоятельных работ

Дата проведения занятий

Развитие речи

Внеклассное чтение

Чтение наизусть

Сочинение

Теория литературы

планируемая

фактическая

1

1 четверть- 18 часов

 Введение

1.1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Позиция автора

Урок-беседа

2

Устное народное творчество

3

2.1

Обряды и обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Урок-беседа

2.2

Пословицы и поговорки – малые жанры фольклора. Загадки как малый жанр фольклора Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Урок развития речи

1

2.3

«Вн. чт.» Урок-«посиделки». Русский фольклор: в чём красота и мудрость народных обрядов?

Урок внеклассного чтения

1

3

Древнерусская литература

1

3.1

«Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел. «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописи. Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Урок-беседа

1

4

Русская литература 18 века

2

4.1

Русские басни. И.И. Дмитриев – русский баснописец. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Урок развития речи

1

4.2

«Выр. чт.»

Чтение наизусть басни И.И. Дмитриева

1

5

Русская литература 19 века

32

5.1

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

Урок-беседа

5.2

И.А. Крылов. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Урок-беседа

1

5.3

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Урок-беседа

1

5.4

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении  «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога»: изображение действительности и внутреннего мира человека

Урок-беседа

5.5

 «Выр. чт.»

А. С. Пушкин. «Зимнее утро» Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения

Урок развития речи

1

5.6

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести

Урок-беседа

5.7

А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни  русского барства. Конфликт Дубровского-старшего и К.П. Троекурова

Урок-беседа

5.8

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

5.9

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Отношение автора к героям

Урок-беседа

5.10

Рр Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Урок развития речи

1

1

5.11

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Урок контроля

5.12

2 четверть-14 часов

Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Урок-беседа

5.13

«Выр. чт.»

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций

Урок развития речи

5.14

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…», «Утёс». Особенности выражения темы одиночества

Урок-практикум

5.15

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Урок-практикум

1

5.16

«Вн. чт.» Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»

Урок внеклассного чтения

1

5.17

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

Урок-беседа

5.18

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров

Урок-практикум

5.19

«Выр. чт.»

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…»

Урок развития речи

1

5.20

Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

Урок-практикум

5.21

«Выр. чт.»

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного

Урок развития речи

1

5.22

А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них…». Природа как мир истины и красоты. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Урок-практикум

1

5.23

Рр Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Домашнее сочинение

Урок развития речи

1

1

5.24

«Выр. чт.»

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Урок развития речи

1

1

5.25

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций

Урок-практикум

5.26

3 четверть – 20 часов

 «Вн. чт.» Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова

Урок внеклассного чтения

1

5.27

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова

Урок контроля

5.28

Н. С. Лесков. Рассказ о писателе. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа

Урок-беседа

5.29

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония (начальные представления).

Урок-беседа

1

5.30

А.П. Чехов. Слово о писателе.  «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и другие рассказы Антоши Чехонте

Урок-практикум

5.31

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Урок-практикум

1

5.32

«Выр. чт.»

Времена года в лирике русских поэтов Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Урок-концерт

1

1

6

Из русской литературы ХХ века

20

6.1

«Вн. чт.» А.С. Грин. Рассказ о писателе. Феерия «Алые паруса»: мечта и реальность. Душевная чистота главных героев

Урок внеклассного чтения

1

6.2

А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное -  вокруг нас

Урок-беседа

6.3

М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

Урок-беседа

6.4

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Урок-практикум

6.5

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Урок развития речи

1

6.6

Рр

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Урок развития речи

1

1

6.7

«Выр. чт.»

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша…». Д.С. Самойлов «Сороковые»

Урок развития речи

1

6.8

«Вн. чт.» А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война

Урок внеклассного чтения

1

6.9

В.П.  Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Теория литературы. Рассказ сюжет развитие понятий. Герой-повествователь развитие понятия.

Урок-беседа

1

6.10

Рр В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы в рассказе. Юмор в рассказе. Домашнее сочинение

Урок развития речи

1

1

6.11

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники

Урок-беседа

6.12

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика. Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Урок-беседа

1

6.13

Рр  Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина»

Урок развития речи

1

1

6.14

4 четверть – 18 часов

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор в рассказе

Урок-беседа

6.15

 «Выр. чт.»

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

Урок-беседа

1

6.16

Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина

Урок контроля

6.17

А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер»

Урок-беседа

6.18

С. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье» и др.

Урок-беседа

6.19

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…»

Урок-практикум

6.20

В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Срезал»

Особенности героев Шукшина

Урок-беседа

6.21

«Вн. чт.» 

К. Кулиев. Слово о поэте «Когда на меня навалилась беда…»Тема Родины и народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Урок внеклассного чтения

1

1

7

Зарубежная литература

10

7.1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Теория литературы. Миф.

Урок-беседа

1

7.2

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Урок-беседа

1

7.3

«Вн. чт.» Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Урок внеклассного чтения

1

1

7.4

«Вн. чт.» Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот» - роман о последнем рыцаре (обзор)

Урок внеклассного чтения

1

7.5

И.Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада  «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

Урок-беседа

7.6

«Вн. чт.» Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества

Урок внеклассного чтения

1

7.7

«Вн. чт.» М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека

Урок внеклассного чтения

1

7.8

«Вн. чт.» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Теория литературы. Притча.

Урок внеклассного чтения

1

1

7.9

Итоговый урок по курсу литературы 6 класса

Урок контроля

7.10

По стране Литературии. Задания для летнего чтения

Урок контроля