Волгоградские писатели. Борис Екимов и его рассказы.
статья по литературе (7, 8 класс) на тему

Леймотив произведений Б.Екимова - реальные жизненные будни простого человека.. Герои Екимова, обычные, ничем не примечательные люди, показаны в обыденной жизни. Однако в определённой ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой, а состраданием, способностью понять чужую беду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volgogradskie_pisateli._boris_ekimov_i_ego_rasskazy.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение творчества волгоградских писателей.

Борис Екимов и его рассказы «За теплым хлебом», «Живая душа»

Автор Попова Любовь Николаевна,

 учитель русского языка и литературы,

 МОУ гимназии № 12 Волгограда

То, что вечно, — человечно


 Наиболее значительные достижения современной литературы связаны с исследованием глубин человеческого существования, что позволяет вести разговор о вечных проблемах взаимоотношений человека и мира. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что задача его состоит в том, чтобы и другие увидели эту прекрасную жизнь и поняли, как она коротка. Именно таким писателем является наш современник Борис Екимов. 

Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью. Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль. Эта черта екимовских героев по-новому высвечивает их характер, придает им нравственную глубину.

 Рассказ «За теплым хлебом»

      В старину перед Новым годом и Рождеством на страницах литературных журналов появлялись самые добрые, самые задушевные произведения — рождественские рассказы. В наше «разумное» время традиция создания рождественских рассказов почти утрачена. Но именно к этой традиции обратился писатель Борис Екимов, повествуя в рассказе «За теплым хлебом» о поездке деда Архипа, участника Великой Отечественной войны, с хутора в райцентр за углем, за «топкой». 
      Хотя история рассказана простая и на первый взгляд прозаическая, с первой страницы находим приметы святочного повествования: изображение темного, ночного неба, усыпанного звездами; лютый холод на дворе. Старик пускается в путь не только за обычной «топкой», но и теплом душевным, человеческим, что выясняется к концу повествования.
      Приехать в райцентр, до которого всего-то тридцать километров, — целая проблема для сельчан. «Зимние глубокие снега», осенняя «долгая грязь», весенняя распутица ставят автобусы «на прикол». Холодно. Деду Архипу и его попутчикам все же удается после шести часов ожидания на морозе добраться до райцентра в крытом брезентом кузове машины. К этому моменту старик успевает «промерзнуть до нутра». Только здесь открывается подлинный смысл упоминания о времени действия — «перед праздником», брошенного, словно случайно, в начале рассказа. Праздником оказывается вовсе не Новый год, а Рождество Христово (еще один обязательный признак святочного рассказа), накануне которого старик и отправился в путь за теплом, за «топкой». Старик поздравляет работниц конторы с Рождеством, рассказывает им об обычае славить Рождество Христово, переходя из дома в дом: «Рождество Твое Христе Божии, воссияй миру свет разума...» Но чуда не происходит. Работницы конторы, от которых зависит — быть топливу на зиму в доме старика или не быть, неумолимы. Уголь был, он лежал во дворе, но предназначался теперь для жителей города, а не для жителей села. 
      Особенность композиции рассказа Екимова состоит как раз в том, что почти в самом его конце события начинают развиваться быстро, динамично. Выйдя на улицу из конторы, дед Архип чувствует, что окоченел. И незнакомая продавщица «в белом», поглядев внимательно на старика, который ест теплый хлеб, приносит ему полную кружку горячего чая, стул и усаживает деда возле подоконника. «Садись, дедушка. Пей, ешь, отогревайся, — мягко сказала она. Горячая волна благодарности к незнакомому доброму человеку подступила к сердцу. — Спаси Христос, моя дочка, — тихо сказал Архип, опускаясь на стул.— Спаси Христос». 
      Больше всего удивляет финал долгого рассказа, обстоятельного, неспешного, с множеством описаний, бытовых, житейских подробностей, которые всегда есть соблазн обойти. Главную же мысль рассказа проявляют самые последние эпизоды: описание того, как с каждым куском теплого хлеба, съеденного стариком, у него прибавляются, словно по волшебству, силы. Рассказ Б. Екимова, написанный в традиции святочного повествования, посвящен чуду воскрешения души человека. Его развязка символична. За минуту успевает дед Архип все «наново перерешить». Он кладет в мешок пять буханок душистого хлеба, а еще одну прячет на груди и решает пешком вернуться на хутор. Сложен, бесконечен по городским меркам этот путь. Но чудо в сердце старика свершилось и длится: «Он дойдет, доберется. И снега и мороз — это не беда. То ли еще было. Здесь все свое, родное, хоженое - перехоженное. А за пазухой грел ему сердце теплый хлеб».  Вернулся пешком на свой родной хутор без угля, без «топки», но счастливый. 

   Рассказ «Живая душа»

   О ком пишет Борис Екимов? О людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании. Очень часто главным героем произведений Екимова становится школьник, подросток. Неслучайно поэтому центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни. По убеждению писателя, важно с детства учить ребенка сострадать.

Любимые екимовские герои обладают главным, по мнению их создателя, достоинством – «живой душой»; их нравственная сила раскрывается в конкретных поступках, в малых добрых делах.

С особенной любовью изображает писатель главных героев: стариков и детей. Старики Б. Екимова наделены жизненной мудростью, сердечной теплотой, памятливой душой и трудолюбием.

Так в рассказе  «Живая душа» писатель изображает два типа людей: одни – представители «живой души», другие лишены этого качества. Перед героями поставлена задача: решить судьбу теленка, появившегося на свет вопреки ожиданиям. Как же поступают взрослые? Что для них важнее: «живая душа» или бумаги и распоряжения?

Один из главных героев – гость, становится невольным свидетелем тех событий. Его интересует дальнейшая судьба теленка, куда он будет  определен.

– Куда… – хмыкнул управляющий, отводя глаза. – Туда… А то ты сам не знаешь…

– Знаю, – опустил глаза приезжий, – да как-то… Все же живая душа.

В этом коротком диалоге каждое слово значимо. И недосказанность и опущенные глаза – все это весьма красноречиво свидетельствует об укорах совести, которые испытывают оба собеседника. Да, им стыдно, но существуют правила, которые противоречат нормам жизни. Здесь впервые звучит определение «живая душа», которое станет главным во всем рассказе, да и во всем творчестве Б. Екимова.  

Но есть в этом произведении и другие герои – это мальчик, дедушка и образ бабы Мани.

 Еще раз слова о живой душе автор вложит в уста мальчика, которому вспомнится: «Живая душа… Это было умершей бабы Мани присловье. Она жалела всякую скотину, домашнюю, приблудную, дикую, а когда ее укоряли, оправдывалась: «А как же… Живая душа».

Алёшка Тебякин, так зовут внука бабы Мани, принимает решение, на которое оказались не способны взрослые: он спасает колхозного замерзающего теленка. Телёнок родился, но права на жизнь не имеет. Стадо коров яловое, т.е. предназначено для откорма на мясо, а не для увеличения поголовья. Так предписано.

        «Посреди база стоял красный бычок. Маленький, взъерошенный, в сосулях, он стоял на снегу: ноги врастопырку, нитка пупка – чуть не до земли, голову опустил.

        Мальчик заметил его, позвал:

- Быча, быча… Чего тут стоишь?

        Телок поднял голову.

        - Какой-то ты… Мамка не облизала, глупая.. – сказал мальчик и погладил по взъерошенной шерсти.»

        Вернувшись с фермы, мальчик поговорил с дедом, ушел кататься с кургана, вернулся вечером. Хотел читать. Но не читалось.

«Вспомнилась баба Маня, словно живая. Так хотелось услышать её голос, тяжёлую шаркающую походку, почуять руку… Бабушка не пришла.. Он вдруг ясно понял: бабушка никогда не придёт. Стало легче… А потом вспомнился телок с колхозной фермы. Он должен умереть нынешней ночью. Умереть и тоже никогда не ожить. Другие телки будут дожидаться весны и дождутся её. Потом лето настанет, и вовсе хорошо: зелёная трава, вода, по выгону бродить, бодаться, играясь».        

        «Мальчик решил всё разом: он возьмет сейчас санки, привезёт бычка и поселит в кухне, с козлятами. И пусть он не умирает, потому что живым лучше, чем мёртвым».

        Дед, понимая незаконность происходящего, не может не принять душой поступок внука: он выдает привезённого колхозного телёнка за телёнка свой отелившейся коровы Зорьки.

Так вводится в рассказ значимая для Б. Екимова тема – тема памяти, связи поколений. Именно через связь поколений, через духовную преемственность происходит «утверждение добра».  Момент рождения в человеке гражданина и хозяина  раскрывает  писатель Б.Екимов в рассказе «Живая душа».

Особенности речи.  Проза Б.Екимова великолепна по живости изображения. Язык её наполнен терпкостью донского казачьего говорка и мелодическим складом украинской речи. Нет-нет да и встретишь в рассказе словцо, которое, кажется, нигде, кроме Дона , и не услышишь: катух ( сарай для скота), губка (печь), кулугуры (староверы), бабаня (бабушка). Самый лад екимовского письма с его непрямым порядком слов и глаголом в конце предложения, напевно закругляющим и вместе раскатывающим фразу, волной набегающую на новую, как в народной казачьей песне,  - тоже сугубо донской: « Сначала телок ничего не понял, потом заворочался. Мать он почуял, теплую маму, которая наконец пришла,  и пахло от неё сладким духом, какого давно просила изголодавшая и иззябшая, но живая душа». Речь героев ярка, самобытна. Мать ласково называет сына «Быча» за его немногословность.  «Не дитё, а порошина в глазу» - другая характеристика сына. Говоря о деловитости,  с любовью произносит: «Ху-ух, делучий..»

Сохраняя веру в «живую душу» народа, Б. Екимов достойно продолжает важнейшие традиции русской классики, ищет в современной жизни доброту, человечность, способность к состраданию, все те качества, которые сейчас в большом дефиците.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев.  Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...