Интегрированный урок литература-история в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_literatura_istoriya.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого интегрированного урока

Литература-История


Интегрированный урок литература-история.

Тема: «Историческая роль запорожского казачества и его изображение в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Предметные результаты: выяснить на основе сопоставительного анализа исторических документов и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» то, какую оценку запорожскому казачеству дают оценку историки и Н.В. Гоголь, в чем сходство и различие этих оценок.

Метапредметные результаты: уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного уважения к русской литературе, культурам других народов.

Ход урока.

Орг. момент.

Объявление темы и целей урока.

- Сегодня мы проводим необычный урок. Урок интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. Проведем его на материале повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тема звучит так: «Историческая роль запорожского казачества и его изображение в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

- Какова же будет цель данного урока? Помогите мне ее сформулировать. (Ответы детей. Обобщение учителя)

- Так как урок необычный, и форма его проведения будет необычна. Мы проведем «круглый стол», участниками которого будут историки и литераторы.

«Круглый стол» – это способ организации обсуждения некоторого вопроса, целью которого является обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы. Все участники «круглого стола» равноправны и не имеют права диктовать свою волю и решения.

- Историки дадут нам характеристику эпохи периода середины 17 века, покажут значения фактов существования запорожской сечи и борьбы украинского народа с католической Речью Посполитой, а литераторы (они будут представлять точку зрения Н.В. Гоголя) помогут нам понять замысел автора, его понимание национального характера и значение подобного факта для истории.

Работу нашу будем вести следующим образом: у вас на столах лежит таблица, в которую мы будем заносить сведения исторические и взятые из художественного источника, сравнивать факты и делать выводы.

Итак, приступим к работе.

Работа по теме урока.

- Первый вопрос, на который мы должны будем ответить, звучит так:

Каковы причины появления запорожского казачества по мнению историков и Н.В. Гоголя?

Первым слово предоставляется историкам.

Сообщение ученика.

- Во второй половине 16 века Литва и Польша объединились в одно государство – Речь Посполитую. На украинских и белорусских землях польские магнаты установили такой же тяжелый гнет, как и в Польше. А положение польских крестьян было самым тяжелым в тогдашней Европе. К провинившимся крестьянам принимались изуверские меры наказания.

Шляхта презрительно относилась к украинцам и белорусам, попирала их национальные чувства и обычаи.

Вместе с польскими феодалами на Украину пришли католические церковники, которые насаждали греко-католическую церковь. Католические церковники не останавливались перед грубонасильственными мерами. Они захватывали православные храмы, убивали священников, подвергали православных различным унижениям. Но народ упорно сопротивлялся.

Борьба принимала острый характер. В 1623 году в Витебске местными жителями был убит архиепископ католической церкви Кунцевич. Когда об этом узнал римский папа, он потребовал от феодалов Речи Посполитой «не удержаться от огня и меча». Десятки людей были казнены. Но борьба продолжалась. Народ стойко держался своей древней веры. Над Украиной тяготели три вида гнета: феодальный, национальный и религиозный.

Масса крестьян и горожан на Украине искало спасение от нестерпимого гнета в бегстве. Люди уходили в степь за днепровские пороги. Здесь, за порогами, в конце первой половины 16 века сформировалась вольное казачество. Защищаясь от врагов, казаки устраивали засеки, т.е. преграды из наваленных деревьев. Засека – по-украински «сечь», поэтому лагерь стал называться Запорожской Сечью. Центром запорожских казаков стали острова на территории современного Запорожья.

- Мы прослушали исторические сведения о причинах появления запорожского казачества. Какие сведения мы занесем в нашу таблицу? (работа с таблицей, формулирование тезиса)

- А теперь от истории перейдем к литературе. Мы выяснили, что причиной образования Запорожской Сечи явилось тяжелое положение украинцев в Речи Посполитой. А так ли у Гоголя? Говорит ли он прямо, конкретно о причинах, побудивших казаков бежать за пороги Днепра.

Нет, у Гоголя все расплывчато и неконкретно.

- Но все же в повести есть указание на существование этого исторического факта. Это надо только увидеть.

- Давайте зачитаем отрывок из повести в котором рассказывается о прибытии на Сечь казаков. Прослушав отрывок, ответьте на вопрос: о чем поведали запорожским казакам приплывшие на паром люди? (чтение отрывка из главы 4 стр. 164-166)

Ответ на вопрос.

- Как отреагировали казаки на данное сообщение?

- Почему?

- Да потому, что для запорожских казаков были важны, прежде всего, ратные подвиги, защита своей православной веры и своего народа. Поэтому Гоголь и не говорит прямо о причинах возникновения Сечи, для него это неважно. А важно для него то, что «южная первобытная Россия» оставлена своими князьями, т.е. предоставлена дикой свободе, и то, что она принуждена постоянно сражаться, отстаивая себя  от хищных врагов, и то, что «лишившись дома и кровли», «стал здесь отважен человек». Для Гоголя было важно возвеличить этого отважного человека воли и битвы. Он пишет так: «когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле-славянский дух, и завелось казачество – широкая, разгульная замашка русской природы».

 (Формулирование тезиса, запись в таблицу)

– Идем дальше. Рассмотри второй вопрос. Он звучит так:

Как жизнь запорожского казачества описывается Гоголем и воссоздается историками?

- Слово предоставляется историкам.

Сообщение учащегося.

- Историки рассматривают Запорожскую Сечь как политическую организацию, представляющую собой своеобразную казацкую республику. Верховным органом являлась Войсковая Рада, которая решала все важнейшие вопросы, а главой Запорожской Сечи – кошевой атаман.

Запорожская Сечь строилась на принципах самоуправления. Во главе войска стоял кошевой атаман, который избирался на общем собрании вместе со своими помощниками: войсковым судьей, писарем и есаулом. Войско делилось на полки, полки делились на сотни, во главе каждой сотни стояли сотники, сотни делились на курени, во главе с куренным атаманом. В походе кошевой атаман пользовался почти неограниченной властью, в мирное же время ничего не предпринимал без совета с общей Радой.

- Как мы видим, феодальная иерархия все же существовала в Запорожской Сечи. (Иерархия – это последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения)

Работа с таблицей.

- А какую республику нарисовал Гоголь? Чтобы ответить на это вопрос обратимся к тексту повести. (Главы 2 и 3 стр. 161-163)

- Какое законодательство действовало на территории Запорожской Сечи? (за воровство, за долг, за убийство)

- Прослушайте отрывок из повести, где дается описание выборов кошевого. Каким эпитетом мы можем наделить Сечь, прослушав этот отрывок? (Демократичная)

- Гоголь нарисовал нам идеальную, свободную, ультрадемократичную, несколько стихийно-анархическую республику, которая рождает человека, отрекшегося от личного (семьи, денег, карьеры), ради общего (Родины, веры, чести народа). Он пишет: «вот откуда разгуливается воля и казачество на всю Украину!». Свобода сечевиков выражена в том, что среди нет никаких делений или различий, в Сечи, как ее рисует Гоголь, нет сословий, нет классов, нет никакого неравенства, нет никакого социального происхождения человека. Никто не спрашивает, «откуда они, кто они и как их зовут».

- Найдите в тексте и прочитайте, как Гоголь пишет об этом. (Глава 3, стр. 163)

- Эта сцена, восхищающая Гоголя, отсутствием бюрократизма и бюрократии, которой нет в Сечи, которая удостоверяет и полное равенство казаков, не имеющих ни звания, ни чина, ни имущества.

- И здесь социальную структуру казачества Гоголь нарисовал туманно, недоговоренно. И это тоже имеет свой смысл. Николай Васильевич прекрасно разбирался в вопросах социальной структуры общества прошлого. Но он завуалировал эту сторону жизни казачества, потому что рисовал идеал, а черты феодальной иерархической структуры мешали героизации и поэтизации казачества.

(Заполнение таблицы)

Следующий вопрос, на который мы должны будем дать ответ: как оценивают роль запорожского казачества историки и Н.В. Гоголь?

- Первым слово предоставляется историкам.

Сообщение учащегося.

- В 20-30-х годах 17 века освободительное движение вступило в полосу нового движения. Одно за другим поднимались на Украине казацко-крестьянские восстания. Казацкая старшина и высшие представители православного духовенства стали обращаться к России с просьбой о принятии Украины под свою власть.

В 40-х годов во главе освободительного движения стал Богдан Хмельницкий. В начале 1648 года он был избран гетманом запорожского войска. Хмельницкий поднял знамя восстания против Речи Посполитой, вступив с союз с крымским ханом. Войска гетмана с успехом воевали против Речи Посполитой, нанося ее армии чувствительные поражения. Всюду заполыхала освободительная война. Хмельницкий торжественно вступил в Киев.

Затем успехи казацкого войска сменились неудачами. В 1649-1652 годах переговоры перемежались с военными действиями. Кроме того, крымский хан заключил тайное соглашение с польским королем. Россия все время оказывала посильную помощь Хмельницкому.

Наконец, 1 октября 1653 года Земский собор принял решение о подданстве Украины России. Речи Посполитой была объявлена война. 8 января в Переясловле состоялась всенародная рада.

Украина входила в Российское государство первоначально на особых условиях. Сохранялись все привилегии казачества и его местное самоуправление. Украинский народ сохранил себя как нацию и избавился от угрозы рассеивания и истребления.

 - Как же оценивают роль запорожского казачества историки?

- Историки указывают на антикрепостническую и народно-освободительную роль запорожского казачества. В результате войны Украина была присоединена к России, а Запорожская Сечь стала одной из главных в деле присоединения Украины к России.

(Запись в таблицу)

- А как же на этот вопрос отвечает Н.В. Гоголь? Слово предоставляется литераторам.

Ученик.

- Н.В. Гоголя прельщает то, что эти суровые героические нравы и обычаи казачьей вольности выковывают крепкие характеры могучих людей. И здесь «среда» - в широком смысле – определяет и объясняет человека. Поэтому столь значительное место в Тарасе Бульбе занимает описание Сечи и ее обычаев, в сущности, Сечь – как коллектив, общества и ополчения – и становится главным героем повести, объектом изображения и восхищения автора.

  

Итог.

- Теперь подведем итоги. Для этого обратимся к таблице.

- Совпадают ли мнения историков и Н.В. Гоголя в изображении запорожского казачества и определении его исторической роли?

- Нет. Почему?

- Для истории важны правдивые факты, а для Н.В. Гоголя важен лишь условно-исторический, вымышленный фон, на котором рождаются и формируются героические характеры.

V. Объявление оценок.

VI. Домашнее задание.

Ответить на вопрос №4 в таблице.


История

Литература

1)Каковы причины появления запорожского казачества по мнению историков и Н.В. Гоголя?

Нестерпимый гнет польских магнатов, бегство от него за пороги Днепра.

Рождение героического характера, человека воли и битвы, готового отдать жизнь за православную веру и свой народ.

2) Как жизнь запорожского казачества описывается Гоголем и воссоздается историками?

Существование феодальной иерархии. (т.е. неравенства)

Идеальная, своевольная, ультрадемократичная республика, где нет сословий, нет классов, нет неравенства.

3) Как оценивают роль запорожского казачества историки и Н.В. Гоголь?

Указывают на антикрепостническую и народно-освободительную роль запорожского казачества, также сыграли важную роль в присоединении Украины к России.

Суровые, героические нравы и обычаи Запорожской Сечи выковывали крепкие характеры могучих людей, которые становятся объектов восхищения писателя

4) К какому периоду времени относятся описываемые события?

Описанные события относятся к 17 веку. Поход под Дубно – это 20-30 годы 17 века, т.е. это период разрозненных выступлений казаков. Тарас Бульба не был убит историческим лицом графом Н. Потоцким, гетманом правобережной Украины, который жил в 17 веке. Войско под его руководством было направлено на подавление восстания казаков в 1648 г.

Дело в том, что Гоголь не привязывал события к конкретному времени, создавая образ Запорожской Сечи, поэтому там эклектика (соединение разнородных взглядов, идей и теорий) и точно время определить невозможно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...