Развитие профессиональной компетентности педагогов и учащихся на уроках русского языка и литературы (доклад на городской научно-практической конференции)
статья по теме

Егорова Татьяна Владимировна

В докладе раскрывается понятие профессиональной компетенции педагогов и учащихся  и и предложены способы её развития на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие профессиональной компетентности педагогов и учащихся на уроках русского языка и литературы

Егорова Т.В.,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Профессионально-педагогическая деятельность учителей находится в тесной взаимосвязи со всеми процессами, происходящими в нашем обществе, — экономическими, политическими, социальными. На современном этапе развития системы образования центральной фигурой в осуществлении школьных реформ был и остаётся учитель. От современного учителя требуется умение формировать высокообразованных, компетентных людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в той или иной ситуации, способны к сотрудничеству, отличаются социальной мобильностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Недаром в статье 91-ой Кодекса Республики Беларусь об образовании говорится о создании условий для развития творческих способностей учащихся, вовлечении их в различные виды социально значимой деятельности, а одной из тактических задач комитета по образованию Мингорисполкома является «формирование ключевых компетенций, необходимых для достижения положительных результатов в образовательной и профессиональной деятельности, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и их адаптацию в обществе». Следовательно, реализация компетентностного подхода в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения является актуальной задачей современной школы. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания, сформированные умения, навыки, компетенции. Успешная реализация поставленной задачи связана с применением адекватных содержанию компетентностного подхода новых технологий и форм организации мыслительной деятельности учащихся. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я считаю организацию исследовательской деятельности школьников с целью полнейшего раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала. Исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности субъектов (учащегося и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются практически все ключевые компетенции:  1) ценностно-смысловая;  2) общекультурная; 3) учебно-познавательная; 4) информационная;  5) коммуникативная; 6) социально-трудовая; 7) личностная компетенция – самосовершенствование.

Разработка проблемы формирования и развития профессиональной компетентности педагогов начинается  с определения сущности понятия «профессиональная компетентность». Существует несколько подходов в интерпретации этого понятия. Одним из наиболее распространённых определений рассматриваемого термина в психолого-педагогической литературе является следующее: «качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определённой профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности».

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дано такое толкование слова «модернизация»: «ввод усовершенствования, отвечающего современным требованиям». Ключевым здесь является слово «современные», т.е. новые технологии. Всегда будет актуальной идея познавательной самостоятельности учащихся, выдвинутая К. Д. Ушинским: «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания». Повысить эффективность обучения можно, согласуя уровень трудности задач с уровнем интеллекта ученика.

Новые педагогические технологии позволяют выявлять и развивать творческие способности у учащихся не только в письменном, но и в устном жанре. Это различные театрализованные представления, инсценирование фрагментов литературных произведений. Использование компьютера на уроках русского языка и литературы приемлемо, но всё же учащимся нужно больше писать и читать самостоятельно, а не находить нужную литературу и информацию в Интернете, которую они даже не перечитывают. Тестовые задания, иллюстрации, портреты писателей, музыкальное оформление на уроке, просмотр фрагментов фильмов, иллюстрированные путешествия по знаменитым местам — это лишь часть перечисленных возможностей новой техники, и хотелось бы, чтобы она доступна была в каждом кабинете.

Современное образование, как известно, предполагает такое образование, которое ориентировано на конечный результат. А конечным результатом в нашей педагогической деятельности является личность, которая к окончанию школы должна быть полностью сформирована. Ошибки в нашей педагогической деятельности непростительны, так же как непростительны ошибки хирурга, авиаконструктора и т.д. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся, которых мы обучаем, правильно сделали свой жизненный выбор, чтобы дело, которым они будут заниматься всю свою жизнь, было бы им по душе.

«Познание начинается с того, что обыденно», — сказал в своё время Платон. И нельзя с этим не согласиться. Поэтому, чтобы личность могла самоопределиться, саморазвиваться, саморегулироваться, и придуманы новые подходы и методы, новые технологии в обучении. Следуя известным технологиям Жанпеисовой,  Караева, Де Боно и др., современные подходы в обучении предполагают «Разноуровневое обучение», «Креативное обучение», «Модульное обучение», «Обучение в сотрудничестве», «Вариативное обучение», «Педагогические мастерские», неотъемлемой частью всех этих технологий является самоанализ и самооценка.

Одним из важных качеств, которым должен обладать учащийся, является компетентность. Именно такой будущий специалист может быть конкурентоспособным. Любого специалиста можно охарактеризовать по наличию у него профессиональных знаний, профессиональных умений и навыков, опыта работы, профессионального потенциала, по его личным качествам.  Я думаю, что все эти показатели составляют понятие профессиональная компетенция.

Использование информационных  коммуникационных технологий в обучении  русскому языку обеспечивает  доступ  учащихся к широкому спектру современной информации с целью развития профессиональных компетенций. Применение компьютерных средств, информационных источников сети Интернет способствуют развитию высокого уровня информационной компетентности, современного взгляда на технические науки, формированию профессионального мышления, повышению мотивации к изучению учебных предметов. 

Основная задача словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Научить учащихся бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейщая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека.

Для развития грамотной, связанной речи у учащихся на уроках русского языка я использую лексико-орфографическую работу, грамматический разбор, орфоэпические разминки, работу со словарями и другие. На уроках литературы им предлагается литературоведческий анализ произведения, заучивания наизусть лучших образцов художественной литературы, письменные работы творческого характера, создание презентационного материала.

Применение информационных технологий показало, что за счет большого объема информации, содержащейся в программах, учащиеся усваивают знания, исходя из своих индивидуальных способностей. Информационные технологии оживляют урок, урок становится эффективным, повышается качество образования. Применение информационных технологий отвечает требованиям современного процесса обучения и воспитания, помогает воспитывать и вдумчивого читателя, слушателя и зрителя.  Преподаватели литературы должны применять новые информационные технологии, которые могут дать более полную и точную информацию, помогают активизировать учебную деятельность учащихся, прививают интерес к предмету, повышают наглядность обучения. Сегодня трудно представить урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что использование новых технологий, перспективных методов обучения направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития студентов. В свете решения этой задачи я в течение нескольких лет постоянно использую в процессе обучения информационные технологии, стараясь оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок.

Какова цель использования ИКТ на уроках? Это, прежде всего, повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности учащихся, стимулирование самостоятельности детей при подготовке к урокам. В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные презентации, содержащие краткий текст (цитаты, выводы и т.д.), иллюстрации, аудио- и видеофрагменты. Использование презентации на уроке литературы позволяет значительно расширить и обогатить иллюстративный материал, помогающий созданию художественного образа, усилить эмоциональное восприятие изучаемого произведения. Современные технические средства дают возможность подготовить дидактический материал по различным темам изучаемого предмета. Это могут быть такие привычные средства активизации познавательной деятельности, как карточки-задания, карточки-инструкции, алгоритмы, логико-смысловые схемы, таблицы и т.п.

На уроках, посвященных изучению биографии писателя, видеофильмы помогают познакомить учащихся с эпохой, обстоятельствами жизни, быта, проникнуть в творческую лабораторию писателя, определить истоки творчества, понять, какие события, книги, встречи с людьми сыграли определяющую роль в формировании писателя.

Таким образом, правильное комплексное сочетание всех имеющихся информационных технологий с творческим применением интерактивного характера обучения позволяет максимально активизировать и интенсифицировать учебный процесс, повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, усилить их самостоятельную работу на уроке. Обучение языку сегодня — это использование грамматических знаний в речи, формирование совокупности компетенций. Внедрение новых информационный технологий, использование возможностей компьютерных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличив объём работы учащихся.

Использованная литература:

  1. Белоусова Л. Е. Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка через использование педагогических приемов. - М., 2008.
  2. Листрова Л.В., Баранова В.В., Погребняк З.В. Формирование профессиональной компетентности   на уроках литературы .// Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет - технологии». – Воронеж. 2006.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.,2001.
  4. Видеоэнциклопедия для народного образования. Писатели России.- М.: Киновидеостудия “Кварт”.
  5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы  организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....

Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...

Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

СодержаниеВведениеI.  Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII.  Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...

Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы

Современный ребенок. Он ищет себя, меняет инте­ресы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждо­му вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрел...