Интегрированный урок литературы и психологии в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Моисеева Анастасия Олеговна

Интегрированный урок литературы и психологии в 5 классе.

Тема: "Русская басня в XX веке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_basnya_v_xx_veke.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и психологии в 5 классе.

Тема: Русская басня в XX веке.

Цель: знакомство с баснями Сергея Михалкова «Грибы» и «Зеркало».

Задачи:

      1. Развивать навык выразительного чтения, развивать умение рефлексировать, размышлять после прочтения басен.

  1.  Воспитывать в учениках чувство сопереживания, эмпатии по отношению к другим.
  2. Формировать интерес к литературе.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент. Упражнение «Радуга настроения». Проверка эмоционального настроя учащихся в начале урока.

- Здравствуйте, ребята! В начале урока мне хотелось бы узнать, какое у вас сегодня настроение. Закройте сейчас, пожалуйста, глаза, и представьте мысленно белый лист бумаги перед собой. Представили? А теперь окрасьте этот лист бумаги в тот цвет, в который вам сейчас хочется. Теперь поднимите руки те, кто окрасил лист в яркий цвет? (Ученики поднимают руки).

- А теперь поднимите руки те, кто представлял темный, тусклый цвет? (Ученики поднимают руки, по желанию рассказывают, почему у них такое настроение и такой цвет).

- Ребята, запомните свои цвета, в конце урока я снова попрошу вас закрыть глаза и выполнить задание. А теперь давайте перейдем к проверке домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания. (Показ учениками  рисунков к своим любимым басням).

- Сейчас я прошу выйти учеников первого ряда к доске вместе со своими рисунками. А вы, остальные ребята, попробуйте отгадать, к каким басням эти ученики нарисовали иллюстрации? (Ученики показывают свои иллюстрации, а остальные отгадывают. Затем показывают свои рисунки ученики второго и третьего рядов).

III. Изучение нового материала.

1.  - Сегодня кажется, что мы многое знаем о Сергее Михалкове.  Это один из самых известных детских писателей, любимый многими ребятами и взрослыми. Ребята, какие стихи этого писателя вы знаете? (Ученики называют). Но не все знают, что этот великий автор писал еще и басни. Сегодня мы с вами познакомимся с двумя из них. Первая басня, с которой мы начнем, называется «Грибы».  

 2.  Чтение басни С.В.Михалкова «Грибы». (Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. 1 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 328 с. – (ФГОС. Инновационная школа), С.89 учебника.

3. Анализ содержания басни.

-  Ребята, попробуйте  охарактеризовать персонажей басни С.В.Михалкова «Грибы». Какими чертами наделен Мухомор? А Белый Гриб?

-  Какие пороки высмеивает  Сергей Михалков?

- Ребята, вспомните, случалось ли вам в жизни самим встречаться с такими «Мухоморами»? Как нужно вести себя в подобных ситуациях, как вы считаете?

4. Чтение басни «Зеркало» по ролям.

- Ребята, а теперь давайте познакомимся с басней, которая называется «Зеркало». Эта басня «Зеркало» впервые была напечатана в 1964 году. Будем читать эту басню по ролям. (Учитель распределяет роли по желанию учеников и по своему усмотрению).

5. Групповое задание.  

- Ребята, сейчас я попрошу вас проделать следующую работу. Ребята  каждого ряда должны подготовить сценку по мотивам басни «Зеркало», немного переделав ее на современный лад, то есть можно изменить героев басни, можно изменить сами ситуации, можно показать в сценке случай из реальной жизни. Для того, чтобы вам было удобнее, прошу учеников каждого ряда сдвинут парты и сесть, образовав круг.

Затем ребята каждого ряда показывают свой номер. Один из учеников выбирается фотографом, другой ученик – журналистом, они к следующему уроку должны написать небольшую статью об увиденном.

6. Обсуждение каждого номера, ребята задают вопросы друг другу.

IV. «Радуга настроения». Проверка  эмоционального настроя учеников в конце урока.

- Ребята, сейчас снова закройте, пожалуйста, глаза, и представьте мысленно белый лист бумаги перед собой. Представили? А теперь окрасьте этот лист бумаги в тот цвет, в который вам сейчас хочется. Теперь поднимите руки те, кто окрасил лист в яркий цвет? (Ученики поднимают руки).

- А теперь поднимите руки те, кто представлял темный, тусклый цвет? (Ученики поднимают руки, учитель проводит сравнительный анализ, сколько учеников были с хорошим настроением в начале урока и сколько ребят в конце урока, сколько ребят осталось в конце урока с плохим настроением, изменилось ли настроение некоторых ребят в лучшую сторону).

V. Игра «Ладошки».

- Ребята, все мы знаем, что идеальных людей на свете нет, у каждого есть свои «плюсы» и «минусы». Но давайте будем учиться видеть друг в друге прежде всего «плюсы». Сейчас возьмите чистый лист бумаги, обведите свою ладонь. В центре ладони напишите свои имя и фамилию.

Затем учитель собирает листы бумаги, перемешивает и раздает ученикам. На каждом пальце ученики должны написать положительные качества данного ученика. Сразу обговаривается, что писать можно только положительные черты того человека, чье имя в центре ладошки.

После проведения игры учитель и дети делятся впечатлениями, желающие могут показать свои листочки всему классу.

V. Домашнее задание.

         Составить кроссворд по двум басням С. Михалкова «Грибы» и «Зеркало».

Список использованной литературы:

 1. Классическая басня. Избранное в стихах и прозе: — Москва, АСТ, Астрель, 2011 г.- 608 с.

2. Классическая басня: — Москва, Астрель, АСТ, 2011 г.- 208 с.

3. Русская басня XVIII-XX веков: — Москва, ДРОФА, 2010 г.- 352 с.

4. Русская басня от Хераскова до Маяковского: — Санкт-Петербург, Олма Медиа Групп, 2014 г.- 304 с.

5. Современные басни. О том, как важно самому решить, кто ты и кем хочешь быть: Любочка Крылова — Москва, Домашняя библиотека, 2013 г.- 56 с.

Интернет – ресурсы:

  • Яндекс.Картинки
  • Языканова Е.В. «О творчестве Сергея Михалкова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литература-история в 7 классе

Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Статья "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ С ПСИХОЛОГИЕЙ "

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ С ПСИХОЛОГИЕЙ. СТАТЬЯ НАПИСАНА СОВМЕСТНО С ПСИХОЛОГОМ ЛИЦЕЯ ЗЫКОВОЙ Е. К....

Интегрированные уроки литературы с психологией

Новые подходы к преподаванию литературы в условиях ФГОС...

Презентация к интегрированному уроку литературы и психологии в 5 классе.

Презентация к интегрированному уроку психологии и литературы в 5 классе "Русская басня в XX веке"....

интегрированный урок литературы и психологии "Славлю имя твоё!"

Интегрированный урок литературы и психологии, разнообразие видов деятельности, психологические приёмы в уроке, упражнения, рефлексия.Познакомить обучающихся с произведениями о мамах и д...