"В этом прекрасном яростном мире"
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Конспект открытого занятия по литературе по изучению творчества Платонова А. (аксиологический подход)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «В этом прекрасном яростном мире» А. Платонов

Цели урока:

1. Вспомнить со студентами рассказы А. Платонова «Неизвестный цветок», «Юшка», «В этом прекрасном яростном мире»; помочь понять основную идею рассказов;

2. Дать импульс к размышлению о необходимости в жизни сострадания, доброго отношения к людям.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

2. Овладение навыками смыслового и эстетического анализа: знать содержание рассказа, уметь определять тему, идею произведения, выделять проблемы, составлять характеристику героя рассказа.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- развитие коммуникативной компетенции в общении с учителем и сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные:

- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, а также умений самостоятельно планировать пути достижения цели;

- формирования умения самооценки и самоконтроля;

- формирование умений владеть устной и письменной речью;

- формирование умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- коммуникативных качеств, выработка командного духа в работе в группах и индивидуально;

- извлекать информацию из текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

 Ход занятия:

Деление по группам

Студент 1:

Один из  исследователей творчества А.Платонова писал: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть – опережающие время, до которых надо еще дотянуться…»

К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Всю свою жизнь А.Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.

Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому, однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

Обратите внимание, пожалуйста, на портрет писателя.

Перед нами человек с приятным лицом. Большой лоб, плотно сжатые губы, выразительные глаза. Он, кажется, много видел. Лицо мужественное. Прекрасный русский писатель. Он родился в Воронеже. Здесь прошло его детство и юность. Многое из того, что написано им, связано с Воронежем.

У него выразительные глаза, но взгляд грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше многих, убедившись в том, что чужого страдания и горя не бывает. Внешне Платонов-человек кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку.

   Студент 2:

Он родился на рубеже двух веков. Жизнь Платонова была связана с важными историческими событиями: войной, революцией, коллективизацией деревни.

Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до конца дней его. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры), познать непосильный наемный труд, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Родовая фамилия его – Климентов.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с 13-его возраста, чтобы прокормить братьев и сестер.

За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посыльный, подручный слесарь, помощник машиниста, журналист, писатель дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом его жизни.

Андрей Платонов был участником Великой Отечественной войны, которая до конца дней осталась сильнейшим потрясением. Летом 1944 года он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: оказались поврежденными легкие. 5 января 1951 года писатель скончался. Так война настигла его в мирное время.

Писатель ушел из жизни, но наследие его велико. Он оставил нам свои книги, полные добра и человечности.

Преподаватель:

Мы сегодня вспомним одно  из его последних произведений – сказку-быль «Неизвестный цветок». Написана она незадолго до смерти. По словам вдовы писателя, «Неизвестный цветок» является как бы творческим завещанием А. Платонова.

Это простая притча о цветке, вырастающем из праха, пыли и смертных останков, перерабатывающем самое смерть в жизнь, – творческое кредо писателя.

СЛАЙДЫ СТУДЕНТА «Неизвестного цветка»!!!!!!!

          ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

- Какое, впечатление произвел на вас рассказ?

– Кто является главным героем?

– Чем он отличается от других растений?

(Его жизнь – борьба за выживание).

– Что цветок говорит сам о себе в диалоге с Дашей?

(–Почему ты не похож на других?

– Оттого, что мне трудно!)

– Как Даша узнала о существовании цветка?

(– Почувствовала благоухание).

Работа по группам

1 группа

1) Найти в толковом словаре значение слова «благоухание».

Благоухание – аромат, приятный запах.

Благоухать – приятно пахнуть, издавать аромат.

2 группа

2) Подобрать слова с корнем благо.

Благовест, благовещение, благовоние, благодарение, благодать, благодушие, благозвучие, благополучие, благоразумие, благоустройство, благонадежный, благообразный, благородный, благотворитель и т.п.)

Почти все перечисленные слова состоят из 2 частей (сложные слова). Первый корень – благо – Каково его значение?

Благо – 1. Добро, благополучие;

2. То, что дает достаток, удовлетворение потребностей.

- Так каково же общее  значение всех ранее перечисленных слов?

Иногда встречается словосочетание «духовное благоухание».

Что это означает? О ком, как о носителе данного качества мы можем говорить?

3 группа

- Какими, по-вашему, качествами наделен цветок?

(Жизнелюбие, целеустремленность, трудолюбие, стойкость)

- С кем (с каким человеком) его можно сравнить?

(1. С путником, упрямо идущим к цели сквозь непроглядную тьму;
2. С мудрым старцем, собирающим крупицы истины в своем сердце;
3. С человеком с ограниченными способностями (с инвалидом), лишенным возможности передвигаться, но не лишенным надежды и веры).

- Что объединяет их всех?

(Трудно бывает каждому. Нужно только понять, что трудности – не козни судьбы, а ступеньки возрастания души).

- Почему в следующем году на пустыре вырос лишь один цветок, похожий на отца, а остальные были «немножечко хуже».

Письменный ответ на вопрос 2 минуты

Что по вашему мнению завещал Андрей Платонов через эту притчу? Кто хочет прочитать?

Преподаватель: Сейчас поговорим о рассказе «В этом прекрасном, яростном мире»

Пересказ! 1 студент

Беседа по содержанию рассказа.

О чем этот рассказ?

(О том, как трудно жить; об опасностях, которые подстерегают человека в жизни; о преодолении трудностей; о высоком мастерстве и профессионализме; о радости делать любую работу; о душевной красоте и щедрости; о чести и совести; ответственности за тех, кто рядом; о важности человеческого участия, - т.е. о множестве житейских и нравственных проблем размышляет писатель в своем произведении).

Какое впечатление рассказ произвел на вас?

От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Почему машинисту Мальцеву было грустно со своими помощниками?

(Он не мог передать секреты своего мастерства и страдал от этого: какой-то профессиональный эгоизм «вгонял» его в постоянную грусть и равнодушие к своим помощникам по паровозному делу).

Опишите его внешность, поведение.

Что помогает нам понять характер этого человека?

(Ярко нарисованная картина грозы, которую бесстрашно преодолевал отважный машинист).

Почему такое большое впечатление производит на вас описание разбушевавшейся природы?

(Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мастерство писателя выражается в том, что мы как будто видим, слышим, осязаем грозу).

Как переживает свое горе Мальцев?

(Мужественно, хотя находится в состоянии тяжелого удручения).

Ведется следствие. Мальцева признают виновным и осуждают.

Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?

Помощник Мальцева предложил следователю смоделировать удар молнии в лабораторных условиях. Следователь так и поступил. Была доказана невиновность машиниста. Однако после опыта Мальцев вновь потерял зрение окончательно, как он думал. В конце рассказа судьба улыбнулась герою: он вновь обретает зрение.

Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит «весь свет», обретая вновь любимое дело.

Что же помогает вернуться к полноценной жизни? /Собственная воля, человеческое участие, милосердие, самоотверженность помощника/.

Итог беседы:

Почему Платонов назвал рассказ «В прекрасном и яростном мире»?

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.

Преподаватель:

И третий рассказ, который нам поможет разобраться в творчестве

Андрея Платонова, я предлагаю вам послушать описание главного героя. И самим определить название текста.

«Юшка»

Его настоящее имя Ефим, но весь народ, кто его знают называют…  Он немного похож на старика ему 40 лет, он низкий, плохо видит. С детства болеет туберкулезом (чахоткой). Живет он в доме кузнеца. За хорошую работу его кормит хозяин борщом ,хлебом и кашей, а все остальное он должен был покупать себе сам, но полученные гроши он никуда не тратит. Каждый раз он уходит куда-то на месяц. Он трудолюбивый. Он не такой как все – особенный. Покажем, в чём его исключительность

Слово учителя

– «Побеждай зло добром» – так гласит библейская мудрость. СЛАЙД

Возможно ли это в современном мире? Если возможно, то, каким образом? На эти и другие вопросы дает ответ А. Платонов в рассказе «Юшка».

Задание 1. Работа в группах.

1 группа

1вопрос – Какое впечатление его внешность произвела на вас?

2 вопрос – Как к нему относились горожане? Почему?

(Он не похож на всех; был примером тому, как не надо жить; выплескивали на нем злобу; был необходимостью: узнавали по нему, когда нужно начинать, а когда заканчивать работу)

2 группа

1 вопрос

– Дети, издеваясь над ним, размышляя «вправду ли Юшка живой». Почему?

(Безответный, безобидный; за провинности взрослые наказывали детей и от Юшки они ждали того же)

2 вопрос

- Как реагирует Юшка на издевательства детей и взрослых?

(Он тот, на котором прерывается цепь зла!!! Противоядие злому миру – доброта).

3 группа

1 вопрос

- Зачем человек приходит в этот мир? Почему человек должен жить? Почему он не вправе выбирать момент ухода из этого мира? Многие мудрецы не могли дать на эти вопросы однозначных ответов. А как бы ответили на них вы?

– Юшка же просто не понимал «зачем ему умирать, когда он родился жить». Не его воля родиться, не его воля уйти из этого мира. К тому же он говорит: «Меня … народ любит!» «Он меня без понятия любит … сердце в людях бывает слепое».

2 вопрос

– Юшка любит людей, любит весь мир. Как он ведет себя наедине с природой? Как это его характеризует?

(Текст со слов: «В июле или в августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города…)

Преподаватель

 Безобидный, бессловесный Юшка хранит в себе тайну, которая раскроется лишь после его смерти. Что же произошло осенью в год его смерти? Кто та девушка, к которой Юшка уходил?

 (Она не была дочерью Юшки по плоти, но стала его дочерью по духу)

– «Не стоит село без праведника», – гласит пословица. Место Юшки заняла его дочь. В чем мы видим эту преемственность?

Текст со слов: «Девушка-врач осталась в нашем городе навсегда».

Он научил ее доброте и милосердию.

Сегодня на занятии мы вспомнили, а кто-то и познакомился с замечательными рассказами А. Платонова. Думаю, многое вы поняли, над многим задумались.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать диаграмму Венна, которая поможет вам написать эссе. Что общего и что различного в чертах главных героев?

Общее: Мальцев, цветок, Юшка- мужество, честь, сила духа

Различное - красота, доброта

Домашнее задание:

Написать эссе на тему «Чему учат рассказы А. Платонова»

Рефлексия:

что удалось? Какие трудности испытывали? Как решали проблемы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс А Платонов "В прекрасном и яростном мире"

2 урока литературы в 7 классе  по рассказу А Платонова "В прекрасном и яростном мире" с презентацией по учебнику В. Я. Коровиной...

«В прекрасном и яростном мире…» /Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/

Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться ...

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

«В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ» (Человек и машина в мировой литературе)

На семинаре будут обсуждаться проблемы, поднятые в литературе:1. Техническая мысль и нравственность: постановка проблемы.2. Положительное влияние технического прогресса на человечество.3. Техногенные ...

Уроки внеклассного чтения по рассказу А. П. Платонова " В прекрасном и яростном мире"

Конспект уроков литературы предназначен для знакомства учащихся с личностью А. П. Платонова, его произведениями. Анализируя рассказ, необходимо помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...