«Уходит жизнь – приходит память, и память возрождает жизнь»
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Саматова Дания Вахидовна

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Уходит жизнь – приходит память, и память возрождает жизнь»

  «Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут.

Останетесь только вы, теперешние дети. И может  случиться, что новые малыши забудут  наше горе, нашу радость, наши слезы. Не давайте им забыть».

                                                   А.Лиханов

Учитель:  Ребята, сегодня вы познакомитесь с писателем, имя которого для многих из вас прозвучит впервые. Это Альберт Анатольевич Лиханов.

Слайд 2

Библиотекарь: Обратитесь, пожалуйста, к выставке его книг и послушайте миниобзор книжной выставки

СЛАЙД 3

  Ученик: Альберт Анатольевич Лиханов родился в небольшом городке Кирове в 1935 году. Свой литературный путь начал с журналистики; в течение тринадцати лет был главным редактором молодежного журнала «Смена». Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России , но и в США, Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.

  Альберт Лиханов удостоен премии Януша Корчака, Междунарожной премии им. Горького, Государственной премии России.

Библиотекарь: Как видите, ребята, писатель широко признан у нас и за рубежом. Почему? Чем он заслужил это призвание?

   Учитель: Его главная тема и главная боль -  судьбы детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия,  идет ли речь об увечьях,  о предательстве родителей или о жизни в детском доме…

   Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание уделяя детям – инвалидам. И это делает честь его характеру и человеческой судьбе.

     Разговор пойдет о повести «Последние холода».

Вы уже заметили ее на нашей выставке. Итак, в добрый путь!

     

Слайд 4

  Ученик: «Последние холода».Это повесть о том, как люди жили во время войны в тылу.

Писатель рассказывает, как трудно и голодно жилось детям во время Великой Отечественной войны. Слад 5

Голод – это страшно. Слёзы наворачиваются, когда читаешь о бесплатных талонах на доппитание, об ощущении несытости, которое ни на минуту не покидало детей военных лет…

Остановимся на конкретных судьбах героев

Слайд 6

Учитель: Как жилось Коле? К чему он привык, находясь рядом с мамой и бабушкой? (Жил мальчик с мамой и бабушкой, отец на фронте. О с любовью вспоминает свою «милую сердцу учительницу, дорогую Анну Николаевну». Интересное слово употребляет автор, чтобы подчеркнуть нечеловеческие усилия матери и бабушки, спасающих ребёнка от голода – надсаживались (по словарю Даля-тяжело трудились, надрывались)

Слайд 7

Судьба Маши и Вадима

Почему Маша и Вадим попали в беду? Как они кормились? Кто такие шакалы?

Какие черты характера помогли брату и сестре выжить?

  (Дети остались одни: отец погиб на войне, мама в больнице, они потеряли талоны на питание, поэтому вынуждены «побираться в столовке, доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки». Таких детей называли страшным словом – «Шакалами». О своей беде никому не рассказывали, так как не хотели, расстраивать больную маму)

Слайд 9

 «Бывает так в жизни, бывают такие мгновения, когда вдруг маленький человек думает совсем по-взрослому.»

Детей подкармливали все, кто мог: дополнительное питание в столовых; помогали учителя в школе; бойцы отрывали от себя; на рынке торговки закрывали  глаза на голодных  воришек; жмыхом делились рабочие маслозавода. Словом, держались друг за дружку, вот и выдюжили! Слайд 10

Слайд 11, 12

Что сделал для них Коля? Как вы оцениваете его поступок?

Расскажите о тех эпизодах повести, из которых видно, что Коля повзрослел.

( Коля принимает решение отдать свою куртку Вадиму.

Коля несёт письмо Вадима и Маши в тифозный барак матери ребят.

Коля останавливает упрёк матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием: «Как тебе не стыдно!»)

    Ребенок, а потом подросток взрослеет, совершая поступки, замечая чужую боль и неустроенность, беря ответственность за других на себя.

    Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу? Что их разделяло?

     Прочитаем последние страницы повести, чтобы поточнее ответить  на  этот  нелегкий  вопрос (от слов «… В общем, я пришел к  ним в сумерки», кончая словами «…как в самом начале войны»).

    В тексте есть прямой ответ на этот вопрос: «Просто я жил в одном мире, а он (Вадим) существовал в другом»).

      Почему в эти тяжкие годы все-таки удавалась спасти детей от голодной смерти?

      ( Детей подкармливали все, кто мог: дополнительное питание в столовых; помогали учителя в школе; бойцы отрывали от себя; на рынке торговки закрывали  глаза на голодных  воришек; жмыхом делились рабочие маслозавода. Словом, держались друг за дружку, вот и выдюжили!)

Слайд 16  

  Почему книга называется «Последние холода»?

(Кончилась война. Стаял снег. Пришла весна и в душу людей…)

     («Ну вот, - сказала негромко Анна Николаевна, -  война кончилась. Вы застали ее детьми. И хотя вы не знали самого страшного, все-таки вы видели эту войну.

Слайд17

       -Знаете, - проговорила учительница, - немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время, много-много времени,  и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но  и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда была война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она помолчала. – И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете?»

Слайд 18

Учитель: Итак,  ребята, вы будто побывали в том далеком  военном времени и увидели, каким тяжелым грузом ложилась на плечи людей война. Она не щадила ни старых, ни малых, она ломала и закаляла характеры людей.

Вся прошлая жизнь людей нашей России – это наша история, и мы должны ее знать, причем не только победные страницы, но и

 горькие дни поражения, страдания, голод.

   И эти знания не просто расширяют кругозор, они формируют наш характер, наше отношение к старшему поколению, учат переносить лишения, помогать друг другу в беде.

Слайд 19  

Библиотекарь: Я думаю, что вы тоже будете выполнять наказ Колиной учительницы не забывать ни горя, ни радости, ни слез, ни трудностей жизни уходящего поколения. Тогда не оборвется ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим. И надо уметь быть благодарными писателю, который разбудил в ваших душах добрые мысли и чувства. Вы сегодня, надеюсь, стали чуточку взрослее. Помните, у Лиханова:

       «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нету у него взрослого понимания подряд   всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А вот кедр. Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем».

Учитель:

Сегодня вы познакомились с книгой  А. Лиханова «Последние холода». Хочется надеяться, что вы потянетесь и к остальным его книгам, в первую очередь – к «Русским мальчикам». В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жизнь в слове и слово в жизни"

При изучении темы "Лексика" данная презентация поможет пятиклассникам понять, что в русском языке постоянно происходят изменения, как и в жизни. ...

Григорий Пономаренко: жизнь, творчество, память

1. Урок посвящён жизни и творчеству выдающегося кубанского композитора Г.Ф.Пономаренко. Дети знакомятся с его биографией, совершают заочную экскурсию в музей-квартиру, слушают песни на стихи С.Есенина...

сценарий "Память солдатская память"

разработка данного мероприятия,...

"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни

"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...

"Память вечна. Память священна"

Урок данной тематики является традиционным,  проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.К уроку школьники готовились заранее.1) В течение всего учебного года работали...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Технологическая карта внеклассного мероприятия на тему: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней… (с) И. А. Бунин»

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине вывода советских войск из Афганистана...