Главные вкладки

    Образ "мертвой души" в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
    творческая работа учащихся по литературе (11 класс) по теме

    Травина Наталья Олеговна

    реферат

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mertvye_dushi.doc158 КБ

    Предварительный просмотр:


    Содержание:

    Введение

    Глава 1. История создания поэмы «Мертвые души»

    1. Разработка замысла поэмы Гоголем
    1. Исторические предпосылки для создания                        поэмы
      Глава 2. «Мертвые души» - энциклопедия русских характеров

    2.1. Души мертвые и души живые в поэме

    а)        помещичья Русь в «Мертвых душах»;

    б)        чиновническая Россия в изображении Н.В.Гоголя;

    в)        Образы народные в поэме
    Заключение

    Список использованной литературы


    «Будьте не мертвые, а живые души...»

    Н.В.Гоголь. Введение

    Николай Васильевич Гоголь - одна из самых выдающихся творческих личностей мировой литературы. Его фигура вызывала и продолжает вызывать напряженный интерес исследователей. Его творчество не утрачивает свою актуальность и на сегодняшний день. Что подвигло этого «аскетичного гения» к написанию главной книги его жизни - «Мертвые души»? В чем заключается главная тема произведения - образ «мертвой души»? Над этими вопросами рассуждали и продолжают рассуждать многие поколения литераторов. Целью нашей работы является осмысление главной темы произведения Н.В. Гоголя на основе анализа источников, посвященных творчеству автора.

    Великие современники писателя (В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский), давая его произведению высокую оценку, видели в нем одаренного сатирика, и блестящего юмориста, обличающего в своем творчестве пороки, «общественные и человеческие», носителя реакционного мировоззрения. «Творение столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и в то же время глубокое по мысли, социально общественное и историческое», - писал В.Г.Белинский, характеризуя содержательность этого произведения.1

    Размышляя над творчеством Н.В. Гоголя, эти мыслители не смогли понять до конца глубину его религиозных убеждений. Для Н.В. Гоголя христианские идеалы были высшим проявлением духовности, тем, к чему он всю свою жизнь фанатично стремился, что он положил в основу своего главного произведения. Анализируя дневниковые размышления Н.В.Гоголя о таланте писателя, данном ему от бога, исследователи приходят к выводу, что

    1 В.Г. Белинский - «Н. В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников». 1951 (Машинский СИ.).


    3

    истинное предназначение своего творчества писатель видит в «прославлении Бога и на пользу людям». Н.В. Гоголь мечтал о «преображении» омертвевшей души русского человека», которое совершалось в нем самом через его творческие поиски и всю жизнь.

    Новое видение феномена «мертвенности душ» начинает складываться у литераторов в начале двадцатого века. Однако с приходом советской власти взгляды исследователей разделились на два направления: модернистическое, характерное для русского зарубежья (К.Мочульский, В.Зеньковский), и традиционное, советское, недооценивающие религиозно-мистическую направленность творчества писателя. М. Гус так характеризовал направленность Гоголя к критичности пороков общественного строя: «...чем яснее распознавал и острее критиковал Гоголь пороки человека, тем яснее проявлялась их обусловленность пороками общественного строя - и тем более Гоголь уклонялся от признаний этой закономерности, и тогда его «просветительный» морализм превращался в мистическую религиозность и проповедничество».2

    Но настоящий исследовательский прорыв свершился в постсоветский период. Новые условия позволили вновь рассмотреть образ мертвой души, как отражение мышления его высоко религиозного автора. «Гоголь - одна из самых аскетичных фигур нашей литературы, единственная, исключительная в своем  poдe» - пишет В.А.Воропаев о внутреннем духовном мире писателя. Он сравнивает его жизнь с жизнью инока, с подвигом и «восхождением к высотам духа», однако эта сторона его личности была приоткрыта только для ближайших к нему духовных лиц и некоторым из друзей. "В нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского".4 Именно Воропаев как никакой другой исследователь

    2 Гус. М.С. Живая Россия и «Мертвые души».- М., 1981

    3Воропаев В.А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии сайт www.gambler.ru.

    4 Мочульский К. «Духовный путь Гоголя».- М., 1934


    4

    показал в своей работе «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» самое глубокое понимание писателем образа «мертвой души».

    Основываясь на главных течениях этих представлений, мы достигаем цели нашего исследования через постановку двух основных задач:

    -        проследить в истории создания поэмы причину значимости для Гоголя
    темы «омертвления души»;

    -        раскрыть    на    основе    представлений    современных    исследований
    (В.А.Воропаев) образ «мертвой души».

    Глава 1. История создания поэмы «Мертвые души» 1.1. Разработка замысла поэмы Гоголем

    У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, — произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами».

    Сколько бы, однако, ни было велико значение «Мертвых душ», нет нужды противопоставлять их предшествующему творчеству писателя. Без «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода», Петербургских повестей и «Ревизора», не было бы «Мертвых душ». Развитие Гоголя шло необыкновенно быстро, интенсивно. Между выходом в свет первого цикла его повестей и началом работы над «Мертвыми душами» прошло всего три-четыре года. Но громадный художественный опыт, добытый Гоголем в процессе работы над первыми своими произведениями, дал ему возможность создать гениальную поэму.

    Замысел Гоголя мог возникнуть, с другой стороны, на том основании, которое было воздвигнуто до него Пушкиным. В «Борисе Годунове» и «Евгении Онегине», «Медном всаднике» и «Капитанской дочке» писатель совершил   величайшие  открытия.      Поразительное  мастерство,   с   каким


    5

    Пушкин отразил всю полноту современной ему действительности и проникал в тайники душевного мира своих героев, проницательность, с какой в каждом из них он видел отражение реальных процессов общественной жизни, глубина его исторического мышления и величие его гуманистических идеалов — всеми этими гранями своей личности и своего творчества Пушкин открыл новую эпоху в развитии русской литературы, реалистического искусства.

    По следу, проложенному Пушкиным, шел Гоголь, но шел своим путем. Пушкин изобразил противоречия современного ему общества. Но при всем том мир, художественно воссозданный поэтом, исполнен красоты и гармонии, стихия отрицания пороков действительности уравновешена стихией утверждения жизни. Правдивое изображение общественных коллизий, подчас неразрешимых для того времени, сочетается с прославлением могущества и благородства человеческого разума.

    Художественный мир Гоголя не столь универсален и всеобъемлющ, как у Пушкина. Иным было и его восприятие современной ему жизни. В творчестве Пушкина много солнца, света, радости. Вся его поэзия проникнута несокрушимой силой человеческого духа, она была апофеозом молодости, светлых надежд и веры, она отразила кипение страстей и того «разгула на пиру жизни», о котором восторженно писал Белинский.

    Пушкин охватил все стороны русской жизни, и уже в его время возникла необходимость в более критическом и детальном исследовании отдельных ее сфер. Реализм Гоголя, как и Пушкина, был проникнут духом бесстрашного анализа социальных явлений современности. Но своеобразие гоголевского реализма в том, что идеал писателя как бы отделился от изображения действительности, от микроскопически подробного исследования ее самых потаенных закоулков. Гоголь не находит в окружающей его жизни воплощения своих идеалов и изображает нищих духом героев в бездушной, вещественной конкретности их общественного


    6

    бытия,   в  мельчайших  деталях  их  бытового  уклада,   их  повседневного существования.

    «Зачем же изображать бедность, да бедность, да несовершенство нашей жизни, выкапывая людей из глуши, из отдаленных закоулков государства?» Эти начальные строки второго тома «Мертвых душ», может быть, лучше всего раскрывают пафос гоголевского творчества. Значительная его часть была сосредоточена на изображении «бедности» и «несовершенства» жизни. Никогда прежде трагические противоречия действительности России не были так обнажены, как в тридцатых — сороковых годах.

    Гоголь был убежден, что в условиях современной ему Росси идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности. И вместе с тем, как мы видим, он возлагал на литературу, на свое творчество непосильную миссию — «устремить общество или даже все поколение к прекрасному». Именно это противоречие было основным для его собственного творчества и, особенно для замысла «Мертвых душ».

    Впервые в истории отечественной литературы Гоголь придал сатире аналитический, исследовательский характер. Это дало возможность писателю не только воссоздать в «Мертвых душах» широкую панораму русской жизни, но и раскрыть, так сказать, ее внутренний «механизм». Гоголь не только изображал зло, он пытался объяснить, откуда оно происходит, что его порождает.

    Еще задолго до Гоголя сатира имела значительные традиции, развитию которых в литературном творчестве содействовали Кантемир и Новиков, Фонвизин и Капнист. Гоголевская сатира отличалась от предшествующей коренным образом. Отличалась, прежде всего, своим художественным методом. Дидактическая сатира прошлого описывала жизненные противоречия, но не вскрывала их сущности. Позиция «благородного негодования», с какой писатель противостоял обличаемым порокам, предполагала определенную дистанцию между ним и объектом изображения. Позиция Гоголя — иная. Он изображает действительность изнутри. Писатель


    7

    как бы входит внутрь того мира, в котором живут его герои, проникается их интересами, исследует их характеры и возможности их характеров. Причем Гоголь не смотрит на них как на примеры для назидания и исправления отдельных личностей, а поднимается до обличения целых явлений в жизни страны.

    1.2. Исторические предпосылки для создания поэмы.

    Замыслом «Мертвых душ» Гоголь, как известно, был обязан Пушкину, давно побуждавшему его написать большое эпическое произведение. Об этом вспоминал Гоголь в своей «Авторской исповеди». Пушкин рассказал Гоголю о похождениях некоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в опекунском совете и получить под них изрядную ссуду. Вопрос о том, откуда Пушкин узнал эпизод, который «подарил» Гоголю, давно занимает исследователей.

    История мошеннических проделок с мертвыми душами могла стать известна Пушкину во время его кишиневской ссылки. В начале 19 века сюда, на юг России, в Бессарабию, из разных концов страны бежали десятки тысяч крестьян, спасаясь от уплаты недоимок и различных поборов. Местные власти чинили препятствия расселению этих крестьян, преследовали их.

    7 июня 1820 года был опубликован именной царский указ, в котором отмечалось, что в Бессарабию из центра России и Украины бегут крестьяне «в значительном количестве». В Кишиневе действовала специально учрежденная комиссии, занимавшаяся выявлением беглых крепостных крестьян. Полиции предписывалось удовлетворять ее требования. Но все меры оказались напрасными. Спасаясь от преследователей, беглые крестьяне часто принимали имена умерших крепостных.

    Автор известных мемуаров полковник И.П. Липранди рассказывает, что во время пребывания Пушкина в кишиневской ссылке по Бессарабии разнеслась молва, будто город Бендеры бессмертен, а население этого города называли «бессмертным обществом». В течение многих лет там не было


    8

    зарегистрировано ни одного смертного случая. Это, в конце концов, возбудило подозрение властей. Началось расследование. Оказалось, что в Бендерах было принято за правило: умерших «из общества не исключать», а их имена отдавать прибывшим сюда беглым крестьянам.

    Пушкин не раз бывал в Бендерах, и его, по свидетельству того же Липранди, очень занимала эта история. Впоследствии, уже находясь в Одессе, Пушкин при каждой встрече с Липранди, непременно спрашивал у него: «Нет ли чего новенького в Бендерах?»

    Эта авантюра с «мертвыми душами» долго сидела в памяти Пушкина, и она, вероятно, стала звеном той истории, которую почти полтора десятилетия спустя после кишиневской ссылки он рассказал Гоголю.

    Глава 2. «Мертвые души» - энциклопедия русских характеров. 2.1. Души мертвые и души живые в поэме.

    Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы -"ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других".

    Понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это не только умершие крепостные крестьяне, купить которых решил аферист Чичиков, но и духовно омертвевшие помещики и чиновники. "Мертвые души" - это представители господствовавших в то время общественных слоев.

    Поэма построена как похождение "приобретателя" Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души. Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное


    9

    право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.

    Гоголь дает эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мелочная Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) - прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения. Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства.

    Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. "На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Раньше он" служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером". Живя в поместье, он "иногда приезжает в город... чтобы увидеться с образованнейшими людьми". На фоне обитателей города и поместий он кажется "весьма обходительным и учтивым помещиком", на котором лежит какой-то отпечаток "полупросвещенной" среды.

    Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и времяпровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого "существователя". Писатель подчеркивает в характере Манилова его никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова "только пять-шесть берез..." с жидкими вершинами. Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все


    10

    на той же 14-ой странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами" (проектами), вроде постройки подземного хода дома, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка", вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности - пустые мечты.

    Другим представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина. Все человеческое умерло в нем, в полном смысле это «мертвая душа», "прореха на человечестве". К такому выводу ведет нас Гоголь, развивая и углубляя тему духовной гибели человека. Деревенские избы села Плюшкина имеют вид "особенной ветхости", барский дом выглядит "инвалидом", бревенчатая мостовая пришла в негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в "неопределенном платье, похожем на женский капот", таком рваном, замасленном и заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош". Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были всякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой «дряни», знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне "мрут, как мухи", десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!" - восклицает Гоголь.


    11

    Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, - это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города, возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие... Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».

    Вся галерея образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников-душевладельцев. "Мертвым душам" поэмы противопоставлены "живые" -народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный.

    С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где «право», а где «лево», плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу "бойкого народа" и расторопность ярославского мужик.

    Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он исходил с топором за поясом и сапогами  на  плечах  все  губернии.  Каретник Михей  создавал  экипажи


    12

    необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников - "что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одного оброку приносил по пятьсот рублей!". Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, - он "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись скупцами". Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.

    2.2. Помещичья Русь в «Мертвых душах»

    В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства.

    Каковы же основные представители этого сословия? Писатель дает в поэме крупным планом образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу. Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб — Маниловым, Ноздревым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным — выявляет основные типичные черты российского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумное расточительство, умственное и моральное убожество. Как замечательный писатель-реалист, Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких и неповторимых образах, создавая типические характеры.


    13

    Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной "скопидомки" Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадное путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение — от лучшего к худшему. И касается это, главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.

    Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи, что говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: "ни то ни се", "ни в городе Богдан ни в селе Селифан". Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Гоголь смешно описывает растерянность Манилова. Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не в силах отказать такому приятнейшему человеку. Его озабоченность находит выражение в размышлении о том, "не будет ли эта негоция не


    14

    соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?" Комизм ситуации заключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство. И такие люди являются правящим классом России!

    Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова, она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену "копейке". Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую "дубинноголовость" и жадность. В отличие от Манилова, Коробочку характеризуют отсутствие всяких претензий на высшую культуру и какая-то своеобразная «простота». Отсутствие «парадности» подчеркнуто Гоголем даже в портрете Коробочки: уж слишком у нее малопривлекательный, затрапезный вид. «Простота» Коробочки отражается и в ее отношениях с людьми. «Эх, отец мой, - обращается она к Чичикову, -да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи!» Все мысли и желания Коробочки сосредоточены вокруг хозяйственного укрепления ее поместья и непрестанного накопления. Она не бездеятельный фантазер, как Манилов, а трезвый приобретатель, вечно копошащийся у своего жилья. Но хозяйственность Коробочки как раз и обнаруживает ее внутреннее ничтожество. Приобретательские побуждения и стремления заполняют все сознание Коробочки, не оставляя места ни для каких иных чувств. Она из всего стремится извлечь выгоду, начиная от домашних мелочей и кончая выгодной продажей крепостных крестьян, являющихся для нее прежде всего имуществом, которым она вправе распоряжаться, как ей вздумается. Она торгуется, пытается поднять цену, получить большую выгоду. Чичикову с ней гораздо труднее договориться: она равнодушна к любым его аргументам, поскольку для нее главное — извлечь пользу самой. Чичиков недаром называет   Коробочку   «дубинноголовой»:   этот   эпитет   очень   метко   ее


    15

    характеризует. Соединение замкнутого образа жизни с грубым стяжательством определяет крайнюю духовную нищету Коробочки. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и "мертводушием", как Манилов.

    Далее - снова контраст: от Коробочки - к Ноздрёву. В противоположность мелочной и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается буйной удалью и «широким» размахом натуры. Какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе "исторического человека". Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть — бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков — крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной почве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как: наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье. Это отражается в его отрывочной, быстрой речи, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа "скотовод эдакой", "свинтус ты за это", "такая дрянь". Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревых как "хороших и верных товарищей", а затем добавляет: "... и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы". За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева.

    У Собакевича в противоположность Ноздрёву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления,


    16

    потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием — он сравнивает Собакевича со "средней величины медведем". Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом "фук". Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера — неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и "неслыханными усами", украшавшими его кабинет.

    Ирония и сарказм в характеристике Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди "мертвых душ", так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, и, Чичиков, видя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамство Ноздрева, его стремление напакостить ближнему все-таки не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились


    17

    осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди. Всегда ли он был таким? Нет. Это единственный персонаж, чья душа умерла лишь с течением времени, зачахла из-за каких-то обстоятельств. Глава о Плюшкине начинается с лирического отступления, чего не было при описании ни одного помещика. Лирическое отступление сразу настраивает читателей на то, что эта глава значительна и важна для повествователя. Повествователь не остается безучастным и равнодушным к своему герою: в лирических отступлениях (в VI главе их два) он выражает свою горечь от осознания того, до какой степени мог опуститься человек. Образ Плюшкина выделяется своим динамизмом среди статичных героев реального мира поэмы. От повествователя мы узнаем, каким был Плюшкин раньше, как постепенно загрубела и затвердела его душа. В истории Плюшкина мы видим жизненную трагедию. При упоминании о школьном товарище на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Значит, все-таки душа Плюшкина еще не совсем умерла, значит, в ней осталось еще что-то человеческое. Живыми у Плюшкина были и глаза, еще не потухшие, «бегавшие из-под высоко выросших бровей, как мыши». В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад - это своеобразная метафора души Плюшкина. Только в имении Плюшкина находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит внутренний монолог после отъезда Чичикова. Этим Плюшкин отличается от всех других помещиков, показанных Гоголем.

    Все помещики, столь ярко и безжалостно показанные Гоголем, а также центральный герой поэмы - живые люди. Но можно ли о них так сказать?


    18

    Можно ли их души назвать живыми? Разве их пороки и низменные побуждения не убили в них все человеческое? Смена образов от Манилова до Плюшкина раскрывает все более усиливающееся духовное оскудение, все возрастающее моральное падение владельцев крепостных душ. Назвав свое произведение «Мертвые души», Гоголь имел в виду не только умерших крепостных крестьян, за которыми гонялся Чичиков, но и всех живых героев поэмы, которые давно уже стали мертвыми. Поэтому гоголевская поэма неизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжении веков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей, тормозило экономическое и культурное развитие страны.

    2.3. Чиновническая Россия в изображении Н.В.Гоголя

    В царской России 30-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми. Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы. К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как "Ревизор", "Шинель", "Записки сумасшедшего". Она нашла выражение и в поэме "Мертвые души", где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

    Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются

    19

    благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, "первому хапуге в мире". Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: "...зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает". Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, — это густыми черными бровями.

    Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем "бумажку", "которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою". Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с


    20

    Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в "Божественной комедии", ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.

    Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие — это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под "тонкими" автор подразумевает среднюю прослойку, а "толстые" — это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

    Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что "все они были гражданские чиновники". У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.


    21

    Гоголь в поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее "Повесть о капитане Копейкине". В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся инвалид пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа. Именно к такому выводу приводит читателя замечательная поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души".

    2.4. Образы народные в поэме

    В поэме "Мертвые души" Гоголь хотел показать "всю Русь". В ней писатель воссоздает разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, рисует сатирическими красками образы чиновников, взяточников и воров, сосредоточивших в своих руках государственную власть. Автор выводит здесь и нового человека — нарождающегося буржуа, дельца, приобретателя, И всех этих героев он определяет как "мертвые души". Но позади "мертвых душ" выступают души живые. Это русский народ, с которым писатель связывал надежды на лучшее будущее России. Поэтому гоголевская поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа — мертвой.


    22

    Писатель видел в темном и забитом русском народе необъятные силы, огромные потенциальные возможности. Значит, основная мысль поэмы — в стремительном беге России вперед, в движении к счастливому будущему русского народа. Несмотря на господство в эпоху Гоголя "мертвых душ" над живыми, он видит неудержимое движение России к лучшему.

    Кто же движет ее? На фоне мертводушия маниловых, коробочек, Плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как "мертвую душу". Но этот русский богатырь, "что и в гвардию годился бы", предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами. Эти умершие или придавленные крепостническим гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным уважением говорит о том, что тот славный мастер должен только на государя и работать.

    В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям и сам горько издевается над своей


    23

    судьбой. Запоминается в поэме образ Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.

    Но писатель видит, что эти замечательные качества народа задавлены и изуродованы крепостным рабством, властью мертводушных помещиков и чиновников. Поэтому Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девчонки Пелагеи, которая "не знает, где право, где лево". Юмористически описывает автор в начале поэмы глубокомысленный разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Стремление к мыслительной деятельности превращается в глупое пустословие, ибо жизнь крестьян так скудна и ничтожна, что не дает им достаточного материала для размышлений. Вызывает смех и "благородное побуждение к просвещению" крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким показателем неразвитости, убожества духовного мира значительной части дворового крепостного крестьянства. О том же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям.

    Невежество, темнота, пьянство, забитость — это те черты русского народа, которые сформировались в нем благодаря векам крепостной зависимости. Значит, самодержавно-крепостнический строй России не только тормозил экономическое развитие страны, но и преступно губил душу русского народа. В поэме слышится протест крестьянства против своих


    24

    мучителей и угнетателей — помещиков и чиновников. Например, он выражается в бунте крестьян сельца Вшивая Спесь и сельца Боровки, которые снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя Дробяжкина. Тот же протест звучит и в народном слове, в метких пословицах и поговорках. Например, когда Чичиков расспрашивал встретившегося мужика о Плюшкине, тот наградил этого барина убийственно точным прозвищем "заплатанной". Гоголь пишет: "Выражается сильно российский народ, и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света". Писатель убежден, что ни у какого народа нет такого замашистого и бойкого меткого слова. Величественные, бескрайние просторы России и горькая судьба ее народа наводят на мысль о возможности и необходимости коренных перемен в стране, так как "удалая, полная силы национальность" несовместима с нищенским положением, отупляющей неволей, господством "мертвых душ".


    25

    Заключение

    Таким образом, в результате анализа и сравнения источников, мы можем прийти к выводу, что основным идейным ядром рассматриваемого произведения является образ «мертвой души». От первой до последней главы проносит автор мотив мертвенности. "Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери кроме указанной Иисусом Христом», писал Гоголь в своей предсмертной записке, раскрывая духовный смысл своей главной книги.

    Название «Мертвые души» очень емкое и включает, как и вся поэма, несколько планов. «Мертвая душа» - это и обозначения несуществующего человека, и реальный человек, и умершие крестьяне, и помещики, чиновники; это и отражение безнравственности, кощунственности закона, позволяющего продавать и покупать живого человека, и формула власти пустой формы, параграфа, бумаги над человеческой жизнью, а также свидетельство пустоты, ничтожества, духовного упадка современного писателю мира.

    Материальное, физическое существование по мысли Гоголя не значит жизнь, оно далеко от подлинных духовных движений. Ни у Манилова, ни у Ноздрёва, ни у других героев нет никаких ярких жизненных интересов, страстей, а только пустое мечтательство, безудержность, стяжательство, пустословие, равнодушие ко всему, кроме своих интересов. При всем разнообразии черт они одинаково мертвы. Омертвление подчеркивается животными сравнениями, «овеществленностью», погруженностью героев в мир вещей, описанием глаз (практически его отсутствием), в которых не светится душа. Рядом с «мертвыми душами» помещиков и чиновников умершие крестьяне выглядят живыми.

    К своим героям Гоголь подходит с нравственной меркой - милосердие, забота о ближнем, высокое служение и достоинство человека. С этой точки зрения    жизнь    «Мертвых    душ»    -    суета,    мельтешение,    призрачная


    26

    деятельность,   только   форма,   функция,   деформирование,   обездушивание человеческих отношений, но не сама жизнь.

    Раскрывая картину недостатков, пороков, черствости и бездушия эпохи, Гоголь противопоставил богатырское начало, скрытое в русском человеке, простор, дающий возможность развернуться этой силе и устремленность к идеалу, вдохновение и проникновенность авторской души. «Мертвые души» были бы просто сатирическим романом, если бы за «мертвыми душами» не скрывалась живая Россия, вырастающая из той же действительности. В ней надежда, залог будущего выздоровления, в которое горячо верил автор.

    Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.

    В нашей работе мы попытались рассмотреть «души мертвые» и «души живые» в поэме, проанализировать их характеристики, определить общую проблематику произведения. Подводя итоги, можно сказать о том, насколько точно Гоголь сумел передать парадоксы российской действительности того времени, и насколько актуальна, например, проблема чиновничества и по сей день, а также попытаться наглядно представить причины возникновения подобных коллизий и в последующие этапы развития нашего государства.

    Размышляя об источниках «мертвенности» людских душ, писатель сожалеет о том, что общество все более отдаляется от церкви, устремляясь к материальным благам и развлечениям, и, как следствие этого, гибнет его душа. Дело в том что, писатель был глубоко убежден в том, что в Церкви, как в основе русской культуры, было «заключено все, что нужно для жизни истинно русской, во всех ее отношениях, начиная от государственного до простого семейственного, всему настрой, всему направленье, всему законная и верная дорога».


    27

    Исследуя путь, в поисках которого находился Н.В. Гоголь на протяжении всех лет работы над «Мертвыми душами», В.А. Воропаев приходит к видению писателя в роли «государственного человека, стремящегося к наилучшему устройству страны». Гоголь видит будущее России в особом «духовном даре» русского человека, а также в «осознании им своего неустройства, своей духовной нищеты». Надежда на духовное возрождение русского человека основывалась на его вере в его «огромные возможности» и «духовные устои национального характера».

    Таким образом, можно прийти к выводу о том, что тема души и духовности становится основной темой творческой и личной жизни писателя. Гоголь рассматривает ее как предназначение и долг всей своей жизни. «Дело мое проще и ближе: дело мое есть то, о котором, прежде всего, должен подумать всяк человек, не только один я. Дело мое - душа и прочное дело жизни».


    28 Список использованной литературы:

    1.Бахтин. М.М. Собрание сочинений т. 2 - М., 1987

    1. Воропаев В.А.   Из рассказов о Гоголе. -2003.
    2. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М., 1959
    3. Гус М.С. Живая Россия и «Мертвые души».- М., 1981
    4. Зелинский В.В. Гоголь. Критический разбор поэмы «Мертвые души». - М.,
      1910
    5. Манн Ю.В. В поисках живой души. — М., 1982
    6. Машинский СИ. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. - М., 1978

    8.        Машинский  СИ.  Н.В.  Гоголь  в русской  критике  и  воспоминаниях
    современников. - 1951

    9.        Мочульский К. «Духовный путь Гоголя».- М., 1934

    1. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов - Мн.: изд. В.М.
      Скакун, 1998.
    2. Ожегов СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 1997.
    3. Поспелов Г.Н. Творчество Н.В. Гоголя. — М., 1953.
    4. Смирнова-Чикина СЕ. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». - Л., 1974.

    1. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. — М., 1959.
    2. Воропаев В.А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии,
      сайт www.gambler.ru.

    16.        . Православность пути-интервьюс Воропаевым В.А.- 2002


                                                         Рецензия

    На реферат «Образ «мертвой души» в поэме НВ Гоголя «Мертвые Души». ученицы 11 класса   _______________________________________________________________

    Рецензируемый реферат выполнен на основе 16 реферируемых источников, следовательно, носит обзорный характер.

    Работа структурирована целесообразно и отвечает всем требованиям, которые предъявляются к школьной научной работе.

    Реферату присущи следующие жанровые признаки:

    - семантическая адекватность первоисточнику;

    - максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста;

    - объективность в передаче содержания первоисточника;

    -авторизированность в передаче информации.

    Анализ содержательной стороны реферата позволяет судить о том, что ученик глубоко и детально изучил указанные первоисточники, смог синтезировать наиболее интересные и значимые позиции исследователей и сам проделал определенную исследовательскую работу в рамках реферата.

    Обоснованно ученик объясняет актуальность данной темы, грамотно называет цели и задачи исследования. Особого внимания заслуживает основная часть реферата, где материал структурируется в смысловые блоки, а также вывод, который делает ученик, опираясь на труды В.А. Воропаева.

    Данный реферат рекомендован к защите.

    Учитель-----------------------


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К/Р по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

    Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (сочинение-рассуждение)Варианты 1-9...

    Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

    Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

    Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

    Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

    Синтаксические особенности поэмы Н.Гоголя "Мёртвые души"

    И этом языковом исследовании анализируется структура предложений....

    Общественный смотр знаний по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" "Дело, взятое из души..."

    Как сделать так, чтобы после изучения произведения не осталось бы страниц, не прочитанных учениками? Чтобы в памяти остались образы героев и чтобы классическая литература заставила задуматься над совр...

    Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

    Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

    Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

    Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока ...