Символическая планета Экзюпери
статья по литературе (6 класс) на тему

Вишнякова Татьяна Анатольевна

            Исследовательская статья будет полезна коллегам при подготовке к уроку в 6 классе по произведению Экзюпери "Маленький принц", а также при подготовке старшеклассников к написанию итогового  сочинения по литературе и части С на ЕГЭ по русскому языку( в статье можно найти отличные аргументы по следующим проблемам: взаимоотношения поколений,  отцы и дети, роль детства в жизни человека, дружба, любовь, преданность, пороки, истина, смысл жизни, выбор профессии, время, связь с прошлым, историческая память...). В своей работе я рассматриваю сказку Экзюпери как притчу и накладываю текст произведения на психологические статьи Берна «За пределами игр» и  « Трансактный анализ". Я пришла к выводу , что притча Экзюпери передаёт  нам устами ребёнка мудрейшие истины о том, как сохранить в себе ребёнка - лучшую составляющую часть нашей личности. Формула Ребёнка : спонтанность, креативность, раскованность, эмоциональность, искренность, радушие и принятие, доверительность и беззащитность.         

            В притче даются ответы на вопрос , почему взрослые люди живут, разыгрывая роли и манипулируя друг другом, как и почему они перестают понимать детей, как всё же сделать их общение эффективным. Маленький принц и Лис учат нас жить включёнными в эту жизнь, то есть чувствующими окружающий мир и ценящими каждое прожитое мгновение. Притча учит тому, что не надо избегать привязанностей и доверительной близости в отношениях с другими людьми.

            В статье я говорю об играх - злополучных поведенческих схемах людей - и разбираю  примеры нескольких таких игр на аллегориях, которые вводит в притчу автор. Например, "Алкоголик" (планета Пьяницы), "Более того" (Роза),"Владыка" ( планета Короля), "Позёр" (планета Честолюбца), "Нынешние", "Посмотри, что я из-за тебя сделал", "Изъян"(планета  Делового  человека),"Загнанная домохозяйка"( планета Фонарщика), " Почему бы Вам....Да, но..." (планета Географа).

            Также в статье содержатся результаты тестирования (на ряд одинаковых вопросов отвечали взрослые учителя и дети). По результатам опроса я пришла к выводу, что мы , взрослые, усталые, задёрганные, замотанные, нам не до искреннего, открытого общения . Каким же истинам мы научим детей? Для детей мир добрый, ласковый. Сами они умнее, доверчивее, добрее нас и, разумеется, они более творческие, чем мы. Возможно, эта работа заставит нас задуматься о своей жизни, переосмыслить её, как это сделал лётчик.

            Небольшим приложением к статье стала глава, в которой я проанализировала изобразительно-выразительные средства, встречающиеся в притче. К статье прилагается и презентация с иллюстрациями к тексту произведения и психологическими выкладками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская статья 191.12 КБ

Предварительный просмотр:

Untitled-Scanned-12

Автор: учитель русского языка и литературы

ГБОУ "Гимназия №622" г.Санкт-Петербург

Вишнякова Татьяна Анатольевна

Санкт-Петебург,2018 год

-     Глава 1

     Предлагаю  рассматривать произведение Экзюпери « Маленький Принц» как притчу. Посмотрим, как толкуется этот термин в литературоведческом  словаре Тимофеева – Венгрова  :«Притча- старинное название назидательных рассказов человеческой жизни в форме  иносказания, аллегории. В старину так называли те из басен, в которых действующие лица- люди.»

     Сам автор протестует , чтобы его книжку читали просто ради забавы. «Я охотно бы начал  эту повесть как волшебную сказку . Жил да был Маленький Принц. Он жил на планете, которая была чуть больше его самого, и ему очень не хватало друга… Те, кто понимает , что такое жизнь, сразу бы увидели, что это гораздо больше похоже на правду».

     Поскольку я называю произведение притчей, то следует сделать какие-то выводы из назидания. Попробуем кратко сформулировать, о чем притча

« Маленький принц» :

  1. О том, как сохранить в себе Ребенка (эмоциональная часть Я каждой личности). То, что толкает нас на спонтанные поступки. Это состояние веселья и раскованности, искренности, доверительности, открытости. То,  с помощью чего человеческие взаимоотношения осуществляются с большей радостью и эффектом. Ребёнок- одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь,- радость , творчество и очарование.( Символ Ребенка- Принц)
  2. О том, как взрослые люди живут, разыгрывая роли и манипулируя друг другом( В различные игры играют и Роза, и Алкоголик, и Делец, и Географ, и Король, и Фонарщик, символизирующие собой поведение взрослых людей в повседневной жизни. Игры- это злополучные поведенческие схемы, ряд издавна известных ходов и ответных реакций на них. Они передаются из поколения в поколения от прародителей к внукам и могут охватывать около ста лет в прошлом и прогнозировать поведение человека по крайней мере на 50 лет в будущем, если не разорвать эту цепь. Различные  культурные слои  и социальные классы имеют  свои игры, различные семьи- свои варианты игр. Люди выбирают себе друзей, партнеров из числа  тех, кто играет в те же игры, то есть имеют такую же манеру поведения.
  3. Об умении жить, чувствуя окружающий мир, ценя каждое мгновение в жизни ( Включенность в настоящее означает умение видеть что-то определенное или  слышать , как поют птицы*. Маленький Принц понимает разговор цветов, для него « вода была как музыка,… а звезды умеют смеяться»). Причем делать это надо так, как умеешь  именно ты, а не так , как тебя учили. У учёных есть все основания полагать, что маленькие дети видят и слышат не так, как взрослые, что в первые годы жизни их отношение к миру более эстетично и менее интеллектуально.

    Берн «За пределами игр», стр. 140; Берн « Трансактный анализ» , стр. 29

     В силу родительского влияния, воспитание в большинстве случаев сводится к обучению тому, в какие игры следует играть. Лишь немногие люди могут охранить свою детскую способность видеть и слышать. Наверное, поэтому большинство представителей рода человеческого навсегда утрачивает способность видеть и слышать прекрасное. Это все происходит оттого, что они все  получают из вторых рук.* Вспомним , как автор Маленького Принца говорит, что взрослые посоветовали ему не рисовать, а интересоваться географией, историей, правописанием. « Вот так случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1,№2, я утратил веру в себя» .

     Включенность в настоящее предполагает жизнь в настоящий момент, а не где-то в прошлом или будущим. Вспомним пьяницу, который живет ощущением своей прошлой вины и пытается забыть, что ему совестно.

     Включенный человек никуда не торопится, потому что живет в гармонии с миром , в настоящем. Торопиться - значит пренебрегать этим миром. Вспомним встречу маленького Принца с Фонарщиком, планета которого год от года вращается всё быстрее, а он не может перестроиться и , сбиваясь с ног от усталости, больше всего на свете хочет спать. По мнению включенного Принца, просто « нужно идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце и … за 24 часа любоваться закатом  1 440 раз! Невключенному Деловому человеку даже некогда спичкой чиркнуть, этот серьезный человек заработался настолько, что «уж и не знает, чего считает». Как истинный брюзга, он ищет на кого бы свалить причину своих неудач ( на ревматизм, залетевшего майского жука, на ребенка, задающего глупые вопросы)

        4.О том, как и почему взрослые перестают понимать детей.

В личности каждого человека Э. Берн выделяет три состояния : Родитель, Ребенок, Взрослый.

 РОДИТЕЛЬ- хранилище стереотипов, обусловленных спецификой воспитания. Иногда они важны : если бы не было твердых жизненных правил, начиная с заповеди « не укради» и кончая поведением за столом, человечество не могло бы существовать. Состояние Родителя иногда необходимо, потому что экономит массу времени – люди многое делают только потому, что так принято делать, это освобождает от необходимости принимать тривиальные решения. Так, например, Маленький Принц четко знает : « Есть твердое правило : встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу приведи в порядок свою планету.»

 Выражение « это ваш Родитель»  означает , что сейчас вы рассуждаете , как обычно рассуждал один из ваших родителей, реагируете теми же жестами, словами и чувствами.*

Э.Берн « За пределами игр» стр.140.

Берн «Трансакционный анализ»стр.29

     Однако родители не всегда учат верно, поэтому культурные традиции так же необходимы, как и их  обновление. Когда человек, к 20 годам научившись выживанию, достигает независимости, приобретает умение жить включенным, действовать спонтанно и достигать истинной близости с другими людьми, он должен освободиться от родительского влияния и перейти к состоянию Взрослый.

     ВЗРОСЛЫЙ – состояние, необходимое для жизни, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и промахи. Это трезвый весовщик, соизмеряющий « хочу - нужно».

     Выражение « это ваш Взрослый»  означает, что вы только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход своих мыслей, формулируете свои проблемы и выводы, к которым вы пришли. Например,  Маленький Принц находится в состоянии Взрослого, когда понимает, что напрасно верил наивным слова м Розы и серчал на неё , нужно было просто вдыхать аромат, который она дарила, ведь « глаза слепы, зорко одно лишь сердце». Он находится в состоянии Взрослого, когда понимает, что « навсегда  в ответе за тех, кого приручил».  Он также находится в состоянии Взрослого, когда смог встать на место  летчика, почувствовать испытываемую им жажду и отправиться к колодцу. Он находится в состоянии Взрослого и когда оценивает торговца пилюлями , говоря : « Будь у меня 53 минуты свободных, я бы просто-напросто пошёл к роднику». То есть   не стал бы подменять истинную культуру суррогатной, настоящую дружбу- игрой, нравственные ценности- сомнительными радостями.

    РЕБЕНОК, как я уже говорила, ОДНА ИЗ САМЫХ ЦЕННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТИ ( если речь не идёт о капризном и избалованном Ребенке) :

  • спонтанность
  • креативность
  • раскованность
  • эмоциональность
  • искренность
  • радушие и принятие
  • доверительность, беззащитность

     Говоря « это ваш Ребенок» , имеем в виду , что вы реагируете так, как это бы сделал маленький ребенок.

     В нашей притче символом Ребенка является  Лис, который приручается, то есть по-детски привязывается к Маленькому Принцу, а также, за исключением нескольких ситуаций, символом Ребенка, безусловно, является Маленький Принц. Именно детскую наивность, трогательность и незащищенность обнаруживает Маленький Принц, когда просит нарисовать себе друга, выбрав самое слабое и беззащитное существо-барашка. Детской проделкой выглядит его подарок - вместо звёзд  «целая куча смеющихся бубенчиков"( "ты будешь смеяться, когда смотришь на небо, а взрослые подумают, что ты сошел с ума»)

И, конечно, только Ребенок мог сохранить в себе « верность цветку, образ розы, который лучится в нем , словно пламя светильника». Хорошо бы, если б каждый взрослый  мог сохранить в душе такую розу- символ преданности, детского, чистого, искреннего и  эстетичного восприятия мира.

« Светильники надо беречь- порыв ветра может их загасить».

     А теперь объясню своё видение того, почему взрослые перестают понимать детей : ОБЩЕНИЕ ЭФФЕКТИВНО, ЕСЛИ ВЕДЕТСЯ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ, т.е. если Взрослый хочет понять Ребенка, он должен встать на его место, попробовать возродить в себе собственного  Ребенка. Или поднять сознание Ребенка до уровня Взрослого и говорить с ним на языке Взрослый-Взрослый.*

     Рассмотрим, на каком языке ведется коммуникация в притче.

     Делец и Король находятся в позиции Родителя, Принц с ними –Ребёнок.

     Честолюбец- эгоцентричный, эгоистичный Ребенок, Принц с ним- Взрослый.

     Пьяница- провинившийся Ребенок, на все лады распекаемый собственным внутренним Родителем, Принц с ним – Взрослый.

     Роза- капризный Ребенок, Принц с ней  -Взрослый.

     В начале притчи автор рассказывает, как его Ребенок был подавлен неумными Родителями ( в истории с рисунками).

     Летчик, занятый починкой мотора и раздраженно отвечающий маленькому Принцу, что «розы выпускают шипы от вредности», находится в состоянии Задерганного Родителя, а Принц в этой ситуации – обиженный Ребенок. У колодца оба уже находятся в состоянии Взрослого и прекрасно понимают друг друга : « Я понял, что он искал. Я поднес ведро к губам. . Это было как  самый прекрасный пир. Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звездами». Летчик сумел понять Принца, потому что воскресил в себе детские воспоминания : « Когда я был маленьким , так светились для меня рождественские подарки : сиянием свеч на елке, пением органа, ласковыми улыбками». В час разлуки  - оба в состоянии Ребенка, тяжело переживающего утрату. В результате единства языка в двух последних случаях между героями царит полное взаимопонимание. Взаимопонимание царит и в беседе Принца с Фонарщиком, несмотря на то, что беседа идет на разных языках : Фонарщик- задерганный, уставший от сверхответственности Родитель, а Принц- Ребенок., но он может понять Родителя, так как у него у самого выработана верность слову, чувство долга ( вспомним, как по - родительски он искореняет семена баобаба, то есть дурные привычки на своей планете, где планета- символ конкретной человеческой личности).

     В общении с Фонарщиком Принц тоже Родитель, но Родитель понимающий, сочувствующий : « Вот бы с кем подружиться…Он один не смешон, может быть, потому, что думает не только о себе»

*Берн « За пределами игр», стр.142

     5.Притча учит тому, что не надо избегать привязанностей и доверительной близости в отношениях с другими людьми.

 БЛИЗОСТЬ- чистосердечное поведение человека без игр, восприятие мира глазами неиспорченного Ребенка, который со всей искренностью живет в настоящем, не боясь привязанности и позитивных чувств.*

     Современное общество в основном не поощряет искренности, так как здравый смысл предполагает, что искренность можно использовать с дурным умыслом, повлечь за собой разоблачения. Поэтому люди приходят к компромиссу в общении, к играм. В результате потери близости в общении, люди становятся очень одиноки, теряют смысл в жизни.( « Так я жил в одиночестве и не с кем мне было поговорить по душам…Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана и тот был бы не так одинок») Казалось бы, автор это говорит в ситуации крушения посреди пустыни. Но вспомним риторическое обращение Змеи, символ мудрости , к Принцу : « Среди людей тоже одиноко» . Или чудесную метафору : по мнению пустынного цветка, люди- « перекати-поле, их носит ветром,  у них нет корней, это очень неудобно», то есть люди стараются не привязываться ни к себе подобным, ни к месту, где живут.

     В аллегории о стрелочнике мы видим людей , которые в суете жизни уже сами забыли , что ищут и куда торопятся, им даже уже не интересны новые впечатления . « Ничего они не хотят,- сказал Стрелочник,- они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам». « Одни только дети знают, чего ищут»,- промолвил Маленький Принц.

     Лис объясняет Маленькому Принцу, почему у людей нет друзей :  друзей надо «приручать», то есть узнавать ближе, открываясь самому, доверчиво, искренне, без игры. а затем нести за эту близость ответственность. Т.е ни в коем случае нельзя манипулировать близкими, используя их откровенность против них же в своих целях, не предавать в тщеславном желании возвыситься и самоутвердиться. Но, по мнению Лиса, люди не умеют принимать друг друга такими, какие они есть, да и не составляют они себе труда познать душу ближнего: « У людей уже не хватает времени  что-либо узнавать. Они  покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких  магазинов, где торговали бы друзьями».

     Я часто употребляю в своей работе слово игра. Давайте разберем примеры нескольких таких игр на аллегориях, которые вводит в притчу автор.

     Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления при помощи конкретного жизненного образа. Например, планета, где живет Пьяница- аллегория пьющего Взрослого. Берн считает, что многие Взрослые играют в игру «Алкоголик».  Причем  само по себе потребление спиртного если и доставляет удовольствие, то только попутно. Главная задача игры- достижение похмелья, когда можно будет на все лады ругать себя, заниматься самобичеванием : « Да , я плохой, поэтому и пью».Этот

путь легче, чем почувствовать себя личностью и перестать потакать своим слабостям. « Хочу забыть, что мне совестно»,- признается Пьяница Принцу.

     Теперь попробуем понять, почему Маленький Принц поссорился со своей Розой. «Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным». Следовательно, Роза тоже играла. Игра её по Берну называется « Более того» - выдвигается одно обвинение за другим с целью самоутверждения. Вспомним её упрёки : " У вас тут слишком холодно, очень неуютная планета. Сквозняки, почему нет ширмы?» Эта игра, как считает Берн, вырастает из детской, в которую играют благонравные девочки. Диккенс описал её в « Больших ожиданиях». Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать песочный пирожок. После чего насмешливо указывает на его запачканные руки, одежду и говорит о том, какая она вся чистенькая : « Спасибо за песочный пирожок, грязнуля!» . Вспомним, как Роза просит Принца : « Кажется, пора завтракать, будьте добры, позаботьтесь обо мне.» Тут же начинается серия обвинений : почему он всё еще здесь и не принес ширму ( « кашлянула разок- другой, чтобы Маленький принц почувствовал , как он перед нею виноват…,пускай его помучит совесть»). Причина такого поведения- неуверенность в себе и избегание доверительных близких отношений. Сам Принц спустя время поймет, что « за этими жалкими, хитрыми уловками надо было угадать нежность».

     Король играет роль Полновластного Владыки. Это аллегория Взрослого, который надел защитную маску мудрого покровителя, всё понимающего, всё умеющего. На самом деле такого Взрослого вечно бросает в крайности- от тирании до либерализма, потому что он совершенно не владеет ситуацией.  Таких Родителей (Учителей) зачастую боятся малыши, но с взрослением к подростковому возрасту дети становятся у них совершенно неуправляемыми.

     В обыденной жизни в игры с удовольствием играют две категории людей, которых мы назовём Брюзгой и Ничтожеством (Обывателем). 

     Аллегорией Ничтожества является Честолюбец. Это человек сверхчувствительный к родительскому влиянию, поэтому его внутренний Родитель всегда вмешивается во взрослое состояние, что вызывает у человека бестактное или неуместное поведение.*.

Нашему Честолюбцу родители внушали, что он необычный, гениальный ребенок, вундеркинд. так он и пошел во взрослую жизнь с установкой « Я плюс, они Минус!». В результате вместо разумного Взрослого мы видим Позёра : « На этой планете я всех красивей, всех богаче и всех умнее!»

     Планета делового человека- аллегория холодного расчета, рассудочности, сребролюбия. ОН играет, по моему мнению, в три игры :

  1. « Нынешние»
  2. «Изъян»
  3.  «Посмотри , что я из-за тебя сделал!»

Э.Берн « За пределами игр» сттр.140

 «НЫНЕШНИЕ»- позиция Родителей, отличающаяся самодовольством и сознанием собственной правоты, желанием покарать всех, кто не живет по их правилам  : « Я человек серьезный, мне мечтать некогда, не то , что  нынешние лентяи, как посмотрят на звёзды, так и размечтаются..

«ИЗЪЯН» – позиция Ребенка « Я никуда не гожусь», защитным механизмом превращенная в родительскую позицию « Они никуда не годятся». Цель- найти изъян у других и успокоиться.  Например,  у неё прошлогодняя шляпка, у него нет 7-и тысяч в банке, до меня никто не догадался завладеть звёздами ( хотя прекрасно понимает, что звездам от него нет никакого проку, он никчемный хозяин). « И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею, а звездам от тебя нет никакой пользы… Деловой человек открыл было рот, но так и не нашёлся, что ответить».

«ПОСМОТРИ, ЧТО Я ИЗ-ЗА ТЕБЯ СДЕЛАЛ!»-кричит делец на  Принца за то, что тот задает вопросы. На самом деле, Родителю нужно просто сорвать раздражение на невинном Ребенке и тем самым уйти от ответственности и неизбежной искренности, доверительности, близости в отношениях.

     Даже так понравившийся Принцу Фонарщик является, на мой взгляд, аллегорией вечно замотанных и задерганных бытом Родителей. У Бёрна есть соответствие и этому образу . Игра называется  «ЗАГНАННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА, ИЛИ  ВИДИШЬ, КАК Я СТАРАЛСЯ!»

     Фонарщик заявляет, что, несмотря на трудности, не намерен  бросать работу. Скрытая цель игры- добиться восхищения, похвастаться своим мужеством , чтобы получить компенсацию за свои страдания, которые он же сам на себя взвалил.

     Географ – вновь аллегория несостоявшегося профессионала, который пытается скрыть свое незнание предмета и неумение владеть ситуацией. Чтобы обрести уверенность в себе , он играет в игру « Почему бы вам не… Да, но». Водящий, т.е Географ ставит проблему –знать, где находятся города, реки. горы. Остальные (Принц) начинают предлагать решение проблемы : обойти планету, попутешествовать, записать в книгу цветок с планеты Принца. Цель географа- отвергнуть все предложения, чтобы победить и таким образом скрыть свой непрофессионализм

( « Географы слишком важные персоны, чтобы путешествовать. Цветы эфемерны , чтобы их записывать»)

     В заключение  этой главы хочу  привести результаты тестирования, разработанного мной и проведенного в гимназии среди своих коллег и учеников 5-х классов. Опрошенным предлагалось ответить на ряд вопросов. Анализируя  ответы, я стремилась выявить, каковы  жизненные ценности у взрослых и детей, узнать, какую перспективу будущего они рисуют, а также сравнить разницу в видении мира Ребенком и Взрослым, узнать, сохранилась ли у Взрослых, работающих в школе, позиция Ребенка.

В 7-и взрослых работах видится мрачное будущее

1-а – с перспективой исполнения мечты

Лишь в 3-х- оптимистичный взгляд на будущее.

 На 6-й вопрос : « О чем говорите с друзьями?»- дети пишут непосредственно, о чем говорят, т.е ставят конкретные жизненные цели, знают, чего хотят (учеба, отдых, интересы, одежда, делимся секретами), т.е. существует в их отношениях определенная близость, доверительность, чего абсолютно нет в ответах взрослых. У взрослых нет конкретики, они уходят в философию о добре, о зле, счастье, размыты жизненные цели, налицо уход от доверительности.

     У детей перечисляются разные любимые сказки, а  у женщин, в основном, « Аленький цветочек» и « Золушка»- символы вечного ожидания чуда, женской неудовлетворенности, загнанности бытом.

     Добрыми взрослых видят только три человека из опрошенных взрослых, агрессорами – один, ответственными- семь человек . При ответе на вопрос:

 «Чем отличается  взрослый от ребенка»- четверо взрослых делают упор на ребенка, говоря больше о нем, т.е. они больше сохранили в себе позицию Ребенка. Шестеро больше говорят о взрослом, т.е. они находятся на позиции Взрослого или Родителя.

     Сравнив Ребенка и Взрослого, я пришла к однозначному выводу: мы, взрослые, усталые, замотанные, задерганные, нам не до общения с детьми.

     Ребенок, говоря о взрослом, говорит о своем ощущении мира, который он видит через взрослого.  Для одних детей мир добрый, ласковый, для других- странный, неожиданный, подавляющий.

    Взрослых также они видят и сверхзанятыми, всегда правыми, выслушивающими и помогающими.

    Дети, не верящие в Деда Мороза, стремятся скорее стать взрослыми, чтобы добиться, как им кажется, свободы и  вседозволенности.

     Большинство детей считает, что серьезность мешает взрослым стать творческими, как дети. Ребенок, по их мнению, умнее, добрее и доверчивее.

      Взрослые со страхом смотрят в будущее, с пессимизмом. Ребенок растет, развивается, в силу этого не может быть пессимистом. Дети более раскрепощены, у них есть перспектива.

     Из полученных данных можно  сделать лишь  один вывод : следует возродить в себе Ребенка , чтобы  вернуть радость жизни, уверенность в завтрашнем дне, умение любить , творить, быть включенным в жизнь, желание общаться искренне , открыто и доверительно, не манипулируя близкими. Прислушайтесь к себе, может, и вы услышите, «как все звезды тихо смеются, словно 500 миллионов бубенцов»

- ГЛАВА 2

Изобразительно-выразительные средства, употребленные в притче.

ИРОНИЯ -скрытая насмешка, употребление слова в противоположном его значении, когда с серьезным видом, притворно утверждают противоположное.

 « Я говорил со взрослыми об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.»

« Взрослым надо сказать : « Я видел дом за 100 тысяч франков!» И тогда они восклицают : « Какая красота!»

     Забавно преподносится идея о несовершенстве мира, с точки зрения Лиса : - У людей есть ружья ,и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур, только этим они и хороши. А на твоей планете есть охотники?

-Нет.

- Как интересно! А куры там есть?

-Нет!

-Нет в мире совершенства,- вздохнул Лис.

ГИПЕРБОЛА- преувеличение, образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.

     Преувеличенно изображается одиночество героев. Одинокий, как затерянный на плоту посреди океана летчик. Одинокий Принц, который в часы особой грусти любит глядеть на закат солнца.

-Знаешь, когда очень  грустно, хорошо поглядеть , как заходит солнце.

-Значит, когда ты видел 43 заката, тебе было очень грустно?

     Чтобы ярче обозначить включенность Принца в жизнь, автор гиперболизирует его желание остаться на планете Фонарщика, чтобы за 24 часа любоваться солнцем 1440 раз.

     СРАВНЕНИЕ – определение явления в сопоставлении с другим явлением.

«Я вскочил, точно надо мною грянул гром», « Роза не желала явиться на свет встрепанная, точно какой-нибудь мак», « Когда он зажигает свой фонарь, как будто рождается еще одна звезда или  цветок», « Твоя походка позовет, точно музыка», « У тебя золотые волосы- пшеница станет напоминать мне тебя», « На рассвете песок становится золотой, как мед», « А по ночам я люблю слушать звезды, словно 500 миллионов бубенцов»

АНТИТЕЗА- для  усиления выразительности резко противопоставляются понятия, мысли, черты характера героев.

« И я с гордостью объяснил, что умею летать.

- Как, ты упал с неба?- спросил Малыш.

-Да, -скромно ответил я.»

« Я чувствовал себя неловким и неуклюжим, не мог догнать его душу, ускользающую от меня.»

 Антитеза присутствует и в описании характера розы. В ответ на признание Принца, что она прекрасна, кокетка робко и тихо сначала высказывает

сомнения, а затем довольно нескромно замечает : « И заметьте- я родилась вместе с солнцем!»

АЛЛЕГОРИЯ- примеры приведены при разборе игр.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами, даром речи, чувствами , мыслями.

« Зловредные семена баобабов СПЯТ  под землей, пока одно из них не вздумает ПРОСНУТЬСЯ», « мы РАЗБУДИЛИ  колодец , и он ЗАПЕЛ»,» ЗВЕЗДЫ УМЕЮТ смеяться»

СИНЕКДОХА – замена части вместо целого или целое вместо части.

«страна слёз»-обобщение, имеются в виду  переживания Принца из-за того, что барашек может съесть розу, таинственная, неизведанная страна- целое вместо части ( конкретного страха)

МЕТАФОРА- употребление слова в переносном его значении для определения предмета или явления, схожего с ним.

«Роза- неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой КОМНАТКИ.»

« Я выйду из своего УБЕЖИЩА, т.е. доверюсь тебе»,-говорит Лис.

Красива метафора о людях : « Их носит ветром, у них нет корней», « зорко одно лишь сердце», « светильники надо беречь- порыв ветра может их погасить»( жизненные неудачи и лишения могут погубить в человеке веру в себя и окружающих, сделать его циником)

    Осознание того, как ценна жизнь, истина, передается в метафоре о колодезной воде. Эти примеры стоит назвать МЕТАФОРИЧЕСКИМ СРАВНЕНИЕМ : « Это был как самый прекрасный пир. Она была как подарок сердцу».

« Меня оледенило чувство непоправимой беды… Этот  смех точно родник в пустыне»

ПЕРИФРАЗ- замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт или признаков, создающих в нашем воображении яркую жизненную картину.

« -Пятьсот миллионов  этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

-Это что же , мухи?

-Да нет же, такие маленькие, блестящие.

-Пчелы?

-Да нет же, такие маленькие, золотые, всякий лентяй , как посмотрит на них, так и размечтается!

-А, звезды!»

ГРОТЕСК- смешной, необычный. Изображение в намеренно преувеличенном или приуменьшенном  смешном, уродливо комическом виде.

Гротескно передается тщеславие Честолюбца. « Тщеславные люди думают, что ими все восхищаются.

-Добрый день, -сказал Маленький Принц. –Какая у вас забавная шляпа! А что надо сделать, чтобы шляпа упала?

Но тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

-Я всех красивей, всех богаче, всех умнее.

-Да ведь на твоей планете больше и нет никого!»

ЛИТОТА- в противоположность гиперболе состоит в приуменьшении величины.

Планета Принца так мала, «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь». Иносказательно имеется в виду, что мир ребенка очень прост и мал. Он весь-то величиной с дом, в котором живет ребенок.

УМОЛЧАНИЕ-мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.

«-Я прекрасно все понял,- сказал Маленький Принц.- Но почему ты всегда говоришь загадками.

-Я решаю все загадки,- сказала змея, и оба умолкли.»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СЛУЖБА» В ПОВЕСТИ Г. Н. ВЛАДИМОВА «ВЕРНЫЙ РУСЛАН»

Работа состоит из введения, основной части, которая разделена на два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы, определены цель,  задачи и методы ...

Место вишнёвого сада в системе образов пьесы А. Чехова "Вишнёвый сад". Символический смысл названия.

В данной презентации содержится материал по пьесе "Вишнёвый сад", Рассматривается сад - главный персонаж пьесы....

Развитие у учащихся логического и абстрактно-символического мышления на урорках физики

Если бы человек познавал  мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над животными. Наравне с оррганамии чувств у нас есть осо...

Творческо-информационный проект по литературе "Моя планета детства" по мотивам сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц" (6 кл.)

Творческо-информационный проект создания иллюстрированной книги с цитатами по страницам произведения А. Экзюпери "Маленький принц" (Проект ориентирован на учащихся 6 классов)...

АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ФУНКЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (на примере стихотворения «Пленный рыцарь»)

Урок представляет собой комлексный разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пленный рыцарь" в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе. Рассчитан на два академических ча...

А. де Сент-Экзюпери. "Планета людей"

Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"...

«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)

Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....


 

Комментарии

Вишнякова Татьяна Анатольевна

Обещанную презентацию непременно опубликую, как только удастся сжать до нужных размеров.