Источники драматургии Димитрия Ростовского
статья по литературе (11 класс) по теме

Голованова Наталия Дмитриевна

"Моему сану (его же не достоин) надлежит слово Божие проповедовать не точию языком, но и пишущей рукою.То мое дело, то мое звание, то моя должность". 

 святитель Димитрий, митрополит Ростовский.

Многие русские люди (в том числе и писатели) обращались к его трудам за помощью в каких-то жизненных неурядицах, заблуждениях, искушениях, горе.  И проблемы по молитвенному предстательству пастыря доброго разрешались, ибо все его произведения имели твердое основание - Библию, труды святых отцов, Литургию. И тогда от избытка сердца уста глаголили...

Вперите в мысль, чему учитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на Истину склонитесь
И к матери своей вы Церкви примиритесь

М. В. Ломоносов

В сонме великих ростовских святителей
Был ты сияющей новой звездой,
Лучший из наших духовных учителей,
Праведник с любящей чуткой душой!

А. М. Державин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Источники драматургии Димитрия Ростовского

           Источниковедением духовной драматургии Димитрия Ростовского занимались многие исследователи. Во вступительной статье к "Успенской драме" Сперанский говорит о близости содержания пьесы к сказаниям об Успении Пресвятой Богородицы, обращает внимание на сходство с фрагментами житий, а также называет в числе источников "Успенской драмы" "Руно орошенное" (1675). Эти произведения выполняли не только идейно-смысловую, дидактическую и эмоционально-образную функции, но и влияли на стиль и своеобразие стихотворной организации пьесы.

            Е. В. Жигулин посвятил данной проблеме целую главу своей диссертации. Источниками драматургии Димитрия Ростовского он считает несколько произведений: "Алексий человек Божий" (1673-1674), "Действие на Страсти Христовы списанное" (1680), "Царство Натуры Людской" (1698), ставившиеся в Киево-Могилянской коллегии, где учился Димитрий, а также пьесы, постановки которых были осуществлены в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии: "Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным" (1701), "Страшное изображение второго пришествия Господня" (1702). В диссертации Е. В. Жигулин также сосредоточил свое внимание на анализе важных источников, сохранившихся в библиотеке ростовского митрополита: византийской драмы "Христос Пасхон", пьесы Виленской Академии Общества Иисуса "Любовь побеждающая и побежденная" (1682), латинской драмы о Теофиле.

           М. В. Дубова в своей статье "Изображения Страстей Христовых в молитвословии Димитрия Ростовского" указывает целый ряд произведений, связанных непосредственно с диалогом на Страсти Господни святителя Димитрия: "Летописец", "Диариуш", "Руно орошенное", жития, письма, "Казане на Сстрасти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа", "Слово на неделю жен-мироносиц", "Поучение на память Димитрия Солунского", "Поучение на неделю Фомину", "Поучение второе на воздвижение Креста", "Поучения в неделю 13-ю по Святом Духе", "Благодарственное Страстей Христовых воспоминание", "Плач на погребение Христово", "Поклонение 5 язвам Христовым", "Молитва или краткое Страстей Христовых воспоминание", "Молитва Иисусу Сладчайшему и поклонение Страстям Его", "Целование удов и ран".

          Целью данной работы является исследование и систематизация источников, не указанных предыдущими авторами. Круг поиска - это богослужебная литература и канонические тексты.

          Главными источниками "Успенской драмы" являются: Библия, Сказания Иоанна Богослова и Иоанна Солунского об успении Пресвятой Богородицы, песнопения Успенской службы, канон Андрея Критского, собственные проповеди Святителя. Митрополит Димитрий очень трепетно и бережно подходит к текстам Святого Писания. Здесь для митрополита важно точно передать содержание пророческого сна Иакова, рассказать о предках Богородицы и Иисуса Христа, значительными, важными являются события жизни Аарона, Гедеона. В содержание пьесы вкрапляются и притчи из Нового Завета, рассказ об апостолах из апокрифов и т. д. Эти тексты являются фундаментом, стержнем сквозного действия пьесы, функционально формирующим сверхзадачу автора - "направить очи духовне к Горнему миру".

          Песнопения в тесной связи с Библией и апокрифами составляют эмоционально-духовную основу драмы "На Успение Пресвятой Богородицы". "Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли… как согласная мелодия, как управляемое ритмом божественное песнопение" (Иоанн Златоуст) В действо в той или иной мере включены почти все жанры богослужебного пения: каноны, псалмы, тропари, стихиры, кондаки, славы. Ключевыми являются песнопения Успенской службы. Они отдельно выделены ремарками, в которых святитель Димитрий указывает, с каких слов петь. Это тропарь, глас 1-ый, избранный и 50-ый псалмы, припев Успенского канона, стихира на Господи воззвах, глас 1-ый. Они наиболее поэтично, трогательно отражают содержание празднуемого события. Это своеобразные духовные акценты, доминанты пьесы, при помощи которых святитель Димитрий концентрирует внимание зрителей на главном празднуемом событии.

          Вторая группа песнопений заимствуется автором из служб, посвященных другим праздникам годового цикла. Это стихиры Благовещения, фрагменты канона Страстной седьмицы и др. При помощи этих песнопений расширяется и углубляется значение праздника Успения Пресвятой Богородицы.

          Третья группа - это песнопения покаянного канона Андрея Критского, они призваны усилить молитвенное переживание, сосредоточенность каждого на осмыслении собственных греховных помыслов и поступков.

          Четвертая группа богослужебных песнопений представлена в пьесе в виде центона. Вкрапление в текст "Успенской драмы" цитат из разных служб христианского годового цикла способствует разрастанию мелодической ткани, ритм которой составляет духовную пульсацию всего текста в целом.

          Пятая группа - собственно авторские песнопения. Они связаны прежде всего с развитием действия, осмыслением сюжета и образов.

          По аналогии с "Успенской драмой" строится "Рождественская драма". Основа ее - Библейский текст о Рождестве Иисуса Христа и Рождественская служба. Исследователь Л. А. Софронова в своих работах очень подробно анализирует драматические источники этого произведения.

          Выделяется среди пьес Димитрия Ростовского диалог на Страсти Господни. Эта декламация более близка к лирике, нежели к действам. Источниками этого произведения являются апокрифы, синаксарь во святой и великий пяток, а также собственные труды святителя Димитрия о Страстях Господних. Эти тексты подробно разъясняют значение Страстной Пятницы, показывают трагедию и предвосхищают будущую Славу Иисуса Христа. Аллегорическое истолкование орудий пыток дается и в антифонах и седальнах Великого пятка.

          Стихиры хвалитные и стиховные подробно описывают страдания Спасителя. Стихира на "Господи воззвах" акцентирует внимание на страшных природных явлениях во время Распятия: "солнце омрачашеся и земли основание сотрясохуся…" Тропари из канона Великой пятницы показывают всю силу страданий Богородицы. Кондак, глас 8-й, замыкающий песнопения службы, также заканчивает и диалог на Страсти Господни. В числе источников этой декламации можно назвать украинские и польские вирши на Страсти Господни, а также "Венцы дванадесятозвездные".

          Это далеко не все источники драматургии святителя Димитрия Ростовского. Опытный богослов отыщет их гораздо больше, нежели указано в этой работе. Проанализировав источники, можно разделить их на следующие группы: канонические тексты Библии, службы праздников, апокрифы, произведения западных авторов (богословские и художественные), собственные произведения Святителя.

          Этот обширный опыт духовной литературы помогал ученикам Ростовской школы постигать пути снискания небесной благодати через точное слово Библии, эмоционально-трогательные песнопения и убедительную речь проповеди.

Список литературы

  1. Амфилохий. Стихи на Страсти Господни святителя Димитрия, - Ярославль, 1910.

  1. Апокрифические сказания о жизни Пресвятой Богородицы. - М., 1999.

  1. Библия., - М., 1986.

  1. Димитрий Ростовский "Рожденственская драма"// Памятники Отечества. - М., 1970.

  1. Димитрий Ростовский "Успенская драма". - М., 1889.

  1. Каноны Великого поста. - М., 1997.

  1. Православный богослужебный сборник. - М., 1991.

  1. Страстная седмица Великого поста. - М., 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе...

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...

День памяти святого великомученика Димитрия Солунского

8 ноября 2016 года кадеты из школы № 9 города Троицка - участники проекта "Духовные рубежи Отечества", приняли участие в праздновании дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского, во время ко...

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...

Рабочая программа учебного предмета «Образовательная робототехника» составитель: Чупров Димитрий Иванович

Пояснительная записка  Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. Это обусловлено двумя мощными факторами. Во-первых, по данным Международной федерации робототех...