«СОСТАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МОНОЛОГА ПО ТЕКСТУ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Харисова Миннегел Рахимовна

На современном этапе развития методики определяющим звеном в преподавании уроков русского языка и литературы является усиление коммуникативной направленности. Поэтому на уроках больше внимания должно уделяться анализу текстов различных стилей и типов речи, развитию и совершенствованию как диалогической, так и монологической речи путем создания собственных высказываний на основе текста. Именно работая с текстами, учащиеся будут закреплять изученный ранее материал, глубоко погружаться в текст, изучать даже до малейших деталей, одновременно углублять и расширять знания о том, как употребляются языковые средства в устной и письменной речи, в текстах. Если взять обучение монологу, то оно предполагает формирование не только предметной компетенции (лингвистической и языковой), но и общеучебных умений (владение разными видами речевой деятельности, также информационными). Для воспитания коммуникативных, конкурентоспособных выпускников, понимающих речь партнера, необходимо совершенствовать речевую деятельность учащихся. Поэтому актуальной становится проблема обучения школьников составлению монолога. Это будет развивать интеллектуальные, мыслительные, речевые навыки. Одним из эффективных путей формирования монологических навыков является составление монолога по предложенному художественному тексту. Конечно, текст должен быть понятным и соответствовать возрастным особенностям школьников, небольшим по объёму. Работая в школе олимпийского резерва, несколько лет тому назад мы столкнулись с необычными заданиями. Нужно было составить монологи «Халат характеризует Обломова», «Башмак представляет нам Акакия Акакиева» и другие. Учащиеся к данным вопросам были не готовы. Разрабатывая ряд уроков по составлению монолога на основе изученного материала, мы составляем разные виды монологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» имени Баки Урманче

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

 КОНСПЕКТ УРОКА

по развитию речи

для учащихся 9 классов

«Составление различных видов монолога

по тексту Н.В. Гоголя «Мертвые души»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Харисова Миннегел Рахимовна  

г. Нижнекамск

 2012

На современном этапе развития методики определяющим звеном в преподавании уроков русского языка и литературы является усиление коммуникативной направленности.  Поэтому на уроках больше внимания  должно уделяться анализу текстов различных стилей и типов речи, развитию и совершенствованию как диалогической, так и монологической речи путем создания  собственных высказываний на основе текста.

        Именно работая с текстами, учащиеся будут закреплять  изученный  ранее   материал, глубоко погружаться в текст, изучать даже до малейших  деталей,  одновременно углублять и расширять знания о том, как употребляются языковые средства в устной и письменной речи, в текстах.

Если взять обучение монологу, то оно предполагает формирование не только предметной компетенции (лингвистической и языковой), но и общеучебных умений (владение разными видами речевой деятельности, также информационными).

        Для воспитания коммуникативных, конкурентоспособных выпускников, понимающих речь партнера, необходимо совершенствовать речевую деятельность учащихся. Поэтому актуальной становится проблема обучения школьников составлению монолога. Это будет развивать интеллектуальные, мыслительные, речевые навыки.

        Одним из эффективных путей формирования монологических навыков является составление монолога по предложенному художественному тексту. Конечно, текст должен быть понятным и соответствовать возрастным особенностям школьников, небольшим по объёму.  

        Работая в школе олимпийского резерва, несколько лет тому назад мы столкнулись с необычными заданиями. Нужно было составить монологи «Халат характеризует Обломова», «Башмак представляет нам Акакия Акакиева» и другие. Учащиеся к данным вопросам были не готовы. Разрабатывая ряд уроков по составлению монолога на основе изученного материала, мы составляем разные виды монологов.

        Далее приводятся монологи, составленные по тексту Н.В. Гоголя «Мёртвые души».  

Урок развития речи

Монолог-самохарактеристика, монолог-обращение, монолог-исповедь на основе изученного художественного произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Цели:

  • познакомить учащихся с новыми видами монолога, закрепить уже имеющиеся знания;
  • формировать умения и навыки написания монолога, опираясь на изученный художественный текст;
  • воспитывать любовь к языку через бережное отношение к слову.

Оборудование: текст из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», карточки-памятки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой.

Ход урока.

I. Актуализация прежних знаний.

Учитель: Ребята, сегодня у нас уже четвертый урок по составлению монолога. На прошлых уроках вы учились составлять монологи на основе изученных художественных произведений. С какими видами монолога вы уже знакомы?

Ученик: С монологом-описанием, с монологом-повествованием, с монологом-рассуждением.

Учитель: Какой монолог вы должны были составить дома?

Ученик: Монолог-рассуждение ковра Печорина.

Учитель: Давайте послушаем, какой монолог у вас получился и прокомментируем его.

        Вот я в руках нового хозяина. Кто он? Что за человек? А ведь я уже собирался лежать на полу в чудной гостиной княгини. Меня собиралась купить богатая и, видимо, знатная барыня с очаровательной дочерью. Откуда же явился этот офицер? Зачем он дал за меня на 40 рублей дороже?

        Мне кажется, это неспроста. Сразу же после покупки меня, дорогой персидский ковер, накинули на лошадь. Где это слыхано? К чему это? Неужели в доме офицера не нашлось для меня места?

        Разгадка ясна: мой новый хозяин влюблен. Именно поэтому лошадь, на спине которой лежал я, так долго водили под окном барышни. Значит, я принес пользу моему господину, я был востребован.

Ученик: Это монолог-рассуждение. Он соответствует этому типу речи. Здесь присутствует изложение, разъяснение, подтверждение мысли ковра, принадлежащему Печорину. Ковер размышляет о том, почему герой его купил.

        II. Знакомство с новыми видами монолога.

Учитель: А сегодня мы познакомимся с новыми видами монолога, будем учиться их составлять, опираясь на художественный текст.

1. Сделав один или два поворота, герой наш очутился наконец перед самым домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских,  амбаров, погребов, видимо ветшавших,— наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину — ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! Только одни главные ворота были растворены, и то потому, что въехал мужик с нагруженною телегою, покрытою рогожею, показавшийся как бы нарочно для оживления сего вымершего места; в другое время и они были заперты наглухо, ибо в железной петле висел замок-исполин. У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины.

…Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат… На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли или набрюшник, только никак не галстук. … Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик.

По данному тексту учитель читает монолог, который проецируется на доску с помощью мультимедийного проектора.

Кто я такой? Кем я стал? Что произошло со мной?

Это вот мой дом. Здесь я живу. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов наполняют мой двор. Все это моё! И хозяйство моё текло когда-то в обширном размере, это сейчас только все пасмурно. Это сейчас не могут меня распознать люди: баба я али мужик. Видите, платье на мне совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы. Только мой голос, несколько сиплый, выдает меня за мужика. И на шее у меня что-то повязано, которого нельзя разобрать: чулок ли, подвязка ли или набрюшник, только никак не галстук. Но я не нищий. Я – помещик! У меня 1000 с лишком душ. А сколько у меня хлеба, зерна, муки. Ох! Какое у меня богатство. Да все кладовые амбары и сушилки загромождены множеством холстов, овчин, рыбой, всякой овощью. А сколько у меня запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся.

Но я не довольствуюсь этим. Я хожу каждый день по улицам, заглядываю под мостики, под перекладины и все, что ни попадись: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь – тащу к себе и складываю…

А ведь было время…

Учитель: Можно ли это назвать монологом? По какому произведению он составлен? Чей монолог? К какому типу монолога можно отнести?

Ученик: Да, это монолог. Мы услышали речь одного из персонажей поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Здесь присутствуют все типы монолога: есть и описание, и повествование, и элементы рассуждения.

Учитель: Правильно. Через этот монолог мы узнали описание портрета и быта героя, услышали, чем он занимается, как он дошел до такого состояния.

Ученик: Это монолог Плюшкина о своей жизни. Он характеризует свою жизнь. Здесь присутствуют и вопросительные предложения, констатируются факты, передается взволнованность.

Учитель: Правильно. Те особенности, которые вы назвали, присуще монологу-самохарактеристике. А сейчас послушаем еще один монолог.

2. Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. На взгляд он был человек видный. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за- тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предметы… Дома он говорил очень мало и большею частью размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве богу было известно. Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою… В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно не доставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, но на два кресла ее не доставало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею.

 

Ученик читает, затем комментирует.

        Мой добрый хозяин! Ты опять нового гостя привел? Наверное, будешь хвастаться, дом свой показывать, с сыновьями своими знакомить? А подойти ко мне не хочешь? Даже и не узнал меня. А ведь я твоя книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую ты читаешь уже два года. Барин, ну и лентяй же ты: ни то ни се. Конечно, в первую минуту разговора о тебе можно сказать: «Какой приятный и добрый человек», а в следующую – уже ничего не скажешь. Скучный ты человек. И в доме у тебя непорядок: прекрасная мебель обтянута шелковой материей, но на два кресла так и не купил, и стоят они без пользы. А что творится у тебя в других комнатах! И хозяйством ты, господин мой, не занимаешься, даже никогда не ездишь на свои поля. Хорошо хоть хозяйство идет как-то само собой. Дома ты говоришь мало, большею частью размышляешь. О чем? Никто не знает. Меня не читаешь, я запылилась уж вся. Голубчик, подойди же ко мне, возьми меня в руки. Эх, ушел, даже не дослушал.

Учитель: Докажите, что это монолог. Как бы вы его назвали? Какие особенности речи здесь вы нашли? Прокомментируйте.

Ученик: Да, это монолог. Это речь одного персонажа. Книжка Манилова мысленно обращается к своему хозяину с просьбой, чтобы он взял ее в руки и дочитал наконец, пытается образумить, пристыдить хозяина. Монолог эмоционален, передает взволнованность и просьбу. Здесь присутствуют разнообразные синтаксические конструкции, есть слова-обращения. Его смело можно назвать монологом-обращением.

Учитель: Последний вид монолога, с которым мы познакомимся дальше, будет называться монолог-исповедь. Прочитайте определение, что называется исповедью.

Ученик: По «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой читаем определение: Исповедь – 1) У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. 2) Переносное. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

3. Текст по всему произведению

Ученик читает монолог, затем комментирует.

Хотите узнать обо мне? Так слушайте. Я, Павел Иванович Чичиков, - коллежский советник, помещик по своим надобностям. Конечно, я незначащий червь мира сего и недостоин того, чтобы много обо мне заботились. Но как и у каждого человека, у меня тоже были сокровенные мысли. Я много испытал на веку своем, перетерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь мою. Хотел успокоиться, найти место для жительства. Часто непременным долгом считал засвидетельствовать свое почтение сановникам города; во всем мог поддержать разговор и показал в себе опытного светского человека. Я жил в такое время, когда истинным хозяином жизни становился капитал. Я тоже хотел разбогатеть. С этой целью я бесцеремонно вторгался в светские гостиные, знакомился с помещиками и хотел провернуть стоящее дельце. Прослышав о моих миллионах, весь город потянулся ко мне. Как только меня ни называли: и любезнейший, и почтеннейший, и «душа моя». Но это же губернское общество так же быстро отпрянуло, как только узнало, что никаких миллионов у меня нет. Ноздрев разоблачил мое дельце. Эх, Ноздрев! А сколько я старался. Выходит, все напрасно.

Ученик: Это монолог Чичикова. Конечно, он здесь не исповедуется в своих грехах, но он раскрывает душу, тайные мысли, рассказывает о том, как ему приходилось ради выгоды быть гибким, приспосабливаться к любым обстоятельствам. Вроде бы достиг цели, но все рухнуло. Это можно назвать монологом-исповедью разочарованного человека.

Учитель: Давайте подведем итоги. Монолог, написанный от имени одного из персонажей, есть всецело результат работы по изучению языка действующего героя. Это значительное по объему произведение, имеющее тему, композицию, главную мысль. Требует от пишущего подготовленности, волевых усилий, плана работы.

        На этих уроках по составлению монолога вы много работали, думаю, домашнее задание выполнить будет нетрудно. Напишите самостоятельно монологи на указанные темы по всему произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»:

  1. Монолог-самохарактеристика Ноздрева.
  2. Монолог-обращение настенных часов Коробочки к Чичикову.
  3. Монолог-исповедь Коробочки.

При написании опирайтесь на карточки-памятки.

Карточка-памятка.

  1. Подумайте, какой вид монолога вы будете писать. Почему вы заинтересовались этим персонажем?
  2. Отберите необходимый материал из текста художественного произведения.
  3. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим монологом?
  4. Выберите стиль изложения.
  5. Продумайте композицию, обратите внимание на соразмерность частей.
  6. Сформулируйте основную мысль, к которой вы должны подвести слушателя.

Монолог-самохарактеристика Ноздрева.

Я – помещик Ноздрев. Да, тот Ноздрев, который разоблачил Чичикова. Пройдоха! Хотел меня вокруг пальца обвести. Не получилось. Не бывать этому!

Я, извольте не сомневаться, исторический человек. Все мои истории замечательны. Еще в детстве, в школе, меня хорошим товарищем называли, и при всем том больно поколачивали. За счастье считаю, когда покупаю всякого добра: хомутов, свечек, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста и многое другое.

А как легко я схожусь с людьми, вы представить себе не можете, я сразу ко всем на «ты». Вот Чичиков, хороший человек, мне почти как брат, я его и принял по-родственному. Все свое состояние показал, обо всем рассказал. Показал дорогому гостю жеребца, пруд с рыбой огромной величины, своих породистых собак. А какие клички у них: Стреляй, Обругай, Порхай, Пожар, Скосырь, Черкай, Допекай.

Обед у нас был великолепный с Чичиковым, столько вин перепробовали. Люблю картишки и вина. А Чичиков не захотел со мной перекинуться в карты. Все про «мертвые души» расспрашивал. На какую надобность они нужны ему? Обмануть меня решил. Я сам кого хочешь обману, обхитрю, обведу.

Монолог-обращение настенных часов Коробочки к Чичикову

Уважаемый господин! Вы кто такой? Каким ветром Вас занесло сюда? Наша хозяйка обычно гостей не любит, к ней больше по делу только заезжают. Барин, что-то прикупить хотите? Дешево она вам ничего не продаст. Конечно, у нее всего много: меда, сала, скотины, муки и всего, что и не перечислишь. Знаете, голубчик, какая она скряга! Вы ведь слышали, как мы прошипели, прохрипели, понатужась всеми силами, чтобы два раза пробить. А чтобы нас немного смазать она масло жалеет. Зато все копит, копит и копит. Милейший, знаете что? Сама торговля «мертвыми душами» ее не смутит, она готова торговать и покойниками, лишь бы прибыль иметь. Правильно, господин Чичиков, подумали, она, действительно, крепколобая баба. Это ее помещичья хозяйственность приобрела такой подлый, бесчеловечный смысл. Ну что приуныл, дорогой человек? Подумай. Авось и договоритесь.

Монолог-исповедь Коробочки

Мне уже много лет. Хочу излить вам душу. Я ведь человек верующий.

Всю жизнь была бережливой, переживала за неурожаи, убытки; деньжонок копила в пестрядевых мешочках, размешенных по ящикам комода. Каждый мешочек был определенного назначения. Со стороны может показаться, что я человек нудный, медлительный, осторожный. Но это ведь из добрых побуждений. Я же помещица, значит, мое дело – продать, есть, спать, копить. Каково живется крестьянам у меня? Они для меня «вещи», но не более. Их я тоже могу продать, вот «уступила» третьего году двух девок по сто рублей каждую.

Моя бережливость и расчетливость – это лучшее, что во мне есть, чему я училась всю жизнь, зато все остальное развитие у меня на низком уровне. В этом не моя вина, а беда моя. А память у меня хорошая, никаких записей не веду, всех мужиков-крестьян помню. Но накопительство мое превратилось в корыстолюбие. Мне кажется, это плохо, но я остановиться уже не могу. Крестная сила, помоги!

Список использованной литературы.

  1. Текст из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  2. Текст из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  3. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над текстом объемных прозаических произведений (на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Данная методическая разработка - «Методика работы над  текстом объемных прозаических произведений" -  представляет собой опыт обобщения и конкретизации работы  с суворовцами IIкурса...

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

Общественный смотр знаний по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" "Дело, взятое из души..."

Как сделать так, чтобы после изучения произведения не осталось бы страниц, не прочитанных учениками? Чтобы в памяти остались образы героев и чтобы классическая литература заставила задуматься над совр...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока ...

Вопросы по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" на основе цитат из текста

Проверочный материал разработан на основе цитат из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души", состоит из 21 вопроса, рассчитан на два варианта. Данный вид работы позволяет проверить глубокие зна...