Рабочая программа по учебному предмету "Литература". 10-11 классы. (УМК Ю.В.Лебедева, А.И.Романовой)
рабочая программа по литературе (10, 11 класс) на тему

Плотникова Марина Николаевна

Документ представляет собой разработанную рабочую программу по литературе для 10-11 классов по УМК Ю.В.Лебедева и А.И.Романовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_rp_literatura_10-11_lebedev.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № __

к Образовательной программе

Муниципального бюджетного

 общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №27»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ЛИТЕРАТУРА»

10-11 классы

(УМК Ю.В.Лебедева, А.И.Романовой)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для  10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (от 05.03.2004 №1089), на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе к предметной линии учебников для 10-11 классов общеобразовательных организаций Ю.В.Лебедева, А.И.Романовой.

Согласно учебному плану на изучение литературы  в 10-11 классах отводится 201 час.

1. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

2. Содержание учебного предмета.

10 класс

Русская литература XIX века.

Вершины русской литературы  первой четверти XIX века, предопределившие развитие  словесности на новом этапе.

А.С. Пушкин.

«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Маленькие трагедии»  «Пиковая дама».

Художественный мир А.С. Пушкина. Последующее развитие русской литературы. Осуществление Пушкиным органического синтеза освоенного русской литературой XVIII века культурного опыта Западной Европы с многовековой национальной традицией. Завершение процесса создания зрелого литературного языка. Исторические причины, обусловившие рождение гения Пушкина.

Элегии «Погасло дневное светило…», «К морю», стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Национальное своеобразие романтизма Пушкина. Поэтический цикл «Подражание Корану». Девятая часть «Подражаний…» как отголосок духовного смятения, пережитого Пушкиным в Южный период, и выхода из него во время Михайловской ссылки. Использование церковнославянской , библейской лексикии 37-й главы из «Книги пророка Иезекииля», передающее духовное родство двух священных текстов.  «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Отличие ее от романтической элегии, в которой воспевается чувство скорби и уныния, рожденное безотрадным настоящим и безрадостным прошлым. Переход от исповеди перед собой к проповеди, адресованной друзьям, от элегического монолога к поэтическому завещанию.

Духовная просветленность поздней поэзии Пушкина. Стихотворение «Вновь я посетил…». Грусть поэта об уходящей жизни и светлый финал.

Теория литературы: философская лирика.

 Изображение в «Маленьких трагедиях» узловых этапов западной цивилизации и их оценка Пушкиным. Мир, представленный в главных человеческих страстях: деньги, искусство, любовь. «Пир во время чумы» как финал цикла, в котором личность поставлена перед земным пределом – смертью.

Культ человеческой индивидуальности, оборачивающийся разрушительным индивидуализмом. Восхищение Пушкина величием развернувшихся в европейском человеке жизненных сил и отрицание их самоубийственной односторонности, приводящей человека к трагическому тупику

Крах на русской почве замыслов и идеалов европейского  героя в повести «Пиковая дама». Развитие центральных мотивов повести в творчестве Достоевского.

Теория литературы: драма, трагедия, идея литературного произведения, мотив, «вечный образ».

М. Ю. Лермонтов.

 «Когда б в покорности незнанья…», «Монолог», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу», «Ветка Палестины».

В.Г.Белинский о своеобразии поэзии Лермонтова в ее сравнении с поэзией Пушкина. Открытие смысла земной жизни, заключенного в самоусовершенствовании человека, в пробуждении духовной первоосновы, Божественной его сущности («Когда б в покорности незнанья…»). Осознание противоречий внутри самого человека, совмещающего в своей природе «священное с порочным» («1831 июня 11 дня»).  Развитие этих мотивов в русской литературе второй половины XIX века.

Дерзкое соединение в пределах одного лирического стихотворения жанровых традиций обличительной сатиры и элегии в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен...". Поэтическая разработка этого открытия Лермонтова в лирике Некрасова.

Исцеление от романтического индивидуализма и рефлексии через народное, православно-христианское чувство любви к матери Божией, «теплой заступнице мира холодного" ("Молитва").  Развитие этих мотивов в поэзии Некрасова.

Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении «Валерик». Контраст между красотой окружающей природы и чудовищной жестокостью человека, одержимого духом бессмысленной вражды и злобы. Стихотворения: «Мой демон», «К∗∗∗» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Религиозно-философские мотивы лирики  Лермонтова. Поэтические находки в лирике Лермонтова (соединение жанровых традиций обличительной сатиры и элегии).  

Теория литературы: романтический герой, поэма, традиции и новаторство в литературе.

Н. В. Гоголь.

Повесть «Шинель». Творчество Гоголя – новая фаза в развитии русской литературы.

Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Гоголя. Особенности  последней петербургской повести Гоголя «Шинель»  Социальный и религиозно-философский смысл повести.   Социально-бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции в освещении  темы «маленького человека».  Символический смысл образов повести.  Развитие темы «бунта стихии»  в русской литературе второй половины XIX в. (финал «Истории одного  города» Салтыкова-Щедрина).

Становление и развитие реализма в литературе.

Формирование реалистического направления  в европейской литературе  XIX в. в творчестве  О.де Бальзака  («Гобсек»), Ч. Диккенса  («Жизнь и приключения Оливера Твиста»), Г. Де  Мопассана («Ожерелье») и др.

Становление и эволюция реализма в русской литературе XIX в. Ренессансный характер русского реализма

И. А. Гончаров.

Роман «Обломов».

Жизнь и творчество писателя. Драматическая связь художественного мироощущения Гончарова с динамичным временем эпохи 1860-х годов.  Особенности  его эстетической  и общественной позиции.   Роман «Обломов».Гончаров и Гоголь. Обломов и «лишние люди»

 «Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера. Сказочные и былинные ассоциации  в сцене прихода гостей к Обломову (Обломов и Илья Муромец, Обломов и Иванушка-дурачок).

 Неудавшаяся попытка синтеза немецкой практичности и русской душевной широты.

 Причина тревог Ольги и бездуховный ответ на них Андрея Штольца. Любовь к Обломову русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной .

 Роман «Обломов» в экранизациях.   Актуальный смысл проблематики творчества Гончарова на современном этапе развития европейской христианской цивилизации

А. Н. Островский . «Гроза».

«Не в свои сани не садись»  «Бедность не порок». «Не так живи, как хочется»

Историческая почва, обусловившая рождение национального драматурга, создателя русского  театрального репертуара. Художественный мир Островского –драматурга.  Творческая история «Грозы». Общенациональный масштаб художественного обобщения, образы грозы и Волги в пьесе.

Народные истоки характера Катерины, своеобразие её религиозного  мироощущения. Добролюбовская и писаревская Катерина перед судом Катерины Островского. Художественный  мир  Островского-драматурга в оценке Добролюбова  и Григорьева .

И. С. Тургенев

Роман «Отцы и дети».

Общественные взгляды писателя. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. «Записки охотника» как художественное единство и исток русской мысли 1860-х годов Особенности тургеневского романа  («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»  (обзор). Творческая история романа «Отцы и дети» Трагический характер  основного конфликта.

Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат. Базаров и Аркадий. Любовь Базарова к Одинцовой Внутренний конфликт в душе героя, мировоззренческий   кризис.  Второй круг жизненных  странствий Базарова, сопровождаемый разрывами с Павлом Петровичем, Феничкой, Аркадием,  Одинцовой.

Базаров под крышей родительского дома  Трагическое разрешение центральной коллизии  романа.  Отцы и дети» в русской критике  (Антонович, Писарев, Страхов). Позднее творчество писателя (обзор)

Н. А. Некрасов

«Поэт и гражданин», «Влас», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Кому на Руси жить хорошо»  

Формирование личности  Н.А. Некрасова  Начало журнальной и издательской деятельности в кругу писателей «натуральной школы»  Талант Некрасова – редактора и журналиста.

Поэтический сборник  Некрасова 1856 года. Художественная целостность  этой поэтической книги.

Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860-х годов («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Элегия»).

Первый раздел  поэтического сборника –народная жизнь в движении и развитии («В дороге», «Школьник», «Влас»).

Своеобразие интимной лирики Некрасова.

Творческая история поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Рыхлость композиции как характерный признак  эпического повествования.

Семь странников –эпический образ  народных правдоискателей Эволюция их представлений о счастливом  человеке и счастье народном.  

Поп и помещик как герои поэтического эпоса.

«Пир на весь мир» -финал эпической поэмы.

Эволюция хорового народного образа в поэме-эпопее от «Последыша» к «Пиру на весь мир»

Новый тип счастливца-жизнеустроителя в образе Гриши Добросклонова. Песни Гриши.  

«Последние песни» поэта. Некрасов и русская поэзия конца XIX – начала XX в.

Ф. И. Тютчев Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» и др.    

Мир природы в философской лирике  поэта. Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития.

Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины.

Тема трагического одиночества и его преодоления. Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека.

Поэтическое открытие русского космоса в стихах  Тютчева

Поэтическое открытие русского космоса и возрождение  пушкинской гармонии  в стихах  Тютчева

А. А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»

Драматизм личной судьбы Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX в.

Социально-философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии.  Своеобразие  любовной лирики Фета. Поэзия Фета и «диалектика души» Л. Толстого.

Природа в поэзии Фета. Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии  человеческой души.

А. К. Толстой

«Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Средь шумного бала…», «Василий Шибанов»

Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения  А. Толстого.

Любовная лирика Толстого.

Исторические взгляды Толстого и его сатирические  стихотворения.

М. Е. Салтыков-Щедрин  «История одного города»

Формирование сатирического дарования Салтыкова-Щедрина.

«История одного города» - итог жизненного опыта и сатирического  творчества Салтыкова-Щедрина 1860-х годов. Глупов с его обывателями и градоначальниками как город-гротеск- собирательный сатирический образ всей России.  

Сатира Салтыкова-Щедрина на любую безбожную власть. Градоначальники  города Глупова как земные идолы.

Связь глуповцев и их градоначальников.  Сатирическая картина наиболее  слабых сторон народного миросозерцания.

Угрюм-Бурчеев и его царствование – наказание глуповцев за их идолопоклоннические грехи. Пророческий смысл финала сатиры.

Ф. М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание».

Биография и литературная деятельность Ф.М. Достоевского. Эволюция мировоззрения писателя.  Формирование почвеннического  миросозерцания.

Творческая история романа «Преступление и наказание». Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суверенных правах сильной личности.  Богоборческий смысл этой идеи.

Связь теории Раскольникова с драматическими  условиями жизни.

Идея и натура Раскольникова: сознательное и подсознательное в поступках и душевных переживаниях героя.

Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников и Сонечка Мармеладова. Источник духовной силы Сонечки.

Религиозно-философский смысл романа. Символический сон Раскольникова на каторге. Полемический подтекст «Преступления и наказания»  Пророческий смысл  романа.

«Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов.

Отечественное литературоведение о жанровом своеобразии  романов Достоевского.   Христианский гуманизм Достоевского.  Мировое признание творчества Достоевского

Л. Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир».

Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Начало творческого  пути. Трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Место «Севастопольских рассказов» на пути к «Войне и миру».

Творческая история «Войны и мира» Эволюция замысла и её связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов.

«Война и мир» как роман-эпопея, жанровое и композиционное  своеобразие книги. Толстовская философия истории.  

Наполеон и Кутузов, «толпа» и «народ».

Два универсальных состояния общей жизни людей в художественном произведении. Народный характер войны 1812 года «Мысль народная» и её христианский смысл. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа.

Роль эпилога в художественном единстве романа-эпопеи.  Эволюция художественного метода Толстого.  Мировое значение Толстого –художника и мировая известность его как религиозного мыслителя.

Н. С. Лесков

Повесть «Очарованный странник»

Место Лескова в ряду писателей-классиков второй половины XIX в.  Своеобразие общественной позиции  Лескова.

Повесть-хроника Лескова «Очарованный странник». Судьба «очарованного странника» Ивана Флягина. Общенациональный смысл его характера. Флягин как русский национальный характер в процессе  его незавершенного  становления и развития.  Выявление  русскости  Флягина в эпизоде татарского  плена.  

Художественная и сердечная одаренность  Флягина. Духовная любовь к цыганке Маше.  Самоотверженность героя.

Особенность языка  хроники.

А. П. Чехов

Комедия «Вишневый сад». Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».

Связь мироощущения Чехова с эпохой 1860-х годов. Существенные особенности реализма Чехова.  Детские, отроческие и юношеские годы Чехова. Труд самовоспитания.

Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1880-х годов. Своеобразие чеховского юмора.

Перемены в творчестве  Чехова второй половины 1880-1890-х годов. («Горе», «Тоска»). Духовное прозрение героя в рассказе «Студент». Проблема веры и сомнения в творчестве позднего  Чехова.  

Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии» Учитель провинциальной гимназии  Беликов как олицетворение русской государственности с её ненавистью к живой жизни и страхом перед нею («Человек в футляре».

Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч».  Умение Чехова вместить содержание классического русского романа в пределы краткой, но емкой по своему художественному смыслу повести («Дама с собачкой»). Своеобразие драматургии  Чехова, её исторические истоки.

Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад». Три поколения героев в пьесе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодежь.

Двойственное освещение  всех действующих лиц. Средства выражения авторской оценки в комедии.

Особенности центрального конфликта и характер его разрешения.  Смысл финала комедии.  

Мировое значение  русской литературы XIX  в.

11 класс

А.С. Пушкин    

«Медный всадник»

Власть и личность, исторический процесс и судьба «частного» человека в нем. Тема стихии в поэме.

Пророческий смысл поэмы Пушкина «Медный всадник».

Продолжение в русской литературе темы противостояния и взаимозависимости личности и истории

Введение. Судьбы русской литературы на новом историческом этапе

Реализм в литературе рубежа веков. Основные модернистские течения в русской литературе конца XIX начала XX века.  

И.А. Бунин

«В лесу, в горе родник, живой и звонкий…», «Первый соловей», «Еще и холоден и сыр…», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Роман горбуна».  

Развитие традиций русской классической литературы

Жизнь и творчество И.А. Бунина. Поэзия и лирическая проза Бунина – наследница традиций русской классики.

Образ надвигающейся катастрофы в рассказе «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». Искания героев рассказа и выбор героини. Тургеневские и пушкинские мотивы в финале рассказа.

«Легкое дыхание». Трагическая судьба Оли Мещерской и ее неумирающая красота

Художественное совершенство рассказа «Темные аллеи».

«Роман горбуна». Что такое любовь?

А.И. Куприн

«Гранатовый браслет».

Жизнь и творчество А.И. Куприна

Продолжение традиций русской прозы в творчестве Куприна.

История любви чиновника Желткова к княгине Вере в рассказе «Гранатовый браслет».

Мастерство Куприна-художника: многоцветье и полнозвучие изображенного мира в рассказе..

М. Горький

«На дне», «Макар Чудра»

Творческий путь М. Горького в ХХ веке.

Пьеса «На дне»: система образов. Ночлежка и ее обитатели. Лука среди ночлежников. Жизненная философия Луки, суть его правды. Попытка героев пьесы осмыслить и высказать правду о человеке.

Авторская позиция, ее неоднозначность.

Неоромантические мотивы рассказа «Макар Чудра», воспевание свободы, силы красоты героев.

А.А. Блок  

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Поэма «Двенадцать».  

Жизнь и творчество А.А. Блока. Мотивы лирики поэта. Символизм поэзии А. Блока.

Поэма «Двенадцать» как отклик поэта на революционные события

Контраст как организующий принцип в художественном мире поэмы

Цветовая и звуковая символика в поэме «Двенадцать». Библейские образы, апокалипсические мотивы.

Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (обзор)    

Н. Клюев, Н. Гумилев

Судьбы Н. Клюева, Н. Гумилева, отражение в них трагических изломов истории.

Особенности творчества Н. Клюева, Н. Гумилева, их индивидуальность, связь с литературным течением.

В.В. Маяковский  

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Облако в штанах».

Жизнь и творчество В.В. Маяковского

Особенности ранней лирики В.В. Маяковского.

Художественное своеобразие поэмы «Облако в штанах». Футуристические черты поэтики В.В. Маяковского. Попытка примирить пафос коллективизма и интимный мир чувства в любовной лирике.

Тема поэзии и признания поэта в постреволюционной  лирике поэта.

А.П. Платонов  

«Сокровенный человек».

Жизнь и творчество А.П. Платонова

Образы людей, души которых искорежены революционной смутой, в повести «Сокровенный человек».

С.А. Есенин    

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…»

Жизнь и творчество С.А. Есенина. Художественная цельность поэзии С.А. Есенина.

Тема Родины-России на разных этапах творчества поэта

Лирическое отражение обретений и утрат поэта. Народно-песенная стихия есенинской лирики.

Одиночество поэта в буднях и праздниках Руси советской.

М.А. Булгаков  

«Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»

Жизнь и творчество М.А. Булгакова.

Изображение Гражданской войны в романе «Белая гвардия». Образ Дома и его роль в образной системе произведения. Драматические переплетения человеческих судеб в романе «Белая гвардия».

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт»

М.И. Цветаева  

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст»

Жизнь и творчество М.И. Цветаевой, яркая индивидуальность поэтического мира.

Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу в поэзии М.И. Цветаевой.

Особенности любовной лирики. Экспрессивность поэтического языка М.И. Цветаевой.

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia»

Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Хрупкая красота жизни в изображении О. Мандельштама.

Акмеизм в поэзии О.Э. Мандельштама.

А.А. Ахматова    

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Поэма «Реквием».

Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Психологическая точность подробностей  в ранней лирике

Философская глубина зрелой поэзии А.А. Ахматовой.

Тема творчества в лирике А.А. Ахматовой. Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой.

Поэма «Реквием» - памятник муке и мужеству. Образ лирической героини в поэме «Реквием»

М.А. Шолохов  

«Тихий Дон» (обзорное изучение).

Жизнь и творчество М.А. Шолохова.

Продолжение традиций русского романа-эпопеи в романе «Тихий Дон». Единство исторических судеб России и личных судеб героев романа.

Изображение Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Образ Григория Мелехова, соединивший характерные черты народных персонажей и душевные свойства интеллектуальных героев классической русской литературы.

Роль любовной коллизии, женские образы в романе.

Б.Л. Пастернак  

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…». Роман «Доктор Живаго» (обзор).

Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака.

Экспрессивность, метафоричность, ассоциативность ранней лирики Б. Пастернака.

Основные мотивы лирики. Размышления о сущности поэтического ремесла. Женщина как непостижимое чудо в любовной лирике Пастернака.

Философские и религиозные мотивы творчества поэта. Своеобразие поэтики романа «Доктор Живаго». Образ Юрия Живаго в галерее духовно неудовлетворенных, рефлектирующих героев русской литературы.

Любовная тема в романе.        

А.Т. Твардовский  

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «Я убит подо Ржевом…».

Жизнь и творчество А.Т. Твардовского.

Память войны в поэзии А.Т. Твардовского, чувство ответственности перед павшими.

К. Симонов

Стихотворения: «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Тот самый длинный день в году…»

Жизнь и творчество поэта.

Война и любовь в стихотворениях К. Симонова.

Дж. Оруэлл

«Скотный двор»

Сатирическая притча Дж. Оруэлла как еще один вариант антиутопии. Зарождение, расцвет и крах тоталитарной системы в гротескном изображении Дж. Оруэлла.

Лагерная тема в прозе 50-60-х годов XX века.  

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы; А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»  

Осмысление опыта испытания человеческой сущности нечеловеческими условиями лагерного быта в прозе Шаламова и Солженицына. Обличение сталинского режима и тема ответственности каждого за происходящее в стране. Особенности трактовки лагерной темы в рассказах Шаламова и Солженицына.

Проза второй половины XX века.

Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века (обзор)

А.Н. Толстой «Русский характер», В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда», В.В. Быков «Обелиск», «Сотников», В.Л. Кондратьев «Сашка», Ю. Бондарев «Горячий снег», Б. Васильев «А зори здесь тихие…»  

Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе» 60-70-х годов. Проблема цены, заплаченной народом за Великую Победу.

Б.Л. Васильев  

«Завтра была война»

Жизнь и творчество Б.Л. Васильева. Тема и проблематика повести «Завтра была война». Отражение времени в повести Б. Васильева.  

В.М. Шукшин  

«Как помирал старик», «Чудик», «Микроскоп».

Жизнь и творчество В.М. Шукшина.

Взгляд писателя «во глубину России». Герои рассказов Шукшина. Художественное своеобразие прозы Шукшина.

В.Г. Распутин  

«Прощание с Матерой»

Матера как символический образ России. Судьбы материнских старух и их детей – коллективный образ трех поколений русских людей. Проблематика повести. Авторская позиция. Открытый финал повести как призыв к восстановлению связи времен.

Поэзия второй половины XX века.

Н.М. Рубцов, И.А. Бродский.

Образ России в лирике Н. Рубцова. Лирический герой стихотворений Н. Рубцова.

Обращение к вечным темам и образам в лирике И. Бродского.

Р. Гамзатов  

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...»

Национальный колорит и общечеловеческая проблематика стихотворений Р. Гамзатова.

Драматургия второй половины ХХ века  

А. В. Вампилов «Утиная охота», В.С. Розов «Вечно живые»

Гражданский долг и любовь в творчестве Розова-драматурга. Развитие традиционных тем и образов русских интеллигентов в драме «Вечно живые».

Трагедия нравственной деградации личности в пьесе «Утиная охота»

Литература последнего десятилетия  

Основные тенденции современного литературного процесса.

Постмодернизм как кризисный феномен искусства второй половины XX века

3. Тематическое планирование

10 класс

№ темы

Тема

Количество часов

Обзор. Вершины русской литературы  первой четверти XIX века, предопределившие развитие  словесности на новом этапе.

1

А.С. Пушкин.  Лирика. «Маленькие трагедии». Повесть «Пиковая дама».

5

М.Ю. Лермонтов. Лирика.  

4

Н.В.Гоголь

3

Становление и развитие реализма в литературе (обзор)  

3

И.А. Гончаров.  

9

А.Н. Островский  

6

И.С. Тургенев

12

Н.А.Некрасов

10

Ф.И. Тютчев  

4

А.А. Фет.  

4

А.К. Толстой.  

3

М.Е. Салтыков-Щедрин

4

Ф.М. Достоевский    

9

Л.Н. Толстой.  

12

Н.С. Лесков.  

4

А.П. Чехов.

7

Мировое значение  русской литературы XIX  в.

1

19.

Итоговый урок.

1

Всего

102

11 класс

№ темы

Тема

Количество часов

А.С. Пушкин    

2

Введение

2

И.А. Бунин

6

А.И. Куприн

3

М. Горький

8

А.А. Блок  

6

Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (обзор)

2

В.В. Маяковский

6

А.П. Платонов

2

С.А. Есенин    

5

М.А. Булгаков  

5

М.И. Цветаева  

3

О.Э. Мандельштам  

2

А.А. Ахматова  

6

М.А. Шолохов  

6

Б.Л. Пастернак  

6

А.Т. Твардовский  

2

К. Симонов  

2

Дж. Оруэлл

1

Лагерная тема в прозе 50-60-х годов XX века

4

Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века.

2

Б.Л.Васильев.

2

В.М.Шукшин

3

В.Г.Распутин

3

Н.М.Рубцов

2

И.А.Бродский

2

Р.Гамзатов

1

Драматургия второй половины XX века.

3

Литература последнего десятилетия.

1

Итоговый урок.

1

Всего

99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. " Математика". 6 класс.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематич...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ 11 КЛАСС (профиль) на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.

Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...