«Животные в русских народных сказках и животные в дикой природе» (Проект)
проект по литературе (6 класс) на тему

Припадчева Оксана Анатольевна

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д.). В сказках о животных звери сами являются главными героями-персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Актуальность темы проектной работы заключается в том, что сказочным животным зачастую присваиваются повадки, отличающиеся от повадок животных дикой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_v_russkih_narodnyh_skazkah.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Животные в русских народных сказках

и животные в дикой природе»

(Проект)

Тема проектной работы: Животные в русских народных сказках и животные в дикой природе

Автор работы: Светикова Ангелина, ученица 6 класса

Руководитель: Припадчева Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Продолжительность: длительный (четверть)

Цель проектной работы: сравнить образы диких животных из русских народных сказок с повадками настоящих животных

Основные задачи проектной работы:

- изучить литературу по данной теме;

- подготовить материал для проектной работы;

- проанализировать полученные сведения;

- обобщить и структурировать материал для проекта;

- подготовить презентацию по теме с использованием информационных технологий

Введение

Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг и даже письма.

Учёные по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось». Известный сказковед Э.В.Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным Н.П.Андреева, этнографа и искусствоведа, имеется 67 типов сказок о животных.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д.). В сказках о животных звери сами являются главными героями-персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Актуальность темы проектной работы заключается в том, что сказочным животным зачастую присваиваются повадки, отличающиеся от повадок животных дикой природы.

Цель проекта: сравнить образы и поведение диких животных из русских народных сказок с представителями настоящих животных, их повадками.

Задачи проекта:

- изучить литературу по данной теме;

- подготовить материал для проектной работы;

- проанализировать полученные сведения;

- обобщить и структурировать материал для проекта;

- подготовить презентацию по теме с использованием информационных технологий

Гипотеза: характеры сказочных  диких животных соответствуют характерам их реальных представителей

Объект проектной работы: животные из сказок и животные дикий природы

Основные этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

- определение темы, выявление проблемы, уточнение и конкретизация цели и задач;

- планирование работы;

- выбор формы и способа представления информации

2. Основной этап:

- осуществление поиска, сбора и систематизация полученной информации;

- подготовка текста и оформление проектной работы;

- подготовка презентации проекта

3. Завершающий этап:

- защита проекта в форме презентации;

- самооценка деятельности и её результативности

  1. Теоретический раздел

1.1. Персонажи в животном эпосе.

Наблюдая за составом зверей, которые выступают в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких лесных животных. Это, прежде всего, лиса, волк, медведь, заяц и другие. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие. Ведущими персонажами, как правило, являются лесные звери, домашние же животные играют подсобную роль.

Сказки о животных строятся на элементарных действиях, на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых основными субъектами, действующими лицами выступают только одни животные.

1.2. Сказочная героиня Лиса.

Излюбленным героем русских сказок сделалась лиса: Лиса Патрикеевна, лиса-красавица, лисица – масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул её – не ворохнётся. Обрадовался мужик, взял лису, положил её в воз с рыбой: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь, сам пошёл впереди. Лисица выбросила всю рыбу и ушла. Когда лиса стала обедать, прибежал волк. С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: «Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка…»

Предложение несуразное, дикое, и чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Но волк послушался. Лиса чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым кумом. Образ лисы дорисовывают другие сказки. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов. Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы, уносит петуха, выманивая его песней, путём обмана меняет скалочку на гусочку, гусочку на индюшку и т. д. вплоть до бычка.

Вывод: лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку.

1.3. Сказочный герой Волк.

В сказках о животных одним из главных персонажей является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в которую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь. Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть. Козёл опрокидывает волка и убегает (сказка «Волк-дурень»).

Вывод: волк в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное нелепое положение.

1.4. Сказочный герой Медведь.

В многочисленных сказках выведен образ и медведя: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и другие. Медведь, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстает перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить ее может не всегда. Он давит все, что попадет ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором мирно жили самые разные лесные зверюшки.

Вывод: в сказках медведь не умен, а глуп, он воплощает в себе доверчивость, доброту, большую, но неумную силу.

1.5. Маленькие зверюшки.

Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), преимущественно юмористические. Заяц в сказках скор на ногу, несмышлен, труслив и боязлив. 1Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым  поступкам.

Сказки, в которых заяц хитрец и храбрец, в основном имеют авторство. Но произведение пришлось по духу простому народу и стало частью фольклора.        Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддается на самые хитроумные уловки своих противников.

Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы. Лисица со своими сказочными чертами плутовки и хитруньи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба». Глупый и жадный волк тоже перешел из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту». А вот пословицы о медведе: «Селен медведь, да в болоте лежит», «В медведе думы много, да вон нейдет».

В сказках воспроизводятся постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное нелепое положение.

2. Практическая часть

2.1. Прототипы сказочных героев.

А теперь мы рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных, руководствуясь книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема. Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений читателей лучшим популярным руководством по зоологии.

2.2. Дикий волк.

Волки охотятся не в одиночку, а сообща. Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей. В стае соблюдается строгая иерархия. Вожак стаи почти всегда самец (волк – «альфа»). В стае его можно узнать по приподнятому хвосту. Среди самок есть своя волчица – «альфа», которая обычно идет впереди вожака. В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи. Далее на иерархической лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки. Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год. Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков. В результате этого молодые волки, взрослея, поднимаются выше по иерархической лестнице, а стареющие волки опускаются все ниже. Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы. Добыча делится между членами стаи соответственно рангу. Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками добычи. Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое.

2.3. Дикая лиса.

Изучив материал о повадках лисы, мы нашли некоторые сходства со сказочной лисой. Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник. Она избегает глухих таежных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий. И норку себе ищет уже готовую. Может занять норку барсука, песца, сурка. Хвост лисицы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать ее особенностью. Лиса действует им как рулем, делая резкие повороты во время преследований. А еще она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание. Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки. Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обоняние лисицы, но точное его назначение пока остается невыясненным.

Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко. Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости» - старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой.

2.4. Дикий заяц.

В сказках и поговорках говорится: «Труслив, как заяц». А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны. Им необходима эта осторожность, так как в ней их спасение. Природное чутье и способность быстро убегать большими прыжками в сочетании с приемами запутывания своих следов компенсируют их беззащитность. Впрочем, заяц способен давать отпор: если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног. Мать-зайчиха кормит не только своих детенышей, а вообще всех обнаруженных зайчат. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчат, притворяясь раненой, больной, старается привлечь к себе внимание, стуча ногами о землю.

2.5. Дикий медведь.

Медведь в сказках предстает перед нами медлительным, неторопливым. А между тем неуклюжий на вид медведь исключительно быстро бегает – со скоростью свыше 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотно). И, оказывается, медведь активен в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам. У них хорошо развито чувство обоняния, а зрение и слух довольно слабые. В сказках медведь воплощает в себе большую силу, и его реальный прототип одним ударом лапы способен сломать спину быку или бизону. Это сильный и умный хищник, хозяин тайги и царь русских лесов, неуклюжий только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.

Заключение

Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространенного заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных. Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей. Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе. Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам.

Теоретическое и практическое значение проекта состоит в том, что материал работы может быть использован на уроках литературы при изучении русских народных сказок о животных.

Список используемой литературы

  1. Андреев Н.П. Сказочный эпос о животных/ Н.П.Андреев. – М. :Детская литература, 1996.
  2. Аникин В.П. Искусство психологического изображения в сказках о животных/ В.П.Аникин. – М. : Просвещение, 2000.
  3.  Афанасьев А.Н. Народные русские сказки/ А.Н.Афанасьев. – М. : Просвещение, 1999.
  4. Бобров В.П. Русские народные сказки о животных/ В.П.Бобров. – М. : Детская литература, 1992.
  5. Брем А. Жизнь животных/ А.Брем. – М. : Современник, 1990.
  6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины/ В.П.Герасимов. – М. : Просвещение, 2005.
  7. Крук И.И. Восточнославянские сказки о животных/ И.И.Крук. – М. : Детская литература, 2001.
  8. Пропп В.Я. Сказки о животных/ В.Я.Пропп. – М. : Просвещение, 1986.
  9. Померанцева Э.В. Русская народная сказка/ Э.В.Померанцева. – М. : Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Домашние животные и дикие звери"

Урок казахского языка в начальной школе, подобран интересный материал о животных, стихи, игры....

"Дикая природа. Животные"

Разработка открытого урока для 5 класса...

ИТОГОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В старшей группе: «День рождения медвежонка» (на материале русских народных сказок и лексических тем: Деревья. Ягоды. Дикие животные. Посуда. Мебель.)

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов у дошкольников с речевой патологией старшей группы...

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...

проект " В Русской горнице" основан на русских народных играх

Проект основан на русских народных играх, праздниках и обрядах.  Проект долгосрочный, познавательно-развивающий.Цель: сохранение традиций русского народа и знакомство с русской культурой....

Презентация к циклу занятий "Животный мир" во 2 классе на тему: "Дикие животные".

Мною составлен цикл презентаций к занятиям во 2 классе на тему "Животный мир". Представляю вниманию презентацию из этого цикла на тему: "Дикие животные". Презентация состоит из 9 с...